это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2514115
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе
Марсель Мосс «Эссе о даре»
Вступление
Впервые дар как антропологический и культурный феномен, который имеет универсальный характер, был исследован французским этнологом и социологом Марселем Моссом. Этнологическая и социологическая модель дара описана в его работе «Эссе о даре». Основные аспекты его исследования мы и рассмотрим в данном эссе.
Аргументация.
Проблематизация феномена дара в работе Мосса рассматривается в контексте конкретной научно-методологической парадигме, а именно – в контексте «теории обмена».
Согласно Марселя Мосса, дар – это одна из форм обмена, наиболее давняя его форма, постичь природу которой можно посредством проведения этнологических и компаративно-социологических исследований архаических обществ и древних экономических систем.
На базе исследования Ф.Боасом феномена «потлача», обычая циклического обмена дарами у американских индейцев, Марсель Мосс пришел к выводу о том, что в архаическом обществе распространение обычая обмена в форме дара имело всеобщий характер. В частности, он утверждал, что все – еда, женщины, дети, собственность, талисманы, труд, услуги, религиозные обязанности и ранги – составляют предмет передачи. Все происходит так, будто между индивидами и кланами, разделенными за рангами, возрастом и полом, происходит постоянный обмен духовным веществом, которое есть как в вещах, так и в людях [1, 134].
Из трех взаимосвязанных обязанностей, которые составляют обмен в форме дара – брать, давать, возмещать – последнее имеет наиболее важное значение. Будучи формально добровольным, и дар, и взаимное дарение на самом деле является категорическим обязательством, и всякое нарушение этики и экономики дарения может привести к конфликту[1, 153]. Причиной этого является «активность» дара. В процессе дарения дарится одновременно что-то от своего «Я». В такой системе считается очевидным и логичным возвращать другому то, что составляет часть его собственной природы, поскольку принять что-то от кого-то – означает принять что-то от его духовной сущности, от его души. Придержать эту вещь у себя означало бы смертельную опасность.
Следует подчеркнуть, что с одной стороны дар трактуется М.Моссом как нечто объективированное и конкретное, а с другой стороны делается акцент на способности дара функционировать в качестве специфического культурного механизма, который поддерживает социальные отношения между людьми.
В рамках данной концепции в схеме «обмен-дар-жертвоприношение» дар занимает промежуточное место. Он сохраняет способность в каждом конкретном случае быть интерпретирован в зависимости от контекста. Не только в качестве прецедента в экономических отношениях, но и в качестве религиозного феномена (жертвоприношения), в котором, однако, экономический компонент предстает в качестве обязательного, пускай даже в имплицитном виде.
Заключение
Итак, именно благодаря Марселю Моссу в антропологии принято определять дар как предмет, который один субъект своим волеизъявлением, обусловленный исторически и социально, навсегда передает другому. Жертва и дар имеют схожее содержание, поскольку в обоих случаях действует принцип «даю тебе, чтобы ты дал мне», согласно которому дар должен быть компенсирован [1, 174]. Обычай принципа обмена дарами реализуется с помощью материальных ценностей, но в акте дарения или жертвоприношения утверждается также принцип взаимной доброжелательности в отношениях между людьми и богами. Однако для дальнейшего исследования, исходя из концепции М.Мосса, актуальной будет тема «овеществления человека», поскольку если можно одухотворять вещи, то также можно и «расколдовывать» мир человека, превращая его в вещь.
Список литературы
Мосс, М. Общества, обмен, личность. Труды по социальной антропологии., М.: КДУ, 416с.
Батай Ж. Теория религии. Литература и зло., - Минск.: Современный литератор, 352.
Белик А.А. Культурная (социальная) антропология, М.: Российский государственный гуманитарный университет, 613с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!