это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2515982
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Процесс познания человеком окружающего мира связан с путешествиями. Древние народы, вступившие в эпоху рабовладельческого общества, пытались уже систематизировать имеющиеся географические знания.
Различные цели побуждали людей совершать путешествия / мигрировать на разные территории, преодолевая большие расстояния с препятствиями. Именно благодаря путешественникам античности были открыты новые территории и цивилизации, накоплен большой географический опыт, способствовавший дальнейшему развитию туризма.
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ ПУТЕШЕСТВИЙ Невозможно определить, когда именно люди начали путешествовать. Скорее всего, начало истории путешествий следует вести с того времени, когда начал происходить процесс отделения человека от животного мира. В любом случае нет никаких сомнений в том, что путешествия начались, когда были заложены основы человеческой цивилизации.
С уверенностью можно выделить несколько побудительных мотивов путешествий:
Первобытный человек вынужден был переходить из одной местности в другую в поисках пищи (охота, рыболовство и т.п.). Несмотря на то, что такие переходы делают и животные (например, стада антилоп преодолевают до тысячи километров за сезон), все-таки подобные перемещения в пространстве характерны для человека, так как носят осмысленный и целенаправленный характер [6, c. 10].
С появлением скотоводства первобытный человек начал совершать длительные путешествия в поисках пастбищ, прокладывая тропы и запоминая их. Часто пастухи отмечали свой путь специальными знаками на земле.
С развитием примитивного земледелия интерес человека к территориальному распределению растительного мира значительно расширился. Человек двигался в поисках лучших и более плодородных земель и даже стремился изменить ландшафт земель, непригодных для возделывания сельскохозяйственных культур.
Развитие ремесла и торговли поставили перед необходимостью создавать схемы маршрутов. Ориентирами служили наиболее заметные черты рельефа (гора, скала, высокое дерево и т.п.). Революционным этапом перемещения людей стало изготовление и использование плавсредств для преодоления расстояния по воде. Сначала использовалось течение воды, а затем и сила ветра. Ориентирами на море служили солнце и звезды.
С развитием межгруппового общения создаются привычные пути между селениями. Развивается межплеменное общение. Это общение имело несколько разновидностей:
а) внутриэтническое перемещение, т.е. перемещение внутри территории, занимаемой племенем или союзом племен;
б) межэтническое общение, т.е. перемещение за пределы территории обитания своего племени и утрата с ним дальнейшей связи;
в) перемещение самого племени или союза племен в другую местность, что характерно для народов, ведущих кочевой образ жизни.
Такой вид перемещений называют миграцией, которая бывает сезонной либо вызывается другими причинами. К объективным причинам миграции можно отнести:
– климатические факторы. К ним относятся разливы рек, извержения вулканов, сходы лавин, камнепады и прочие природные катаклизмы;
– биологические факторы. Они связаны с тем, что первобытные люди часто были вынуждены спасаться от нападения хищных зверей и при этом даже менять первоначальное место своей стоянки;
– социальные факторы. К ним относятся войны, межплеменные столкновения, необходимость укрыться от внешней агрессии, а также преследование противника и захват его территории [2, c. 76-77].
Субъективные причины миграции не играли такой большой роли, как объективные. Никто не мог покинуть племя и путешествовать по личным интересам. В палеолите и мезолите жить одному и даже в небольшой группе было просто невозможно.
ПЕРВЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТАПроцесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени связан с путешествиями. Необходимость налаживания торговых связей заставляла людей отправляться в далекие неизведанные земли. Первые сведения о путешествиях и их роли в возникновении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказок, библейских текстов и свидетельств древних авторов.
В XVII в. на Ближнем Востоке были найдены глиняные таблички с клинописными письменами, подтверждающими существование там великих центров мировых культур – Междуречья и Месопотамии. В этих письменах содержатся сведения и о первых путешественниках. Помимо этого, еще одним центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север.
Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит) [5, с. 21].
Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. В настоящее время считают, что это территория современного Сомали и Йемена. Главными предметами вывоза из Пунта были рабы, золото, черное дерево, слоновая кость и ароматические смолы мирровых деревьев. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия.
Египетские папирусы свидетельствуют, что плавания в страну Пунт совершались с IV тысячелетия до н.э. в период царствования фараона Асса, когда египетский военачальник Уруду совершил завоевательную кампанию на этих землях и привел в Египет рабов карликов (имеются в виду пигмеи, живущих там). Другой египетский путешественник, Киркуф, достиг не только территории Пунта, но и пошел дальше, о чем свидетельствуют надписи, найденные в окрестностях Ассуана. Первое исторически доказанное путешествие египтян в страну Пунт произошло в XXVI веке до нашей эры при фараоне Сахуре.
Но самое известное и почти полностью сохранившееся до наших дней описание путешествия – это путешествие Синухета (в другой транскрипции – Синухит), состоявшееся примерно в 2000 – 1960 гг. до н.э. Это были годы правления фараона Аменемхета I. Синухет предпринял путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток [8].
Этот рассказ написал неизвестный автор. Египтяне любили читать его и переписывали с папируса на папирус. Четыре страницы этого папируса хранятся в Москве в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В 1915 году академик Б.А. Тураев сделал первый научный перевод легенды о странствиях Синухета с древнеегипетского языка.
Речное судостроение возникло у египтян очень рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древнеегипетских гробниц есть изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса. На памятниках и стенах древних храмов запечатлены большие речные суда с снаряжением, каютами и прочей атрибутикой корабля.
При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до нашей эры неоднократно совершались экспедиции в южные страны. Фараоны XII династии посылали экспедиции вверх по Нилу.
Слава лучших мореходов древности принадлежит финикийцам. Сохранились сведения, что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну возглавил экспедицию на побережье Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и ароматическими смолами [4, c. 42]. Первое плавание по Средиземному морю было осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н.э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ. Веком позже, при фараоне Сахуре, из дельты Нила была отправлена флотилия в Палестину и Сирию, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.
Корабли иногда даже помещали в погребальные камеры фараонов. Например, в пирамиде Хеопса обнаружена копия корабля.
Слава о сказочно богатой стране Пунт жила в веках. Почти через тысячу лет после путешествия Синухета в 1493 г. до нашей эры по воле царицы Хатшепсут, проживавшей в Фивах (ныне г. Луксор), в Пунт отправилась морская экспедиция в составе пяти больших тридцативесельных кораблей.
Путешественники преодолели по Красному морю 2 000 км. Это путешествие по праву считается одним из первых путешествий с разведывательными целями.
Во времена царицы Хатшепсут также строились и огромные транспортные суда для перевозки 750-тонных блоков в священный город Луксор.
Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину доставляли из Сирии и Ливана. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, Индию, велась также посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами Восточной Африки, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.
В VI в. до нашей эры по заданию египетского фараона Нехо II финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки. Финикийцы отплыли из Эритрейского моря (Красное море) и вышли в Южное море (Индийский океан). При наступлении осени они приставали к берегу на зимовку. На берегу они устраивали стоянку, засевали землю и дожидались урожая, затем плыли дальше. Так прошло в плавании два года, а на третий они обогнули Африку и проплыв через «Геркулесовы столбы», возвратились в Египет. Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки.
Однако географические открытия финикийцев постигла та же участь, что и их культуру. Не сохранилось ни подробных описаний, ни памятников. Результаты их путешествий пропали почти без следа для последующих поколений. Лишь свидетельство древнегреческого историка Геродота дают возможность узнать о великих плаваниях финикийцев.
Впоследствии финикийцы первыми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заменили иероглифы буквами алфавита. Потомки древних финикийцев – карфагеняне – продолжили освоение новых земель и пространств. У античных авторов есть упоминание о том, что в VI в. под руководством Гальмикона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиринейского полуострова до Британских островов Ирландии. Это путешествие длилось около четырех месяцев [3, c. 55].
Путешествуя вдоль западного берега Африки, Геннон наносил на карту
рельеф местности, очертания берегов, давал названия мысам и заливам.
Один из заливов он назвал «Вечерний Рог», другой – «Южный Рог» (ныне залив Шерборо, рядом с Гвинейским заливом). Этот залив стал конечной точкой экспедиции Геннона. Недостаток в запасах продовольствия и усталость заставили повернуть назад в Карфаген. Но экспедиция прошла более 2 000 км. Ее результатом было создание несколько десятков колоний, тысячи километров освоенных территорий, а главное – подробная карта западного побережья Африки вплоть до современного Сьера-Леоне.
О районах экваториальной Африки в Древнем Египте было весьма смутное представление, потому что египтяне не совершали дальних путешествий на юг. Их торговые пути оканчивались около современного Хартума – столицы Судана.
ПЕРВЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯПутешествия и открытия совершали все народы мира. Такие центры человеческой цивилизации, как Китай и Индия, в этом плане не исключение. Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до нашей эры в бассейне реки Хуан. К концу 2 тыс. до н.э. Китайцы поселились в Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности полуострова Индокитай. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались границами их страны. Китайские путешественники хорошо знали географию Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих кораблях в Тихий океан.
Уже в период династии Шань-Инь (XVII – XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанскиход», в одной из частей Книги песен. В XI веке до н.э. при восхождении на престол одного из императоров династии Чжоу, ему в качестве дара был преподнесен корабль.
О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель.
Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов.
Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н.э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прообраз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт и т.п.
В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия.
Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих.
Интенсивность путешествий в Древнем Китае возросла в III в. до н.э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора:
а) наличие хорошо развитых путей сообщения в стране;
б) либерализация политической жизни.
Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 – 120 г. до нашей эры [7, c. 105].
Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуанхэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее, южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге провинцию Хунань.
Второе – вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычуань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой.
Третье – на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию Ганьсу.
Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном. Наиболее подробно Сыма Цянем описаны северные соседи Китая – гунны, которые в III в. до н.э. создали военно-племенной союз. В его трудах также приводятся сведения географического характера о юго-западных соседях Китая, например, о Корее.
Перевод на русский язык осуществлен Н.Я.Бичуриным. Он содержится в «Собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (М., 1950).
Одним из первых китайских путешественников был Чжан Цянь, живший примерно во II в. до н.э. и занимавший при императорском дворе дипломатическую должность. Ему по делам службы приходилось часто бывать за границей. Его путешествия подробно описаны Сыма Цянем.
Чжан Цяню было поручено заключение военного союза Китая с кочевым племенем юэчженей против гуннов. Отправившись с этой миссией, Чжан Цянь попал в плен к гуннам, где провел 10 лет [1, c. 58]. После того, как ему удалось бежать из плена, он отправился на запад, преодолел Центральный ТяньШань и вышел к озеру Иссык-Куль. Там он узнал, что юэчжени откочевали в Ферганскую долину. Но и в долине он не застал это племя, так как оно откочевало за пределы Бактрии, расположенной по среднему течению Амударьи.
Отправившись туда, Чжан Цянь обнаружил это племя, но свою миссию не смог выполнить, так как к тому времени племя завоевало огромные территории, и было уже не в состоянии вести новые войны.
На границе с Китаем он вновь попадает в плен к гуннам. Только через два года ему удалось бежать из плена и вернуться на родину.
Совершая путешествия, Чжан Цянь постоянно вел записи. Им описаны Бухара, долина реки Или, степи Киргизии, территория современного Казахстана, расположенная к северу от Сырдарьи. Путешествие Чжан Цяня имело большое экономическое значение. По пройденному им маршруту на запад устремились китайские купцы. Они проникали не только в Среднюю Азию и в Индию, но и в Страны Малой Азии и Палестину.
Также, как и другие народы, древние китайцы имели географические карты, которые они составляли с особой тщательностью. Самые древние из сохранившихся карт относятся к правлению династии Хань (168 г. до н. э.).
В 70-х гг. XX в. были найдены две карты, выполненные на шелке. Она из них чисто географическая, а другая – военная. Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна во II в. н.э. Он впервые создал географическую сетку. А в III в. н.э. в Китае уже были утверждены официальные стандарты по изготовлению карт и существовало особое бюро по производству картографических съемок. Оттиски карт делали с деревянных клише.
Более того, у древних китайцев имелась географическая литература. К наиболее известным книгам относятся «Книга рек», «Книга о морях и горах», «Книга по географии Китая».
ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, потребность в установлении торговых связей и для открытия новых земель заставляла людей отправляться в далёкие путешествия. Так, египетские папирусы свидетельствуют, что древними египтянами совершались далёкие путешествия. Фараоны посылали экспедиции вверх по Нилу, до берегов Красного моря. За 2000 лет до нашей эры египтянин Синухит предпринял большое путешествие на восток.
Морские экспедиции снаряжала и царица Хатшепсут. Это путешествие по Красному морю составило 2000 км. Корабли всегда помещали в погребальные камеры фараона. Так, в пирамиде фараона Хеопса был обнаружен корабль длинной 43,4 м. Позднее из-за нехватки древесины стали делать лишь модели судов.
Мореплавание налаживало контакты между странами. Из путешествий привозилось золото, слоновая кость, изделия из камня и фаянса и т.д.
Морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая. Китайцы неплохо знали географию своей страны и сопредельных земель. В Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Они хорошо знали свойства магнитной стрелки. Китайцам также приписывают также изобретение руля. Великий китайский философ Конфуций более 13 лет провёл как странствующий учитель. Географическая культура Китая находилась на высокой для того времени ступени развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Березовая. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 477 с
Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства : учебное пособие / Л.П. Воронкова – Москва : КНОРУС, 2018. – 348 с.
Дулов, А.Н. История путешествий и туризма : монография / А.Н. Дулов, К.А. Дюхова, Д.В. Юрчак. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – 139 с.
История туризма : учебник / коллектив авторов ; отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик. – М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. – 256 с.
История туризма: сборник / Макаренко С.Н., Саак А.Э., - Таганрог: изд-во ТРТУ, 2003. – 94 с.
Мезина Л.Г. История туризма и гостеприимства. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 33 с.
Соколова М.В. История туризма: Учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2002. – 352 с.
Тураев, Б.А. Рассказ египтянина Синухета и образцы египетских документальных автобиографий / Б.А. Тураев ; ред. сер. Б.А. Тураев. – Москва : б.и., 1915. – 75 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!