это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2519279
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы исследования. Эффективность защиты общественных отношений во многом зависит от возможностей государства выступать против нарушений законов. В наше время административное правонарушение занимает важное место в структуре противоправных деяний. Каждый год их количество измеряется десятками миллионов. Такой масштаб незаконных деяний не только подрывает устоявшийся правовой и административный режим, но и негативно влияет на криминальную ситуацию в стране.
В целях борьбы с административными правонарушениями государство устанавливает меры ответственности за их совершение, создает и совершенствует систему органов, отвечающих за борьбу с этими незаконными актами.
Однако, как представляется, не менее важным является изучение теоретических основ административных правонарушений. В частности, элементов, входящих в его состав, таких как: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Субъект административного правонарушения является одним из ключевых понятий института административной ответственности, поэтому тщательное изучение этого понятия является немаловажным для развития науки административного права.
Все вышесказанное свидетельствует о целесообразности и необходимости проведения научных исследований, касающихся понятия и видов субъектов административной ответственности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением субъектов административных правонарушений к административно ответственности.
Предметом исследования является совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с привлечением субъектов административных правонарушений к административной ответственности.
Цель работы заключается в рассмотрении субъектов административного правонарушения, а также комплексное изучение и систематизация информации о субъектах административного правонарушения в Российской Федерации.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- описать состав административного правонарушения;
- рассмотреть понятие, общие и специальные признаки субъекта административного правонарушения;
- охарактеризовать должностных и юридических лица, как субъектов административных правонарушений;
- проанализировать особенных субъектов административных правонарушений.
Степень разработанности темы исследования. Актуальные проблемы административных правонарушений и их субъектов исследовались многими учеными в области административного права, внесшими существенный вклад в становление теоретических основ административной ответственности: А.Б. Агаповым, Д.Н. Бахрахом, А.С. Дугенцом, С.М. Зыряновым, Ю.М. Козловым, А.Е. Луневым, В.А. Мельниковым, Б.В. Россинским, П.П. Серковым, Н.Г. Салищевой, А.П. Шергиным, Н.Ю. Хаманевой и др.
При написании данной курсовой работы были применены следующие общенаучные методы: анализ научной литературы, синтез изученных знаний, индукция и дедукция.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Субъект административного правонарушения как элемент его состава
§ 1.1. Состав административного правонарушения
Правонарушение - это противоправное общественно-вредное виновное деяние деликтоспособного лица, где присутствуют основные признаки правонарушения.
Закрепление понятия, состава и признаков административного правонарушения существует в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) , в частности в главе 2.
В ст.2.1. КОАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Совокупность объективных и субъективных элементов, которые позволяют совершенное деяние признать правонарушением в виду того, что признаки содеянного закреплены в отраслевом законодательстве, в теории права называют составом правонарушения.
Состав правонарушения в общем смысле следует рассматривать как теоретическую основу для того, чтобы содеянное было правильно квалифицировано.
Такие деяние должны отвечать признакам, отраженным в особенной части КоАП РФ, где устанавливается административная ответственность.
Состав административного правонарушения занимает особое место в административном праве. Его юридическое значение заключается в том, что он составляет основу административной ответственности субъекта правонарушения.
Отсутствие юридического определения «состава административного правонарушения» в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации вызывает различные вопросы относительно применения данного основания на практике.
В доктринальных источниках приводятся схожие по своему смыслу определения состава административного правонарушения.
Так, Л.Л. Попов, Л.Л. Мигачев, С.В. Тихомиров отмечают, что в теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.
С.Н. Братановский даёт следующее определение: состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, каждый из которых заключает в себе некоторую совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
Таким образом, все ученые сходятся во мнении, что состав административного правонарушения, как и классический состав правонарушения в других отраслях российского права, состоит из четырех элементов:
- объект административного правонарушения;
- объективная сторона административного правонарушения;
- субъект административного правонарушения;
- субъективная сторона административного правонарушения.
Данные элементы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Объект правонарушения – это то, на что направляется совершение правонарушения.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами.
Общественные отношения - это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающих в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, которые они играют в обществе.
В науке и практике выделяются следующие виды объектов правонарушений:
- общий объект административного правонарушения охватывает собой всю совокупность отношений в административно-правовой сфере;
- родовой объект административного правонарушения – это общественные отношения, проявляющиеся в конкретной сфере;
- видовой объект административного правонарушения - определенная группа общественных отношений общих для ряда проступков одного рода, охраняемых нормами административного права;
- непосредственный объект административного правонарушения представляет собой объект, на который непосредственно направлено административное правонарушение, т.е. определенные отношения, которым причиняется ущерб.
К примеру, в ст. 5.61 КоАП РФ непосредственным объектом правонарушения выступает честь и достоинство лица, а родовым объектом – права граждан.
Предметом административного правонарушения является охраняемый законом элемент общественных отношений, материальных и иных ценностей, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению (вещи, моральные, духовные, организационные явления).
В качестве примеров можно привести ст. 13.24 КоАП РФ - повреждение телефонов-автоматов, где предметом предусмотренного административного правонарушения выступают телефоны-автоматы, ст. 20.20 КоАП РФ - распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, где предметом предусмотренного административного правонарушения выступают алкогольная и спиртосодержащая продукция.
Объективная сторона административного правонарушения – это сочетание признаков, которые показывают содержательную сторону конкретного деяния:
Обязательные:
- деяние (в форме действия или бездействия) – для административных правонарушений с формальным составом;
- общественно опасное (вредное) деяние, общественно опасные (вредные) последствия, причинная связь - для административных правонарушений с материальным составом.
2. Факультативные: время, способ, место, средства, обстановка.
Административные правонарушения с формальным составом – правонарушения, не имеющие реальных вредных последствий. Они связаны с созданием факторов и условий, которые могут нанести материальный или физический ущерб (ст. 5.31 КоАП РФ, ст. 12.9 КоАП РФ).
Административные правонарушения с материальным составом – это правонарушения, причиняющие реальный вред. Такие правонарушения наносят ущерб материального характера (повреждение, уничтожение, кража материальных ценностей) или физический ущерб (причинение телесных повреждений) (ст. 7.27 КоАП РФ, ст. 13.24 КоАП РФ).
Общественно вредные последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.
Так, например, последствиями нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или совершение дорожно-транспортного происшествия.
Причинно-следственная связь – это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия (ст. 12.24 КоАП РФ).
Время как факультативный признак объективной стороны административного правонарушения представляет собой временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия (ст. 15.5 КоАП).
Место совершения административного правонарушения – это определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия (ст. 20.20 КоАП РФ).
Способом совершения административного правонарушения выступают приемы, методы, которые были применены при совершении правонарушения. (ст. 7.27. КоАП РФ).
Обстановка как факультативный признак правонарушения – это совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения (ст. 20.19. КоАП РФ).
Субъект административного правонарушения – это физические лица (граждане, достигшие 16-летнего возраста), должностные лица или организации, виновным деянием которых причинен вред личным или общественным интересам.
Существует классификация субъектов административного правонарушения, которая подразделяет их на общие, специальные и особые. Деление происходит исходя из наличия специфических признаков субъектов административного правонарушения.
Общими признаются такие, которыми должно обладать любое лицо, подвергаемое административному наказанию.
Общий субъект административного правонарушения должен отвечать требованиям возраста (наступление административной ответственности с 16 лет согласно ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемости (отсутствию признаков психического расстройства согласно ст. 2.8 КоАП РФ) на момент совершения административного правонарушения.
Специальный субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие
Признаки специальных субъектов административного правонарушения отражены в Главе 2 КОАП РФ. Специальным субъектам свойственны следующие отличительные признаки: вид деятельности, служебные обязанности, прошлое противоправное поведение и др.
Особые субъекты административного правонарушения – это лица, обладающие полным или частичным иммунитетом от административной юрисдикции.
Особый субъект административной ответственности – только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.
Субъективная сторона административного правонарушения связана с психическим отношением субъекта правонарушения к своим действиям и их последствиям, выражающимся в форме вины.
Признаки субъективной стороны административного правонарушения: вина (обязательный признак), цель и мотив.
Выделяют такие формы вины как умысел и неосторожность.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (п.2 ст. 2.2 КоАП РФ).
Кроме того, субъективная сторона включает в себя и факультативные признаки: цель и мотив деяния.
Цель отражает собой намерения, которые хочет достичь своими действиями или бездействием субъект правонарушения, а мотив – это то, что толкает субъекта правонарушения на противоправное деяние (ст. 20.3 КоАП РФ).
Таким образом, состав административного правонарушения выступает как правовая модель совершенного правонарушения в административно-правовой сфере, которая включает в себя совокупность характерных признаков определенного общественно-опасного деяния, предусмотренных КоАП РФ, необходимых и достаточных, чтобы оценить деяние как административное правонарушение.
В состав административного правонарушения входит четыре элемента его составляющих. Это объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения. Если будет отсутствовать хотя бы один из названных элементов, состав правонарушения не может быть образован. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении.
§ 1.2. Понятие, общие и специальные признаки субъекта административного правонарушения
Субъектом административного правонарушения в соответствии с КОАП РФ, является физическое, юридическое, либо должностное лицо.
Физическое лицо в административных правоотношениях может быть гражданином РФ, иностранным гражданином, либо лицом без гражданства.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общими субъектами признаются все лица, достигшие 16 лет и отвечающие признаку вменяемости.
Вменяемость - это способность человека осознавать истинную природу и незаконность своих действий и руководить ими. Психическое здоровье лица, совершившего противоправное деяние, является необходимым условием виновности. Только здравомыслящий человек способен знать природу своих действий, предвидеть их пагубные последствия и осознанно относиться к ним (желать их, разрешать или рассчитывать на их предотвращение).
Невменяемость с правовой точки зрения включает в себя правовой и медицинский критерий.
Первый – характеризует невменяемость как влияние психического заболевания на способность адекватно оценивать свои действия и правильно руководствоваться ими.
Второй – отражает присутствие у лица хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Исходя из этого, медицинский критерий вменяемости представляет собой показатель степени психического здоровья, дающей возможность субъекту во время совершения преступления действовать осознанно.
Таким образом, чтобы признать человека невменяемым, необходим набор медицинских и юридических критериев.
Отсутствие хотя бы одного из признаков субъекта административного правонарушения (достижение 16 лет и вменяемость) влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Специальными субъектами административного правонарушения являются лица, обладающие специфическими признаками, указанными в административно-правовой норме и обязательными для формирования состава правонарушения.
Выделение специальных субъектов административного правонарушения необходимо с целью индивидуализации административной ответственности граждан.
Специальные субъекты административных правонарушений отличаются своим видовым разнообразием, среди них выделяют:
- должностных лиц, привлекаемых за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ);
- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. ст. 14.1.2, 14.1.3, 14.25, 14.46.1 КоАП РФ);
- собственников (владельцев) транспортных средств, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения и благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ (статьи 12.1 КоАП РФ);
- собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости, совершившие административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ (статья 5.3 КоАП РФ).
Данное разграничение субъектов административного правонарушения должно учитываться для того, чтобы привлечь к ответственности за определенные группы проступков.
Специальных субъектов административных правонарушений отличает наличие специальных признаков, т.е. определенный статус или звание.
Специальные субъекты могут быть привлечены к административной, дисциплинарной и материальной ответственности одновременно.
К примеру, за нарушение правил дорожного движения следует наказание в административном порядке, по статье 12.9 КоАП РФ. Далее лицо несет ответственность в самой организации. В действие вступают нормы трудового права, предполагающие материальную и дисциплинарную ответственность сотрудника.
Ответственность специальных субъектов административных правонарушений, как правило, значительно жестче по сравнению с ответственностью общих субъектов, поскольку их противоправное поведение при наличии у них властных полномочий может причинить больший вред, нежели административные правонарушения других лиц.
Особые субъекты административных правонарушений – это лица, которые обладают полным или частичным иммунитетом от административной юрисдикции.
К особым субъектам административных правонарушений относятся:
- иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом (18.8 КоАП РФ).
- военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (2.5 КоАП РФ);
- юридические лица (ст.14.7 КоАП РФ);
- несовершеннолетние (ст. 5.35 КоАП РФ, ст. 20.22 КоАП РФ).
Таким образом, субъекты административного правонарушения отличаются своим видовым разнообразием. К ним могут относится граждане, организации, должностные лица и прочие участники административно-правовых отношений, совершившие противоправное деяние. Субъекты административного правонарушения подразделяются на общих, специальных и особые субъектов, с соответствующими им признаками.
Глава 2. Характеристика отдельных субъектов административных правонарушений
§ 2.1. Должностные и юридические лица, как субъекты административных правонарушений
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ должностными лицами признаются представители власти, а также сотрудники организаций, в силу своих служебных обязанностей исполняющие организационно-распорядительные или административные функции.
Это означает, что они занимают руководящие посты или несут ответственность за материальные ценности. Только в этих случаях они выступают в качестве субъектов административного правонарушения со специальными признаками.
Иными словами, это руководители разного уровня, в том числе должности на государственных и муниципальных предприятиях, в Вооруженных силах и т.д.
Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, при привлечении их к административной ответственности приравниваются к должностным лицам (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Однако, в случае, когда индивидуальный предприниматель совершает административное правонарушение, лежащее вне сферы предпринимательской деятельности, он приравнивается к физическим лицам как субъектам административных правонарушений.
Строго говоря, должностными лицами индивидуальные предприниматели не являются, они лишь несут административную ответственность как должностные лица.
Административная ответственность должностных лиц - это особый вид социальной связи, при которой ответственная сторона (должностное лицо) - обязана в силу своего правового статуса выстраивать свое поведение в процессе исполнения в соответствии с ожидаемой моделью, содержащейся в нормах права, защищенных административными санкциями, а другая сторона (орган административной юрисдикции) - контролирует, оценивает такое поведение и его результаты, а в случае их отрицательной оценки и наличия вины вправе применить соответствующее административное наказание, предусмотренное нормами административного права.
В науке административного права проступки должностных лиц подразделяются на несколько разновидностей: прямое нарушение установленных правил, дача подчиненным указаний, идущих в разрез с требованиями этих правил; отсутствие надлежащего контроля за действиями подчиненных работников.
Должностное лицо может привлекаться к административной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением своих служебных обязанностей.
Неисполнения своих служебных обязанностей выражается в форме бездействия.
В зависимости от характера юридически значимых последствий административное правоприменительное бездействие может быть подразделено на следующие виды:
1) бездействие, влекущее возникновение у лица субъективного юридического права, например, нерассмотрение административно-публичным органом или его должностным лицом в установленный соответствующей нормой права срок письменного обращения гражданина влечет возникновение у последнего права на обжалование данного бездействия в административном или судебном порядке;
2) бездействие, влекущее прекращение принадлежащего лицу субъективного юридического права, например, бездействие судебного пристава-исполнителя, повлекшее утрату принадлежащего или подлежащего передаче взыскателю имущества;
3) бездействие, влекущее ограничение принадлежащего лицу субъективного юридического права, например, непринятие таможенным или налоговым органом в установленный срок решения о возврате налогоплательщику излишне или ошибочно уплаченных им в бюджет налогов (сборов), иных обязательных платежей, ограничивающее его право пользования соответствующими денежными средствами;
4) бездействие, препятствующее реализации имеющегося у лица субъективного юридического права или правового статуса, например, несовершение территориальным органом Росреестра действий по государственной регистрации права собственности лица на недвижимое имущество, создающее препятствие в реализации данного права.
Нормы особой части КоАП РФ построены таким образом, что в некоторых случаях положение или санкции тех или иных статей указывают на конкретных должностных лиц, выступающих в качестве субъектов административной ответственности.
К примеру ст. 5.36 «нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в помещении в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – руководитель учреждения, в пункте 8.16 «несоблюдение правил ведения судовых документов» – капитан судна.
К должностным лицам, ввиду их особого правового статуса, могут быть применены не все административные наказания, предусмотренные п. 1 статьи 3.2 КоАП РФ, среди них:
- предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ);
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ);
- административный штраф (ст. 3.11 КоАП РФ);
- дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ);
- административное приостановление деятельности (ст. 32.12 КоАП РФ).
Как правило, для должностных лиц предусмотрены повышенные меры ответственности по сравнению с обычными гражданами.
Так, за нарушение требований к порядку продажи некоторых товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) продавец как физическое лицо наказывается штрафом в размере от 300 до 1 500 руб., а должностное лицо в лице руководителя предприятия торговли может заплатить от 1 000 до 3 000 руб.
За правонарушения, совершенные не в связи с профессиональной деятельностью (например, нарушение ПДД), должностные лица несут ответственность как физические.
Таким образом, административная ответственность должностных лиц представляет собой сложное и многоплановое явление, сущность которого определяется социальной природой ее происхождения и раскрывается взаимоотношениями личности и общества.
КоАП РФ достаточно серьезное внимание уделяет юридическим лицам как субъектам административных правонарушений.
Если действия юридического лица содержат признаки правонарушения, предусмотренного либо статьями особой части КоАП РФ, либо законами субъектов РФ, то данное лицо подлежит административной ответственности.
В науке и практике административного права юридическими лицами являются не только хозяйствующие субъекты, но и субъекты публичного права, являющиеся юридическими лицами.
Таким образом, к юридическим лицам относятся две группы субъектов:
- организации, выступающие как юридические лица в соответствии с ГК РФ. К ним относятся профсоюзы, политические партии, государственные и муниципальные учреждения: образовательные учреждения культуры, здравоохранения, научно-исследовательские институты, государственные университеты и т.п.
- организации, не закрепленные в ГК РФ в качестве юридических лиц и приобретающие такой статус на основании иных нормативных правовых актов. К ним относятся федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (за исключением Правительства РФ); иные государственные органы, например, Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, а также представительные и исполнительные органы субъектов РФ, такие же органы местного самоуправления, саморегулируемые организации, осуществляющие государственные функции по оказанию государственных услуг.
Правовой статус юридических лиц регламентирован многочисленными федеральными законами, в том числе «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях» и др.
При применении мер административной ответственности следует учитывать положения указанных законов, поскольку они определяют специфику статуса отдельных видов юридических лиц.
Из 474 статей Особенной части КоАП РФ 288 предусматривают ответственность юридических лиц. Основную часть правонарушений, ответственность за совершение которых могут нести юридические лица, составляют деяния, связанные с предпринимательской и иной организационно-хозяйственной деятельностью.
В соответствии с КоАП РФ, к юридическим лицам могут быть применены только четыре вида наказания, предусмотренных законом: предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ), административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ), конфискация орудий или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ), административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ).
Предупреждение применяется в отношении юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере 1 млн руб., а в случаях, предусмотренных ст. 14.40,14.42 КоАП, - 5 млн руб., или может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения, подлежащих уплате налогов, сборов, сумме выручки правонарушителя, а также иным суммам, исчерпывающий перечень которых дан законодателем в ст. 3.5 КоАП.
Мера административного наказания в виде конфискации орудий или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся собственности, правонарушителя.
Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.
Наиболее распространенным в правоохранительной сфере является административный штраф. Однако по причине наибольшей общественной опасности правонарушения и его последствий, совершаемых юридическими лицами, величина штрафа в разы больше по сравнению со штрафами, применяемыми к физическим лицам.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что оно имело возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ или законы субъекта РФ предусматривают административную ответственность, но данное лицо не приняло всех необходимых мер.
Юридическое лицо не может быть признано виновным в административном правонарушении в двух случаях:
- если оно не имело возможности соблюдать правила и положения, за нарушение которых установлена административная ответственность;
- если юридическое лицо имело возможность соблюдать эти правила и положения и приняло все зависящие от него меры для их применения, но этих мер оказалось недостаточно.
Наличие возможности или невозможности соблюдения установленных норм, принятия мер в полной мере определяется лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, исходя из объективных обстоятельств и допустимых доказательств, представленных по делу.
Если правила КоАП РФ не уточняют, применяются ли они к физическому лицу, должностному лицу или юридическому лицу, эти правила применяются также к любому лицу и третьей стороне, за исключением тех случаев, когда по смыслу этих правил они применяются и могут применяться только к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ, в случае реорганизации или смены собственника юридического лица административная ответственность наступает в следующем порядке:
при слиянии ответственность несет вновь возникшая организация;
при присоединении - присоединившее юридическое лицо;
при разделении - правопреемник (то есть организация, принявшая на себя, согласно разделительному балансу, все права и обязанности прежнего предприятия).
при преобразовании привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
В рассмотренных выше случаях административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ), при том, что за отдельные виды административных правонарушений для юридических лиц предусматриваются более высокие по размеру санкции по сравнению с санкциями для физических лиц.
Исходя из вышеизложенного, административная ответственность должностного лица - это общественные отношения, регулируемые нормами административного права, возникающие в результате применения административных санкций к должностному лицу, совершившему административное правонарушение в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих функций.
Административная ответственность юридических лиц представляет собой особый вид административной ответственности, обладающий рядом признаков и выражающийся в применении к юридическим лицам административных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
§ 2.2. Особенные субъекты административных правонарушений
К особым субъектам следует относить военнослужащих, работников силовых структур и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе, несовершеннолетних, иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом и пр. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других - ограничение применения мер административной ответственности.
Особым субъектом административных правонарушений, в первую очередь, выступают военнослужащие.
Согласно КоАП РФ (ст. 2.5) к военнослужащим и приравненных к ним лицам непосредственно относятся кадровые военнослужащие, граждане, находящиеся на военных сборах, сотрудников Следственного комитета РФ, сотрудников полиции, сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также сотрудников таможни и Министерства чрезвычайных ситуаций (далее - военнослужащие).
Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.
Административные правонарушения военнослужащих закреплены в следующих статьях КоАП РФ: 5.1, 5.3 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, 11.16, гл. 8, 12, гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34), гл. 16, ст. 17.7, 18.1 -18.4, 20.4. Важно подчеркнуть, что к военнослужащим законодательно запрещено применять административный арест как меру ?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Отношение гос органов власти к физической культуре (Волгоградская...
Статья, Физическая культура
Срок сдачи к 25 дек.
Есть файл с готовой курсовой но ее нужно корректировать
Курсовая, Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Срок сдачи к 25 дек.
Выполнить практическую. Методы и средства исследований метрологических характеристик. С-07368
Контрольная, Метрология
Срок сдачи к 27 дек.
Нужно подправить программу исследования ВКР
Другое, Дизайн психологического исследования
Срок сдачи к 25 дек.
«Кластерный анализ: иерархические методы кластеризации и метод к-средних»
Лабораторная, Статистическое моделирование и прогнозирование, статистика
Срок сдачи к 31 дек.
Необходимы выполнить задание как в примере файл оиуз ...
Контрольная, Теория организации и управление изменениями
Срок сдачи к 26 дек.
сделать отчет по практике производственная практика, с поэтапным открыванием практических работ
Отчет по практике, Юриспруденция
Срок сдачи к 4 янв.
надо сделать только задачи, все 5 штук, титульник сама оформлю
Контрольная, Основы математической обработки информации, математика
Срок сдачи к 30 дек.
Решить контрольную из 5 задач по элтеху
Контрольная, Электротехника и электроника
Срок сдачи к 26 дек.
Сделать презентацию на ~10-15 слайдов и написать к ней спич
Презентация, Информационная безопасность
Срок сдачи к 25 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!