Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Холодная война и ее влияние на международные отношения

Тип Реферат
Предмет История

ID (номер) заказа
2525230

200 руб.

Просмотров
1586
Размер файла
561.36 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

После Второй мировой войны отношения между бывшими странами-союзницами – СССР, США, Великобританией и Францией – начали меняться от союзничества к соперничеству.
Большая часть отечественных и зарубежных историков сходятся во мнении, что заключительный этап Второй мировой, положивший начало формированию «основ послевоенной блоковой политики», а также первые послевоенные годы можно охарактеризовать как начало холодной войны.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обращения к опыту второй половины XX в. в условиях угрозы новых международных противоречий в современном мире. Холодная война показала, что путем дипломатии, диалога между противоборствующими сторонами можно решить проблемы глобального международного характера.
Цель работы состоит в изучении предпосылок и этапов холодной войны и ее влияния на международные отношения. Поставленная цель предполагает ряд задач:
- освещение предпосылок и процесса формирования военно-блоковой конфронтации на этапе начала холодной войны;
- рассмотрение основных кризисных ситуаций конфликта, а также факторов, способствовавших его завершению;
- оценка итогов холодной войны.
Тема конфронтации СССР со странами Запада хорошо изучена в историографии и отражена в огромном количестве исторических работ, в том числе и современных. Наиболее интересной представляется работа российского историка Р.Г. Пихоя «Советский Союз: история власти. 1945-1991», где объективно показаны все процессы холодной войны с современной точки зрения, не обремененной идеологической задачей. Значимым является многотомный труд под названием «Системная история международных отношений. События и документы 1918-2003». под редакцией профессора А.Д. Богатурова, в третьем томе которого представлены все аспекты международной послевоенной политики, в большей степени в рамках холодной войны. Привлекают внимание труды историков, посвященные отдельным этапам или событиям конфронтации. Среди них: Н.Е. Быстрова, Т.И. Савинченко, А.С. Орлов и другие.
Большое значение для работы представляет обращение к источникам на английском языке: мемуарам президента США Г. Трумэна, где освещены основные процессы начала холодной войны с точки зрения американского лидера, а также к тексту Закона об экономическом сотрудничестве, обозначившему дальнейшую политику США в странах Западной Европы.
Глава 1. Предпосылки и формирование военно-блокового противостояния
Термин «холодная война», подразумевающий под собой противоборство двух систем – капиталистической и социалистической – означает не только военное, но и политическое, экономическое и идеологическое противостояние.
Вторая мировая война позволила Соединенным Штатам значительно укрепиться в экономическом, политическом и военном плане, что дало возможность руководству страны выдвинуть идею о мировом доминировании. СССР же видел послевоенное устройство мира в установлении военно-политического и экономического контроля в освобожденных им странах. Вопреки ожиданиям американского руководства, после войны возрастает авторитет Советского Союза и идей социализма на международном уровне.
Необходимо отметить, что на момент окончания Второй мировой войны между СССР и США существовал огромный разрыв в экономическом плане. Это объяснялось некоторыми особенностями: во-первых, Соединенные Штаты не пострадали от бомбардировок территории и экономически значимых объектов; во-вторых, американская промышленность была милитаризована в гораздо меньшей степени, чем советская, что сохранило общий уровень благосостояния народа; в-третьих, военные заказы и кредиты значительно укрепили экономику США. Все эти факторы в совокупности с монополией на ядерное оружие позволили американцам действовать с позиции силы в мировой политике. Экономика Советского Союза, в свою очередь, была истощена, на что повлияли огромные людские потери и разрушение значительной части промышленных мощностей. Этот фактор не позволял советскому руководству втянуть себя в новую войну так скоро.
Главным преимуществом СССР было его геополитическое и стратегическое положение: советские войска дислоцировались на большей части Европы, что в случае военных действий позволяло им занять западноевропейскую территорию и выйти к Атлантике, что ставило США в проигрышное положение в случае быстрого военного конфликта.
Соединенные Штаты были недовольны необходимостью сокращать военные мощности после окончания Второй мировой, поэтому единственный выход из сложившийся ситуации состоял в поиске новой мировой угрозы, например, в лице СССР.
Одним из первых проявлений холодной войны в историографии считается речь У. Черчилля в Фултонском университете 5 марта 1946 г. Британский политик объявил миру, что произошел раскол на два соперничающих лагеря, во главе одного из которых был СССР, а с другой – США. 14 марта того же года в советской газете «Правда» был опубликован «ответ» И.В. Сталина на это заявление. Советский лидер сравнил Черчилля и его англоговорящих «друзей» с Гитлером, а также обвинил его в призыве к войне с Советским Союзом.
Американскую позицию президент США Г. Трумэн отразил в речи на заседании Конгресса 12 марта 1947 г., основные положения которой составили так называемую «доктрину Трумэна». Главной целью доктрины являлась экономическая помощь жертвам «советского экспансионизма» в лице Греции и Турции. Ситуация в этих странах складывалась следующим образом: в Греции началась гражданская война, которую ранее подавила Великобритания, вынужденная покинуть страну из-за финансовых трудностей, также в стране был велик шанс победы коммунистических сил, что могло привести на эту территорию Советский Союз; в Турции же возникли осложнения с СССР в связи с проливами. Появление советских сил в Средиземноморье могло повлечь за собой революционные преобразования в Италии и Франции, где коммунистические силы имели значительное влияние. Можно сделать вывод, что доктрина была направлена и против СССР.
Президент также отмечал, что мир по-прежнему расколот на два противоборствующих лагеря, где Советский Союз является непосредственным источником «коммунистической угрозы». В своих мемуарах Трумэн писал, что принятие доктрины было ответом США «на всплеск экспансии коммунистической тирании». Предложение Трумэна вызвало острые дискуссии в американском Конгрессе: противники доктрины выдвигали тезисы об угрозе войны с СССР, увеличении государственных расходов и противоречии миротворческим принципам ООН. Несмотря на данные споры, в марте 1947 г. программа была принята. Помощь, согласно доктрине, составляла 250 млн. долл. Греции и 150 млн. долл. Турции.
Экономический аспект доктрины Трумэна нашел отражение в плане Маршалла – плане восстановления Европы (European Recovery Program). Европейская экономика нуждалась в финансовой помощи, без который был велик шанс распространения коммунистического влияния в этих странах.
5 июня 1947 г. в Гарвардском университете госсекретарь США Дж. Маршалл произнес речь, посвященную финансово-экономической поддержке европейских стран. Главные цели плана заключались в восстановлении европейской промышленности, сокращении влияния СССР в странах Восточной Европы, а также включении Западной Германии в систему американо-европейских отношений.
План Маршалла изначально предполагал оказание помощи не только Западу, но и СССР и восточноевропейским странам. Обсуждение программы состоялось в июне-июле 1947 г. на Парижском совещании министров иностранных дел трех держав (СССР, Франции, Великобритании). Советская делегация, возглавляемая В.М. Молотовым, вскоре покинула совещание, отказавшись от участия в плане, так как, по словам самого министра иностранных дел СССР «они затягивали нас в свою компанию, но подчиненную компанию. Мы бы зависели от них, но ничего бы не получили толком, а зависели бы, безусловно». Большинство историков сходятся во мнении, что Запад не рассчитывал на участие СССР в Программе восстановления Европы, стараясь исключить его из новой системы международных отношений.
В данной ситуации проявился факт высокого влияния Советского Союза на страны Центральной и Восточной Европы, входящие в сферу его политических интересов, так как они вслед за СССР были вынуждены отказаться от участия в плане Маршалла.
3 апреля 1948 г. Конгрессом США был принят «Закон об экономическом сотрудничестве» 1948 г., ставший законодательной базой для плана Маршалла. Документ содержал в себе условия предоставления помощи европейским странам, важнейшим из которых было подписание с американской стороной особых двусторонних соглашений.
О характере данных договоров можно судить на примере соглашения с Италией, подписанного в Риме 3 января 1948 г. В нем предусматривалось, что товары, поставляемые в Италию из Соединенных Штатов, могут быть закуплены в другом месте только с разрешения США; денежные средства, вырученные от продажи американских товаров, помещались в особый фонд Итальянского банка, а распоряжаться ими итальянцы могли только под контролем США; американская сторона имела право в любой момент отозвать свою помощь. Анализ данных условий позволяет сделать вывод, что двусторонние соглашения стали в руках американцев «рычагом» контроля над западноевропейской экономикой и внутренней и внешней политикой.
16 апреля 1948 г. была учреждена Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), ставшая главным органом экономической интеграции Запада и инструментом контроля за исполнением плана Маршалла.
Советский Союз не оставил план Маршалла без внимания. В сентябре 1947 г. коммунистические партии СССР, Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии, Франции и Италии провели совещание, на котором приняли решение сформировать Коминформ (Информационное бюро коммунистических партий) – ранее существовавший орган руководства мировыми коммунистическими партиями, ставивший перед собой цель установления контроля над центрально- и восточноевропейскими странами.
В это же время шел процесс официального оформления военно-политических блоков. 4 апреля 1949 г. США, Канадой и рядом стран Западной Европы был подписан Североатлантический договор (НАТО). В ответ на это СССР и странами Восточной Европы в 1955 г. была создана Организация Варшавского договора (ОВД). Российский историк Р.Г. Пихоя утверждает, что фактически советский военный блок сформировался гораздо раньше. В январе 1949 г. был учрежден Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), цели которого состояли в экономическом сотрудничестве «в интересах построения социализма и коммунизма в Странах-членах СЭВ и обеспечении устойчивого мира во всем мире».
Глава 2. Основные кризисы холодной войныНа протяжении всей холодной войны отношения Советского Союза и США периодически менялись от разрядки к усилению напряженности.
Одним из первых кризисных проявлений между странами являлась ситуация в Корее. Обстоятельства Второй мировой войны раскололи страну на две зоны, подконтрольные США и СССР (юг и север). Правительство Северной Кореи возглавлял Ким Ир Сен, Южной – Ли Сын Ман. Оба правительства получали военную поддержку: в 1948 г. США предоставили Южной Корее военные материалы, провели с правительством ряд организационных мероприятий, а также направили несколько сотен военных советников, которые взяли на себя руководство обучением и обеспечением южнокорейской армии. В 1949 г. между Северной Кореей и Советским Союзом был заключен ряд соглашений о культурном, экономическом сотрудничестве, технической и военной поддержке.
25 июня 1950 г. северокорейские войска начали наступление на юг. Южную Корею поддерживали американцы, выступающие под эгидой ООН, Северную – советские и китайские военные. Стоит отметить, что Совет Безопасности ООН негативно отреагировал на действия Северной Кореи, призывая всех членов организации отказаться от какой-либо поддержки этой страны.
Северокорейские войска, с серьезной поддержкой СССР, были практически непобедимы на воздушном театре действий, однако сражения на земле ознаменовались поражением.
После неудачного наступления на юг война стала затяжной и кровопролитной, возник риск перехода конфликта на международный уровень.
Заключительный этап войны пришелся на серьезные политические изменения в сверхдержавах: в 1952 г. в США пост президента занял республиканец Д. Эйзенхауэр, ставившей целью скорейшее перемирие в Корее, а в СССР в 1953 г. умер И. Сталин. Новое руководство также рассматривало необходимость корейского перемирия. Множественные переговоры, начиная с 1951 г., дали свои плоды. 27 июля 1953 г. в демилитаризованной зоне Пханмунджом было подписано соглашение о перемирии. Таким образом, удалось избежать угрозы перерастания этого конфликта в международный.
Новый пик напряженности в холодной войне начался после 1955 г. Осень 1956 г. ознаменовалась Суэцким кризисом, преодоленным под давлением американской и советской сторон, и событиями в Венгрии, показавшими, что СССР готов оказывать военную поддержку коммунистическим правительствам восточноевропейских стран.
Ближневосточный конфликт, связанный с Египтом, происходил в рамках арабо-израильских войн и вовлек в себя европейские страны в лице Франции и Великобритании. В июле 1956 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала, который находился в англо-французской собственности на протяжении многих лет. Важно отметить, что через Суэцкий канал проходило около 25% британского импорта, а среди владельцев акций канала было около 70 тыс. французов.
Несмотря на дипломатические попытки разрешения данного вопроса, европейцы решили действовать военной силой. Позиция американского руководства заключалась в неодобрении военной агрессии, так как это могло повлечь за собой рост антизападных настроений и усиление советского влияния. С точки зрения СССР поддержка Египта была стратегически важным действием, так как позволяла увести страну из-под влияния Великобритании и окончательно закрепиться на арабском Востоке.
В августе того же года американцами был предложен «план Даллеса», согласно которому Египет отказывается от прав на Суэцкий канал в пользу международной организации, которая будет им управлять. Советский Союз выступил против. Таким образом, попытки мирного урегулирования конфликта не дали результата.
После начала военных действий представители СССР и США ООН ратовали за прекращение огня, но были проигнорированы французами и британцами. В связи с этим советское руководство направило в Соединенные Штаты предложение о разрешении кризиса путем объединения американо-советских военных сил от имени ООН, но оно не нашло поддержки в Вашингтоне. Последующие заявления Москвы о возможности использования ракетного оружия дали результат – британская и французская стороны объявили о прекращении огня.
Параллельно с ближневосточным конфликтом СССР был втянут в другой кризис, обозначенный в историографии как «Венгерский мятеж».
Холодная война неизбежно привела к форсированной индустриализации и коллективизации в странах ОВД, что привело к сильным диспропорциям в экономиках этих стран. Первые признаки недовольства проявились в Польше в июне 1956 г., после чего возросла вероятность народных волнений в Венгрии, требовавшей политических и социально-экономических реформ. Для предотвращения кризиса советское руководство сместило М. Ракоши с поста первого секретаря Центрального руководства Венгерской партии труда (ЦР ВПТ) и назначить на его место Э. Гере. Но новому руководителю не удалось стабилизировать ситуацию в стране.
22–23 октября 1956 г. на улицах Будапешта появились митингующие рабочие и студенты, требовавшие восстановить на руководящих государственных постах сторонника реформ И. Надя, заставив пойти на уступки советское руководство. В то же время в город были введены войска СССР, что повлекло столкновения с демонстрантами.
Американцы решили не использовать шанс вывести Венгрию из-под влияния противника, так как опасались глобального конфликта. Помощь США митингующим сводилась к освещению вопроса в ООН и активизации работы радиостанций, вещающих на территорию Восточной Европы.
4 ноября СССР начал выполнять операцию «Вихрь», подразумевающую смещения И. Надя, не справившегося, по мнению Москвы, с возложенными на него задачами.
В контексте данной ситуации Соединенным Штатам было важно обратить внимание ООН на способы решения конфликтов СССР в странах ОВД.
1950-е гг. показали, что политическое противостояние СССР и США за сферы влияния в Европе не принесут желаемого результата, поэтому их интересы стали постепенно перемещаться в страны «третьего мира», где шли процессы, связанные с деколонизацией и национально-освободительными движениями. Новые государства встали перед выбором внешнеполитической ориентации. Большинство стран видели врага в Западе, так как он был непосредственным источником колониальной системы. СССР и США начали выработку нового порядка отношений с этими государствами, тем самым расширив зону своего противостояния и закрепив политику конфронтации в биполярном мире.
На рубеже 1950-60-х гг. американские военные базы располагались практически вдоль всей границы Советского Союза. Тогда же началось активное развертывание ракет средней дальности в Турции, Италии и Великобритании, что представляло огромную угрозу стратегически важным объектам европейской части СССР.
С 1961 г. международная напряженность начала усиливаться. В апреле 1961 г. произошло вторжение противников режима Кастро на Кубу, которое увенчалось их поражением; в августе 1961 г. в Берлине была возведена Берлинская стена.
Западная позиция по Берлинскому вопросу заключалась в объединении двух Германий посредством включения ГДР в ФРГ. В ответ на это Советский Союз объявил о намерении подписать сепаратный мирный договор с ГДР, который подразумевал бы включение всего Берлина в состав этого государства, а соответственно и вывод союзнических войск из города.
Частые случаи перебежек из Восточного Берлина в Западный обеспокоили советское руководство, в результате чего властями ГДР было получено согласие на ужесточение пограничного режима. В ночь с 12 на 13 августа 1961 г. граница была закрыта, а затем началось возведение стены.
Берлинская стена была уникальным случаем в международной истории, так как использовалась не для защиты от внешних угроз, а для сдерживания собственных граждан от бегства за пределы территории страны. Представители Запада в целом не отреагировали на возведение стены, не считая небольших инцидентов. Самым известным является «танковое противостояние» в районе одного пропускных пунктов. Советские и американские танки сутки простояли в боевой готовности, но в итоге покинули свое расположение. Также для западных стран было выгодно уменьшение числа беженцев, которых нужно было принимать и обеспечивать жильем и работой.
Самым острым моментом в холодной войне в историографии считается Кубинский ракетный кризис 1962 г (Карибский кризис).
Для американского руководства Куба всегда была сферой их влияния, для СССР – это государство, бросившее «вызов американскому империализму, зримое свидетельство торжества коммунистических идей, распространяющихся по всему миру».
В результате договоренностей между Н.С. Хрущевым и кубинским руководством, достигнутых в 1960 г., на Кубу было доставлено современное советское вооружение и началась подготовка военных специалистов. Американским ответом на это стала попытка свержения режима Ф. Кастро, но группировки вторжения были уничтожены. После развития нового витка сотрудничества между Кубой и СССР в Вашингтоне началась разработка плана «Мангуста», который предполагал экономическую и политическую блокаду «острова Свободы» и новое военное вторжение.
Угроза, исходящая от ракет США, располагавшихся в Италии и Турции, позволила СССР задуматься о расположении ракетно-ядерной техники на Кубе. По мнению Хрущева, такие действия не могли создать угрозы ядерного конфликта, а только уравновесит СССР и США для дальнейшего диалога в качестве равноправных партнеров.
В августе – сентябре 1962 г. в рамках секретной операции «Анадырь» на Кубу была доставлена военная техника, личный состав советской армии и ядерно-ракетное вооружение. К концу проведения операции на Кубе находилось 164 ядерных боеголовки и около 43 тыс. советских военных. Американская разведка не могла установить точное количество военнослужащих. По ее данным, их численность составляла 4-4,5 тыс. человек, а ядерное оружие находилось на теплоходе, не дошедшим на Кубу из-за блокады.
22 октября президент Кеннеди заявил о своем указании привести ракетно-ядерные силы, расположенные в Турции, к полной боевой готовности. В ответ на это Н.С. Хрущев объявил о готовности армии ОВД к военным действиям. На следующий день американский лидер в своем послании возложил всю вину за возникновение конфликта на СССР. 26 числа Ф. Кастро дал приказ сбивать все американские самолеты над Кубой, начиная со следующего дня.
27 октября 1962 г. мир наиболее близко находился на грани ядерной войны. Ситуация накалилась после того, как над Кубой был сбит американский самолет-разведчик, в результате чего Дж. Кеннеди объявил о начале бомбардировки советский ракетных баз в течение двух суток. Американцы поставили условие немедленного вывода советских ракет с территории Кубы. На следующий день руководство СССР приняло условие США, но с оговоркой, что американцы выведут свои ракеты из Турции. Такие действия Хрущева были подвергнуты критике со стороны кубинского руководства. Карибский кризис привел конфликтующие стороны к пониманию необходимости международной разрядки для недопущения новой войны.
В Москве 5 августа 1963 г. представителями СССР, США, Великобритании и Северной Ирландии был подписан Международный договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, инициатором которого выступила советская сторона. Основной целью данного соглашения являлось прекращение гонки вооружений и использования ядерного оружия.
Разрядка была недолгой. Очередной кризис холодной войны начался на новом «полигоне» - во Вьетнаме. В результате вторжения Северного Вьетнама на территорию Южного, являвшегося союзником США, американцы в 1964 г. приняли решение о прямых военных действиях на территории Вьетнама. Советское руководство осудило действия Соединенных Штатов против Демократической республики Вьетнам (ДРВ), требуя их немедленного прекращения. СССР оказывал военно-техническую поддержку Вьетнаму с 1953 г. Для Северного Вьетнама сотрудничество с Москвой было выгодным, так как по принципу «социалистического интернационализма» Советский Союз был вынужден помогать союзнику практически на любых условиях – большая часть поставок вооружения была на безвозмездной основе. В ДРВ были развернуты советские военные центры зенитно-ракетных войск ПВО. Вьетнамская война стала настоящим полигоном для испытания различных видов оружия советской и американской стороной.
В ходе войны руководители СССР, США и ДРВ постоянно поддерживали связь, а до весны 1968 г. все контакты американцев с Северным Вьетнамом происходили через сторонних представителей. Так, например, вопросы о переговорах и прекращении огня решались через советскую сторону.
Президент США Р. Никсон, занявший пост в ноябре 1968 г., был сторонником завершения войны. В 1969 г. новый американский лидер начал вести политику по передаче контроля над территориями войскам Южного Вьетнама, чтобы открыть возможность вывода своих вооруженных сил из зоны конфронтации.
В это же время принимались попытки переговоров между конфликтующими сторонами. Целью США в этом процессе являлось сохранение проамериканского режима в Южном Вьетнаме. Попытка разрешить конфликт дипломатическим путем не увенчалась успехом: стороны игнорировали предложения друг друга и настаивали на своих условиях.
В 1972 г. произошло событие, вынудившее руководство ДРВ пойти на переговоры с Соединенными штатами о постепенном выводе американских войск на условиях «почетного мира». 30 марта ознаменовалось крупным наступлением Северного Вьетнама на территории Южного, обозначенным в историографии как «Пасхальное наступление». Американская поддержка с воздуха позволила южновьетнамским войскам выдержать тяжелое наступление, хотя часть территорий оказалась в руках коммунистов. Армии обеих сторон были сильно подавлены и истощены. Однако нежелание сторон уступать и договариваться привело к срыву переговорного процесса. Американский ответ не заставил себя ждать – началась крупнейшая двухнедельная воздушная бомбардировка территорий Северного Вьетнама. Но неуступчивость ДРВ и активная волна протестов в США и мире заставила вернуться к переговорам.
27 января 1973 г. в Париже было подписано Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, а с 26 февраля по 2 марта проходила международная конференция по Вьетнаму. Согласно условиям Парижского мира, народ Вьетнама получал право на суверенитет и независимость, а также освобождался от империалистической экспансии; обозначалась территориальная целостность страны; американские войска обязывались прекратить военные действия, покинуть Вьетнам и воздержаться от вмешательства в дела страны в будущем.
Оценивая Парижские соглашения, можно отметить, что антикоммунистическая стратегия американцев в этом регионе потерпела поражение.
Историки отмечают, что на заключительном этапе Вьетнамской войны интерес СССР к этому конфликту значительно снизился. События во Вьетнаме показали необходимость снижения международной напряженности.
В период с 1973 по 1975 г. в Хельсинки вело работу Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в результате которого был подписан заключительный акт и была заключена международная Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического оружия.
Между Советским Союзом и США был заключен Договор об ограничении систем противоракетной обороны, Соглашение о предотвращении ядерной войны, Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, а также Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. Однако период международной разрядки оказался недолгим.
Втягивание СССР в афганский конфликт можно назвать самым трагическим решением правления Брежнева, так как в результате он превратился в «полномасштабную, хотя и необъявленную войну СССР в Афганистане». В дружественной Советскому Союзу стране проблемы начались 1973 г. после свержения монархического режима в результате государственного переворота. В 1978 г. произошла Апрельская (Саурская) революция. Приверженность новой власти к социализму была воспринята Москвой крайне положительно.
Демократические преобразования, предпринятые новым просоветским правительством, не устроил мусульманское духовенство и крупных землевладельцев, в результате чего развернулось столкновение между революционным правительством и оппозицией. Для поддержки коммунистического правительства советским руководством было решено ввести войска в страну. Еще одним поводом для ввода войск был интерес американцев к ситуации в Афганистане, о чем свидетельствовали неоднократные нового лидера страны X. Амина с американским послом.
Стоит отметить, что СССР всячески старался избежать ввода войск в страну, принимая решения поддержки афганского правительства путем поставок вооружения и экономической помощи. Однако 27 декабря 1979 г. советские войска вошли на территорию Афганистана.
Силой военных СССР осуществился очередной государственный переворот – свержение Амина, вместо которого поставили лояльного Москве Б. Кармаля. Своим вмешательством во внутренний конфликт СССР принимал на себя всю ответственность за обстановку в стране А обстановка становилась все тяжелее. Велись ожесточенные бои советских и правительственных войск с моджахедами; экономика переживала кризис в результате резкого сокращения промышленного и сельскохозяйственного производства, а единственным экономическим донором для Афганистана был Советский Союз.
С серьезными трудностями столкнулись и советские военные. Боевые действия велись в горной местности; солдаты были вынуждены сражаться с вооруженным населением, среди которых многие вели тактику партизанской борьбы. В армии быстро распространялись болезни и наркомания. Многолетняя подготовка советский войск к войне с Западом оказалась совершенно неприменимой в условиях Афганистана. Боевой дух подрывала и неясность целей нахождения там советских войск, так как в теории основные боевые действия должна была вести проправительственная афганская армия, однако по факту этим занимались именно армия СССР.
Между Москвой и Штатами проводились консультации по афганскому конфликту. Советская сторона ставила перед собой ряд целей: вывод войск, сохранение режима, лояльного СССР и создание внутренней политической стабильности в стране. Но данные задачи не могли быть выполнены одновременно, поэтому война продолжалась.
Жестокий и бессмысленный конфликт в Афганистане затянулся для Советского Союза до февраля 1989 г., унеся жизни 15 тыс. советских солдат. В результате режим, поддерживаемый кровопролитной войной, просуществовал еще три года, после чего начался новый этап гражданской войны, еще более страшный и беспощадный.
Что касается участия Соединенных Штатов в данном конфликте, то оно сводилось в большей степени к проведению так называемых «тайных операций», проводимых американской разведкой. Так, наиболее известной является операция «Фарадей», проводимая в начале войны. В рамках этой кампании американцы проводили разведку на территории Афганистана, обучали моджахедов тактике диверсионной борьбы в крупных городах России, осуществляли поставку вооружения и боеприпасов силам оппозиции.
Руководство США толковало ввод войск в Афганистан как шаг Советского Союза в сторону обострения международной конфронтации. В Москве же были уверены, что афганский конфликт имеет исключительно региональный характер, но является поводом для соперника возобновить глобальную гонку вооружений. Так, в июле 1980 г. на свет появилась «новая ядерная стратегия» США, согласно которой американцы были намерены продемонстрировать оппоненту, что готовы и способны одержать победу в длительном ядерном конфликте.
Большинство стран НАТО верили в возможность разрядки международных отношений, поэтому не хотели примыкать к санкционной политике Соединенных Штатов, направленной против СССР. Например, бойкот Олимпийских игр в Москве в 1980 г., санкционированный США, поддержали только Норвегия и ФРГ. в Однако в отношении военно-стратегических отношений со странами восточного блока все еще четко прослеживалась политика, диктуемая Вашингтоном.
Глава 3. Заключительный этап холодной войны
В начале 1980-х гг. в мировой политике выявилась острая необходимость международного сотрудничества СССР и США. Между странами начался интенсивный процесс переговоров по вопросам сокращения вооружения. Эта ситуация радикально отличалась от событий 1960-х гг., так как на повестке была не попытка взаимной сдержанности, а подъем наступательной политики со стороны Соединенных Штатов, которые провоцировали СССР на активную гонку вооружений. По мнению американских специалистов, этот процесс был способен истощить советскую экономику.
В рамках данной политики консервативный республиканец Р. Рейган, 40-й президент США, весной 1983 г. объявил о программе «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая предусматривала создание в космическом пространстве своего рода «щита» с лазерными установками для защиты от межконтинентальных баллистических ракет противника. Принятие данного проекта противоречило международным соглашениям, в том числе договору о ПРО (противоракетной обороне), заключенному в 1972 г.
После окончания холодной войны американцы признались, что считали проект СОИ невозможным в исполнении и использовали его для активизации гонки вооружений с Советским Союзом.
В 1983 г. началась американская кампания по размещению на территории Западной Европы (ФРГ, Италия, Великобритания) ракет средней дальности «Першинг-2» и крылатых ракет наземного базирования. СССР, признавая опасность начала ядерной войны, возложил ответственность за это на страны НАТО. Вслед за этим советское руководство отменило мораторий на размещение ракет в Чехословакии, ГДР и европейской части СССР.
Таким образом, к концу 1980-х гг. страны достигли паритета в ядерном вооружении.
Угроза дальнейшего обострения международных отношений вынудила СССР и США перейти к диалогу. Первый шаг в этом направлении сделал американский президент Р. Рейган в 1985 г., пригласив М.С. Горбачева посетить Соединенные Штаты – было положено начало сотрудничеству двух стран. На встрече, проходившей в Женеве, лидеры дискутировали об американской программе стратегической оборонной инициативы (СОИ). Также обсуждался вопрос о сокращении стратегических наступательных вооружений, региональные конфликты. Договоренностей по данным вопросам достигнуто не было, но руководители стран пришли к выводу – необходимо вести диалог, а ядерное вооружение должно быть сокращено на 50%. В последующие годы состоялся еще ряд встреч на высшем уровне, на которых решался вопрос о ликвидации большей части советских и американских ракет.
Военное и идеологическое напряжение между странами начало спадать. Важнейшей предпосылкой для этого стали внутренние изменения в СССР, связанные с политикой «перестройки». Конфронтация сменилась на сотрудничество, которое особенно ярко проявлялось в решении региональных конфликтов и ядерном разоружении. В 1988 г. в Женеве было принято решение о выводе советских войск из Афганистана.
8 декабря того же года на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке М.С. Горбачев представил свою концепцию «нового политического мышления». Она провозглашала приоритет общечеловеческих ценностей, призывала к деидеологизации политики на международном уровне; центральной целью обозначалось избежание ядерной войны во имя выживания человечества.
Концепция также содержала важные установки для внешней политики советского государства в сфере отношений с Западом:
1) достижение компромисса с США по вопросам сокращения стратегических вооружений;
2) сближение со странами Западной Европы в области политических и экономических отношений (в том числе в целях объединения Германии);
3) сотрудничество со странами НАТО в целях урегулирования региональных конфликтов в странах третьего мира;
4) помощь в реформировании просоветских режимов в странах восточного блока по образцу СССР. 
Новая политика СССР, как указывалось ранее, отразилась и на странах Центральной и Восточной Европы, где в сложившихся условиях нарастали прозападные настроения. Партийные лидеры этих стран с сомнением относились к реформам в Советском Союзе. Руководители некоторых стран в конце 80-х гг. предпринимали попытки ограничивать информацию о реформах Горбачева в обществе. Осенью 1989 г. эти регионы охватила волна смены власти и перестали существовать просоветские коммунистические режимы. Революции проходили мирно (за исключением Румынии), поэтому получили в историографии название «бархатных».
В декабре того же года произошла встреча советского и американского лидера на Мальте, на которой М.С. Горбачевым и Дж. Бушем, избранным вместо Р. Рейгана в 1988 г., было объявлено об окончании холодной войны.
Еще один важный вопрос на пути окончания многолетней конфронтации двух сверхдержав касался объединения Германии. Этот процесс происходил поэтапно и начался в феврале 1990 г. с создания валютного союза между двумя


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.