это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2525621
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы в том, что одной из важных задач стоящей пер.ед
школой - воор.ужение учащихся не только основами наук, но и фор.мир.ование у
них познавательных потр.ебностей, планомер.ное и целенапр.авленное р.азвитие
мышления и твор.ческих способностей, начиная с младшего школьного
возр.аста.
Следует указать, что в последнее вр.емя обр.ащается особое внимание на
р.аскр.ытие методов и пр.иемов р.азвития мыслительной деятельности детей, на
показ того, как включать детей на р.азных этапах обучения в поисковую р.аботу,
как напр.авлять их усилия на анализ учебного матер.иала, на р.ассуждения,
доказательства. Максимальная активизация познавательной деятельности
учащихся, р.азвитие у них активного, самостоятельного, твор.ческого мышления
стала важной задачей школьного обучения.
В течение р.яда лет учителя р.аботают по действующим пр.огр.аммам.
Учителя в основном овладели их содер.жанием. Но методика р.аботы по новому
содер.жанию еще недостаточно освоено ими. Поэтому возникла настоятельная
необходимость в теор.етическом изучении и обобщении имеющегося
пер.едового опыта, где основное внимание обр.ащалось на р.аскр.ытие методов и
пр.иемов активизации познавательной деятельности учащихся. Пр.оведенный
нами анализ имеющейся по данной пр.облеме литер.атур.ы и изучение опыта
р.аботы учителей позволил установить, что ср.еди способов активизации
познавательной деятельности учащихся, наименее р.азр.аботанных
пр.именительно к начальным классам, является вопр.ос о введении в обучение
элементов пр.облемного обучения, котор.ое р.ассматр.ивается как одно из
наиболее пер.спективных напр.авлений в совер.шенствовании пр.оцесса
обучения в советской школе.
Теор.ией и пр.актикой доказано, что знания, усвоенные в пр.оцессе
самостоятельной активной познавательной деятельности самих учащихся,
имеют значительные пр.еимущества ср.авнительно со знаниями, полученными
из какого-либо источника в готовом виде. Они, р.азвиваясь, полнее и быстр.ее
4
пер.еходят в убеждения учащихся и становятся ор.удием их мышления и
пр.актической деятельности.
Поэтому пр.облемное обучение и получает все большее
р.аспр.остр.анение, так как оно р.ешает пер.воочер.едную задачу общества -
фор.мир.ование твор.ческой личности.
Степень изученности. В р.азр.аботке данной темы были использованы
р.аботы таких автор.ов как: Б឴а឴р.឴а឴н឴о឴в឴ П឴. А឴., З឴а឴г឴в឴я឴з឴и឴н឴с឴к឴и឴й឴ В឴. И឴., К឴а឴ш឴л឴е឴в឴ С឴. С឴.,
М឴о឴л឴ч឴а឴н឴о឴в឴а឴ О឴. Н឴., П឴о឴д឴л឴а឴с឴ы឴й឴ И឴. П឴., Р.឴я឴з឴а឴н឴ц឴е឴в឴ С឴. В឴. и឴ д឴р.឴.
Объект исследования - р.еальный учебный пр.оцесс обучения
школьников с использованием элементов пр.облемности.
Пр.едмет исследования - знания и умения фор.мир.уемые у школьников
пр.и пр.облемном подходе к обучению.
Целью данной р.аботы является р.аскр.ытие содер.жания пр.облемного
обучения на ур.оках истор.ии, исходя из поставленной цели, были опр.еделены
следующие задачи:
- Р.ассмотр.еть понятие пр.облемного обучения;
- Исследовать фор.мы пр.облемного обучения и его ор.ганизация;
- Охар.актер.изовать Использование метода пр.облемного обучения на
ур.оках истор.ии;
- Пр.оанализир.овать пр.актическое пр.именение пр.облемного обучения
на ур.оках истор.ии и обществознания.
Стр.уктур.а данной р.аботы состоит из: введения, 2 глав, заключения,
списка используемой литер.атур.ы.
1. ТЕОР.ЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПР.ОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность пр.облемного обучения
5
Основная задача совр.еменного обр.азования состоит в оснащении
специалистов методологией твор.ческого пр.еобр.азования мир.а. Пр.оцесс
твор.чества состоит пр.ежде всего из откр.ытия нового: новых объектов, новых
знаний, новых пр.облем, новых методов их р.ешения. Таким обр.азом,
пр.облемное обучение как твор.ческий пр.оцесс является р.ешением
нестандар.тных научно-учебных задач нестандар.тными же методами. Если
тр.енир.овочные задачи даются учащимся для закр.епления знаний и отр.аботки
навыков, то пр.облемные задачи пр.едназначаются для поиска нового способа
р.ешения.
Суть пр.облемной интер.пр.етации учебного матер.иала заключается в
том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит пер.ед
учащимися пр.облемные задачи, инициир.уя искать путь и ср.едства их р.ешения.
Пр.облема сама пр.оделывает путь к новым знаниям и способам действия.
Особенно важен тот факт, что новые знания подаются не для сведений,
а для р.ешения пр.облемы или р.яда пр.облем. В случае тр.адиционной
педагогической стр.атегии – от знаний к пр.облеме – ученики не способны
выр.аботать умений и навыков самостоятельного научного поиска, так как им
даются для усвоения его готовые р.езультаты. Для р.ешения пр.облемы
тр.ебуется включение твор.ческого мышления. Р.епр.одуктивные психические
пр.оцессы, котор.ые связаны с воспр.оизведением усвоенных шаблонов, в
пр.облемной ситуации неэффективны 1 .
Пр.облемное обучение не является абсолютно новым явлением в
педагогике, в пр.ошлом с ним связаны известные имена – Сокр.ат, Р.уссо,
Дистер.вег, Ушинский и др..
Если человека всегда пр.иучать усваивать знания и умения в готовом
виде, можно и огр.аничить его пр.ир.одные твор.ческие способности –
«р.азучить» думать самостоятельно. В наибольшей степени пр.оцесс мышления
пр.оявляется и р.азвивается в случае р.ешения пр.облемных задач.
1 Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное
издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2016. – 41 с
6
Психологический механизм случающихся пр.оцессов пр.и пр.облемном
обучении такой: встр.ечая пр.отивор.ечивую, новую, непонятную пр.облему, у
человека появляется состояние недоумения, удивления, появляется вопр.ос: в
чем суть? Затем мыслительный пр.оцесс осуществляется по схеме: выдвижение
гипотез, их обоснование и пр.овер.ка. И человек или самостоятельно пр.оизводит
мыслительный поиск, откр.ытие неизвестного, или с помощью учителя.
Активизации твор.ческого мышления содействуют субъект-объект-
субъектные отношения, появляющиеся пр.и коллективном р.ешении пр.облемы.
Очень важной чер.той содер.жательного аспекта пр.облемного обучения
служит отр.ажение объективных пр.отивор.ечий, закономер.но появляющихся в
пр.оцессе научного познания, учебной или любой др.угой деятельности,
котор.ые и пр.едставляют собой источник движения и р.азвития в любой сфер.е.
Именно в связи с этим пр.облемное обучение называют р.азвивающим, так как
его цель – фор.мир.ование знания, гипотез, их р.азр.аботки и р.ешения. Пр.и
пр.облемном обучении в мышление включается только с целью р.азр.ешения
пр.облемной ситуации.
Пр.облемная ситуация пр.едставляет педагогическую ценность только в
том случае, когда она позволяет р.азгр.аничить известное и неизвестное и
наметить пути р.ешения, когда человек точно знает, что именно ему неизвестно.
Итак, пр.облемное обучение – обучение, пр.и котор.ом учитель, опир.аясь
на знание закономер.ностей р.азвития мышления, специальными
педагогическими ср.едствами ведет р.аботу по фор.мир.ованию мыслительных
способностей и познавательных потр.ебностей учеников в пр.оцессе обучения.
Функции пр.облемного обучения 2 :
1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной
пр.актической деятельности;
2) р.азвитие познавательной деятельности и твор.ческих способностей
учащихся;
2 Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /
В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2017. 29 с
7
3) воспитание навыков твор.ческого усвоения знаний;
4) воспитание навыков твор.ческого пр.именения знаний и умение
р.ешать учебные пр.облемы;
5) фор.мир.ование и накопление опыта твор.ческой деятельности.
Деятельность учителя пр.и пр.облемном обучении состоит в объяснение
содер.жания наиболее сложных понятий, систематическом созданием
пр.облемных ситуаций, сообщение учащимся фактов и ор.ганизация их учебно-
познавательной деятельности таким обр.азом, чтобы на основе анализа фактов
учащиеся самостоятельно сделали выводы и обобщения.
Выделяют несколько типов пр.облемных ситуаций 3 :
1) пер.вый тип – пр.облемная ситуация возникает пр.и условии, если
учащиеся не знают способы р.ешения поставленной задачи;
2) втор.ой тип – пр.облемная ситуация возникает пр.и столкновении
учащихся с необходимостью использовать р.анее усвоенные знания в новых
условиях;
3) тр.етий тип – пр.облемная ситуация возникает в том случае, если
имеется пр.отивор.ечие между теор.етически возможным путем р.ешения задачи
и пр.актической неосуществимостью выбр.анного способа;
4) четвер.тый тип – пр.облемная ситуация возникает тогда, когда
имеются пр.отивор.ечия между пр.актически достигнутым р.езультатом и
отсутствием у учащихся знаний для теор.етического обоснования.
Выделяют следующие методы, используемые пр.и пр.облемном
обучении (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лер.нер.а):
1) объяснительный метод – состоит из системы пр.иемов, включающих
сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и
объяснение;
2) р.епр.одуктивный метод – пр.именяется для осмысления усвоения
теор.етических знаний, для обр.аботки умений и навыков, для заучивания
учебного матер.иала и т. д.;
3 Баранов, П. А. Педагогика / П. А. Баранов, С. В. Шевченко. - М. : АСТ, Полиграфиздат, Сова, 2018. - 60 с
8
3) пр.актический метод – является сочетанием пр.иемов обр.аботки
навыков пр.актических действий по изготовлению пр.едметов, их обр.аботки с
целью совер.шенствования, пр.едполагает деятельность, связанную с
техническим моделир.ованием и констр.уир.ованием;
4) частично-поисковый метод – является сочетанием воспр.иятия
объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по
выполнению р.абот, тр.ебующих самостоятельного пр.охождения всех этапов
познавательного пр.оцесса;
5) исследовательский метод – пр.едставляет умственные действия по
фор.мулир.овке пр.облемы и нахождения путей ее р.ешения 4 .
1.2 Фор.мы пр.облемного обучения и его ор.ганизация
В отечественной педагогике р.азличают тр.и основные фор.мы
пр.облемного обучения:
- пр.облемное изложение учебного матер.иала в монологическом р.ежиме
лекции либо диалогическом р.ежиме семинар.а;
- частично-поисковая деятельность пр.и выполнении экспер.имента, на
лабор.атор.ных р.аботах;
- самостоятельная исследовательская деятельность. Пр.облемный
семинар. можно пр.овести в фор.ме теор.етической игр.ы, когда небольшие
р.абочие гр.уппы, ор.ганизованные на базе студенческой гр.уппы, доказывают
др.уг др.угу пр.еимущества своей концепции, своего метода. Р.ешение сер.ии
пр.облемных задач может быть вынесено на пр.актическое занятие,
посвященное пр.овер.ке или оценке опр.еделенной теор.етической модели или
методики, степени их пр.игодности в данных условиях.
Наиболее оптимальной является следующая стр.уктур.а пр.облемного
задания:
Создание пр.облемной ситуации:
4 Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей
ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2016. – 77 с
9
Постановка педагогом пр.облемных ситуаций ставит своей целью
активизацию усилий учащихся по р.азр.ешению соответствующего
пр.отивор.ечия.
Целью этапа мотивации на ур.оке должно стать возникновение
сомнения, неувер.енности, вопр.оса или пр.облемы. На их р.азр.ешение должна
быть напр.авлена вся дальнейшая активность учащихся.
Создание р.азных вар.иантов пр.актических обстоятельств помогут
создать пр.облемные ситуации на ур.оке. Выделяют тр.и основных способа их
создания 5 :
-пр.иём ключевых слов;
-пр.иём загадки-интер.пр.етации;
-выполнимое/невыполнимое действие.
Пр.иём ключевых слов основан на р.ефлексии учащимися того, что им
уже известно, и стимулир.овании постановки вопр.осов о том, что им ещё
неизвестно. Для р.ефлексии известного и вычленения неизвестного пр.именяется
лобовой пр.иём: учитель сначала спр.ашивает детей о том, что они знают по
тому или иному вопр.осу, а затем спр.ашивает их о том, что им ещё неизвестно.
Такая постановка задания не вызывает у учащихся каких-либо сер.ьёзных
тр.удностей. Тр.удность заключается в том, что вопр.осы детей о том, что им
неизвестно могут быть весьма многочисленными и ср.еди них может и не быть
того вопр.оса, котор.ый подлежит изучению. Использование ключевых слов
позволяет избежать этой тр.удности. Стимулир.ование и обучение постановке
исследовательских вопр.осов является одним из важнейших способов р.азвития
исследовательской активности. Учащимся пр.едлагается отгадать, что спр.ятано
в шкатулке с помощью вопр.осов, на котор.ые учитель может отвечать только
«да» и «нет». Дети с увлечением начинают задавать вопр.осы, но достаточно
быстр.о их вопр.осы иссякают в силу отсутствия умения задавать
исследовательские вопр.осы.
5 Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н.
Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2016. 59 с
10
Следующий этап – этап поиска неизвестного. Учитель пр.едлагает
р.ебятам воспользоваться специальными ключами, котор.ые подведут их к
р.ешению главной пр.облемы. Этими ключами являются вопр.осы, котор.ые
основаны на словах, с помощью котор.ых можно р.ешить поставленную задачу.
Задача учителя на данном этапе – научить пользоваться ключевыми словами
для постановки исследовательских вопр.осов. Целесообр.азно начать обучение
постановке вопр.осов с таких ключей, как «свойства» и «функции».
Помогая детям пер.еходить от одного ключа к др.угому, учитель
стимулир.ует постановку исследовательских вопр.осов. В этом случае дети
быстр.о р.ешают пр.облемную задачу. Если было пр.оведено хотя бы одно такое
занятие, то в дальнейшем не составляет тр.уда вводить такие ключевые слова
как «пр.ичина», «условие», «значение», «пр.оисхождение», «виды» и т.д.
Учителя, котор.ые впер.вые начинают пользоваться этим пр.иёмом,
удивляются тому, как дети быстр.о пр.иходят к тем вопр.осам, котор.ые входили
в кр.уг изучаемых. Необходимо всегда помнить о пр.инципиальной р.азнице
между вопр.осом, котор.ый поставил учитель и вопр.осом, котор.ый р.одился у
учащегося. За ученическим вопр.осом стоит потр.ебность в познании нового
матер.иала.
Далее учитель может пр.едложить сгр.уппир.овать вопр.осы, сходные по
смыслу. Или обр.ащает внимание детей, что есть ещё много вопр.осов по данной
теме и побуждает учащихся р.ешить, что в таком случае необходимо сделать.
Дети, имеющие опыт самостоятельного поиска, могут пр.едложить пр.овести
исследование. Обсудив с детьми, в какой фор.ме лучше всего пр.овести
исследование, и сфор.мулир.овав задачу такого исследования, можно
пер.еходить к следующему этапу ур.ока – исследованию в малых гр.уппах 6 .
Пр.иём ключей обеспечивает возникновение вопр.оса, что составляет
обязательное условие пр.оведения индуктивного исследования.
6 Молчанова, О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования / О. Н. Молчанова. -
М. : Флинта, 2019. - 92 с
11
Шир.око используется др.угой способ создания мотивации – пр.иём
загадки. Он основан на использовании такого стимульного матер.иала, котор.ый
хар.актер.изуется той или иной степенью неопр.еделенности, что позволяет
создать пр.облемную ситуацию. Таким стимульным матер.иалом может быть
всё, что угодно: р.еальные объекты, р.исунок, схема, модель, демонстр.ация и
т.п.
Тр.етий способ создания мотивации на ур.оке –
выполнимое/невыполнимое действие. Хар.актер.ной особенностью данного
способа является то, что детям пр.едлагается выполнить такое задание, котор.ое
субъективно кажется выполнимым. Но в пр.оцессе его выполнения зар.ождается
сомнение или обнар.уживается невозможность его осуществления. Пр.облемная
ситуация в этом случае создаётся с помощью какого-то задания с «ловушкой».
Пр.еимуществом данного пр.иёма является то, что обеспечивает возникновение
очень сильной потр.ебности в познании чего-либо, что необходимо узнать
детям.
Фор.мулир.овка пр.облемы 7 :
Далее педагог дает четкую фор.мулир.овку пр.облемы. Пр.и пр.авильной
постановке пр.облемной ситуации у учащихся возбуждается интер.ес и
появляется мотивация к ее изучению.
Выдвижение гипотез: Ученики выдвигают возможные гипотезы по
р.ешению данной пр.облемы с помощью р.азных фор.м технологии пр.облемного
обучения.
Доказательство или опр.овер.жение гипотез: Обязательно учащимся
пр.едлагается обосновать гипотезу и доказать ее, пр.овер.ить, насколько она
соответствует исходным условиям пр.облемной ситуации.
Пр.овер.ка пр.авильности р.ешений (р.ефлексия-самоанализ): После
доказательства гипотезы, выполняемой путем выведения из нее следствий и их
7 Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М. : Юрайт,
2019. - 114 с
12
пр.овер.ки, осуществляется окончательный этап: оценка найденного р.ешения,
опр.еделение того, насколько оно пр.игодно для р.ешения др.угих задач.
Воспр.оизведение нового матер.иала (выр.ажение р.ешения) 8 :
В дальнейшем закр.епление полученных знаний может осуществляться
как по тр.адиционной схеме – с пр.именением р.епр.одуктивных методов, так и
снова в р.амках пр.облемного обучения (вер.нее, с элементами пр.облемного
обучения) - путем видоизменения условий исходной пр.облемной ситуации.
Ур.овни пр.облемного обучения отр.ажают не только р.азный ур.овень
усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и
р.азные ур.овни мышления.
Ур.овень обычной несамостоятельной активности - это воспр.иятие
учащимися объяснений педагога, усвоение обр.азца умственного действия в
условиях пр.облемной ситуации, выполнение самостоятельных р.абот,
упр.ажнений воспр.оизводящего хар.актер.а.
Ур.овень полусамостоятельной активности хар.актер.изуется
пр.именением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в
совместном с педагогом поиске способа р.ешения поставленной учебной
пр.облемы.
Ур.овень самостоятельной активности пр.едусматр.ивает выполнение
самостоятельных р.абот р.епр.одуктивно-поискового типа, когда обучаемый
самостоятельно р.аботает по тексту учебника, пр.именяет усвоенные знания в
новой ситуации, констр.уир.ует р.ешение задачи ср.еднего ур.овня сложности,
путем логического анализа доказывает гипотезы, - помощь педагога пр.и этом
минимальна.
Ур.овень твор.ческой активности хар.актер.изует выполнение
самостоятельных р.абот, тр.ебующих твор.ческого вообр.ажения, логического
анализа, откр.ытия нового способа р.ешения, самостоятельного доказательства.
На этом ур.овне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобр.етения;
художественное твор.чество тоже относится к этому ур.овню.
8 Рязанцев, С. В. Педагогика / С. В. Рязанцев, М. Ф. Ткаченко. - М. : Проспект, 2018. - 32 с
13
2. ПР.ИМЕНЕНИЕ ПР.ОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УР.ОКАХ
ИСТОР.ИИ
2.1 Использование метода пр.облемного обучения на ур.оках истор.ии
Выделяют несколько типов пр.облемных ситуаций 9 :
1) пер.вый тип — пр.облемная ситуация возникает пр.и условии, если
учащиеся не знают способы р.ешения поставленной задачи;
2) втор.ой тип — пр.облемная ситуация возникает пр.и столкновении
учащихся с необходимостью использовать р.анее усвоенные знания в новых
условиях;
3) тр.етий тип — пр.облемная ситуация возникает в том случае, если
имеется пр.отивор.ечие между теор.етически возможным путем р.ешения задачи
и пр.актической неосуществимостью выбр.анного способа;
4) четвер.тый тип — пр.облемная ситуация возникает тогда, когда
имеются пр.отивор.ечия между пр.актически достигнутым р.езультатом и
отсутствием у учащихся знаний для теор.етического обоснования.
Но каким обр.азом можно создать пр.облемную ситуацию на ур.оке
истор.ии?
Пер.вый способ — побуждение учащихся к теор.етическому объяснению
событий, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это способствует
активизации поисковой деятельности учеников и пр.одуктивному усвоению
новых знаний. На ур.оке истор.ии в 7 классе, изучая р.ефор.мы Ивана Гр.озного
можно создать следующую пр.облемную ситуацию: р.ефор.мы Избр.анной р.ады
на пр.отяжении долгого вр.емени способствовали центр.ализации государ.ства, т.
е. отвечали истор.ическим запр.осам эпохи. Иван Гр.озный пр.екр.ащает
деятельность Избр.анной р.ады и начинает опр.ичнину — р.азделяет стр.ану на 2
части (опр.ичнину и земщину), вводит особый пор.ядок упр.авления и начинает
тер.р.ор.. В чем дело? В чем суть опр.ичнины? Была ли она антибояр.ским
мер.опр.иятием или стр.емлением цар.я к единоличной власти? Для р.ешения этой
9 Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый, В. И. Беляев, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. - М. :
Академия, 2018. - 51 с
14
пр.облемной ситуации с позиций деятельностного подхода можно использовать
р.аботу в гр.уппах по 4–5 человек.
Втор.ой способ — р.асстановка учебных пр.облемных заданий на
объяснение явлений или поиск путей пр.актического р.ешения. Напр.имер., пр.и
изучении Бор.одинского ср.ажения необходимо ознакомить учащихся с
р.азличными мнениями о р.езультатах и последствиях этого ср.ажения: а)
Бор.одинская битва завер.шилась пор.ажением р.усской ар.мии, котор.ая не
смогла воспр.епятствовать дальнейшему пр.одвижению Наполеона. б) Р.усские
войска нанесли ощутимый ур.он фр.анцузам, поэтому Бор.одино было успехом
Кутузова. в) Бор.одино стало генер.альной р.епетицией, без котор.ой не были бы
возможны позднейшие успехи р.усской ар.мии. Учащиеся высказывают свои
суждения, ср.авнивают планы Наполеона и Кутузова пер.ед ср.ажением, спор.ят.
Они пр.иходят к выводу, что в Бор.одинской битве Наполеону не удалось
сломить сопр.отивление р.усской ар.мии, его ар.мия понесла невосполнимый
мор.альный ур.он, была потер.яна половина войска.
Тр.етий способ — побуждение учащихся к ср.авнению сопоставлению и
пр.отивопоставлению фактов, явлений, пр.авил, в р.езультате котор.ых возникает
пр.облемная ситуация. Пр.имер.ом может служить изучение особенностей
социально-экономического р.азвития индустр.иальных стр.ан в начале XX века
чер.ез деление на гр.уппы, пер.ед котор.ыми ставиться пр.облема
нер.авномер.ности р.азвития стр.ан, поиска общего и особенного в р.азвитии.
Четвер.тый — побуждения учащихся к пр.едвар.ительному обобщению
новых фактов. Учащиеся получают задание р.ассмотр.еть некотор.ые факты,
явления, содер.жащиеся в новом для них матер.иале, ср.авнить их с известными,
и сделать самостоятельное обобщение 10 .
Для того, чтобы ур.ок стал пр.облемным необходимо сделать его
значимым для каждого ученика, акцентир.овать внимание на личностных
р.езультатах изучения темы, возможности пр.актического пр.именения
10 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: /
Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. 35 с
15
полученных знаний, Р.езультатами использования данной технологии могут
стать: совер.шенствование умения учащихся обосновывать свою позицию и
уважительно относиться к чужой; активизация познавательной деятельности и
как следствие -увеличение количества твор.ческих и исследовательских р.абот.
Таким обр.азом, можно сделать вывод о том, что технология пр.облемного
обучения пр.именима к изучению любой школьной дисциплины и особенно
эффективна на ур.оках, имеющих целью установление межпр.едметных связей,
таких как литер.атур.а, изобр.азительное искусство, обществознание, истор.ия.
2.2 Пр.актическое пр.именение пр.облемного обучения на ур.оках
истор.ии и обществознания
В системе р.оссийского обр.азования, в том числе истор.ического,
пр.оизошла смена пар.адигм. В целом истор.ическое обр.азование стало
личностно-ор.иентир.ованным, плюр.алистическим и многообр.азным. Пр.и этом
все более заметная часть р.оссийского педагогического сообщества осознает,
что тр.адиции р.оссийского истор.ического обр.азования столь глубоки и
самоценны в культур.ном отношении, что без их учета не пр.едставляется
возможным постр.оить совр.еменную и вместе с тем национально-
ор.иентир.ованную систему школьного истор.ического обр.азования. Новые
социальные пр.оцессы внесли кор.р.ективы в жизнь и деятельность учителя 11 .
Сфор.мир.овалась новая молодежная культур.а, в ср.еде совр.еменной
молодежи естественными и нор.мальными кажутся вещи, котор.ые 1015 лет
назад были недопустимы. Запр.етить новую культур.у невозможно, а
скор.р.ектир.овать поведение учеников и их отношение к жизни - вполне
р.еальная задача. Социологи пр.ишли к выводу: совр.еменные дети являются
«цифр.овым поколением». Освоение инфор.мации с помощью цифр.овых
технологий пр.оисходит р.аньше, чем дети начинают читать и писать - в тр.и-
11 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед.
общество России, 2017. 89 с
16
четыр.е года, часто стихийно, без контр.оля взр.ослых. У этих детей обр.азная и
вир.туальная кар.тина мир.а пр.еобладает над интеллектуальной.
Учителю необходимо владеть новыми методиками ведения ур.ока,
соответствующими совр.еменным условиям, а также постоянно
диагностир.овать р.езультативность пр.оведенных ур.оков.
Совр.еменный подход в пр.еподавании истор.ии пр.едполагает единство
знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.
Изучив опыт пр.именения р.азличных педагогических технологий, мы
отобр.али, на наш взгляд, наиболее р.езультативные и действенные в
совр.еменной школе. Ср.еди них - технология пр.облемного обучения,
пр.именение котор.ой мы пр.едлагаем р.ассмотр.еть на пр.имер.е ур.ока в 11 классе
«Р.оссия в р.еволюционном вихр.е».
Сегодня под пр.облемным обучением понимается такая ор.ганизация
учебных занятий, котор.ая пр.едполагает создание учителем пр.облемных
ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
р.азр.ешению, в р.езультате чего и пр.оисходит твор.ческое овладение знаниями,
навыками, умениями и р.азвитие мыслительных способностей. Технология
пр.облемного обучения на ур.оках истор.ии по теме «Великая р.оссийская
р.еволюция» является объективной необходимостью. На это есть р.яд пр.ичин 12 :
- Сегодня существуют р.азличные, подчас диаметр.ально
пр.отивоположные, взгляды на Великую р.оссийскую р.еволюцию. Одни автор.ы
утвер.ждают, что р.еволюция 1917 г. - нар.одная р.еволюция, пер.вый откр.ытый
вызов капиталистической системе, самое великое событие мир.овой истор.ии,
пр.ор.ыв в «светлое будущее». С точки зр.ения др.угой гр.уппы исследователей,
напр.отив, Октябр.ь 1917 г. - это пер.евор.от, совер.шенный кучкой фанатиков-
большевиков, нар.ушивший естественный ход истор.ии, пор.одивший кр.овавую
диктатур.у. Между этими кр.айними точками -множество пр.омежуточных,
компр.омиссных оценок и мнений.
12 Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.:
Роспедагентство, 2017. 106 с
17
- Пр.именение в пр.еподавании истор.ии в стар.ших классах
концентр.ической системы тр.ебует отхода от дублир.ования матер.иала,
изучавшегося в 9 классе по теме «От Февр.аля к Октябр.ю». Учащиеся 11 класса
изучают данный матер.иал на ином качественном ур.овне, дают собственную
оценку событиям Великой р.усской р.еволюции, ар.гументир.уют, используя
имеющиеся знания, что способствует более пр.очному усвоению матер.иала.
Пр.и создании пр.облемных ситуаций мы используем следующие
пр.иемы 13 :
- Указываем на факты и идеи, вызывающие удивление, кажущиеся
пар.адоксальными, пор.ажающие своей неожиданностью. Напр.имер.: В 1917
году, в февр.але, уже не нашлось ни одного полка, ни одного генер.ала, ни одной
сколько-нибудь значительной гр.уппы людей, котор.ые встали бы на защиту
Николая II, хотя до этого миллионы людей с воодушевлением пели «Боже, цар.я
хр.ани», а солдаты шли в бой «за вер.у, цар.я и Отечество». Почему цар.я
«смахнули с плеча», что пушинку, а нар.оду, веками ему пр.еклонявшемуся, не
оказалось до него никакого дела?
- Создаем ситуацию, в котор.ой новые факты и выводы вступают в
пр.отивор.ечие с устоявшимися в науке и уже известными ученикам теор.иями и
пр.едставлениями. Напр.имер.: Я. Басин, совр.еменный белор.усский публицист
пишет: «Большевики пр.инесли монополизацию власти, огосудар.ствление
пр.оизводства, насилие, уничтожение миллионов инакомыслящих, а также
р.азр.ушение нр.авственных основ жизни общества». Октябр.ьская р.еволюция
1917 г. - пр.ор.ыв или пер.евор.от?
- Создаем ситуацию, в котор.ой обнар.уживается несоответствие
жизненного опыта учащихся и научных данных, пр.едъявленных в условии
задачи. Напр.имер.: Возможно ли, что Ленин не отдавал пр.иказа о казни семьи
Николая II со всей пр.ислугой, и казнь была «местной инициативой»? Или
вер.нее пр.едположить, что Ленин опр.еделенно знал о намер.ении пар.тийного
13 Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное
издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2016. – 204 с
18
р.уководства в Екатер.инбур.ге осуществить казнь и не сделал ничего, чтобы ее
пр.едотвр.атить?
- Делаем необходимым постр.оение пр.едположений, создание
собственных вер.сий о пр.ичинах, хар.актер.е, последствиях истор.ических
событий. Напр.имер.: Почему р.еволюция пр.оизошла именно в февр.але 1917 г.?
Была ли война ее главным «р.ежиссер.ом»? Какой хар.актер. (бур.жуазный,
бур.жуазно-демокр.атический или социалистический) она носила?
- Создаем ситуацию выбор.а, в котор.ой учащимся пр.едлагается из
нескольких пр.едставленных пер.соналий выбр.ать одну и «увидеть» р.еволюцию
глазами выбр.анной личности: о чем думает этот человек, каково его
настр.оение, что замечает вокр.уг себя и т.д.
Опр.еделенный потенциал для создания ситуаций выбор.а содер.жится в
фор.мулир.овках: «Р.еволюция или пер.евор.от?»; «Р.еволюции, как известно,
совер.шаются не только потому, что людям становится хуже жить, а, напр.отив,
- потому, что в условиях общего социально-экономического пр.огр.есса они
пр.етендуют на более существенное улучшение своей жизни»; «"Октябр.ь"
р.одился не после "Февр.аля", а вместе с ним».
Фор.мами пр.облемного обучения могут быть фор.мулир.овка
пр.облемных задач и заданий, пр.облемная лекция, выполнение р.абот
исследовательского хар.актер.а, дискуссии, р.абота с истор.ическими
документами. Пр.и составлении заданий пр.облемного хар.актер.а мы используем
интер.нет-р.есур.с «100 главных документов Р.оссийской истор.ии». Напр.имер.,
пр.иводим документ 14 :
Написан утр.ом 25 октябр.я 1917 г. на моей квар.тир.е (Хер.сонская 5, кв.
9. Петр.огр.ад).
К гр.ажданам Р.оссии.
Вр.еменное пр.авительство низложено. Государ.ственная власть пер.ешла
в р.уки ор.гана Петр.огр.адского Совета, Военно-р.еволюционного комитета,
стоящего во главе Петр.огр.адского пр.олетар.иата и гар.низона.
14 Борытко, Н. М. Педагогика / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. - М. : Академия, 2017. - 96 с
19
Дело, за котор.ое бор.олся нар.од: немедленное пр.едложение
демокр.атического мир.а, отмена помещичьей собственности на землю, р.абочий
контр.оль за пр.оизводством, создание Советского пр.авительства, - это дело
обеспечено.
Да здр.авствует р.еволюция р.абочих, солдат и кр.естьян!
После изучения документа пр.едлагается ответить на вопр.осы 15 :
- Кто написал пр.оект обр.ащения «К гр.ажданам Р.оссии!»?
- Какому ор.гану, в соответствии с обр.ащением, пер.едавалась власть 25
октябр.я 1917 г.? Кому пер.едал ее этот ор.ган 26 октябр.я?
- Какие р.ешения II съезда советов р.абочих и солдатских депутатов были
заявлены уже в обр.ащении 25 октябр.я?
- Какие утвер.ждения обр.ащения не соответствовали действительности?
- Какие пр.едпосылки свер.жения Вр.еменного пр.авительства нашли
отр.ажение в документе? Существовали ли и др.угие?
Дадим кр.аткое описание ур.ока «Р.оссия в р.еволюционном вихр.е».
Эпигр.аф (записывается на доске): «Февр.альская р.еволюция была только
оболочкой, в котор.ой скр.ывалось ядр.о Октябр.ьской р.еволюции» (Л.Д.
Тр.оцкий).
На доске могут быть записаны основные пр.облемные вопр.осы: «Можно
ли было избежать Октябр.я?»; «Почему из всех политических пар.тий именно
большевикам удалось взять власть?» Р.азмышление над ними станет
обсуждением темы альтер.нативности в р.усской р.еволюции.
Р.азвивающей задачей ур.ока является р.азвитие у учащихся навыков
анализа, сопоставления, пр.оектир.ования истор.ических ситуаций;
воспитательной - выр.аботка готовности отстаивать свою гр.ажданскую
позицию, извлекать ур.оки из событий пр.ошлого.
В пр.оцессе подготовки к ур.оку учащиеся делятся на 5 гр.упп:
экономисты, политологи, междунар.одники, биогр.афы и экспер.ты. Каждая
15 Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г.
и др. – М.: Академия, 2017. – 28 с
20
гр.уппа готовит матер.иал о возможных вар.иантах р.азвития ситуации в стр.ане,
исходя из области своих интер.есов. Гр.уппа экспер.тов готовится оппонир.овать,
доказывая, что у Р.оссии не было др.угого пути р.азвития, кор.ме р.еволюции.
Выступления гр.упп подкр.епляются фотодокументами и истор.ическими
источниками. В конце выступления каждой гр.уппы экспер.ты задают вопр.осы и
делают выводы.
Матер.иалы политологов.
После февр.альской р.еволюции бур.жуазия получила то, за что бор.олась
много лет, - политическую власть. Была пр.едложена пр.огр.амма
демокр.атических пр.еобр.азований (Деклар.ация ВР.П). Пр.едлагались: полная и
немедленная амнистия по всем делам политическим и р.елигиозным, в том
числе тер.р.ор.истическим покушениям, военным восстаниям и агр.ар.ным
пр.еступлениям; свобода слова, печати, союзов, собр.аний и стачек с
р.аспр.остр.анением политических свобод на военнослужащих; отмена всех
сословных, вер.оисповедальных и национальных огр.аничений; немедленная
подготовка к созыву Учр.едительного собр.ания, котор.ое установит фор.му
пр.авления и конституцию стр.аны; замена полиции нар.одной милицией с
выбор.ным начальством; выбор.ы в ор.ганы местного самоупр.авления;
нер.азор.ужение и невывод из Петр.огр.ада воинских частей, пр.инимавших
участие в р.еволюционном движении; пр.и сохр.анении стр.огой воинской
дисциплины - устр.анение для солдат всех огр.аничений в пользовании
общественными пр.авами 16 .
Пр.иказ № 1 Петр.огр.адского Совета способствовал демокр.атизации
ар.мии. Отменялось обязательное отдание чести, титулы. Воспр.ещалось гр.убое
обр.ащение с солдатами. Эти мер.ы отвечали хар.актер.у и задачам бур.жуазно-
демокр.атической р.еволюции и с востор.гом были пр.иняты населением стр.аны.
Атмосфер.а была пр.опитана р.еволюционной эйфор.ией.
16 Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.
Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2017.-75 с
21
Вывод. Был р.азр.аботан комплекс ожидаемых обществом
демокр.атических пр.еобр.азований, котор.ые должны были снизить остр.оту
социальных, пр.ежде всего сословных, пр.отивор.ечий.
Выступление экспер.тов.
Февр.альская ?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!