это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2528402
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры широко используются не только в медицине, но и в различных областях исследований. Многие лекарства существуют уже достаточно давно, но с тех пор было много случаев их производства и нецелевого использования. В настоящее время проблема немедицинского употребления наркотиков и психотропных веществ стала актуальной не только в Российской Федерации, но и на всей территории ЕАЭС. Исходя из этого, распределение таких товаров должно строго контролироваться как на международном, так и на национальном уровнях.
Поскольку большая часть наркотиков поступает на территорию Союза из-за рубежа, основным средством борьбы с незаконным оборотом таких товаров являются таможенные органы.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что из года в год растет незаконное перемещение наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров. Незаконное распространение и перемещение этих товаров оказывает негативное влияние на общество и экономику.
Объектом данной работы является перемещение через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Предмет исследования представлен особенностями борьбы с незаконным перемещением через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Целью изучения является анализ последовательности перемещения через таможенную границу ЕАЭС наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Для этого были определены следующие задачи:
‒ рассмотреть теоретические основы и проанализировать порядок перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу ЕАЭС;
‒ выявить проблемы и направления совершенствования порядка таможенного контроля наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Основой для анализа порядка перемещения через таможенную границу ЕАЭС наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров являются такие источники, как международные правовые акты, национальные правовые акты, приказы ФТС, решения Комиссии ЕАЭС, учебная литература, а так же источники сети Интернет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И АНАЛИЗ ПОРЯДКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС
1.1 Основные понятия, сущность и классификация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Поскольку рассматриваемая группа товаров подлежит таможенному контролю, то отметим, что указанный контроль регламентирован и на наднациональном уровне, в рамках действия кодекса Евразийского экономического союза и иных нормативных актов, так и на уровне отдельных стран и уровне Российской Федерации в частности. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О наркотических средствах и психотропных веществах», наркотическими средствами являются вещества и препараты синтетического и природного происхождения, включенные в перечень средств и веществ и их прекурсоров и подлежащие контролю РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными конвенциями, участницей которых является РФ (в том числе Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.) [6].
Ученые не пришли к единому мнению относительно классификации наркотиков. Рассмотрим разделение на наиболее распространенные категории [22]:
Рис. 1.1 Классификация наркотических средств [22].
1. Опиаты. Наркотическое болеутоляющее средство, вызывающее успокоение, которое разрушает организм и вызывает быструю зависимость.
2. Психостимуляторы. Повышают умственную активность, снимает сонливость, уменьшает усталость, улучшает настроение, обладает быстроходным эффектом.
3. Галлюциноген. Его эффект - искажённое восприятие объектов в реальном мире.
4. Депрессанты. Подавляет активность нервной системы. В медицине он используется не только для снятия мышечных спазмов, но и в качестве успокаивающего средства.
5. Созданные в лаборатории, являются самой большой угрозой на сегодняшний день, из-за воздействия на организм, которое действует сильнее, чем природные препараты.
6. Легкие наркотики. Легкоактивные препараты, не вызывают немедленного привыкания.
Что касается психотропных веществ, то они включены в список наркотических средств, в который входят психотропные вещества, их прекурсорный синтез, природные вещества, а также препараты и натуральные ингредиенты.
Прекурсоры – это вещества, которые часто используются непосредственно в процессе производства, изготовления и переработки наркотических средств и психотропных веществ [6].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 утвержден Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащий регулированию Российской Федерацией, уточнены наименования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и включены четыре списка [7].
Таким образом, наркотические средства и психотропные вещества, запрещенные к обороту в Российской Федерации, утверждаются в первом перечне. Этот список включает в себя, в частности:
– опий ацетилированный;
– героин;
– каннабис (марихуана);
– маковое семя;
– ЛСД;
– мескалин;
– эфедрон и другие.
Во втором перечне перечислены средства и вещества, распространение которых в Российской Федерации ограничено и в отношении которых установлены меры контроля. Список представлен в таблице 1.
Таблица 1.1
Наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля [7]
Третий список включает психотропные вещества, распространение которых в Российской Федерации ограничено.
К таким веществам относятся такие наименования, как:
– тарен;
– аминорекс;
– натрий оксибутиран;
– декстрометорфан и т.д.
В таблицах 1.2 и 1.3, соответственно, отображены прекурсоры, по которым ограничен объем сделок на территории Российской Федерации и в отношении которых предусмотрены специальные и общие меры контроля.
Таблица 1.2
Прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен, и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля [7]
Следует отметить, что раствор включенного в перечень вещества не считается прекурсором, если он содержит концентрации ниже тех, которые указаны в таблицах 1.2, 1.3 и 1.4. Если концентрация превышает указанное значение, эти растворы рассматриваются как прекурсоры и принимаются специальные меры контроля.
Следует также отметить, что смесь, содержащая более одного вещества, указанного в таблицах 1.2, 1.3 и 1.4, подлежит контролю, если ее общая концентрация больше или равна концентрации, установленной для одного из веществ с наибольшим значением в таблице. А концентрация всех этих веществ определяется исходя из массовой доли вещества в смеси (растворе).
Таблица 1.3
Прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен, и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля [7]
Следует отметить, что при отнесении того или иного вещества к какому-либо прекурсору такие аспекты, как названия, не столь важны, как в случае наркотиков или психотропных веществ. Применительно к прекурсорам важно отметить группу прекурсоров, распространение которой в Российской Федерации ограничено, что позволяет исключить некоторые меры контроля, указанные в таблице 1.4.
Что касается применения препаратов, содержащих включенные в список наркотические средства или психотропные вещества, то оно осуществляется в рамках всего списка, и количество или присутствие нейтральных компонентов не является проблемой. Должно быть понятно, что нейтральные ингредиенты относятся к таким ингредиентам, как тальк, глюкоза, сахар, вода и крахмал.
Таблица 1.4
Прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен, и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля [7]
Если тот или иной наркотик не является единичным прекурсором, а включает в себя несколько прекурсоров, включенных в четвертый список, то контроль над таким наркотиком осуществляется на основе порядкового номера прекурсоров. Таким образом, в отношении таких препаратов осуществляется контроль как за содержащимся в них прекурсором, так и за тем, который имеет наименьший номер последовательности.
Если несколько прекурсоров присутствуют в смеси, распространение которой в Российской Федерации ограничено и в отношении которой допускается исключение определенных мер контроля, то такая смесь контролируется при условии, что общая концентрация равна или превышает концентрацию, установленную для отдельного вещества, для которого установлена максимальная концентрация.
Концентрация прекурсора определяется на основе массовой доли вещества в смеси [22].
Изучив все четыре списка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, стало известно, что этот список содержит более 200 позиций, которые, с одной стороны, можно назвать исчерпывающими. Но, с другой стороны, приносит определенные неудобства просматривать все списки, помимо рынка наркотиков и психотропных веществ, прекурсорами которых ежедневно являются новые смеси, наркотики и вещества, исходя из того, что есть необходимость пополнять этот список.
Активные вещества регулируются Постановлением № 964 от 29 декабря 2007 года (ред. от 08.11.2019) «Об утверждении перечня активных и токсичных веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации и об утверждении большого количества активных веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Настоящее постановление содержит прямой перечень сильнодействующих веществ и ядов, а также приложение, касающееся большого количества сильнодействующих веществ, для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации [5].
Содержание наркотических средств, психотропных веществ и сильнодействующих веществ определяется по двум критериям (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Критерии содержания наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ [14]
Первый критерий является существенным. В случае если идёт речь о наркотиках и психотропных/компульсивных веществах по этому критерию, подразумевается, что они находятся в терминах таких групп, как вещества или жидкости. Есть нечто, что вызывает изменение в сознании, восприятие того, используются ли эти вещества или средства, в случае, если такое употребление носит систематический характер. По существу, психическая и физическая зависимость от этих веществ может привести к психической и физической зависимости, средствам, ущербу для здоровья, а в некоторых случаях и к смерти [12].
Второй критерий формально легален, его суть заключается в необходимости отобразить наркотические средства, психотропные вещества и сильнодействующие вещества в перечне, регулируемом международными или национальными правовыми актами. Если тот или иной препарат или вещество не включено в список или не регламентировано нормативным правовым актом, то такой препарат не будет признан наркотическим или психотропным средством.
Иными словами, можно сделать вывод о том, что материально-правовые критерии являются отправной точкой для включения препарата в соответствующий перечень, но формально правовые критерии являются правовой основой деятельности компетентных правоохранительных органов и других национальных блоков в этой области.
Таким образом, на основании Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркотическим средством служит препарат, состоящий в перечне синтетических веществ, веществ природного происхождения, средств, веществ и их прекурсоров и подлежащий контролю в Российской Федерации и на территории ЕАЭС [6].
1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Нормативно-правовая база Российской Федерации (РФ) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ опирается на нормы и принципы международного права [1], рекомендованные для принятия государствами, присоединившимися к международным конвенциям ООН в сфере оборота этих средств.
В целом, система источников права, регламентирующих регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ, включает в себя федеральные конституционные законы, международно-правовые акты различных уровней, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, решения Конституционного и Верховного судов РФ.
Правовые основы незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров содержатся в:
‒ ТК ЕАЭС;
‒УК РФ;
‒ КоАП РФ;
‒ Федеральный закон «О безопасности» и др.
Центральное место занимает ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [6] – базовый правовой акт, устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, а также определяющий структуру законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
В целом положения ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяют содержание оборота наркотических средств и психотропных веществ.
К федеральным законам, регулирующим отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, относятся также Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ [2], ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «Об обращении лекарственных средств», ФЗ «О безопасности» и другие.
Федеральные законы содержат нормы, призванные урегулировать как отдельные общественные отношения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, так и их группы. Однако совокупность правовых норм, содержащихся в названных нормативно-правовых актах, выступающих в качестве источников права, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, не представляется достаточной для урегулирования отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, отсутствует системный подход к решению задачи урегулирования отношений в рассматриваемой сфере.
Наличие большого числа противоречий и других недостатков свидетельствует о необходимости принятия законодателем адекватных мер по устранению имеющихся недоработок, приводящих зачастую к неоднозначному пониманию правоприменителем правовых норм. Вместе с тем, можно сказать, что основная нагрузка в правовом регулировании оборота наркотических средств и психотропных веществ лежит на административно-правовых нормах, поэтому законодатель в первую очередь должен ориентироваться на качество правовых норм именно этой категории [16].
Следующая группа нормативно-правовых актов включает в себя указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Положения, содержащиеся в них, в основном определяют направления общей политики государства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, кроме того, они устанавливают полномочия Президента РФ и Правительства РФ в названной сфере и регламентируют решение некоторых системных вопросов в области оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Оценивать качество норм, содержащихся в правовых актах данной категории источников, достаточно сложно, связано это в первую очередь с тем, что они издаются в целях эффективной реализации федеральных законов, а так как последние не всегда имеют должное качество, то говорить о достаточности норм указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ не приходится. Во-вторых, административно-правовые нормы, содержащиеся в названной группе правовых актов, не всегда в полном объеме реализуются на различных уровнях исполнительной власти.
Наиболее внушительную часть источников права, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, составляют нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день тема оборота наркотических средств, их прекурсоров достаточно представлена в нормативно-правовых источниках.
Принято достаточное количество нормативно-правовых актов, которые устанавливают методы противодействия незаконному обороту наркотических веществ, порядок их легального ввоза посредством лицензирования.
1.3 Анализ особенностей таможенного контроля наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Перемещение данной категории товаров может осуществляться только при наличии лицензии, которая должна быть подана в таможенные органы того или иного государства - члена ЕАЭС в зоне прибытия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [16].
В некоторых случаях лицензия не требуется. В частности, это случай, когда физическое лицо перемещает лекарства, в том числе наркотики и психотропные препараты, в личных целях, но здесь необходимо отметить, что медицинские показания (требуется медицинская документация с указанием наименования и количества препарата) являются важным условием.
Для медицинских документов может быть предоставлен оригинал или заверенная копия. Документы должны быть составлены на языке страны ЕАЭС, в которую предполагается ввозить тот или иной препарат. Поэтому при ввозе в Россию медицинские документы должны быть составлены на русском языке, при ввозе в Белоруссию, на белорусском языке и т.п.
Также можно приложить нотариально заверенный перевод, если невозможно представить на таможню документ, подготовленный на родном языке страны-члена ЕАЭС.
Кроме того, лицензия не требуется, если передача наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров необходима для оказания экстренной помощи во время конкретной чрезвычайной ситуации.
Также не требуется подача разрешения в таможенные органы, если в аптечке первой помощи морского, речного, воздушного, железнодорожного или автомобильного транспорта, находящегося в международном сообщении, содержится ограниченное количество наркотических средств или их прекурсоров - психотропных веществ.
Если прекурсоры ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС или вывозятся оттуда в качестве поставок, необходимых для нормального функционирования оборудования и технических устройств воздушного, морского (речного) и железнодорожного транспорта, таможенные органы в этом случае не предоставляют лицензию на перевозку наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Для получения такой лицензии заявитель должен представить в таможенные органы необходимые документы и сведения. В таблице 1.5 приведен перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в таможенные органы для выдачи лицензии на экспорт и (или) импорт определенных видов товаров [6].
Таблица 1.5
Перечень документов и сведений, необходимых к представлению в таможенный орган для оформления лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров [6]
№ Документы и сведения
1 Заявление о выдаче лицензии
2 Электронная копия заявления
3 Копия контракта (внешнеторгового договора)
4 Копия приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии)
5 Копия иного документа, который подтверждает намерения сторон (в случае отсутствия контракта)
6 Копия документа о постановке на учёт в налоговом органе или о государственной регистрации
7 Копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности или сведения о наличии лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности
Для получения лицензии на экспорт данных товаров заявитель должен также представить оригинал или нотариально заверенную копию разрешения на импорт определенной партии этих препаратов или направить в правительственный орган страны, из которой ввозятся товары, уведомление о том, что разрешение не требуется.
В лицензии указано количество наркотиков, которые находятся под международным контролем в соответствии с Единой конвенцией 1961 года о наркотических средствах. Эта сумма не должна превышать сметную годовую потребность в наркотических средствах, утвержденную и опубликованную Международной комиссией по контролю над наркотиками.
Так, в лицензии указано количество психотропных веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией 1971 года о психотропных веществах. Эта сумма не должна превышать оценку ежегодных медицинских и научных потребностей в данном веществе, публикуемую Международным комитетом по контролю над наркотиками [26].
Однако заявителю может быть отказано в выдаче лицензии, по причинам, приведенным в таблице 1.6.
Таблица 1.6
Основания для отказа в выдаче лицензии [6]
Для помещения данной продукции в процедуры экспорта и выпуска для внутреннего использования, если подана лицензия, требуется уведомление о том, что для помещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в процедуры таможенного транзита не требуется разрешение или разрешение компетентного органа страны ЕАЭС, как указано выше.
Наркотические, психотропные вещества и их прекурсоры нельзя помещать под следующие таможенные процедуры [2]:
1) таможенная процедура таможенного склада;
2) переработка на таможенной территории;
3) переработка вне таможенной территории;
4) переработка для внутреннего потребления4
5) временный ввоз (допуск);
6) временный вывоз;
7) беспошлинная торговля;
8) уничтожение;
9) отказ в пользу государства;
10) свободная таможенная зона;
11) свободный склад;
12) реимпорт;
13) реэкспорт
Для таких веществ импорт и экспорт также ограничивается теми веществами, которые одобрены Министерством промышленности и торговли. Основанием для его выдачи является соответствующее разрешение.
Для того чтобы получить данную лицензию заявитель должен представить в специальный компетентный орган необходимую документацию, которая аналогична той, что должна быть представлена в ситуациях получения лицензий на передачу наркотических или психотропных веществ и их прекурсоров.
В отношении особенностей таможенного контроля товаров, перевозимых в международных почтовых отправлениях, международные почтовые отправления должны представляться в таможенный орган, назначенный оператором почтовой связи для осуществления данного вида таможенного контроля.
Конкретное письмо (аэрограммы, почтовые открытки, письма, посылки для слепых) должно быть предъявлено таможенным органам по запросу только в том случае, если есть веские основания полагать, что в этом письме или письменной посылке содержатся запрещенные товары [2].
Что касается особенностей пересылки товаров по международной почте, то не допускается пересылка в адрес МПО товаров, которая запрещена в соответствии с законодательством Всемирного почтового союза и которые определены законодательством ЕАЭС.
В таблице 1.7 приведены товары, пересылка которых осуществляется в МПО, на которые на момент перемещения через таможенную границу ЕАЭС наложены ограничения.
Таблица 1.7
Товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу ЕАЭС, пересылка которых осуществляется в МПО [7]
№ Наименование товара
1 Любые виды оружия, их части, патроны к ним
2 Взрывчатые вещества, взрывные устройства, средства взрывания
3 Условно патогенные и патогенные организмы
4 Скоропортящиеся товары
5 Алкогольная продукция
6 Табачная продукция
7 Драгоценные металлы (кроме ювелирных изделий)
8 Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также растения и грибы, которые содержат наркотические средства, психотропные вещества
9 Озоноразрушающие вещества
10 Опасные отходы
11 Ядовитые вещества
Если становится очевидным факт несоблюдения запрета или ограничения, в таких случаях таможенные органы принимают решение о запрете ввоза того или иного товара на таможенную территорию. Таможенный орган обязан довести эти сведения до сведения назначенного почтового перевозчика.
Незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров путем их перемещения через таможенную границу ЕАЭС, государственную границу Российской Федерации, квалифицируется в соответствии со статьей 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Назначаются следующие наказания: лишение свободы, штрафы в размере до одного миллиона рублей, соответствующего заработной плате или иным доходам осужденного, ограничения свободы [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что на основании Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркотическим средством служит препарат, состоящий в перечне синтетических веществ, веществ природного происхождения, средств, веществ и их прекурсоров и подлежащий контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ и международными конвенциями.
Рассматривая наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества и их прекурсоры как подлежащие таможенному контролю, важно отметить, что данный вопрос принимается как на наднациональном уровне в рамках ЕАЭС, так и на уровне российского законодательства. Кроме того, перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров регулируется национальным законодательством.
Перемещение данной категории товаров может осуществляться только при наличии лицензии, которая должна быть подана в таможенные органы того или иного государства - члена ЕАЭС в зоне прибытия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ
2.1. Проблемы таможенного контроля наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Важной составляющей деятельности по контролю таможенными органами товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, является поиск и выявление незаконно перемещающихся наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В настоящее время выполнение данной задачи приобретает все большую актуальность. Следовательно, таможенные органы должны действовать более целенаправленно при осуществлении организации своей работы по выявлению объектов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в объектах, перемещаемых через таможенную границу Союза.
Для того чтобы глубже разобраться в вопросах перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу Союза, а также в способах осуществления контроля над перемещением данной категории товаров, следует обратить внимание на проблемы, возникающие в процессе данного контроля.
Прежде чем перейти к аспектам, напрямую затрудняющим процесс таможенного контроля, также следует обратить внимание на проблемы, возникающие в связи с особенностями географического расположения Российской Федерации, а именно:
1) многие пункты пропуска находятся на значительном расстоянии от линии государственной границы, некоторая их часть имеет недостаточную техническую оснащенность для проведения эффективного контроля;
2) участки границы являются довольно протяженными, с недостаточным количеством пунктов пропуска, осуществляющих контроль, что значительно облегчает возможность незаконного перемещения наркотических средств.
Данные аспекты оказывают отрицательное воздействие на осуществление эффективного обнаружения и предотвращения каналов контрабанды наркотиков.
Также одной из проблем является отсутствие в мировой практике применения таможенными органами технических средств таможенного контроля наркотических средств такого оборудования, которое бы позволило с высочайшей точностью определять наличие наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в перемещаемых через таможенную границу Союза предметах при любых оперативных условиях [8].
Значительное затруднение в проведении таможенного контроля вызывает то, что иногда сотрудники таможенных органов недостаточно обучены работе с высокоточными технологическими средствами по обнаружению наркотических средств, находящимися в пунктах пропуска, что может оказать негативное влияние на процесс таможенного контроля.
Но, помимо технических средств, в таможенных органах, для обнаружения наркотических средств, большим успехом пользуются кинологические службы. Применение специально обученных собак находится наравне с использованием высокотехнологичных средств. Методы обнаружения, используемые кинологическими службами, характеризуются высокой чувствительностью, а также возможностью использования во всех оперативных условиях. Но проблемой применения данного метода, для обнаружения незаконно перемещаемых наркотических средств, является то, что на собаку могут оказать влияние окружающие запахи, которые могут помешать обнаружению незаконно ввезенных наркотических средств, в том числе, на обучение одной собаки требуется не менее 3 месяцев, что в некоторых случаях может воспрепятствовать контролю.
Один из способов незаконного перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, является их перевозка в тайниках (в том числе перемещение в теле человека либо туловище животного), либо перемещение данных товаров под видом иных товаров, ввоз которых не запрещен. Нарушители используют данные способы, которые с каждым годом меняются, что значительно затрудняет процесс таможенного контроля, а так же, в большинстве случаев снижает его эффективность.
В 2019 году специалистами-кинологами таможенных органов в ходе осуществления таможенного контроля и оперативно-розыскных мероприятий таможенных органов было обследовано:
‒ 768 тыс. единиц автомобильного транспорта (в 2018 году – 730 тыс. единиц);
‒ 35 тыс. единиц железнодорожного транспорта (в 2018 году – 21 тыс. единиц);
‒ 2 290 единиц водного транспорта (в 2018 году – 2 550 единиц);
‒ 8 645 единиц воздушного транспорта (в 2018 году – 5 076 единиц);
‒ 12 022 тыс. единиц багажа (в 2018 году – 10 310 тыс. единиц);
‒ 1 590 тыс. единиц контейнеров и грузов (в 2018 году – 1 831 тыс. единиц);
‒ 10 323 тыс. единиц международных почтовых отправлений (в 2018 году – 11 972 тыс. единиц).
В результате этих мероприятий в 3043 случаях было обнаружено и изъято более 227 кг наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих веществ и их прекурсоров.
Динамика количества выявленных преступлений по незаконному обороту наркотиков за период 2017 – 2019 годы представлена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1 – Динамика количества выявленных преступлений по незаконному обороту наркотиков за период 2017 – 2019 годы [28]
Таким образом, можно отметить количества выявленных преступлений по незаконному обороту наркотиков за период 2017 – 2019 годы, что говорит о повышении ответственности участников ВЭД.
В таблице 2.1 представлено количество выявленных преступлений – контрабанда наркотиков за период 2017 – 2019 годы.
Таблица 2.1
Количество выявленных преступлений – контрабанда наркотиков за период 2017 – 2019 годы [28]
Страна 2017 год 2018 год 2019 год
Российская Федерация 2 153 1 028 803
Беларусь 185 160 129
Казахстан 243 250 272,1
Армения 59 30 29
Кыргызстан 32 30 26
Полученные данные представлены графически (рис. 2.2)
Рис. 2.2 – Динамика количества выявленных преступлений - контрабанда наркотиков за период 2017-2019 годы [28]
Таким образом, ситуация с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является важной проблемой. В то время как количество зарегистрированных преступлений в этой сфере сокращается, в то же время снижение уровня судебного преследования лиц, совершивших преступления, позволяет сделать вывод о том, что преступники открыли новые способы совершения противоправных деяний и привыкли использовать методы, нарушающие закон.
Из приведенных выше данных можно сделать следующие выводы:
1. Снижение статистических показателей из года в год, предположительно, в первую очередь связано с качеством работы, выполняемой таможенниками.
2. Повышение качества взаимодействия России с правоохранительными органами государств - членов ЕАЭС в области борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ также оказало положительное влияние на показатели.
3. Произошло укрепление системы инспекций на пограничных пунктах и улучшение технического оснащения таможенной инфраструктуры, что привело к более эффективному реагированию на контрабанду наркотических средств.
Одной из форм таможенного контроля является личный таможенный досмотр. Проблемой проведения данной формы таможенного контроля является то, что процесс личного таможенного досмотра не предусматривает применения технических средств, которые могли бы дать возможность получения более точного результата досмотра [24]. Разрешено лишь проводить осмотр мелких предметов, находящихся при досматриваемом лице (авторучка, портсигар, зонт и т. п.), верхней одежды и головного убора. При личном таможенном досмотре допустимо ощупывание тела поверх нижнего белья, обследование тела (волос, ног, кистей и т. п.). Так, досматриваемое лицо, подозреваемое в сокрытии наркотических средств от таможенного контроля в своем теле, имеет полное право отказаться от рентгенорадиологического обследования, что не позволит обнаружить незаконно перемещаемое наркотическое средство [8].
Также, стоить отметить следующие факторы, которые оказывают влияние на эффективность таможенного контроля наркотических средств, а именно создают проблемы, порождающие препятствия для обнаружения незаконного перемещения данной категории товаров:
1) слабое взаимодействие таможенных органов с иными правоохранительными организациями и контролирующими органами;
2) недостаточное для эффективного таможенного контроля наркотических средств информационное обеспечение оперативно-розыскной и правоохранительной деятельности таможенных органов;
3) широкое распространение коррупции в области таможенного дела.
4) слабый уровень переподготовки кадров;
5) постоянное совершение способов незаконного перемещения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров через границу Союза;
6) несовершенство таможенного законодательства, а именно отсутствие конкретики в нормативно-правовой базе по вопросам оборота прекурсоров, их хранения, использования и учета;
7) высокая стоимость оборудования, предназначенного для обнаружения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, затрудняющая их приобретение и распространение по таможенным пунктам пропуска [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что система таможенного контроля наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на сегодняшний день несовершенна и требует особого внимания.
Проблемы и сложности таможенного контроля заключаются в разных аспектах, начиная от нормативно-правового обеспечения, заканчивая отсутствием необходимого технического оборудования. Для совершенствования обнаружения незаконного перемещения данной категории товаров, необходимо обратить внимание на все выявленные недостатки и определить пути соверше
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!