это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2529241
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность проблемы исследования. Период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы являются важной вехой в становлении художественной жизни Дальнего Востока. Это период нарастания творческого потенциала художников. Дальневосточный округ - это край обладающей уникальной культурой, т.е. его населяет огромное количество народов и народностей.
Актуальность исследования подтверждается тем, что для изучения региона важной характеристикой является его историко-культурный потенциал. После войны появились новые художники, отмечается появление новых тенденций в художественной жизни региона. Именно поэтому изучение изобразительного искусства Дальнего Востока СССР в послевоенный период становится важным.
Цель нашей работы — изучение изобразительного искусства Дальнего Востока СССР в послевоенный период.
Объект исследования — Дальний Восток СССР в послевоенный период.
Предмет исследования — изобразительное искусство послевоенного периода на Дальнем Востоке СССР.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
1. познакомиться с историко-культурной характеристикой Дальнего Востока СССР;
2. изучить социально-экономические и культурные преобразования на Дальнем Востоке в послевоенный период;
3. рассмотреть как развивалось изобразительное искусство на Дальнем Востоке СССР в послевоенные годы.
Методы исследования: изучение теоретических материалов по проблеме.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух теоретической глав, заключения и списка литературы.
1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА СССР
Географически к Дальнему Востоку России относят восточную часть страны. В нее входят Приморский и Хабаровский край, Амурская, Магаданская, Камчатская и Сахалинская области, Чукотский, Еврейский и Корякский автономные округи, Якутия. Столицей Дальневосточного округа является г. Хабаровск. Площадь региона больше 36% территории России.
Началом освоения края считают середину XVII века. Первым в 1639 году открыл побережье Охотского моря и Сахалинский залив И.Ю. Москвитин с отрядом казаков. Затем в 1648 году был открыт С.И. Дежневым пролив, получивший название Беренгова. В 1643-1646гг. было исследовано Приамурье экспедицией В.Д. Пояркова. Начало освоения верховья Амура было положено отрядом Е.П. Хабарова в 1649 году, а в 80-х здесь уже было больше 20 русских поселений. В 1653 году был основан Албазинский острог, который стал центром Верхнего Амура.
Агрессия Китая остановила процесс освоения Дальнего Востока. Российско-китайское противостояние закончилось поражением России, которая была вынуждена по условиям Нерчинского договора покинуть земли Приамурья. В соответствии с этим договором Албазинский острог был разрушен. С этого времени Россия осваивает северные берега Тихого океана.
Освоение Дальнего Востока Россия начала вновь только во второй половине XIX века. Изначально это был военный форпост, а после Столыпинских реформ началось экономическое развитие региона. Русские активно исследовали край. Основное расселение россиян шло по северу территории. Здесь появились такие форпосты, как Анадырь, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре. Формирование региона завершилось только в начале XX века. Последними в 1945 году в состав СССР были включены Южный Сахалин и Курильские острова.
Дальний Восток занимал большую территории и обладал большим количеством разнообразных природных ресурсов. При этом он был слабо заселен. Именно наличие природных ресурсов и способствовало заселению Дальнего Востока русскими. Интенсивность заселения и развития региона в разные исторические периоды зависела от внимания правительства к нему в этот временной промежуток.
Кроме русских переселенцев, территорию Дальнего Востока заселяют и малочисленные коренные народы, которые имеют свою характерную культуру.
В процессе хозяйственного освоения Дальнего Востока шло и его культурное освоение. Развитие культуры региона шло под воздействием русской культуры. Хронологически принято выделять три периода ее становления:
1) С XVII века до 80х годов XIX века (процесс зарождения русской культуры и налаживание контактов с коренным населением);
2) 80-е годы XIX - начало XX века (процесс зарождения и развития профессиональной художественной культуры, развития науки и образования);
3) 1917г. - 90-е годы XX века (создание и развитие советской социалистической культуры).
В первый период главную роль в развитии русской культуры и налаживании контактов с коренным населением играла русская православная церковь. Активно создавались монастыри, строились церкви, молитвенные дома, часовни. Началось зарождение просвещения: создаются школы, появляется грамотность. Детей обучают азбуке, часослову, псалтыри. В начале XVIII века появляются первые профессиональные учебные заведения. В этот период на Дальнем Востоке зарождается и литература. Этому способствуют книги, попавшие из России. Уже в XVIII веке появляются записки, мемуары, письма, которые посвящены истории края, его природе, населению и т.д.
Для второго периода характерно активное развитие всех областей культуры и искусства. Значительно повышается грамотность населения. Развивается среднее и высшее специальное образование. Ускоренными темпами развивается наука. Организуются экспедиции, по результатам которых пишутся книги. Например, Н.М. Пржевальский написал книгу о своем путешествии по Уссурийскому краю. Много внимания уделяется изучению народов Дальнего Востока, открываются институты, выходит большое количество периодической печати. Появляются профессиональные журналисты и литераторы, развивается книгоиздательство. В этот период зарождается и начинает развиваться профессиональная художественная культура. В основном это любительские объединения. В 60-х годах XIX века на Дальнем Востоке зарождается театр и музыкальная культура, они развиваются от любительской к профессиональной. Появляется большое количество дальневосточной литературы (Н.Л. Матвеев "Уссурийские рассказы", В.К. Арсеньев "Дерсу Узала" и др.), зарождается изобразительное искусство. Широко известны художники того времени А.А. Сахаров и П.Н. Рязанцев.
С победой в октябре 1917г. начался новый период в развитии культуры Дальнего Востока. Идет процесс реорганизации просвещения, образования и всей художественной культуры. Начинается борьба с неграмотностью, создается большое количество профессиональных и среднего специального образования учебных заведений. Активно развивается среднее и высшее образование. В 70-е - 80-е годы дальневосточная наука выходит на мировой уровень. Советская власть активно развивает средства массовой информации. Любимым и самым массовым видом искусства среди населения Дальнего Востока стало кино, появилось регулярное радиовещание, тележурналистика. Идет активное повышение культуры населения, что благоприятным образом сказывается на развитии художественной культуры: зарождается театральное искусство, появляются клубы, библиотеки, Дома культуры и т.п. Огромных успехов достигли дальневосточные музыканты, развивается литература. Появились новые имена в искусстве и литературе. Отмечается высокий уровень развития профессиональных художников и талантливых самоучек в живописи, графике, скульптуре. Остановимся более подробно на развитии культуры Дальнего Востока в послевоенное время в следующем параграфе.
2. МИР ПОСЛЕ ВОЙНЫ: ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО В 1945 - 1991гг.
2.1 Социально-экономические и культурные преобразования на Дальнем Востоке
Великая Отечественная война полностью изменила жизнь в региона. Дальневосточники отправились на фронт. Промышленные предприятия стали выпускать военную продукцию. Женщинам пришлось взять на свои плечи все тяготы работы в тылу. На работу вышли пенсионеры и молодежь. Дальний Восток испытал все тяготы военного времени.
Для жителей региона война закончилась только 2 сентября с капитуляцией Японии. 2 февраля 1946 года в состав РСФСР вошли Южный Сахалин и Курильские острова. Промышленность переходит на мирный лад. Было реорганизовано административно-территориальное деление региона.
Война внесла свои коррективы и в социальную сферу. Если в довоенное время на Дальнем Востоке преобладающее большинство населения были мужчины, то в послевоенные годы его стало менее 50%. Шло активное переселение на Дальний Восток советских граждан. Главное внимание уделялось развитию старых отраслей промышленности таких, как рыбная, лесная, золотодобывающая и угольная. В 50-е - 60-е годы начинается активное строительство промышленных предприятий, развивался транспорт, в регионе шло активное строительство. В 70-е - 80-е годы на Дальнем Востоке наступил спад в развитии промышленности.
Трудности военного времени отодвинули на задний план развитие социальной сферы. Были плохо развиты социально-бытовая и культурная сфера, медицинское обслуживание, а самое главное - это нехватка жилья. Лишь начало строительства БАМа в 1974 году дало старт развитию социальной сферы на Дальнем Востоке.
Более насыщенной и разнообразной была духовная жизнь дальневосточников. Идет довольно успешное развитие науки, образования, деятельности культурно-просветительских учреждений. Дальний Восток перешел на всеобщее среднее образование (7 классов), создаются дома культуры, избы-читальни, стационарные и передвижные библиотеки, клубы и т.д. Развивались институты, которые составляли крупнейший научный комплекс, был реорганизовал Дальневосточный филиал Академии наук. Главный центр Академической науки - Владивосток. В 50-е - 80-е годы идет процесс совершенствования системы высшего и среднего специального образования. Складываются крупные вузовские центры во Владивостоке и Хабаровске. В институтах начинают готовить специалистов новых профессий.
На развитие духовной жизни дальневосточников оказывали влияние культурно-просветительские учреждения такие, как клубы, дворцы культуры, библиотеки. В 70-е годы наблюдается рост их количества. Особенно активное развитие наблюдается у вузовских библиотек. Значительная роль в развитии духовной жизни населения принадлежит телевидению и радиовещанию.
С улучшением материального благосостояния населения, условий труда и сокращением рабочего дня наблюдается повышение культурного уровня населения. Обновляются репертуары местных театров, появляются профессиональные концертные ансамбли, гастролируют театральные труппы из других регионов страны. В 1961 году во Владивостоке появляется институт искусств, в котором готовят профессиональных актеров, музыкантов и художников. Многие из которых становятся известны не только в пределах страны, но и за рубежом. Большое значение для повышения культурного уровня играют кружки детского творчества, музыкальные и художественные училища. Достоянием страны становятся произведения талантливых дальневосточных писателей (В.Н. Иванова, Л. Князева и др.).
Особенности развития изобразительного искусства в послевоенное время рассмотрим в следующем параграфе.
2.2 Исторический взгляд на изобразительное искусство Дальнего Востока СССР
Как уже было сказано раньше, война для Дальневосточного региона закончилась в сентябре 1945 года. После разгрома Японии группа художников из Хабаровского Союза и художников военных газет отправилась в Маньчжурию. "В состав группы вошли директор Хабаровского художественного музея Н. Туркин, ст. лейтенанты М. Козелл и А. Смелов, ст. сержант В. Куракин, сержант А. Михайленко. С 10 по 20 сентября художники выполнили 170 акварельных и карандашных зарисовок портретов советских бойцов и местных жителей, видов окрестностей и культовых сооружений. По инициативе художников в г. Цзямусы была организована выставка для местного населения (18–19 сентября), которую посетили более 5 тыс. чел."
В послевоенные годы стали известны имена таких художников, как "В.В. Безродного, И.А. Зырянова, Я.В. Титова, Н.А. Мазуренко, М.А. Цыганова, В.М. Фомина, С.П. Ясенкова, О.И. Богдашевской-Сушковой, П.В. Мулдина, Н.П. Борисова и др.". Проводилось большое количество выставок. Так в 1955 году прошла 14-я краевая выставка, в которой участвовали 50 художников и было представлено 200 работ. Среди участников выставки заявили о себе "Ю.С. Рачев, А.В. Телешов, И.В. Рыбачук, К.И. Шебеко, С.Ф. Арефин, В.М. Медведский, В.И. Герасименко, Т.М. Кушнарев, В.М. Свиридов, Б.Ф. Лобас и др.".
Период оттепели характеризуется открытием в 1962 году во Владивостоке Дальневосточного института искусств, в котором имелся и художественный факультет. В качестве преподавателей в новый институт были направлены выпускники художественных вузов Москвы и Ленинграда. Они занимались преподавательской деятельностью и принимали активное участие в выставках. В 60-х годах в институте начали работать: "В.А. Гончаренко (первый декан живописного факультета, заведующий кафедрой живописи и рисунка, возглавлял институт с 1973 по 1993 г.), К.И. Шебеко, В.Н. Доронин, В.И. Бочанцев, Ю.А. Земсков, Н.П. Жоголев, В.И. Лытнев". в течение 20 лет этот институт выпустил более 400 дипломников. Более трети из них стали членами Союза художников России, звание "Заслуженного деятеля искусств РФ", "Заслуженного работника культуры РФ", "Заслуженного художника РФ" получили более 20.
Огромный вклад в развитие изобразительного искусства города и края внес преподаватель истории искусств института, искусствовед В.И. Кандыба. Он освещал культурную жизнь Дальнего Востока в местных и центральных периодических изданиях и написал ряд книг по художественному искусству края (например, "Художники Приморья").
С 50-х годов приморские художники осваивали весь Дальний Восток. Во второй половине XX века символом дальневосточного искусства стало творчество И.В. Рыбачука, который привнес в советское искусство тему Дальнего Востока. Художник творил в разных жанрах - тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж. Он ездил в командировки на Чукотку, Камчатку, Сахалин.
1960 - 1970-е годы характеризуются как время становления приморской школы, яркой, крепкой и своеобразной. В это время дальневосточные художники посещают творческие дачи России, где повышают свое профессиональное мастерство. В их живописи отражается многообразная жизнь Приморского края: тема села, трудовой подвиг дальневосточных моряков и рыбаков, природа родного края и т.д.
С 1964 года организуются зональные выставки "Советский Дальний Восток" на которых художники могут демонстрировать свои работы. В 1970 году в регионе работает уже три отделения Союза художников РСФСР: "Хабаровское (объединявшее художников Хабаровского края, Амурской, Сахалинской и Камчатской областей), Магаданское и Приморское". В 1976 году открывается самостоятельное отделение - Камчатское.
Приморское искусство выставлялось в Москве и Ленинграде. Это были как коллективные выставки, так и персональные. Многие работы того времени носили идеологическую направленность.
"Приморские живописцы В. Бочанцев и В. Доронин изображали В.И. Ленина; на выставках отмечались картины С. Калашова "Ликбез" (Хабаровск), "Несущие мир" Е. Короленко (Комсомольск-на-Амуре), "Колымская трасса" В. Мягкова (Магадан), "Рабочий день на БАМе" В. Снытко (Приморье) и др. Вместе с тем дальневосточники представляли и классические жанры — пейзаж (К. Шебеко, К. Коваль, А. Федотов), портрет (Н. Долбилкин, Г. Монткава, С. Литвинов, П. Попов, А. Бельды), натюрморт (Б. Шахназаров, Н. Грицук, Л. Рыжов, П. Пельгасов). В области скульптуры работали В.Г. Ненаживин, автор знаменитого памятника поэту О. Мандельштаму, установленного во Владивостоке только в 1990-х гг., Э.В. Барсегов (Владивосток), заслуженный художник РСФСР А. Ни (Южно-Сахалинск), В. Обидон (Благовещенск) и др.".
Наиболее известное объединение художников того времени - "Художники на Курилах"(1967). В 1967 году состоялось более 20 творческих поездок на Курилы, участниками которых стали художники из разных городов России.
Кроме своей профессиональной деятельности, художники содействовали развитию культурной среды в регионе в целом.
ЗаключениеПроведя теоретический анализ литературы по проблеме исследования нам удалось изучить изобразительное искусство на территории Дальнего Востока в послевоенное время. На основании изученного материала, мы узнали как развивался Дальний Восток и формировалась его культура.
В результате теоретического исследования проблемы мы более глубоко рассмотрели развитие дальневосточного региона в послевоенные годы. Отметили сложности в экономическом развитии региона, трудности промышленного развития, узнали как развивались социально-педагогическая сфера и наука.
В процессе изучения трудов по дальневосточному искусству, были получены сведения о развитии изобразительного искусства региона в послевоенное время. Мы увидели насколько насыщенной была художественная жизнь региона.
В результате теоретического исследования мы достигли поставленной цели и решили задачи, поставленные при написании реферата.
Список используемой литературы
Власов С.А. История Дальнего Востока России: курс лекций. –Владивосток: Дальнаука, 2005. – 132 с. [Электронный ресурс] //. URL: // http://kraeved.info/index.php?id=111 (Дата обращения: 11.11.2020)
Галлямова Людмила Ивановна Дальний Восток в общероссийском пространстве: исторический опыт освоения и особенности развития региона [Текст] // Вестник ДВО РАН. 2013. №4. С. 9-17
История Дальнего Востока России. Т. 3. Кн. 3. Дальний Восток СССР: 1941 - 1945 гг. / под общ. ред. Н.Н. Крадина; отв. ред. Г.А. Ткачева. [Текст] — Владивосток: Дальнаука, 2020. — 944 с.
История Дальнего Востока России. Т. 3. Кн. 5. Общество и власть на российском Дальнем Востоке в 1960—1991 гг. / под общ. ред. В.Л. Ларина; отв. ред. А.С. Ващук. [Текст] — Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2016. — 940 с.
Плохих С.В., Ковалева З.А. История Дальнего Востока России [Текст]. Владивосток: ДВГУ, 2002. – 244 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!