Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Социальная психология образования-ценностный ориентир научных знаний

Тип Эссе
Предмет Социальная психология образования

ID (номер) заказа
2530753

300 руб.

Просмотров
911
Размер файла
49.32 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:


Социальная психология образования-ценностный ориентир научных знаний
В последние годы в российском образовании происходят коренные перемены, связанные, прежде всего, с переходом на принципиально новую, компетентностную основу обучения и воспитания. Без формирования общекультурных, метапредметных, профессиональных компетенций невозможно полноценное развитие личности в современных условиях. Все более актуальным в современном образовании становится запрос на социально-психологические средства обучения и воспитания учащихся. Это обусловлено целым рядом объективных причин. Перечислим некоторые из них[5].
Обучение – не просто приобретение знаний, а присоединение к культурному наследию человечества в процессе социализации развивающейся личности. При этом главенствующим в развитии личности является формирование системы ее ценностей на основе взаимодействия с другими людьми, и прежде всего – с референтным окружением. Я считаю, что взаимодействие, или интеракция составляет основу общения, успех которого невозможен без установления контакта с партнером[9].
Следует подчеркнуть, что социальное взаимодействие является важнейшим фактором формирования морально-нравственных качеств развивающейся личности, а обучение и воспитание в образовательном учреждении осуществляются непосредственно в системе коммуникативного взаимодействия, в процессе педагогического общения
Традиционно педагогический процесс в организационном и содержательном планах является коллективной деятельностью в системе как вертикальных связей («ученик – учитель»), так и горизонтальных («ученик – ученик»). Между участниками процесса при взаимодействии может развиться коммуникативный барьер, который будет препятствием для полноценного общения. Барьер может быть, как между педагогом и учеником, так и между учениками, в разной ситуации необходимо найти свой подход. Всегда важно соблюдать правила этикета и понимать значимость своего собеседника, быть более открытым и общительным. От эффективности коммуникаций в образовательном пространстве во многом зависит полноценное развитие личности. На мой взгляд, успешность образовательного процесса индивида во многом обусловлена его статусной позицией в группе и системой отношений значимости – ориентацией индивида на высокостатусных учащихся, авторитетных взрослых, а также на референтные группы[4].Поэтому эффективность образовательного процесса для индивида во многом опосредована его социально-психологическим положением в системе межличностных отношений.
Не следует забывать, что наряду с образовательными учреждениями важное влияние на учащихся оказывает семья – базовый институт социализации ребенка. Семья представляет собой разновидность довольно хорошо изученной в рамках социальной психологии малой группы, обладающей характерными особенностями отношений ее членов между собой и с представителями иных групп. Именно через семью происходит первое становление личности. Ребенок воспринимает окружающую действительность и познает мир очень быстро. Дети с обостренной зрительной перцепцией остро реагируют на визуальные раздражители, зрительные стимулы, различные события, которые происходят в обществе. Семья помогает ребенку адаптироваться в окружающей действительности и поддерживают любое начинание.
Также хочется отметить, что семья является эталоном для ребенка. Дети считывают поведение родителей, привыкают к семейным традициям. Здесь можно говорить о детском конформизме. У детей идет пассивное принятие чужого мнения или коррекция собственного поведения с целью соответствия нормам, принятым в обществе или небольшой группе. И это касается не только семьи. Все общество создает стереотипы, которым стараются все соответствовать.
Хочется отметить еще одно хорошо проработанное направление – психология управленческой деятельности – также может быть эффективно использовано в сфере образования. Кроме того, как показывают результаты исследований, в том числе и проводимых на кафедре теоретических основ социальной психологии, одной из важнейших проблем эффективности современных образовательных учреждений является гармонизация всей системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса – педагогов, администрации, учащихся и их родителей [7; 8].
Таким образом, практически все ключевые явления, которые изучает социальная психология, рассматривая личностное как групповое и групповое как личностное, существенно влияют на успешность обучения и воспитания. Видимо, поэтому в последние годы все чаще публикуются научные статьи и учебные пособия, проводятся научные конференции, посвященные актуальным социально-психологическим задачам образования.
Ряд авторов (Г.В. Акопов [1], А.Н. Сухов [11] и др.) поднимают вопрос о необходимости выделения нового научного направления – социальной психологии образования. Психологи и педагоги исследуют вопросы организации эффективной групповой учебной деятельности, а также профессиональной подготовки учителей, ученики которых успешно осваивают коммуникативные и другие социально значимые метапредметные универсальные учебные действия. Рассматриваются проблемы гармонизации взаимодействия школьного психолога с учителями, а также другими субъектами образовательного процесса [2]. Исследуются возможности проектирования и экспертизы образовательных сред разного
типа. Результаты этих и других работ, выполненных в рамках различных отраслей психологии, стали теоретической базой социальной психологии образования. Таким образом, в отечественной и зарубежной психологии накоплен значительный теоретический и эмпирический материал для создания основ новой научной отрасли – социальной психологии образования.
Оформление новой отрасли социальной психологии предполагает разработку концептуального подхода, включающего в себя обоснование ее необходимости, выделение предмета и методического обеспечения, построение структурного содержания, конкретизацию ее отношений с другими направлениями социальной психологии. Г.В. Акопов [1], например, определяет социальную психологию образования как новую предметную область научного знания на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии [10].
Становление социальной психологии образования в нашей стране тесно связано с развитием других разделов социальной психологии, которые также, в свою очередь, являются междисциплинарными. Так, по мнению Я.Л. Коломинского, в науке можно выделить особую социально-психологическую дисциплину – возрастную социальную психологию, которая исследует «...возрастные закономерности формирования личности в коллективе и взаимодействия между ними, а также психологические особенности групп и коллективов на основных стадиях онтогенеза» [4, с. 128].
Широта и объем социально-психологических и психолого-педагогических исследований в сфере образования, на мой взгляд, позволяют вплотную подойти к разработке концепции новой отрасли знания. Это значит, что настал момент формирования предмета социальной психологии образования, круга рассматриваемых ею проблем, а также используемых для их решения методов и методик [3].
Я считаю, что социальная психология образования изучает социально-психологические особенности людей, их поведения и деятельности, а также социальных групп, включенных в образовательное пространство и детерминирующих эффективность учебно-воспитательного процесса. Или, что она изучает социально-психологические закономерности проявления личностного как группового, а группового как личностного в контексте системы образования. Здесь хочется отметить важность социальной психологии в развитии процессов социального взаимодействия и связи с индивидуальным опытом субъекта социальной перцепции. Составная часть межличностного восприятия и познания, заключающаяся в приписывании социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) причин и мотивов поведения, т.е. причинная интерпретация личностью своего и чужого поведения, которая характеризуется как казуальная астрибуция.
Исследование каузальной атрибуции охватывает, в первую очередь следующие вопросы: [13]
систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей, конкуренцию в образовательной среде ;отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;
воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека.
Естественно, что предложенное мною определение предмета социальной психологии образования не является единственно возможным и неизменным. Определение предмета новой научной области – это, как правило, время непростых дискуссий, в которых вероятно пересечение мнений и позиций специалистов разных профессий. На мой взгляд, цель новой научной дисциплины – создание социально-психологическими средствами условий для гармоничного и эффективного взаимодействия субъектов образовательного пространства.
Предстоит обозначить и обсудить также задачи и круг проблем, решаемых средствами социальной психологии образования. Многие из этих задач уже сейчас поставлены перед социальными психологами практикой образования. Так, например, в последние годы наиболее частыми запросами школьных педагогов, администрации, учащихся и их родителей являются формирование гармоничной образовательной среды и развитие навыков эффективного общения [8].
Необходимыми становятся социально-психологические средства коррекции нежелательного поведения учащихся. Осознание того факта, что ведущей целью педагогического процесса является развитие личности в образовательном процессе, заставляет учителей искать профессиональные средства влияния на учащихся, которые помогли бы им получить не только знания, навыки, но и необходимые компетенции и средства эффективной социальной адаптации. Возможно, поэтому педагоги все чаще обращают к психологам запрос на формирование «ученического коллектива», подразумевая под ним группу, направленную на учебную деятельность, сплоченную вокруг целей и ценностей образования. Поднимается вопрос о совершенствовании социально-психологического климата в ученических группах[5].
Кроме того, важной проблемой современного школьного образования является создание условий для повышения эффективности взаимодействия ученика и учителя. Педагоги применяют разные формы фасцинации. Касательно изменения речи: от минимальной (монотонная дикторская речь) до максимальной (специально интонированная речь, декламация, пение). Важный фактор фасцинация — ритмическая организация сообщения [6].
Ученическое сообщество – это особый тип социальной контактной группы, в которой личность (ученик) находится в течение длительного периода своей жизни, по крайней мере – на этапе своего взросления.
В связи с этим знание и понимание социально-психологических закономерностей формирования и генезиса ученической группы, ее влияния на развитие личности становится необходимым условием реализации тех социальных, учебных, воспитательных, психологических задач, которые стоят перед современной школой или вузом. Ученическая группа является частью большого учебно-воспитательного коллектива, куда также входят педагогический коллектив, администрация учебного заведения. Педагог при этом выступает не просто членом, а руководителем такой группы, регулирующим структуру группы и задающим нормы межличностных отношений. На мой взгляд, педагог должен уметь организовать групповое обсуждение, используя стиль фасилитации. Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.[3].
Опрос о методах социальной психологии образования представляется, на мой взгляд, наиболее разработанным в настоящее время. В связи с тем, что социальная психология образования возникла на базе сложившихся психологических наук, ее арсенал может включать в себя методические средства, свойственные социальной, педагогической и возрастной психологии, успешно апробированные в многочисленных исследованиях, направленных на изучение процессов общения и взаимодействия участников образовательного процесса, повышение эффективности обучения и воспитания школьников и студентов, а также системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации [7].
Среди методологических оснований отечественных исследований в данной предметной области следует, в первую очередь, упомянуть культурно-историческую теорию (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев), теорию отношений личности (В.Н. Мясищев), концепции стадиальности психического развития[11]
(Д.Б. Эльконин и др.), концепции стадиальности личностного развития (А.В. Петровский, Э. Эриксон и др.), теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах разного типа и трехфакторную модель «значимого другого» (А.В. Петровский), концепцию персонализации (В.А. Петровский).
На уровне конкретных методов и методик средствами социальной психологии образования могут выступать такие традиционные инструменты, как наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ документов, статистическая обработка данных, а также методы воздействия (социально-психологический тренинг, деловая игра, групповая дискуссия и т.д.). Другой классификацией методических средств социальной психологии образования, на наш взгляд, может быть предложенная А.Л. Свенцицким схема из трех составляющих: методы эмпирического исследования, методы моделирования, управленческо-воспитательные методы.
Таким образом, социальная психология образования – активно развивающаяся междисциплинарная практико - ориентированная область знания. Она возникла и формируется на базе социальной психологии, а также опирается на достижения педагогической психологии, психологии развития, возрастной психологии, педагогики. Появление новой научной дисциплины продиктовано социальным запросом на решение актуальных проблем, связанных с общением и взаимодействием людей в современном образовательном пространстве, установление взаимосвязей социальной рефлексии у участников процесса. На мой взгляд, в первую очередь стоит перед социальной психологией образования задача помочь участникам процесса установить межличностную аттракцию, основанную на положительном восприятии другого объекта, посредством различных инструментов и психологических взаимодействий. В образовательном процессе важно кооперативное(кооперация) взаимодействие преподавателя с учениками, и также учеников между собой. Только взаимное сотрудничество сделать образовательный процесс успешным.
Список литературы
1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000.
2. Антошкин В.Н., Ахмадеев А.А. Социальная психология в педагогике. Уфа, 2000.
3. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2009.
4. Коллектив и личность / Под ред. Е.В. Шороховой, К.К. Платонова. М, 1975.
5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. М., 2008.
6. Крушельницкая О.Б. Условия повышения готовности специалистов к социальнопсихологической работе в образовательном учреждении // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. №1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2795.phtml
7. Крушельницкая О.Б., Орлов В.А. Актуальные вопросы социальной психологии образования / Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 4 / Под ред. О.Б. Крушельницкой. М., 2011.
8. Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 1–3 / Под ред. О.Б.Крушельницкой. М., 2007–2009.
9. Орлов В.А. Социально-психологические особенности проектирования учебного курса совершенствования коммуникативной компетентности школьного учителя // Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 2 / Под ред. О.Б. Крушельницкой. М., 2008 .
10. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2.
11. Социальная психология образования / Под ред. А.Н. Сухова. М., 2005.
12. Социально-психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики: Сб. науч. трудов. Вып. 1–8 / Под ред. М.Ю.Кондратьева. М., 2003–2010.
13. Belfi B., Goos M., De Fraine B., Van Damme J. The effect of class composition by gender and ability on secondary school students’ school well-being and academic self-concept: A literature review// Educational Research Review. 2012. Vol. 7. Issue 1.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 540 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
РАНХиГС
Написано досрочно , по очень низкой цене , идеальная работа , спасибо огромное!!!
star star star star star
ТКУиК
Отличный исполнитель,цена хорошая,изначально Было задание написать одно эссе, но потом пон...
star star star star star
спбгэу
Татьяна Викторовна написала быстро и качественно эссе! рекомендую однозначно!!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.