это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2532156
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Проблема детской инвалидности сегодня одна из самых актуальных. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тысяч детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют 10% населения мира, из которых 120 миллионов - дети и подростки. В России ежегодно рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, из них от 70 до 75% - инвалиды.
Основными проблемами семей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха, являются низкая способность родителей оказывать им реабилитационно-коррекционную помощь и низкий уровень педагогической компетентности. Принимая активное участие в планировании уроков, родители получают педагогический опыт, тем самым создавая благоприятную среду для развития своего ребенка. Семья - это микросреда, которая играет решающую роль в формировании личности глухого ребенка. Атмосфера любви, понимания, доброты в семье способствует полноценному всестороннему развитию. Это чрезвычайно важно для слабослышащего ребенка.
Помощь близких, поддержка, здоровый психологический микроклимат в семье - залог гармоничного развития и раскрытия потенциальных возможностей.
1 Сущность и специфика социально-педагогических технологий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровьяНарушения слуха относятся к нарушениям сенсорного (чувственного) познания мира. Даже незначительный уровень снижения слуха, не говоря уже о серьезных дефектах слуховой функции, оказывает негативное влияние на формирование психического статуса ребенка, в первую очередь на развитие речи, коммуникативной деятельности и логического мышления.
Дети с нарушениями слуха по степени слуховых расстройств подразделяются на две группы: глухие и тугоухие (слабослышащие).
Глухие имеют значительное снижение слуха.
Даже при применении звукоусиливающей аппаратуры они не воспринимают речь на слух или воспринимают лишь отдельные речевые фрагменты, что влечет за собой значительные трудности в овладении коммуникативной функцией и сопровождается отсутствием речи.
Слабослышащие подразделяются на три группы в зависимости от степени потери слуха с учетом наличия или отсутствия речи.
Как отечественная, так и зарубежная статистика показывают, что число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха год от года увеличивается.
Проведенные массовые исследования в различных странах мира показали, что примерно 4—6% населения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей общение с окружающими, а значит, и негативно влияющие на процесс социальной адаптации и интеграции лиц с нарушениями слуха в общество. В связи с этим можно сделать вывод о том, что проблема глухоты и тугоухости — проблема социальная.
В настоящее время в проектировании социальной политики разных стран, независимо от их государственного устройства, выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения.
Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать им комфортные условия в среде слышащих. Например, всему населению страны рекомендуется изучать жестовую речь (Швеция), или каждый ученик с нарушениями слуха, обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента — переводчика жестовой речи (США и др.), предлагаются опредеденные требования к артикуляции всех тех людей (специалистов, родственников, друзей, обслуживающего персонала и т.д.), которые имеют постоянное общение с глухими и слабослышащими: их речь должна быть замедленной, артикуляция утрированной (Швейцария, Германия и др.).
Существуют даже модели «страны глухих» — например, университетский городок, населенный неслышащей молодежью (США, Галлодетский университет).
Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде.
Принимая ту или другую тенденцию формирования социаль ной политики по отношению к лицам с нарушениями слуха, государство и общество по-разному конструируют организационные формы их обучения и социализации.
В частности, в нашей стране глухие и слабослышащие на про тяжении многих лет рассматриваются как страта, автономная социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности. Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты). В этих учреждениях в качестве обязательного средства обучения применяется пальцевая азбука (дактилология), а в последние годы — жестовая речь.
Такой подход к воспитанию и обучению глухих и слабослыша щих детей имеет крайне негативные последствия. Семья фактически отстранена от процесса воспитания. Дети в течение 14—16 лет находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Соответствующим образом формируется и психология человека с нарушениями слуха (рентные установки, иждивенческая позиция). Оторванный от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребенок вырастает отчужденным приверженцем замкнутого мира глухих, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Неудивительно, что впоследствии выпускники школ-интернатов строят собственные семьи, выбирая партнеров по браку из того же социума, стараются держаться вместе с бывшими одноклассниками, зачастую строят сообщества по типу кланов, пополняя криминальные структуры.
2 Деятельность социального педагога с детьми с нарушением слухаКоррекционно-развивающая деятельность психолога образования оказывается жестко определенной феноменами "нормального развития" и "отклоняющегося развития" (не нормального). А это требует дальнейшего анализа, терминологического и содержательного понятий "норма" и "отклонение" в отношении психологического развития, их соотношения.
Сегодня обучение и воспитание детей с нарушением слуха предполагает их интеграцию в мир слышащих людей. Успешная интеграция в общество почти всегда происходит благодаря раннему обучению. Дошкольный период очень важен. В это время формируются важнейшие навыки, закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Дошкольное образование - это первое звено в системе образования для всех детей, в том числе детей с нарушениями слуха.
Невозможно ничего объяснить глухим ребенком словами; он должен быть специально обучен говорить и понимать речь других. Поэтому ранее начатая специальная речевая тренировка дает лучшие результаты. Большинство дошкольников посещают специальные дошкольные учреждения. В специальном детском саду детей учат говорить, понимать речь, развивают хранящиеся в них остатки слуха и учат пользоваться ими. Следует отметить, что с поступлением ребенка в детский сад роль родителей возрастает еще больше.
Они должны помогать детям учиться, помня о том, что дошкольное образование для детей с нарушением слуха является основой педагогического процесса, который основан на наглядном обучении и игре. Не пренебрегайте возможностью поиграть с ребенком. Игра сближает детей с родителями, помогает лучше понять друг друга.
Дошкольное учреждение не может заменить воспитание ребенка в семье. Родителям важно понимать, что успех в воспитании и обучении ребенка во многом зависит от них. Поэтому для родителей такое занятие может быть воспитательно-коррекционным процессом, в котором они активно участвуют: по совету глухого учителя они начинают учиться произношению звуков, слов, использованию ударения. Поэтому в учебно-коррекционном процессе ценными будут те упражнения, которые сочетаются с учебным материалом.
Чтобы научить ребенка говорить, необходимо использовать все существующие средства: бинауральное (двустороннее) протезирование, использование дактиля (пальцевой азбуки) и чтения по губам. Учитывая важность вербального общения со слушателями, детей с нарушениями слуха обучают устной речи, которая состоит из обучения чтению по губам и произношению с использованием остаточного слуха. Дети, получающие специальное образование, могут довольно четко говорить и хорошо понимать устную речь, читая по губам.
Основными проблемами семей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха, являются низкая способность родителей оказывать им реабилитационно-коррекционную помощь и низкий уровень педагогической компетентности. Принимая активное участие в планировании уроков, родители получают педагогический опыт, тем самым создавая благоприятную среду для развития своего ребенка.
Чтобы познакомить родителей с коррекционным процессом, необходимо:
- Обеспечить доступное восприятие информации о слухе ребенка;
- Информируйте их о развитии ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- Ориентация на положительные достижения в развитии ребенка;
- обучить приемам коррекционной работы;
- Создавать условия для общения родителей, у которых также есть дети с нарушениями слуха.
Можно выделить следующие основные формы работы с родителями: индивидуальная, групповая, коллективная и массовая. Одна из коллективных форм работы - посещение родительских собраний, на которых очень важно объяснить родителям необходимость интенсивной ежедневной работы с ребенком над развитием языка.
Нужно помочь родителям стать наиболее заинтересованными участниками образовательного процесса, объяснить их роль в обучении и воспитании ребенка. Только в этом случае возможен результат. Также необходимо вести коллективные беседы на актуальные темы. Педагог заранее согласовывает с родителями содержание и цель бесед, стиль общения, а также последовательность их поведения.
При проведении таких коллективных бесед или консультаций следует помнить, что они должны быть интересны родителям и содержать только конкретный необходимый материал. На таких консультациях можно продемонстрировать артикуляцию, дыхательные упражнения и т. д.
Наиболее актуальные темы для консультации:
- Развитие мелкой моторики;
- Артикуляционная гимнастика;
- Языковые игры дома.
Индивидуальная работа, безусловно, превалирует над коллективной; позволяет установить более тесный контакт с родителями. Вовлечение родителей в совместный коррекционный процесс предполагает:
- Единство требований к ребенку;
- ответственность за выполнение домашних заданий;
- Постоянное введение в речь звуков, передаваемых детям;
- Активное участие во всех мероприятиях.
Заключение Таким образом, эффективность коррекционной работы, гармоничное развитие личности ребенка во многом зависит от творческого сотрудничества глухого педагога с родителями, умело выстроенных профессиональных и личных взаимоотношений, четкого и осознанного понимания определенных воспитательно-коррекционно-развивающих задач.
Эти формы работы способствуют достижению общего положительного отношения к учебному процессу, укреплению семейных связей и реализации программы воспитания и развития ребенка с нарушением слуха. Семья, родители положительно влияют на развитие слабослышащих детей своей любовью, внимательное отношение к проблемам ребенка, а тепло и ласка - необходимые условия для успешной работы с ребенком.
Привлечение родителей к участию в образовательной, реабилитационной деятельности в процессе социальной адаптации ребенка чрезвычайно важно и позволяет ребенку почувствовать себя полноценным и социально ориентированным человеком. Очень важную роль в поддержке родителей слабослышащих детей играет и компетентная информация, предоставляемая специалистами об образовании, воспитании и коррекции, что позволяет детям с нарушениями слуха адаптироваться к жизни в обществе и стать его полноправными членами.
Список использованной литературы
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.
Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c
Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 c.
Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2017. - 2472 c.
Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2016. - 304 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!