это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2536115
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Язык - совокупность знаков, являющаяся инструментом человеческого общения, благодаря которому производятся мыслительные операции. С помощью языкового орудия определяется уровень самосознания личности. Информация, накопленная ни одним поколением, передается, хранится и пополняется в связи развитием человеческого общества. Можно сказать, что язык является носителем того или иного общественного сознания. История развития языка неоднократно подчеркивает большое влияние совместной деятельности, потому что язык функционирует только в коммуникативной среде.
Говоря о существовании языка или орудия общения нельзя не опираться на историю его происхождения, этапы цивилизации, культуры, традиций и духовной жизни народа. Ведь именно национальная принадлежность вносит коррективы в языковые единицы. Многие ученые и философы сравнивают язык с вечно распускающимся и неувядающим цветком. Языковая личность, владея инструментом общения, проявляет себя практически во всех областях жизни, в процессе коммуникации подстраивается к изменяющимся социальным и эволюционным технологическим прогрессам. В процессе познания языковых единиц у носителя языка развивается абстрактное мышление, память, воображение, творческие способности, навыки самостоятельной деятельности. Знаковая система систематизирует языковые и языковедческие компетенции: устройство, развитие и функционирование языка, изучение лингвистики с научной точки зрения, владение нормами русского литературного языка его обогащение с помощью новой лексики, а также грамматический строй речи.
«Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык» - говорил Пифагор Самосский. Действительно, изучая язык, необходимо тщательно изучить национальные признаки, культуру, традиции народа. Если говорить о русской народности, то всем известно, что восточно-славянское государство является центральным. Образование народностей тесно переплетается с социальной системой языка, таким образом объединяются восточнославянские переговоры.
§1. История развития русского языка
В IX веке в Восточной Европе благодаря объединению славяноязычных племен образовалось древнее государство, являющееся основателем происхождения русского языка, но изначально употреблялся как восточнославянский язык – язык всех славян Древней Руси. Изучая русскую лингвистику, узнаем, что в современной научной традиции принято употреблять термин Древнерусский язык, указывающий на Восточнославянское этническое и языковое единство исторического периода XIII - XIV веков.
В указанный период язык разделился на три группы: русский, украинский и белорусский, включая в свой состав различные говоры. Огромное влияние вплоть до XVI века оказали на русский язык белорусский и украинский, который назывался «проста мова». В период господствования Московской Руси (XVI в.) русский язык претерпел значительные изменения:
- нормализовалась письменность русского языка;
- формировалась сочинительная связь предложений с помощью союзов «да», «и», «а»;
- преобразование склонений существительных;
- появление особых черт московской речи: «аканье», согласный «г», окончания «ово» и «ево».
Во время правления императора Петра I русская речь освободилась от влияния церкви, в 1708 году преобразовали азбуку по аналогии европейской. Во второй половине XVIII века не мало важное значение для развития русского языка оказал М.В. Ломоносов, который основал новые нормы русского языка, объединяя предыдущий накопленный опыт разговорной речи, народного творчества, а также приказного языка. Последователями стали Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин – именно они с помошью синонимов обогатили и раскрыли наш национальный язык. Произведения А.С. Пушкина являются примерами всевозможных комбинирований русских и европейских слов. Красочность языкового полотна нашла свое отражение в словесности, ведь Пушкин исключил все ограничения по стилю, многие поддержали эту идею и продолжали ее развивать, одними из последователей стали М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь.
С середины XIX до начала XX вв. симбиоз литературного языка и разговорной речи вызвал пристальное внимание для способствования расширения языковых барьеров. Жаргонизмы и диалектизмы легли в основу жанра «реализм» в литературе и философской проблематике. Можем с уверенностью заявить, что наш современный русский язык (включая его лексические и грамматические правила) родившийся от совмещения разнообразных восточнославянских диалектов, встречающихся на территории всей Руси, и церковнославянского языка.
В итоге, испытав целый ряд преобразований, он стал одним из самых известных языков мира, который, по словам М.В. Ломоносова, вобрал в себя все «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков».
§2. Культурное наследие
Изучение языка можно начать с анализа этнокультурных языковых единиц, речевых особенностей, присущих той или иной нации. Культурное явление сказывается на мышлении народа или особенностей отдельных языков от конкретных форм культуры конкретного народа. Нельзя рассматривать отношения языка и культуры в узком направлении, потому что язык реагирует на культурные изменения. Каждый этап лингвистического развития сопровождается культурно-историческим принципом, например, если на определенном этапе прогресса языка нет одного связующего звена (не развита письменность, нормированность и т.д.), то происходит деформация лингвистики. Развитие культуры, несомненно, откладывает отпечаток на коммуникации народа. Чем развитее нация, тем более абстрактны лексические категории, нежели народ первобытной цивилизации. Об этом свидетельствует обширный материал, зафиксировавший уровень лексики носителей языка. К примеру, отсутствуют наименования элементарных предметов и явлений одной группы, но обильное количество синонимов обозначения одного и того же предмета, классифицируя слова по, так называемым, классам.
Ведь что такое русский язык - это величайшей глубины образность. Это - история и культура русского народа. Это традиция. И прежде всего, это одновременно форма и инструмент философской мысли русских людей. Такие дисциплины как антропология, лингвистическая прагматика, этнолингвистика давно привлекают внимание ученых-исследователей. В России связь языка и культуры народа стала изучать дисциплина лингвокультурология. Взаимодействие языка и культуры имеет две стороны. Во-первых, составной частью культуры является культура использования языка; во-вторых, особенности культуры, обслуживаемой некоторым языком, обычно тем или иным образом отражаются в этом языке. Если говорить о первой стороне, то к ней относятся такие вопросы, как когда и кому допустимо и следует делать комплименты; как отвечать на комплименты; с кем и когда следует здороваться (многих смущает ситуация повторного приветствия при встрече, создаются коммуникативные барьеры, мешающие речепорождению). Другая сторона взаимодействия языка и культуры связана с отражением в языке некоторых особенностей культуры, обслуживаемой данным языком. Объекты, характерные для той или иной материальной культуры, часто получают в языке, обслуживающем эту культуру, специальное наименование. Культурная сторона использования языка должна учитываться в собственно лингвистическом описании соответствующих языковых единиц (напр., русских местоимений ты и вы). В то же время тот факт, что культура находит отражение в языке, дает возможность на основе наблюдения над поведением языковых единиц делать вывод об особенностях соответствующей культуры. Выявление особенностей культуры «через язык» особенно важно, когда мы имеем дело с древними культурами, о которых у нас нет достаточно полных и надежных сведений.
Многонациональность русского языка (насчитывает примерно 150 народов и народностей),безусловно, указывает на исключительность исторической общности. Например, слово ведро в разных территориальных локациям имеет необычное произношение, хотя функциональная стилистика слова сохраняется. С давних времен русский язык считается основой духовного единства нашей многонациональной страны. Многие лингвисты предполагают, что с ослаблением функций языка неизбежна редукция народа. Среди всех языков планеты, наш язык занимает четвертое место списка великих языков, что возлагает огромную ответственность на носителей языка, ведь еще в XIX веке для такого скачка в развитии послужила литература высшего уровня, гениальная поэзия, которую признали элитной даже за рубежом. Нельзя не помнить корни происхождения нынешнего языкового богатства. Еще в древнерусской литературе летописцы фиксировали исторические события, используя церковнославянский язык. Устное народное творчество до сих пор пользуется популярностью среди народа. С удовольствием дети слушают сказки на ночь, разгадывают загадки, заучивают потешки. Величие пословиц и поговорок развивает мышление, позволяет задуматься о действиях и поступках, носит поучительный характер как для детей, так и для взрослых. Отсюда берет свое начало философское мышление о жизни человека, его отношении к языковой культуре. Русские классики создали множество произведений, основанных как на древнерусской литературе (например произведение А.С. Пушкина «Борис Годунов»), так и на фольклоре русского народа (баллада В.А. Жуковского «Светлана»).
Задача потомков с гордостью владеть великим и могучим языком. К сожалению, в последнее десятилетие мы замечаем огромное влияние заимствованных слов на русский язык. Общество меняется как в информационном, так и технологическом направлении. Современная молодежь в погоне за изучением иностранного языка (английский язык) заменяет употребление исконно русских слов на англицизмы. Еще больше язык страдает от осквернения, глумление над тысячелетними традициями русского слова. С экранов телевидения все чаще можно заметить ошибки в употреблении форм слова, их произношении, а также в намеренном косноязычии для придания «необычности». Театральные постановки демонстрируют нам непристойную пародию на русскую речь. Таким образом, русский язык, оказавшись неволе невежества, нещадно калечится. Безусловно, это влияет на родную речь, на изменение национального характера. Ранее мы говорили о взаимосвязи отсталости народа и языка. В итоге, искажение языка приведет к неполноценности национального сознания, к нейтрализации и в конечном итоге к исчезновению типичных черт национального характера. Такие черты русского характера, как доброта, милосердие, сочувствие находят отражение в особой, типично русской форме приветливости, в таких словах, как «родненький», «родименький». Эти слова нелегко перевести на иностранные языки, где не найти и слов «доченька», «сынок».
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,-ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - говорил один из самых значимых писателей XIX века И.С. Тургенев.
Заключение
Для того чтобы узнать язык, необходимо заглянуть в его историю, понять законы его развития и богатства. Поэтапное исследование языкового орудия позволяет нам дифференцировать слои коммуникации, выявить отношения территориальных диалектов с языком народности или территориальных диалектов с национальным языком. Изменение этих отношений, в свою очередь, не может не наложить своего отпечатка и на структуру языка. Развитие языка происходит только благодаря его носителям. Если такой связи не будет, то он превращается в «мертвый» язык. Только общество может повлиять на язык, как с хорошей, так и с плохой стороны. Это происходит в разные исторические периоды. Влияние культурных традиций, этических и моральных норм, безусловно, отражается на лингвистике. Язык очень чутко реагирует на метаморфозы общественной жизни, поэтому нельзя допустить того, чтобы возникло ослабление национально-культурных традиций. Таким образом, явления развития языка в этом аспекте представляются определенными, зависящими от структуры языка способами реализации внеязыковых стимулов, которые рождаются историей народа. Этим общим положением определяется данный и наиболее наглядный тип зависимости развития языка от истории общества. История народа вместе с тем не представляет абсолютно безразличного агрегата, роль которого сводится только к тому, чтобы приводить в действие развитие языка. Конкретные пути истории народа, те или иные их направления, создаваемые ими условия функционирования языков - все это может привести к возникновению в языках новых явлений, настолько вживающихся в структуру языка, что они принимают уже закономерный характер. Таким образом, мы приходим к следующим выводам. История народа не создает законов развития языка, но служит общим стимулом его развития. Но история народа может способствовать - опосредствованно через структуру языка - созданию в языке конкретных новых явлений, принимающих иногда закономерный характер. И только от нас, наших потомков зависит состояние языкового наследия. Мы обязаны сохранить все то, что создавалось таким огромным и плодотворным трудом.
Список используемой литературы
1. Лингвокультурология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведении. - 3-е изд., исп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Левяш И.Я. Культура и язык. - Минск, 1998.
3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М., 1974.
4. Звегинцев В. Очерки по общему языкознанию.
5. Интернет-источник: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-i-russkaya-kultura-tochki-soprikosnoveniya-i-metody-izucheniya
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!