это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2545753
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность работы состоит в том, что на сегодняшний день проводимые экономические, политические, правовые и образовательные реформы привели к росту социально-негативных явлений среди несовершеннолетних, в связи с этим данная исследуемая проблема требует особого пристального внимания всего общества в целом [7].
Под «плохим» или отклоняющимся поведением понимают такие действия несовершеннолетних, которые приводят к нарушению социальных норм. Социальная норма определяется как исторически сложившийся предел, мера, интервал допустимого поведения отдельно взятых людей, социальных групп или социальных организаций. Свою поддержку социальная норма находит в законах, традициях, обычаях [2].
Значимость данной работы состоит в том, что, так как пусковым механизмом, запускающим процесс «плохого» поведения, служит социальная среда (ситуация) и комплекс социально – психологических черт (система ориентиров, взглядов, стремлений, интересов, наклонностей и т.д.), комплексное изучение всех этих компонентов актуально и важно для определения мотивации «плохого» поведения и формы педагогической интервенции [11].Цель исследования состоит в выявлении особенностей «плохого» поведения несовершеннолетних, обозначить основные мотивы и формы педагогической интервенции.
Задачи:
-раскрыть психолого-педагогические особенности влияния основных факторов социально негативных явлений среди несовершеннолетних;
-рассмотреть формы и методы мотивации «плохого» поведения и формы педагогической интервенции;
-провести анализ учебно-методической литературы и психологических ситуаций по теме исследования.
Теоретический анализ проблемы «плохого» поведения среди несовершеннолетних
Как отмечают в своих работах авторы Ю.М.Антонян, Г.П.Гаврилова, Я.И.Гилинский, Е.В.Змановская именно психологические факторы играют решающую роль в формировании «плохого» поведения [5]. К таким факторам относят нравственно-психологические интеллектуальные качества, целевые установки, ценностные ориентиры, нормы и потребности. Нарушения этих психологических факторов выражается в ограниченности интересов и потребностей, т.е. в нарушении равновесия, тем самым признании возможности использовать антиобщественные способы удовлетворения своих потребностей и интересов, что и приводит в конечном итоге к «плохому» поведению среди подростков.
Кроме этого такие авторы, как А.Р.Ратинов указывают на искажение системы ценностно-нормативных представлений, как защитного механизма самооправдания подростков [4].
Для современной психологической и социологической науки характерно признание воздействия особенностей личности и мотивов ее поступков на все виды негативных явлений среди несовершеннолетних.
Повышенный интерес ученые проявляли и к изучению взаимосвязи «плохого» поведения с экономической ситуацией на конкретной территории. Экономические теории социологии девиантности связаны с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Бонгера, Г. Беккера и др. «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса рассматривал основы экономического детерминизма, а отклонения в поведении индивида выступали побочным продуктом экономических условий. Используемый в ходе исследований в рамках экономической концепции «плохого» поведения сравнительный анализ девиантных и экономических показателей (уровень безработицы, индекс Джинни и пр.) актуален и в настоящее время. В современности экономическое направление развивает лауреат Нобелевской премии по экономике Г. Беккер. Его убеждения основаны на повышенной значимости ценностей среднего класса для подростков из более низкого социального слоя. По мнению Г. Беккера индивиды, занимающие различные положения в социальной структуре, не имеют равных шансов на успех. Теория девиативного поведения данного ученногоисследует следующие разновидности подростковой субкультуры:
преступную;
конфликтную;
ретретистскую.
Преступная подростковая субкультура характеризуется интеграцией субъектов на различных возрастных уровнях, тесная интеграция представителей общепризнанных и незаконных ценностей, т.е. взаимодействие преступников со средой, включая скупщиков краденного, юристов и др. Молодым людям, относящимся к конфликтной субкультуре присуще обостренное чувство разочарования, возникающее в результате невозможности достижения поставленной цели, которая сопоставляется для подростка с успехом. К ретристской подростковой субкультуре можно отнести подростков, которые «закрываются» от общества, обрывают социальные связи, однако нуждаются в коммуникации с себе подобными.
Одними из востребованных теорий, рассматривающих сущность «плохого» поведения и влияние основных факторов среди несовершеннолетних, остаются теории конфликта. Исследования данного направления связаны с именами К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа. Фундаментальная мысль, объединяющая теории конфликта заключена во вскрытии конфликтной природы социального быта. Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное состояние человеческого общества.
Принципы и положения социологической концепции неоднократно подтверждались и остаются главенствующими среди специалистов, исследующих специфику «плохого» поведения. Однако, при всех видимых преимуществах социологической, необходимо отметить не разработанность теории механизмов воспроизводства девиантности. Т.В. Шипунова в своих научных трудах представила концепцию воспроизводства девиантности в обществе, тем самым восполнив недостающий фрагмент рассматриваемой нами проблемы.
Основные факторы социально негативных явлений среди несовершеннолетних
Основные факторы социально негативных явлений среди несовершеннолетних теоретиками признаются в качестве собирательного понятия. Сходными по смыслу «плохому» поведению понятиями выступают агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное поведение. Г.А.Аванесовым было предложено наиболее общее понятия «плохого» поведения: «Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам». Иначе говоря, любое отклонение от заданных социальных норм и правил является девиантным поведением [9].
По мнению Е.Н.Пашковой и В.П.Михайловой факторы основные факторы социально негатвиных явлений среди несовершеннолетних можно классифицировать по трем основаниям [7]:
Биологические факторы - это негативные физиологические или анатомические особенности развития организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
Психологические факторы - это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;
Социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания.
Данная классификация, по нашему мнению, наиболее полно отражает факторы формирования «плохого» поведения несовершеннолетних, однако есть иные альтернативные классификации, заслуживающие внимания [10]:
Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
Психолого-педагогические факторы, которые были сформированы в результате пробелов в воспитании и обучении индивида;
Социально-психологические факторы, способствующие взаимодействию несовершеннолетнего в негативном ключе со своим ближайшим окружением;
Личностные факторы, которые определяют для индивида избранный путь общения, личностные установки, принятие и непринятие норм и правил поведения, норм общежития в целом, а также его способность к саморегуляции в целом;
Социальные факторы, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.
Также учеными выделяются некоторые внутренние, психологические факторы, наличие которых в жизни подростка может свидетельствовать о потенциальной возможности негативных проявлений среди несовершеннолетних:
Потребность в престиже и уважении со стороны окружающих.
Непреодолимое желание рисковать;
Наличие так называемых искусственных потребностей;
Эмоциональная неустойчивость;
Проявление агрессии;
Наличие акцентуации характера (к данному внутреннему фактору следует относить гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную акцентуации);
Отклонения в психическом развитии;
Отсутствие самоуважения или сниженная его форма;
Неадекватная самооценка и др.
Английский психолог М.Аптер в своих научных трудах высказывал мысль, согласно которой желание рисковать проявляется ярко далеко не у всех подростков, а лишь у тех, которые характеризуются доминированием процессуальной мотивации. Поэтому все эти факторы следует рассматривать в совокупности.
Мотивация «плохого» поведения и формы педагогической интервенции
Американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс предложил классификацию мотивов «плохого» поведения детей. Принципиальная новизна этой классификации состояла в том, что она отвечала на вопросы «почему» подросток «плохо» себя ведет, и указывала на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок «все меньше и меньше хотел бы так себя вести». Рассмотрим основные мотивы, которые вызывают «плохое» поведение несовершеннолетних (Таблица 1).
Таблица 1-Мотивация плохого поведения
Рассмотрим один из примеров психологической практики по выявлению мотива «плохого» поведения: подростки очень часто пытаются привлечь к себе внимание плохим поведением. Некоторые так отчаянно хотят, чтобы на них обратили внимание, что предпочитают наказания и ругань родителей его отсутствию. Убедитесь сами: стоит вам обратить внимание на ребенка, как следует его отчитав, и он может ненадолго изменить своё поведение, но почти наверняка через некоторое время вернется к своим старым выходкам - или придумает новые. Как правило, плохое поведение само собой прекращается, когда ребенок не получает за него вознаграждение в виде внимания со стороны педагога, родителей, когда такое поведение не замечают, игнорируют. Поэтому лучше всего не обращать внимание на плохое поведение ребенка или, по крайней мере, не делать того, чего он от вас ожидает. Спокойное игнорирование и отложенное на время воздействие за проступки, когда взрослые перестают обращать внимание на непослушного ребенка, воздерживаются от всякого прямого воздействия на него (при условии, если поведение ребенка не приносит серьезного ущерба его здоровью и не вредит окружающим) даёт положительный эффект. Можно также использовать отвлечение внимания ребенка в момент проявления непослушания и переключение его на какое-либо другое занятие.
Педагогическая интервенция – систематическое вмешательство в процесс обучения и воспитания с целью повлиять на него.
Этапы педагогической интервенции:
1) оценка состояния педагогической ситуации;
2) планирование комплексных мероприятий с учетом характеристики ситуации, личностных резервов несовершеннолетних, ресурсов окружения;
3) проведение мероприятий;
4) оценка состояния подростков после проведенных мероприятий и помощи, планирование дальнейшего периода оказания педагогической помощи.
В области педагогической и воспитательной практики при работе с детьми и подростками в настоящее время используется широкий спектр психологических вмешательств. К ним относятся активные методы обучения; тренинги уверенности в себе, креативности, развития различных способностей, умений и навыков, мышления, памяти, внимания; тренинги коммуникативных навыков; индивидуальное консультирование детей и подростков по психологическим проблемам; психологическое сопровождение учебного процесса; групповую работу с детьми, ориентированную как на улучшение психологического климата в классе или в школе, решение внутригрупповых или межгрупповых конфликтных ситуаций, так и на переработку характерных для данного возраста индивидуальных психологических проблем и пр. В эту же сферу входят психологическое консультирование и тренинги для учителей и родителей, в частности, направленные на оптимизацию взаимодействия между детьми, родителями и учителями или взаимодействия с агрессивными детьми.
Рассмотрим систему «учителя—ученики» или «ученики—ученики» через призму функциональных или дисфункциональных паттернов коммуникации, поддерживающихся в этих системах, то педагогическая интервенция будет нацелена в первую очередь на циркулярные, постоянно возвращающиеся, направления трансакции. Один из примеров — это (значимые для социальной системы) разногласия при объяснении причин расстройства. Примером такого разногласия может послужить следующий паттерн коммуникации: ученики мешают проводить занятие; учитель угрожает наказанием; ученики не унимаются; занятие проводить дальше нет возможности; учитель вновь угрожает и т. д. Так как партнеры по коммуникации в такой тупиковой ситуации зачастую не готовы или не могут изменить свои паттерны восприятия и интерпретации, т. е. система «учитель—ученики» сопротивляется внесению в нее изменений, то в качестве стратегии интервенции можно порекомендовать серьезно отнестись к «противодействию», позитивно коннотировать дисфункциональное поведение и в смысле парадоксальной интервенции предписать поведение, мешающее проведению занятия.
Таким образом, педагогическая интервенция, осуществима только в том случае, когда сам ребенок с «плохим» поведением пожелает сотрудничать, потому что на первых этапах взаимодействия таких несовершеннолетних обычно проявляется сопротивление, даже несмотря на то, что «плохое» поведение является уже причиной глубокого нездоровья, социальной деградации и т.д.
В перечень основных задач педагогической интервенции входят следующие [8]:
- сформировать новую мотивацию, направленную на социальную адаптацию;
- проведение комплекса мероприятий по изменению личности и появлению конструктивных новообразований личности;
- работа с конкретными видами отклоняющегося поведения;
- работа с социальными факторами, обеспечивающими благоприятное существование несовершеннолетнего.
Заключение
На основании проведенного анализа проблемы «плохого» поведения в молодежной среде, было установлено, что на современном этапе развития наук нет единого подхода к определению поведение «плохое», «хорошее». Во многом развитие и формирование личности зависит от внешних факторов социума. В понятие сложный подросток, девиантный подросток включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности ребенка, определяя его значимые и особо выраженные для людей черты и проявляющиеся поступки.
На основе анализа научной психолого-педагогической литературы мы раскрыли содержание и виды «плохого» поведения в подростковой среде, а именно поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм:
-стремление ухода от активной общественной жизни;
-уклонение от своих обязанностей и долга;
-нежелание решать личные и социальные проблемы;
-уклонение от работы и учёбы;
-бродяжничество;
-употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств;
-самоубийства, суицид.
«Плохое» поведение опасно не нарушениями дисциплины, как неправильно считается в нашем обществе. Дело, к сожалению, уже в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера подростка, который определяет всю будущую его жизнь. Если такое поведение вовремя не скорректировать с помощью психолого-педагогического воздействия, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственно слабого человека.
Список литературы:
Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. 1996. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юрист. 335 с.
Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: для бакалавров и специалистов: учебное пособие. СПб: Питер, 2019. 331 с.
Богдан С.С. Человеческая деструктивность как социокультурный феномен // Известия российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. 2010. № 124. С.310-318
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2013. - 240 c.
Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. - М.: Пропилеи, 2013. - 196 c.
Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. - М.: Арсенал образования, 2010. - 136 c.
Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 c.
Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 334 c.
Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 240 c.
Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
Шипунова Т.В. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизмы воспроизводства девиантности// Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 4 (33). С. 120 С.120-136.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!