Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологический подход в оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Тип Реферат
Предмет Педагогика и психология

ID (номер) заказа
2550832

200 руб.

Просмотров
1053
Размер файла
62.75 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Во все времена учебный процесс представлял для учёных большой интерес для изучения. Одним из первых педагогов, который разрабатывал проблему педагогического управления с помощью развития учебно-познавательной деятельности младших школьников, является чешский педагог и гуманист Ян Амос Коменский. Автор заложил основы педагогики, и до сих пор его идеи изучаются студентами педагогических и психологических факультетов. Так, автор ввёл понятие о традиционной системе воспитания и обучения. Автор назвал её «классно-урочной» системой управления познавательной деятельностью обучающихся.
Сегодня данная форма обучения не всегда эффективна в усвоении новых знаний обучающимися. Большинство психологов и педагогов приходят к выводу, что классно-урочная система обучения не способствует в полной мере развитию познавательной активности и интереса обучающихся к обучению и усвоению нового материала. В последнее время идёт активный поиск форм и методов обучения, которые могли бы оптимизировать познавательную активность и деятельность ребёнка, пробудить у него интерес к учебной деятельности.Так, Е.Б. Ганичева утверждает, что обучающиеся сегодня должны уметь максимально быстро адаптироваться к условиям окружающей среды [4]. От них требуется не только эффективно усваивать знания, передаваемые педагогом, но и уметь применять эти знания на практике. Автор говорит, что главной целью педагога является сформировать у обучающихся умение работать самостоятельно, мотивировать учеников активно познавать окружающий мир.
Сегодня становится популярным понятие «оптимизация учебно-познавательной деятельности», то есть, как за минимальный срок помочь обучающимся усвоить требуемый объём материала, не забывая при этом качество усвоения. Отсюда следует, что педагогу важно заинтересовать обучающихся своим предметом, разнообразить их учебно-познавательный процесс инновационными формами и методами обучения, проявляя всю свою коммуникативную компетентность.

Объект изучения: оптимизация учебно-познавательной деятельности обучающихся.Предмет изучения: особенности психологического подхода в оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.Цель изучения: проанализировать особенности психологического подхода в оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.Задачи изучения:1. Рассмотреть понятие учебно-познавательной деятельности обучающихся.2. Разобрать понятие об оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.3. Дать анализ методам оптимизации учебно-познавательной деятельности в современной психологии.Теоретические основы изучения.Проблемой оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в современной психологии занимались такие известные психологи и педагоги, как Л.Г. Антипова, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалёв, Е.Б. Ганичева, П.В. Гора, В.В. Давыдов, В.А. Денисенко, Н.М. Зверева, З.И. Калмыкова, Т.В. Коноплёва, Э.А. Красновский, А.В. Леонтович, И.А. Липский, В.Д. Лобашев, М.И. Махмутов, В.П. Зинченко, А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум, Г.К. Селевко, Г.Г. Скоробогатова, М.А. Ступницкая, П.Ю. Цявичене, М.Б. Черновой, П.Р. Галузо, И.А. Карпюк.Методы изучения: анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме исследования.Структура работы.Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, состоящего из 24 источников.
1. Понятие учебно-познавательной деятельности обучающихсяЛюбой человек проходит процесс развития через различные виды деятельности. Здесь он проявляет себя, познаёт окружающий мир, развивает свои познавательные и личностные особенности. А.А. Бодалёв считает, что каждый этап жизнедеятельности человека насыщен различными видами деятельности, в которых он принимает участие: занимается спортом, катается на лыжах, решает познавательные и умственные задачи, занимается любимым хобби, осваивает ту или иную учебную дисциплину, участвует в трудовой деятельности [3, с.93].
Так, например, Л.С. Выготский обращает внимание на понятие «ведущий вид деятельности» [4, с.117]. По мнению автора, именно в процессе ведущего вида деятельности происходит развитие основных психологических новообразований того или иного возраста. У старших дошкольников ведущим видом деятельности является игра, в младшем школьном возрасте – учебная деятельность; в подростковом возрасте – эмоционально-личностное общение со сверстниками; в старшем школьном возрасте – профессиональное самоопределение; в юношеском возрасте – получение образования и построение семейных взаимоотношений; в зрелом возрасте – трудовая деятельность.
В школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что в процессе учёбы происходят изменения в самом ученике, как субъекте учебной деятельности [24, с.88]. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте».
Г.К. Селевко утверждает, что любая деятельность в своей структуре имеет предмет, продукт, операции и ориентировочную основу [19, с.54]. Так, например, при обработке детали на станке, предметом является обрабатываемая деталь, а продуктом – готовое получаемое в итоге изделие.
В.Д. Лобашев рассматривает, что же является продуктом и предметом учебной деятельности [15]. Автор утверждает, что предметом учебной деятельности является приобретаемый опыта самого обучаемого, который он получает из социума путём присвоения социального опыта. Продуктом в данном случае будет являться сам обучающийся, его развивающиеся познавательные и личностные особенности. В процессе учебной деятельности обучающийся сам сознательно ставит цель развить в себе какое-либо качество, либо он это делает с помощью педагога. Педагог ставит цель – изменить своего ученика, развить в нём какое-либо качество. Ю.К. Бабанский в этом видит отличие учебной деятельности от любой другой [2, с.33].
В исследованиях З.И. Калмыковой выделены следующие особенности учебной деятельности.
1. Главной функцией учебной деятельности является не просто изменение какого-либо предмета и получение определённого продукта, а изменение различных сфер самого обучающегося. В процессе учебной деятельности происходят изменения в личностной, нравственной, познавательной, коммуникативной, интеллектуальной сфере самого ребёнка. Доминирующей становится, например, интеллектуальная деятельность. Ребёнок должен овладеть в данном случае не только знаниями, но и конкретными способами овладения этими знаниями. Однако часто так бывает, что ребёнка интересует чисто технический процесс получения знаний, зубрёжка, а не творческий процесс поиска способов овладения этими знаниями.
2. Согласно теории учебной деятельности основным содержанием обучения являются общие способы действий по решению широких классов задач. Это должно способствовать тому, чтобы деятельность обучающихся направлялась на освоение этими общими способами.
3. В процессе учебной деятельности обучающийся сам составляет ориентировочную основу действия (ООД), то есть систему ориентиров и указаний, которой потом пользуется при выполнении данного действия. С целью овладения обучающимися новыми понятиями и способами достижения результата, очень важно показать ребёнку необходимость применения данного понятия в жизни, его происхождение, выявить теоретические аспекты данного явления или понятия. Это обязывает педагога не давать знания «в готовом виде». В занятие обязательно должен включаться мотивационный компонент, в процессе которого обучающийся получает определённый настрой на изучение явления или понятия, на работу по его усвоению. Педагог должен чётко дать настрой на изучение учебного материала: для чего, зачем и как это понятие работает в жизни.
4. Учебная деятельность основана на принципе содержательного обобщения. В данном случае знания общего характера идут впереди конкретного и частного знания. Это говорит о том, что рассмотрение нового знания следует начинать с изучения понятий общего характера, его абстрактными основами. Затем данные общие основы уже дополняются знаниями частного характера, конкретными фактами и частными понятиями.
5. Учебная деятельность должна строиться на научно-теоретической основе. В.В. Давыдов утверждает, что всю систему обучения следует переориентировать на развитие у них современного теоретического и критического мышления [7, с.71]. Ребёнок должен научиться критически мыслить, отделять основную информацию от второстепенной, выявлять вредоносную информацию из полезной.
6. Следует понимать, что учебная деятельность является универсальной, поскольку является основой любой другой деятельности человека. Так, в процессе учебной деятельности ребёнок научается считать, писать, шить, готовить, общаться с взрослыми и сверстниками, познаёт основы безопасного и нравственного поведения в обществе. Отсюда следует, что прежде чем освоить какую-либо специфическую деятельность, необходимо освоить её основы в условиях учебной деятельности от общих знаний, переходя к частным и конкретным.
Роль учебной деятельности как основного вида усвоения знаний возрастает из года в год. В течение всей жизни человек находится в процессе учебной деятельности: дошкольное учебное заведение, образовательное среднее учебное заведение, специальное профессиональное учебное заведение, высшее учебное заведение. Приходя на работу, человек также проходит обучение и адаптацию на новом рабочем месте. По мнению Д.Б. Эльконина, учебная деятельность является «второй профессией» каждого из нас [24, с.24]. Автор отмечает, что умение организовать себя в учебной деятельности является залогом успешности в осуществлении своей профессиональном конкретном избранном деле.
Практика является важным условием овладения профессиональной деятельностью. В ходе практики человек переходит от получения общих знаний к конкретным и частным. Он научается использовать полученные общие знания в конкретной деятельности. Ребёнок учится организовывать себя, формирует к себе и своим поступкам позитивное отношение.
Н.М. Зверева рассматривает понятие «учебно-познавательная деятельность». По ней автор понимает специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством [9, с.134].
Задачи учебно-познавательной деятельности следующие:
- становление, развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребёнка посредством воспитательной работы;
- создавать для обучающихся благоприятные условия для проявления своих достижений в учебном заведении и за её пределами;
- проводить диагностику уровня развития обучающихся и с целью выявления их способностей и возможностей для дальнейшего их направления в желаемую деятельность;
- расширение общего кругозора обучающихся, организация благоприятных и комфортных условий для получения знаний об окружающем мире.
А.В. Леонтович под учебно-познавательной деятельностью понимает деятельность, необходимую обществу, которая является совместной деятельностью или сотрудничеством взрослого и ребёнка, в результате которого происходит познавательное и личностное развитие воспитанников [13, с.111]. По мнению автора, в ходе совместной деятельности педагога и обучающегося происходит взаимное влияние субъектов обучения и воспитания друг на друга: ученик получает необходимые знания, умения и навыки, педагог развивает свои творческие способности, ведёт воспитанника к цели: освоить особенности своей будущей профессиональной и желаемой деятельности.
М.Б. Черновой под учебно-познавательной деятельностью понимает учебное познание, протекающее в совместной деятельности с учителем при непосредственном или опосредованном его руководстве [23]. Педагог влияет на личностное и познавательное развитие воспитанника с помощью различных средств. Большое внимание автор уделяет инновационным средствам обучения: электронным учебно-методическим комплексам, интернет-технологиям, техническим средствам обучения. Традиционная лекционная форма обучения всё более отходит на второй план по сравнению с инновационными технологиями обучения. М.Б. Черновой утверждает, что инновационные современные средства обучения позволяют повысить интерес к учёбе, развить познавательную активность и мотивацию к обучению в школе.
А.А. Бодалёв считает, что в процессе учебно-познавательной деятельности важную роль играет коммуникативная компетентность педагога, которая является важной психологической характеристикой в педагогическом общении педагога и обучающегося [3, с.20]. Автор приходит к выводу, что человек не рождается сразу грамотным педагогом, умеющим общаться, решать конфликты, устанавливать коммуникации с обучающимися. Обычно это результат плодотворной работы над собой, тщательной рефлексии, обширной практики, в ходе которой педагог осваивает различные формы применения коммуникаций с обучающими. Преподаватель, желающий развивать свою коммуникативную компетенцию, тщательно анализирует свою деятельность, успехи и ошибки, намечает план работы над собой, выбирает для этого наиболее эффективные пути и средства.
Е.Б. Ганичева предлагает следующие аспекты организации учебно-познавательной деятельности детей [5]:
- разработка и осмысление путей восприятия обучающимися изучаемых понятий и явлений окружающего мира;
- применение в работе с детьми установок в форме внушения и убеждения, но не навязывания;
- разработка форм и методов для развития устойчивого произвольного внимания и памяти у детей на занятиях;
- использование форм и методов актуализации прошлых знаний у детей с целью усвоения новых;
- планирование и использование таких форм работы с детьми, которые бы способствовали развитию у них критичности и самостоятельности мышления;
- предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы.
П.В. Гора указывает на требования, которые учитываются при организации познавательной деятельности обучающихся на уроках:- обеспечение достаточного уровня для ученика трудности задач (лежащего в зоне ближайшего развития). Так, задача для решения не должна быть слишком лёгкой, она не будет способствовать дальнейшему развитию ребёнка, его познавательной активности. Также решаемая задача не должна быть слишком сложной для ребёнка, иначе у него пропадёт желание активно познавать окружающий мир;
- прививать желание у ребёнка правильно и с желанием формулировать собственные мысли, идеи и представления о предмете в процессе решения учебных задач;
- обеспечить возможность проверки своих выводов в свободной непринуждённой обстановке, различными методами: активная беседа, мозговой штурм, дискуссионная деловая игра в группе.
Таким образом, в процессе учебно-познавательной деятельности ребёнок сам активно познаёт окружающий мир, делает выводы, анализирует, выделяет главное. Учебно-познавательный процесс является главным в жизни каждого ребёнка. В процессе обучения он познаёт окружающий мир, происходит развитие его психических и личностных психологических качеств. Он научается использовать полученные общие знания в конкретной деятельности. Ребёнок учится организовывать себя, формирует к себе и своим поступкам позитивное отношение.

2. Оптимизация учебно-познавательной деятельности обучающихсяВ настоящее время осуществляется активный поиск методов, которые способствуют развитию познавательных и личностных особенностей ребёнка. А.В. Леонтович говорит о необходимости «личностно-ориентированного подхода» [13, с.67]. Автор утверждает, что именно данный подход способствует познавательному и личностному развитию ребёнка. В процессе развития не должно ломаться убеждение, что главное в развитии человека является уровень формирования знаний, умений и навыков.
По мнению учёных, в организации критериев оценки эффективности педагогического процесса, а, следовательно, и познавательных процессов, следует учитывать и механизмы оптимизации педагогической деятельности и компетентности, инициативы и креативности.
Важную роль в становлении компетентности играют особенности образования понятийных психических структур. Для этого необходимо в процессе проведения занятия фиксировать внимание обучающихся на точном значении вводимых понятий, терминов, определений развития понятийного аппарата в целом.
В процессе формирования психического механизма оптимизации важно у обучающихся формировать готовность выходить за пределы необходимого и включаться в не активную извне когнитивную деятельность, а также важно уделять особое внимание развитию такой формы метакогнитивного опыта как открытая познавательная позиция.
Под оптимизацией учебной деятельности учёные понимают «проблемное обучение». Под ним М.И. Махмутов понимает учебно-познавательную деятельность обучающихся по усвоению знаний и способов деятельности путём восприятия объяснений педагога в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предположений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путём проверки правильности решения.
Отсюда следует, что для оптимизации выше изложенных формулировок необходимо организовывать работу по следующей психологической формуле: чем больше знаний о мире и чем больше границы этих знаний с миром, тем больше вопросов к миру.
По мнению М.А. Ступницкой следует учитывать как оптимизацию учебно-познавательной деятельности такие критерии, как успешность деятельности, её результативность, способность быстро познавать предоставляемый материал [21].
Г.Г. Скоробогатова под оптимизацией понимает процесс максимизации выгодных характеристик и минимизации расходов [20, с.13]. Задача оптимизации сформулирована, если заданы критерий оптимальности, варьирующие параметры, изменение которых позволяет влиять на эффективность процесса, математическая модель процесса, ограничения, связанные с экономическими и конструктивными условиями, возможностями аппаратуры, различными требованиями.
Автор с понятием оптимизации приводит понятие о компетентности. Данное качество развивается совместно с познавательным и личностным развитием человека. Главную роль в становлении компетентности, как можно предположить, играют процессы образования понятийных психических структур. Для этого необходимо в процессе проведения занятия фиксировать внимание учащихся на точном значении вводимых понятий, терминов, определений развития понятийного аппарата в целом.
А.А. Реан под компетентностью понимает наличие знаний и опыта, которые необходимы для полноценной деятельности в заданной предметной области [18, с.66]. Это качество человека, присущее тому, кто обладает всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого является веским и авторитетным.
Для развития познавательной активности у обучающегося на психологическом уровне необходимо включаться в не стимулированную извне познавательную деятельность, а также необходимо уделять особое внимание развитию такой формы метакогнитивного опыта как открытая познавательная позиция.
В.Д. Лобашев считает, что с целью оптимизации учебно-познавательной деятельности педагогу необходимо применить максимум усилий с целью развития у детей и подростков познавательных и творческих способностей. Важно сделать учебно-познавательный процесс максимально комфортным для ребёнка [15].
Педагогу важно содействовать развитию творческих способностей у детей и подростков, их познавательной активности. Необходимо, чтобы ребёнок был включён в:
- деловые активные беседы;
- мозговые штурмы;
- дискуссии и обсуждения;
- деловые игры;
- подвижные игры;
- умел бы пользоваться информационными технологиями (компьютером);
- коммуникативные игры;
- проблемные задачи.
Центральные принципы обучения по Л.В. Занкову.
1. Необходимо, чтобы обучение происходило и ориентировалось на «зону ближайшего развития», а также осуществлялось на высоком уровне сложности.
2. Основным ориентиром по Л.В. Занкову при обучении младших школьников является получение ими теоретических знаний. В данном случае происходит активизация мыслительной деятельности, развитие познавательной активности и интереса. Ребёнок научается обобщать, анализировать текст, выделять главное и второстепенное.
3. Важный принцип – не останавливаться на уже достигнутом и двигаться вперёд быстрыми темпами. Быстрый темп продвижения в получении знаний, умений и навыков позволяет детям держать себя в тонусе, стремиться к постоянному обогащению знаниями.
4. Л.В. Занков большое внимание уделяет постоянной рефлексии, способности обучающихся осознавать продуктивность и эффективность своей учебной деятельности.
5. Индивидуальность – важный фактор развивающего обучения. Отсюда следует, что развивающее обучение должно соответствовать таким принципам, как индивидуализация и дифференциация. В развивающем обучении педагог должен ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ученика.
В ходе реализации развивающего обучения автор уделил решению практических и проблемных задач. Ребёнок при минимальной поддержке взрослого пытается решить предложенные задачи, провести их анализ, выделить главное. Таким образом, концепция является сложной, требующей внимательности и сосредоточенности, высокого развития логического мышления.
УМК по педагогической системе Л.В. Занкова имеют учебники по всем основным предметам начального общего образования:
- Обучение грамоте и чтению.
Азбука для 1 класса.
Авторы: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец;
- Русский язык для 1 и 2 классов.
Автор: Н.В. Нечаева;
- Литературное чтение для 1 и 2 классов (2 линии).
Автор: В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова
Автор: В.А. Лазарева;
- Математика с 1 по 4классы (2 линии).
Авторы: И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина (1 класс) и
И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина (2-4 класс).
Автор: А.Г. Ванцян (1 класс).
- Окружающий мир для 1 – 4 классов.
Авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
- Музыка. Автор: Ригина Г.С.
Учебно-методический комплекс Л.В. Занкова для начального общего образования разработан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами НОО, с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли официальную регистрацию в Федеральном совете по учебникам и допущены Министерством образования к использованию на занятиях в общеобразовательных учреждениях начальной школы. Учебники соответствуют всем санитарным нормам.
В программе, по мнению ученых, присутствует один главный минус – преемственность между начальным и средним звеном практически отсутствует. Следует отметить, что по системе Л.В. Занкова имеются учебники для 5 класса (русский язык, литература, математика, основы географии, природоведение, музыка) и 6 класса (русский язык, литература, математика), однако школ, работающих по этим учебникам, очень мало.
3. Методы оптимизации учебно-познавательной деятельности в современной психологииВ настоящий век бурных экономических, политических и социальных изменений очень важно оптимизировать и сделать более доступным и эффективным образовательный процесс в школе. Так, Е.Б. Ганичева утверждает, что школьники сегодня должны уметь максимально быстро адаптироваться к условиям окружающей среды [5]. От них требуется не только эффективно усваивать знания, передаваемые педагогом, но и уметь применять эти знания на практике. Автор говорит, что главной целью педагога в школе является сформировать у обучающихся умение работать самостоятельно, мотивировать учеников активно познавать окружающий мир.
Под познавательной активностью А.А. Реан понимает разновидность социальной активности школьников, проявляющейся по отношению к процессу познания [18, с.98]. По мнению автора, познавательная активность проявляется в стремлении к самообразованию, самостоятельному получению знаний, в количестве и качестве изучаемого материала.
По мнению Г.К. Селевко сегодня компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, а также в практическую деятельность педагогов и обучающихся [19, с.63]. В настоящее время при приёме на работу обязательным условием для кандидата является знание компьютера на уровне пользователя и основных компьютерных программ: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, 1С: Бухгалтерия. Бурное внедрение и использование компьютеров началось примерно в 90-х годах ХХ века, когда остро встал вопрос о развитии творческих способностей школьников. Это позволило резко сэкономить время, затрачиваемое школьниками на выполнение самостоятельных и домашних заданий, при подготовке к семинарам и творческим работам.
Г.Г. Скоробогатова приходит к выводу, что в наш век широкого и активного развития информационных технологий, педагогу необходимо чётко продумать их использование с целью повышения качества образовательного процесса в школе [20, с.39]. Автор говорит, что информационные технологии на уроках следует применять с целью:
- расширения получения новой информации школьниками;
- способ организации самостоятельной работы школьников, развитие умения организовывать себя в процессе поиска новой информации и закрепления полученного материала;
- формирование познавательной активности школьников, постановка школьников в активную позицию;
- развитие мотивации к обучению у школьников.
М.А. Ступницкая приводит следующие доводы в пользу применения информационных технологий на уроках [21]:
- развитие готовности к использованию информационных технологий (умение пользоваться сетью Интернет на уровне уверенного пользователя в учебных и познавательных целях);
- формирование технологической компетентности (умение самостоятельно пользоваться различными информационными технологиями при подготовке к занятиям);
- организация готовности к использованию информационных ресурсов (умение пользоваться различными информационными ресурсами и средствами обучения);
- готовность к социальному взаимодействию (умение устанавливать связи в социуме);
- развитие коммуникативной компетенции (умение устанавливать коммуникации с педагогом, вступать в активные беседы и диалоги, изучать различные информационные средства обучения);
- формирование готовности к решению проблем (развитие умения находить выход из кризисных ситуаций сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно).
Г.К. Селевко предлагает следующие основные современные информационные средства обучения [19, с.34]:
- Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК). Данный программный продукт позволяет школьникам сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно осваивать новый учебный материал. ЭУМК объединяет в себе учебник, хрестоматию, задачник и справочник. По мнению автора, ЭУМК позволяет сделать учебный процесс даже младшего школьника более упорядоченным и эффективным, занимает меньше времени, позволяет его экономить для других дел, например, прогулок и занятий физической культурой. Подобные комплексы чётко структурированы по дисциплинам и включают в себя:
- программа учебной дисциплины;
- лекционный материал (получение новых знаний);
- список рефератов или заданий для самостоятельных работ;
- дистанционные тесты и интерактивные задания для самоконтроля;
- список рекомендуемой литературы;
- вопросы для самоконтроля.
ЭУМК удобен тем, что его можно использовать, не обращаясь к другим источникам. Кроме того, список рекомендуемой литературы представлен в самом комплексе, его не нужно дополнительно искать в Интернете или библиотеке.
- Электронные учебники. Многие педагоги замечают, что школьники не проявляют особого интереса к чтению и анализу параграфов темы в обычном учебнике. У детей быстро теряется интерес к стандартным учебникам по той или иной дисциплине. Электронные учебные комплексы устанавливаются на компьютеры или планшеты обучающихся. Иногда устанавливается один учебник на компьютер учителя, а тот выводит материал электронного учебника на интерактивную доску, передавая при этом новые знания детям. Существуют обычные электронные учебники, в которых излагается новый учебный материал с помощью наглядностей, таблиц, схем, рисунков, формул. В других электронных учебниках существует страничка для выставления оценки школьнику, проверке полученных им знаний, учёт домашнего задания. В данном случае значительно повышается интерес школьников к дисциплине, повышается мотивация к обучению, развивается самостоятельность и познавательная активность школьников.
- Технология опорных конспектов. В.Ф. Шаталов предлагает использовать компьютер для подготовки конспектов [5, С.90]. Уже в прошлом веке учителя применяли систему конспектов, но изображали её мелом на доске. Сегодня с помощью компьютера педагог переключает постепенно презентацию, предоставляя новый материал по слайдам. В ходе ответов на домашнее задание ученики также могут пользоваться такими опорными конспектами. Автор утверждает, что при этом школьники становятся более уверенными в процессе ответов на домашнее задание. Такие опорные конспекты остаются в базе у школьников на всю жизнь, и могут быть использованы в любое время.
- Встроенные видео уроки. Просмотр видео во все времена привлекал школьников любых возрастов. Н.В. Новожилова описывает использование данной мультимедийной интернет-технологии следующим образом. Сначала школьники в течение 5 – 15 минут просматривают скаченное заранее или через Интернет обучающее видео. Он внимательно прослушивает теоретический материал, анализирует его, выделяет главное. Затем в видео приводятся примеры по новой теме. Далее представлены контрольные задания с целью проверки усвоения учениками вновь полученных знаний. Часто видео уроки проводятся следующим образом: школьники просматривают небольшие видео (ролики из мультфильмов, художественных фильмов, документальных фильмов, сериалов, научно-познавательных фильмов). Данные видео представляют новый материал, примеры по усвоению нового материала. Затем с учётом просмотренных видео, школьники получают для решения коммуникативные задачи согласно нового учебного материала. В данном случае дети включаются в активную беседу, мозговой штурм, предлагают способы решения предложенных им коммуникативных задач. У школьников интенсивно развивается познавательная активность, повышается мотивация к обучению.
- Мультимедийные виджеты. Сам виджет представляет собой модульный программный модуль, который работает в определённой компьютерной среде – сайте, браузере, мобильном телефоне. Виджеты бывают полезными, в виде игры, легко просматриваются и запоминаются. С помощью виджетов можно легко и быстро получить доступ к сайту или необходимой информации. Виджет может служить мессенджером, новостным обозревателем, электронным учебным материалом, музыкальным проигрывателем, индикатором погоды. Школьник может быстро получить доступ к сайту, изучить новый материал, ответить на контрольные вопросы. Существуют виджеты, которые работают при функционирующем Интернете, другие могут работать автономно в режиме скачивания.
- Гипертекст. Данное понятие ввёл Т. Nelson в 1965 г. [5, С.78]. Сегодня гипертекст широко используется в практике образования, начиная с младшего школьного возраста. По мнению автора, гипертекст представляет собой электронный словарь или сообщество статей. В данном словаре по мере его чтения и просмотра имеются отсылки на другие статьи, в которых уточняется и дополняется учебный материал по изучаемой теме. Читать такую статью или словарь можно разными способами: игнорируя гиперссылки и переходя по очереди от одной статьи к другой. Также просматривать такой текст можно, переходя от гиперссылки к гиперссылке по мере чтения.
В настоящее время гиперссылки сопровождают различные электронные учебно-методические комплексы и электронные учебники. Они значительно облегчают изучение нового материала, делают учебный процесс более увлекательным и мотивированным. Школьники научаются самостоятельности и уверенности в себе. С помощью гипертекста можно организовать и провести деловую или дидактическую игру, семинар, самостоятельную или проверочную работу.
- Опросы и анкетирование. Широкое распространение в настоящее время в процессе активизации познавательной деятельности получил метод компьютерного опроса и анкетирования. Его применяют различные специалисты в школе при работе с детьми: учителя-предметники в ходе преподавания своих дисциплин, классные руководители во внеклассной работе педагоги-психологи в процессе изучения познавательного и личностного развития обучающихся, социальные педагоги в ходе изучения проблемных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально-опасном положении, семей группы риска.
- Компьютерное психологическое тестирование. Сегодня большинство психологических тестов имеются в электронном виде. Школьный психолог включает компьютер, и предлагает ребёнку пройти тест, который запрограммирован с помощью вопросов и ответов. Ребёнок отвечает на вопросы и в конце тестирования получает результат. После получения результата ребёнок может получить консультацию психолога и интерпретацию своего психологического состояния.
- Дистанционные компьютерные тесты. Это специальные тесты, которые используют педагоги для проведения контрольных срезов знаний у обучающихся, зачётов, экзаменов. Для того, чтобы сдать экзамен по какому-либо предмету, школьник садится за компьютер, включает специальную программу и проходит контрольное тестирование. В конце прохождения теста программа выдаёт количество и % правильных ответов, и даже предполагаемую оценку за сданный экзамен или зачёт.
М.И. Махмутов выделяет важнейшие коммуникативные компетенции педагога: умение устанавливать контакты в зависимости от индивидуальных психологических особенностей детей, свободно вступать и поддерживать контакты с ними, умение вовремя распознавать и применять первичные меры по разрешению конфликтных ситуаций [16].
Главными коммуникативными компетенциями педагога А.А. Реан считает умения выстраивать партнёрские взаимоотношения с обучающимися и развивать у них способность к эффективному общению [18, с.51]. М.И. Махмутов говорит, что большое внимание в учебных заведениях уделяется знаниям педагогов, их аттестации, присвоению категории и квалификации [16].
Нами была разработана схема работы педагога над развитием у себя коммуникативной компетентности.
Преподавателю каждую неделю необходимо проводить занятия с обучающимися, используя различные формы: мозговой штурм, проблемное занятие, занятие – диспут, лекция, лабораторное занятие. Важно проводить анализ занятий, и делать выводы, какая форма проведения позволяет использовать свои коммуникативные навыки в полной мере.
Каждый педагог должен учиться рефлексировать, то есть проводить самоанализ своей педагогической деятельности, в частности, развития своих коммуникативных навыков: вступление в контакт с обучающимися, тембр и интонация голоса, уверенность в себе, способность видеть в каждом ученике личность и применять к каждому индивидуальный подход.
Педагоги должны научиться снимать тревожность и психическую напряжённость, владеть своим телом, снимать мышечные зажимы. С этой целью можно посетить релаксационные тренинги психолога учебного заведения.
Важно научиться сдерживать себя, не проявлять грубость и агрессию по отношению к обучающимся. Каждый обучающийся, каким бы он ни был, имеет право на доброжелательное отношение к нему.
Педагог не должен делить обучающихся на «хороших» и «плохих». Эта оценка слишком субъективна, и приводит к негативным последствиям в общении с ними. В данном случае психика любого человека может разрушаться.

Выводы по проделанной работе1. Рассмотрели понятие учебно-познавательной деятельности обучаю?


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.