это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2554788
Ознакомительный фрагмент работы:
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Институт общественных наук
Факультет Liberal Arts College
Кафедра гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Образовательные технологии»
на тему «Подростковая агрессия и буллинг: причины и профилактика»
Выполнил(а):
Студент(ка) 1 курса, очной формы обучения, группы 120
Песковская Полина Юльевна
Проверила:
доцент кафедры гуманитарных дисциплин ИОН
к.ф.н., доц. Черванёва В. А.
Москва 2020
Актуальность выбора темы исследования. В современном мире чрезвычайно остро стоит вопрос агрессивного поведения детей и подростков. Практически каждый день обнародуются новостные сообщения о случаях агрессивного поведения среди представителей этих возрастных групп. Агрессия школьников представляет собой специфический способ реагирования на нахождение их в социуме и возможную конфронтацию интересов, проявляющуюся во взаимодействии с окружающими. Поскольку ведущая деятельность подростков – это общение со сверстниками, агрессивное поведение школьников средних классов проявляется в первую очередь в этой сфере. Данный факт подтверждает и Смирнова А. С. в статье “Профилактика буллинга у подростков”. Исследователь пишет о связи агрессии и буллинга: “Неумолимо растущее число фактов насилия в образовательной среде делает актуальной проблему сохранения и развития психологического здоровья подрастающего поколения. Одной из основных угроз психологической безопасности формирующейся личности является буллинг” [3, с. 121].
Цель данного реферата: изучение современных исследований по теме подростковой агрессии и буллинга, его причин и профилактики.
Говоря о теме исследования, А. А. Реан, А. А. Ставцев дают такое определение: “Буллинг (травля) — широко распространенное социальное явление. Этим термином обозначают систематическое применение физического или психологического насилия по отношению к одному или нескольким членам группы со стороны других индивидов или коллективов, входящих в эту группу” [2, с. 37].
Интересно отметить, что Смирнова А. С. использует перевод термина на русский язык: “термин буллинг (с англ. хулиганство) – представляет взаимоотношение между личностями, где с одной стороны конкретная группа лиц или одно лицо является угнетателем или агрессором по отношению ко второй стороне, которая является жертвой, подвергающейся длительному террору в физическом и моральном плане” [3, с. 121].
В то же время, Двоенко Е.С., определяя основное понятие, использует материал Википедии (что, на наш взгляд, неприемлемо в научной работы): “Буллинг - (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны” [1, с. 67].
Как отмечают А. А. Реан и А. А. Ставцев, проблематике буллинга посвящено большое количество исследований как в отечественной, так и в зарубежной социологии и психологии. При этом учёные указывают, в основном, на иностранные исследования. В то время как Смирнова А. С. ссылается на российских коллег И.С. Бердышева, И.С. Кона, М.Г. Нечаеву, О.А. Селиванову, Т.С. Шевцову, Д.Н. Соловьева, М.В. Сафронову и других. При этом автор статьи отмечает, что, к сожалению, в России тема буллинга освещена ещё не столь широко.
А. А. Реан и А. А. Ставцев подробно рассматривают проявления буллинга. Исследователи приводят классификацию явления по виду прямой (открытая конфронтация, физическое или психологическое давление и т.д.) и косвенный буллинг (распространение ложной информации, передача личной информации третьим лицам, создание слухов и сплетен, негативно влияющих на репутацию жертвы и т.д.); по форме проявления выделяют физическую агрессию, вербальную агрессию, социальный буллинг (изоляцию), кибербуллинг и т.д.[2, с. 38].
Также учёные указывают, что в процессе травли происходит распределение ролей — формирование иерархической структуры буллинга, которая включает агрессора, поддерживающих агрессора, жертву, свидетелей
и защитников [2, с. 38]. Ссылаясь на результаты более ранних исследований, А. А. Реан и А. А. Ставцев отмечают, что негативному влиянию травли подвергаются все участники данного социального взаимодействия.
Отметим ещё одну общую тенденцию в рассмотрении проблематики данной темы. Смирнова А. С., среди причин роста агрессии и насилия среди детей и подростков называет социальную ситуацию в стране, высокий темп научно-технических преобразований. А. А. Реан и А. А. Ставцев указывают также на групповые процессы в среде подростков, влияние примера взрослых.
В своей статье Двоенко Е.С “Причины и профилактика буллинга в подростковой среде” поднимает такую важную тему как некорректное поведение педагогов, провоцирующее рост напряжения среди подростков. Справедливости ради, исследователь отмечает, что провоцировать травлю педагогические работники могут порой и не осознавая данный факт [1, с. 68].
Двоенко Е.С в своей работе перечисляет характерные особенности, которые чаще всего наличествуют у жертв-подростков. Справедливо и замечание, что сложнее обстоят дела у обучающихся, получающих образование в учреждениях закрытого типа (которыми являются суворовские, нахимовские училища и кадетские корпуса). Данная проблема, на наш взгляд, особенно актуальна в русле предотвращения буллинга.
Достоинством работы Смирновой А. С. является то, что она проводит собственное исследование, в результате которого приходит к выводу, что уровень агрессии повышен как у предполагаемых жертв, так и у предполагаемых инициаторов школьной травли [3, с. 123]. В то время, как А. А. Реан и А. А. Ставцев используют эмпирические данные, полученных в результате большого количества исследований других учёных.
Однако, все исследователи, стать которых подверглись изучению, сходятся во мнении, что основным способом борьбы с буллингом среди подростков является его профилактика.
В профилактике подросткового буллинга Двоенко Е.С. советует педагогам придерживаются принципов метода конгруэнтной коммуникации Х.Джайнотта [1, с. 70].
Смирнова А. С. в профилактике подросткового буллинга придерживается мнения о необходимости реализации комплексных программ, направленных на снижение уровня проявления факторов возникновения буллинга с использованием игровой терапии и психодрамы [3, с. 124]. Далее исследователь приводит пример результатов такой работы. Также автор рекомендует включить в программу работу с родителями, направленную на гармонизацию отношений в семье.
А. А. Реан и А. А. Ставцев согласны с позицией вышеуказанного учёного и ссылаются на антибуллинговые методики, которые были протестированы на широких выборках и показали свою эффективность, что отражено в метаанализах зарубежных исследователей. Так, по мнению авторов статьи, наиболее эффективные направления воздействия, являющиеся структурными частями комплексных школьных антибуллинговых программ, считаются тренинги и просветительское общение с родителями, усиленный контроль за «горячими точками» травли (места, в которых наиболее высок риск буллинга: школьный двор, рекреации, уборные и т.д.), улучшение школьного климата (управление классом, формальные и неформальные школьные правила, взаимодействие «учитель—ученик», психологическая силовая дистанция, организация пространства для социального взаимодействия учащихся, дисциплинарное регулирование, контролируемая организация групповой деятельности, взаимодействие с родительским сообществом и т.д.) [2, с. 39].
Далее А. А. Реан и А. А. Ставцев переходят к анализу и обобщению зарубежного опыта антибуллинговых программ, программ по снижению общей агрессивности в школьных коллективах, а также программ, направленных на создание благоприятного школьного климата, который способствует снижению распространенности буллинга. Особенно подробно рассматриваются позитивные психологические интервенции в форме отдельных упражнений, единичного курса или тренинга в школах разных стран.
Позитивные психологические интервенции в форме целостного курса исследуются на примере программы устойчивости Пенна (The Penn Resiliency Program, PRP), методики You Can Do It! (YCDI), Strathaven Positive Psychology Program (S3P). Также упоминаются такие программы, как The SPARK Resiliency Programme и Bounce Back!
Отдельно А. А. Реан и А. А. Ставцев останавливаются на возможностях применения позитивных психологических интервенций в РФ. Авторы видят перспективу в развитии данного направления в России. Первыми шагами в разработке данных программ, по их мнению, должен быть перевод и адаптацию существующих международных методик на русский язык. Далее, на базе адаптированных международных методик могут быть созданы отечественные ППИ.
В итоге необходимо отметить, что все работы отличаются высокой информативностью. При этом статья Реана А. А., Ставцева А. А. “Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга”, представленная в журнале «Вопросы образования», знакомит читателя с многообразием существующих в настоящее время проблем и аспектов подростковой агрессии и буллинга. В результате аналитического исследования авторы четко обозначают собственную точку зрения, а убедительные доказательства в виде приведённых статистических данных не вызывают сомнений.
Важно отметить, что, с практической точки зрения, в реферируемых статьях ясно сформулированы основные пути профилактики и предотвращения подросткового буллинга. Безусловной заслугой всех авторов является ориентация на практическое решение поставленных проблем, а не только теоретическое осмысление вопроса. Таким образом, в статьях получили исчерпывающее освещение проблемы подростковой агрессии и буллинга.
Представляется, что в целом проанализированные работы имеют важное значение для развития научной психолого-педагогической мысли и методологии борьбы с буллингом, в частности. На наш взгляд, это интересная и полезная работа. Оценивая работы в целом, можно утверждать, что они будут полезны аспирантам, соискателям и докторам педагогических наук, интересующимся проблемами предотвращения распространения подростковой агрессии и буллинга.
Мы, вслед за авторами исследований, выражаем надежду, что дальнейшие исследования в области подростковой агрессии и буллинга, его причины и профилактики позволят улучшить систему школьного образования в России.
Всего символов: 9883
ЛИТЕРАТУРА
Двоенко Е. С. Причины и профилактика буллинга в подростковой среде / Е. С. Двоенко // Проблемы теории и практики современной науки. – 2018. – С. 67-70.
Реан А. А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга / А. А. Реан, А. А. Ставцев // Вопросы образования. – 2020. – №. 3. – С. 37-59.
Смирнова А. С. Профилактика буллинга у подростков / А. С. Смирнова // Вопросы студенческой науки. – 2017. – № 10 (10). – С. 121.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!