это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2556353
Ознакомительный фрагмент работы:
Развитие методов финансового оздоровления и санации коммерческих банков
Актуальность выбранной темы. Банки играют важную роль в экономике любой страны. Они обеспечивают передачу капитала из сферы накопления в сферу использования. Развертывание кризисных явлений в данном секторе экономики несет опасность негативных тенденций развития всего государства, ведь именно банки аккумулируют в себе свободные средства, которые могут быть направлены на инвестирование, расширение производства, внедрение инноваций, проведение реорганизаций.
Неудачи и кризисы банков могут задеть другие финансовые и экономические институты и привести к разрушению экономической системы в целом. В связи с этим каждое государство заинтересовано в эффективном регулировании деятельности банков с целью обеспечения их безопасности, роста собственной экономики и благосостояния населения. Иначе говоря, цель государственной политики и суть ее заключается в том, чтобы обеспечить функционирование здоровой банковской системы, которая способна противостоять разрушительным кризисам и защитить активы клиентов банков, которые передали им свои сбережения [1].
Кризисы в банковском секторе имеют давнюю историю. Так, в XIII в. король Англии Эдуард ИИИ для покрытия расходов на ведение войны с Францией получил в кредит от банкиров Барди и Петруцци 1650 тыс. золотых флоринов, что в то время было эквивалентом стоимости королевства. Король проиграл войну и признал себя банкротом, в результате чего всю Флоренцию охватил кризис, поскольку банкиры тоже стали банкротами, а вместе с ними их вкладчики [2]. Вследствие процессов глобализации, кризисы в банковском секторе приобрели международные масштабы и угрожают негативным отношением к банковским учреждениям в целом. Именно поэтому так важно не допустить их банкротства и вовремя провести процедуру финансовой санации, от которой будет зависеть экономическое положение не только отдельно взятой экономики страны, но и всего мира.
Степень изученности проблемы. В целом в отечественной научной литературе проблемы санационных мероприятий отечественных коммерческих банковских учреждений освещены недостаточно полно. Отдельные аспекты исследовали в своих работах И. Вядрова, А. Ищенко, Г. Карчева, В. Лещук, В. Мищенко, А. Неизвестного, Е. Панченко, А. Полинкевич, Н. Реверчук, А. Тимошенко и другие. Однако в их трудах недостаточно исследованы вопросы антикризисных санационных мероприятий, хотя этот вопрос в современных условиях приобретает актуальность.
Целью работы является исследование развития методов финансового оздоровления и санации коммерческих банков.
Изложение основного материала. На ликвидацию кризисов выделяют значительные средства, например, на ликвидацию последствий мирового кризиса 2008 года, было выделено $ 9400000000000., что составляет 15,2% мирового ВВП [3]. В зависимости от необходимости и возможностей каждая страна принимает определенные меры с целью оздоровления экономики в целом и предупреждения банкротства банков, являющихся уникальными, но, безусловно, актуальным для всех стран мира остается оздоровление кредитного потенциала, путем финансовой санации.
Банковская система РФ тоже подвержена негативному влиянию кризисных факторов, приводящих к банкротству и ликвидации.
Стоит отметить, что производство процедуры банкротства для банков имеет ряд особенностей, а потому требует особого внимания и специальной законодательной базы, которая поможет урегулировать вопрос на каждом этапе дела. В РФ нет конкретного закона, который бы регулировал производство процедуры банкротства отдельно банковских учреждений. Необходимость специального нормативно-правового регулирования вызвана спецификой их деятельности. [4, с.171]
Существует много причин, приводящих к неплатежеспособности и банкротству банков, их можно разделить на внешние и внутренние. Для выявления и устранения внутренних и внешних причин неплатежеспособности в банковских учреждениях применяют модели диагностики банкротства, предназначенные для осуществления дистанционного банковского надзора Банка России. [7, с.75]
Финансовым оздоровлением коммерческих банков следует считать систему мер банка, направленных на улучшение его финансового состояния: ликвидности, платежеспособности, структуры активов, доходности и рентабельности, достаточности капитала, а также на устранение нарушений, которые привели к тяжелого финансового состояния.
Основными направлениями финансового оздоровления банка могут быть:
финансовая помощь от акционеров (участников) банка или других лиц, в частности: дополнительные взносы учредителей, дополнительная эмиссия акций, размещение средств на депозиты на значительный срок (не менее года) под невысокие проценты - 1/2 ( 2/3) от учетной ставки Банка России, отказ от дивидендов, предоставление гарантий и поручительств и тому подобное;
изменение структуры активов и пассивов банка: продажа части активов, улучшение качества кредитного портфеля, увеличение собственных средств, снижение удельного веса краткосрочных обязательств и повышение долгосрочных, снижение уровня риска отдельных операций и т.д.;
совершенствование организационной структуры и управления банком [6].
Исключительно важную роль играют такие меры, как совершенствование антикризисного менеджмента, методов анализа и контроля, внедрение системы внутреннего аудита, планирования и прогнозирования деятельности, в том числе разработка оптимальной структуры баланса коммерческого банка.
Важное значение с точки зрения повышения уровня капитализации банков и их ликвидности имеет предоставление коммерческим банкам права привлечения средств на условиях субординированного долга с последующим их зачислением к банковскому капиталу третьего уровня. При этом требуется дальнейшее урегулирование вопросов отчетности по этому капиталу и условий его перевода в капитал первого уровня. [1, с.199]
В рыночной системе банки являются более уязвимыми, чем любая другая предпринимательская структура, прежде всего потому, что они подвергаются большему риску краха из-за жесткой конкуренции в этой области и через значительный расцвет финансового мошенничества.
Программа финансового оздоровления коммерческих банков должна, прежде всего, предусматривать увеличение капитала банка, улучшение качества активов, реструктуризации пассивов, повышение ликвидности баланса, организации управления финансовыми результатами, изменение организационной структуры банков и совершенствования менеджмента [1].
Введение временной администрации является одним из чрезвычайных надзорных мероприятий, к которым прибегают центральные банки всех стран мира. Функции временной администрации следует рассматривать значительно шире, чем просто повышение уровня менеджмента коммерческого банка. Временная администрация является специальным органом для обеспечения управления коммерческим банком в состоянии финансового кризиса, которая создается и назначается решением Правления Банка России с целью обеспечения сохранности капитала и активов банка, восстановления платежеспособности и ликвидности, устранения нарушений, причин и условий, приведших к ухудшению финансового состояния. [6, с.99]
Решающую роль в принятии решения о реорганизации или реструктуризации банка, кроме необходимости концентрации капитала и уровня ликвидности, играют три параметра:
объем и качество активов,
объем и качество пассивов,
а также разница между активами и пассивами, то есть финансовый результат работы банка.
В практике западных банков, кроме названных, значительное внимание уделяется таким показателям, как:
рост рыночного курса акций банков после реорганизации (или показатель EPS - рост доходов на одну акцию),
соотношение показателей "курс акций - доход", оценивается размер надбавки (премии) за слияния, определяется уровень кадрового потенциала и менеджмента [6].
Основными методологическими принципами реорганизации и реструктуризации коммерческих банков должны быть:
приоритетность интересов общества и государства перед интересами отдельного банка;
применение реорганизации как метода оздоровления проблемных банков;
повышение устойчивости и эффективности деятельности банков;
обеспечение стабильной работы платежной системы и стабильности национальной денежной единицы. [5, с.457]
Для конкретного состояния банковской системы и каждого коммерческого банка на основе общих принципов и подходов необходимо разрабатывать свой механизм, формы и методы реструктуризации или реорганизации, определяя степень вмешательства в него Банка России как главного органа банковского надзора и контроля. В связи с этим считаем нужным создание специального независимого агентства по вопросам реструктуризации финансово-кредитных учреждений, на которую будут возложены функции оперативного решения проблем реорганизации и реструктуризации не только банков, но и других финансово-кредитных учреждений, оказание помощи коммерческим банкам, совершенствование системы банковского надзора и контроля.
Приемлемым путями повышения уровня концентрации банковского капитала при реорганизации коммерческих банков могут быть:
1) слияние банков с высококачественными активами;
2) присоединение малодоходных банков, которые имеют выгодное территориальное расположение, к финансовостабильних банков;
3) создание указанных форм банковских объединений. [3, с.68]
Слияния или присоединения даже небольших банков с качественными активами позволяет значительно увеличить размер общих активов и депозитов, повышает рыночную стоимость акций вновь банка или банковского объединения.
Исключительно важное значение для обеспечения финансовой стабильности банковской системы имеет санация банков, которая может быть осуществлена при условии согласия кредиторов, имущественные требования которых составляют не менее 51% от суммы признанных претензий к банку.
Программа санации коммерческого банка должна содержать следующие условия и мероприятия:
прогнозный срок и конкретные меры по восстановлению платежеспособности и удовлетворению требований кредиторов,
условия реструктуризации капитала, в частности, уставного и субординированного долга,
изменение доли акционеров в пользу инвесторов,
а также формы ответственности инвестора за выполнение взятых обязательств в соответствии с программой санации. [2, с.131]
Анализ опыта реструктуризации и слияния отечественных коммерческих банков свидетельствует, что первыми кандидатами на присоединение (поглощение) есть универсальные банки с крепкими и стабильными позициями в регионах, а также создание крупных банковских объединений.
Во время финансового кризиса наибольшую угрозу для банка составляет кризис доверия - внезапное снятие средств с банковских счетов, в результате чего возникает проблема ликвидности и существенно ограничивается доступ к межбанковских ресурсов. Невозможность банка своевременно и в полном объеме выполнить обязательства перед вкладчиками вызывает панические настроения, которые в конечном итоге приводят к его несостоятельности. Следовательно, проблемы отдельного банка могут привести к возникновению системного банковского кризиса со следующими негативными последствиями для общества и экономики в целом. [4, с.172]
В условиях кризиса финансовое оздоровление банков значительно усложняется, порождая угрозу банкротства даже стабильно функционирующих учреждений. Отечественная практика показывает, что большинство акционеров не остаются в стороне финансовых проблем банков, предлагая увеличение капитала банков за счет капитальных вложений средств. Активно эти процессы с началом кризиса прослеживаются в банках с иностранным капиталом. Учитывая современное состояние банковской системы РФ и учитывая широкие возможности законодательства, считали бы необходимым рекомендовать Банку России перед принятием решения о ликвидации коммерческого банка максимально полно использовать возможности принудительной реорганизации. Для коммерческих банков это может быть присоединением или преобразованием, а для государственных - разделение, выделение и преобразование. Ликвидация даже одного банка существенно влияет на общее состояние рынка, что обуславливает исключительность процедуры ликвидации коммерческих банков и необходимость взвешенного подхода в каждом отдельном случае, использование всех возможностей максимальной прозрачности процесса и сглаживание социальных и экономических последствий. Законодательством предусмотрено, что ликвидация банка - длительный процесс, который может длиться в течение трех лет. Реорганизация банка официально происходит в значительно более короткие сроки. Однако при этом следует иметь в виду, что подготовительный период к слиянию, связанный с разработкой стратегии и анализом потенциальных кандидатов, может занять год, а то и больше. Некоторое время необходимо для разработки общей стратегии, налаживание менеджмента и т.д., то есть продолжительность обоих процессов может быть примерно одинаковой, а социально-экономические результаты будут существенно различаться. [2, с.132]
Достижение наилучших результатов станет реальностью только в том случае, когда в РФ будут реализованы необходимые антикризисные меры на микро- и макроуровне, учитывая требования действующего законодательства [7].
Санационная концепция включает мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию причин кризиса, которые осуществляют в двух направлениях:
нейтрализация возможных причин кризиса и обусловленных ими слабых мест;
выявление и развитие сильных сторон объекта санации.
Программа финансовой санации разрабатывается банком самостоятельно, а утверждается Советом и Правлением коммерческого банка и содержит:
анализ факторов, приведших к ухудшению финансового состояния и убыточной деятельности банка;
каталог санационных мероприятий с расчетом экономического эффекта от их осуществления и календарным графиком реализации мероприятий;
прогнозные показатели деятельности банка за период завершения проведения мер финансовой стабилизации;
бюджет расходов ежеквартально в целом по банку и с разбивкой по филиалами.
Во время процедуры финансового оздоровления существуют определенные ограничения, в частности запрещается:
привлекать вклады физических лиц, открывать новые депозитные счета и пополнять действующие;
расширять круг физических и юридических лиц - клиентов банка по обслуживанию их операций на рынке ценных бумаг, в том числе связанных с ведением счетов депозитарного учета;
приобретать корпоративные права других юридических лиц; предоставлять гарантии, поручительства, бланковые и льготные кредиты;
выполнять новые доверительные операции по поручению клиентов на период финансового оздоровления;
непосредственную связь с региональными расчетными палатами для осуществления межбанковских расчетов.
В соответствии с действующим законодательством, если состояние коммерческого банка угрожает интересам вкладчиков, кредиторов и акционеров, а также в случае предоставления банком недостоверной отчетности в Банка России последний имеет право устранять руководство субъекта банковской деятельности от управления и назначить временную администрацию для управления банком на период финансового оздоровления.
Выводы
Итак, банковская система сейчас переживает трудный период своего развития, где происходит полный переход к современному управления и деятельности.
В то же время эти изменения происходят с постепенным развитием крайне нестабильной экономики РФ, которая на нее влияет достаточно негативно. Ведь развитие нормативно-правовой, финансово-кредитной и какой - либо другой системы страны зависит прежде всего от политической и экономической стабильности. Банковская система имеет ряд проблем, которые обусловлены ее эволюционным развитием, с одной стороны, и влиянием вышеуказанных базовых проблем - с другой. Государственная помощь банковском и реальном секторам экономики должна предоставляться в форме кредитов и так, чтобы исключить регулярные государственные интервенции в пользу одного и того же субъекта экономической деятельности, чтобы кредиты обязательно возвращали, а процедуры помощи были открытыми и прозрачными. Предупреждение банкротства и финансовая санация банков является чрезвычайно важной, поскольку позволяет остановить волну кризисных явлений в экономике страны и мира. Поэтому главной задачей Национального банка любой страны является недопущение банкротства и ликвидации банков и любым возможным способом достижения его оздоровления.
Решение проблемы, на наш взгляд, следует искать в совершенствовании нормативно-правового регулирования процессами финансового оздоровления банков и повышении контроля за механизмом его проведения.
Библиографический список
Бакиева Э.И. Управленческий учет в коммерческом банке // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1, № 57. – С. 198-200.
Колышкина Ю.В. Прикладные аспекты блокчейн в банковской сфере // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. – 2019. – Т. 5, № 2. – С. 128-133.
Лагузина К.В. Учётная политика коммерческого банка для целей управленческого учёта // Учетно-аналитическое обеспечение экономической безопасности : сб. науч. тр. – Саратов, 2018. – С. 68-72.
Максимова К.А. Анализ транснациональных банков и тенденции их развития / К.А. Максимова, Н.А. Бакулина // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы : сб. ст. по материалам V междунар. студ. науч.-практ. конф. / Нижегор. гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина. – Нижний Новгород, 2019. – С. 171-174.
Пиляшенко И.О. Управленческий учет в банках // Державинские чтения : материалы XXII Всерос. науч. конф. – 2017. – С. 457-465.
Сапранцева А.В. Управленческий учет в системе показателей анализа процедур оценки кредитоспособности заемщиков коммерческого банка // Университет. наука. – 2017. – № 2 (4). – С. 99-101
Шешукова Т.Г. Управленческий учет как инструмент повышения эффективности банковской деятельности / Шешукова Т.Г., Котова К.Ю., Скрябина Е.Д. // Проблемы соврем. экономики. – 2017. – № 3 (63). – С. 74-79
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!