это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2556914
Ознакомительный фрагмент работы:
Взаимосвязь изучения исторических дисциплин с музейными учреждениями
Ключевые слова: музей, Кунсткамера, научно-исследовательская работа, социокультурная деятельность.
В данной статье я бы хотел поднять вопрос о взаимозсвязи музея с изучением исторических дисциплин.
Музей - (от греческого «museion» - храм муз), научно исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.
Первым музеем России является Кунсткамера (ныне Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого) основанная в 1714 году Петром I.
Создание Кунсткамеры связывают с тем опытом и впечатлениями, которые получил русский царь во время своих заграничных путешествий (первое пребывание за границей в 1697–1698 гг, второе – в 1717–1718 гг. Перед Петром I стояла задача – распространение в России знаний, организация Академии наук, университета, гимназии. Все это должно было работать на изучение ресурсов страны, а также населяющих её народов, а поэтому дело приобрело государственное значение и государственный масштаб.
Специальным именным указом от 13 февраля 1718 г. предписывалось присылать «родившихся уродов» за вознаграждение в Петербург, а за утаивание их полагался штраф: развитие анатомии способствовало развитию медицины, в том числе и военной. Тем же указом необходимо было и найденные в земле старые вещи, каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что «зело старо и необыкновенно» собирать и сдавать за плату.
Государственный статус создаваемой Кунсткамеры несомненно являлся одной из тех особенностей, которые отличали петербургскую Кунсткамеру от других европейских собраний подобного типа. Став академическим, Музей формировался за счет сборов академических экспедиций. В решении государственных задач, в становлении и развитии Академии наук Кунсткамера играла огромную роль: именно в Музее сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов; здесь изучались флора и фауна России; сюда были привезены из экспедиций предметы быта, верований разных народов России, а позднее и всего мира, находки из «древних могил», то есть все то, что положило начало развитию наук этнографии и археологии. В первой половине XVIII в. Кунсткамера сформировалась в организованный по последнему слову науки того времени универсальный музей[2].
С самого начала существования музеев в России музей воспринимался как хранитель науки и активно сотрудничал с учебными и научными учреждениями в разных формах проявлениях (школьные экскурсии, обучение живописи студентов художественных училищ и др.)
Данная тенденция применяется и сейчас, однако в современном мире полном инновационных и цифровых технологий, музею приходится активно бороться за свое существование, в некоторых случаях в прямом смысле (сельские музеи).
Школы и высшие учебные заведения до сих пор сотрудничают с музеями различных профилей, но это, скорее всего обязательный пункт образовательных программ, нежели истинных интерес к истории через призму музейной экспозиции.
Почему так происходит? Дело в том, что современная молодежь привыкла воспринимать информацию через компьютерные инновации с применением –аудио, -видео- 3D- технологий.
Музеи же в свою очередь также идут в ногу со временем. В столичных музеях можно увидеть 3D-макеты, голограммы, видео-реконструкции исторических событий, что непременно дополняет процесс освоения исторических знаний у школьников и студентов. Однако, к сожалению как было указано выше, данный пункт в изучении истории не является массовым, к тому же некоторые музеи ещё не полностью прошли новый, интеграционный процесс преобразования своей деятельности и экспозиций. Ребенку зачастую скучно в музее, даже если экспозиция будет оснащена яркими 3D технологиями, в памяти ребенка вероятнее всего останутся просто макеты и голограммы, вырванные из исторического контекста. Тем более превращение музея – хранителя науки в храм голограмм тоже не выход из сложившейся ситуации. Каким может быть решение данной проблемы? Связать текст в учебниках по истории с конкретным музейным экспонатом. Например, при изучении темы Вооружение Красной Армии в период войны, обратиться к той части экспозиции, где отражена данная тема и представлены подлинники (гранаты, мины, гильзы, винтовки, обмундирование советского солдата) и дать возможность школьнику/студенту самому провести параллель между предметом и текстом из учебника по истории. В результате обучающийся должен понять, что история – это живая наука, обладающая множеством артефактов, которые являются свидетелями той или иной эпохи и позволить раскрыться музейному экспонату, не через призму «скучного предмета с этикеткой за витриной», а показать те самые свои свойства современника изучаемой темы. Следует отметить, что данный прием используют многие музейные экскурсоводы. Однако этап в рассмотрении той или иной темы можно начать непосредственно за партой учебного заведения, что является не простым заданием. К сожалению, музей приобрел клише «ветхого, скучного» заведения, поэтому при походе в музей современная молодежь уже идет с заранее сформированным мнением, что придется «потратить пару часов своего времени». Таким образом, юный посетитель психологически не готов к восприятию информации, преподнесенной музейным экскурсоводом. Следственно, музей нуждается в помощи со стороны учебных заведений. Каким образом школа/ВУЗ может изменить восприятие «музея» в глазах школьника/студента? Например, внедрение непрерывного сотрудничества музея с учебным заведением. Во многих музейных учреждениях практикуется многолетняя работа со школами и университетами, что дает весьма положительные результаты. Приведем два примера сотрудничества: со школой и высшим учебным заведением.
1) Сотрудничество со школой. Изучение истории в российских школах начинается с 5 класса. В этот период ребенок знакомится с понятием «история», её основными функциями, областью изучения; дается общее представление об образовательном процессе предмета «история». В это же время, в начале обучения, можно начать первое знакомство с музеем в качестве помощника «истории». Следует отметить, что с целью углубленного освоения исторических знаний, в качестве партнера необходимо выбирать краеведческий музей, который есть почти в каждом городе.
На данном этапе, ребенок 10-11 лет будет с интересом осматривать музейную экспозицию, зачастую не вслушиваясь в экскурсионный рассказ лектора, однако вероятнее всего учащийся будет задавать свои вопросы, возможно даже сильно отличающиеся от темы экскурсионного рассказа. Это позволит установить первый контакт между музейным предметом и ребенком, который ещё не будет проводить никаких параллелей между историческим знанием и свойствами экспоната, но заложит фундамент для дальнейшего изучения взаимосвязи исторической науки с музеем. Дальше, по окончанию изучения блока программы по истории за 5 класс организовывается повторный визит в музей, но непосредственно сама работа с предметами происходить лишь в тех экспозиционных залах, где отражается информация, которая уже пройдена по учебному плану. Перед учеником будет поставлена задача найти и определить предметы, отражающие изученную тему. В процессе выполнения задания ребенок изучит коллекцию всего экспозиционного зала по заданной теме, сопоставит новые знания с информацией полученной во время обучения. Таким образом, обучаемый приобретет навыки: самостоятельной работы с текстовой и предметной информации, её анализу и выдвижению гипотез и предположений. Благодаря использованию этого метода, при дальнейшем изучении истории в старших классах у ученика будет формироваться целостное восприятие информации с умением визуализации. Соответственно, у школьника, который в будущем станет студентом, не будет складываться «боязнь» текстовой информации, ведь если текст можно визуализировать и сопоставить с реальным предметом, то процесс изучения такой информации дается в разы легче.
2) Сотрудничество с высшим учебным заведением. В данной форме сотрудничества могут принимать участие музеи различных профилей в соответствии направлением учебного заведения. Например, при изучении специальности «экономика», можно обратиться как к профильным музеям (Музей денег при Финансовом университете при Правительстве РФ, Музей истории денег “Монетный двор”, село Веськово, Благовещенский музей денег и др.), так и к краеведческим, в большинстве которых есть нумизматические коллекции, а также благодаря тематической экскурсии, посвященной экономики определённого периода или же в целом истории развития экономики нашей страны или определённого субъекта РФ.
Следует отметить, что сотрудничество музея и ВУЗа происходит в иной форме, чем сотрудничество со школой. Здесь акцент больше делается на самостоятельную научно-исследовательскую работу студента не только с информацией, полученной в ходе тематической экскурсии, а с библиотекой музея и работой с научными сотрудниками. В процессе индивидуальной работы студент получит необходимую информацию с уст музейных работников и ознакомиться с литературой музея, что является непосредственным плюсом, т.к. каждое музейное учреждение формирует свою уникальную библиотеку, соответствующую своему профилю.
Так же в качестве примера можно привести вариант сотрудничества музея с кафедрами исторического, археологического или музейного направлений. В данном случае, работа со студентами исторического профиля приобретает более специфический характер и может иметь несколько вариантов:
1) Детальное изучение определённого исторического периода с помощью музейных предметов, работа с научными сотрудниками, библиотекой;
2) Изучение коллекций фонда музея, работа с научными карточками, составление атрибуции предмета. Этот вариант отлично подходит для студентов археологического и музейного направлений;
3) Работа с экскурсоводом и экскурсионным рассказом музея, а так же разработка собственного экскурсионного рассказа.
Следует отметить, что данный вид работы используется в рамках учебно-производственных практик. Но периодичность такой работы с 1-го курса позволит студенту развить и усовершенствовать свои научно-исследовательские способности. В результате выпускник высшего учебного заведения будет намного компетентен в своей работе, т.к. многие студенты по окончании ВУЗа сталкиваются с разрозненностью полученных теоретических знаний и требуемого практического опыта.
Итак, активное сотрудничество музея и учебных заведений имеет колоссальный потенциал для обеих организаций. Для музея – это большой опыт в социально-культурной работе с посетителями, благодаря чему научные сотрудники могут идти в ногу со временем и совершенствовать свои профессиональные навыки. Для учебных заведений – возможность предоставлять ученикам и студентам больше времени на интерактивную, самостоятельную, научно-исследовательскую работу, соответственно – школам это гарантирует успешное освоение предмета «истории», а высшим учебным заведениям – выпуск квалифицированных и компетентных специалистов не только в области истории, но и совершенно других специальностей.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Тема выпускной квалификационной работы - "Совершенствование...
Диплом, "Совершенствование транспортного обслуживания добывающих предприятий"
Срок сдачи к 7 июня
Тестирование -зачет
Тест дистанционно, Количественные и качественные методы психологических и педагогических исследований
Срок сдачи к 19 мая
Написать индивидуальный проект по теме "Развитие парламентаризма в...
Реферат, Обществознание
Срок сдачи к 20 мая
Доработать дипломную работу и оригинальность по отзыву научного...
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 21 мая
Сделать задание по примеру в visio
Лабораторная, компьютерная графика в проектировании одежды
Срок сдачи к 22 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!