это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2560575
Ознакомительный фрагмент работы:
Материалы для подготовки к занятиям по философии
А. Термины
Философия, онтология, гносеология, бытие, социальная философия, философская антропология, картина мира, методология, идеализм, материализм, агностицизм, монизм, дуализм, эклектизм, объективный идеализм, субъективный идеализм, миропонимание, природа, общество, человек, субъект, теория познания, истина, ценность, понятие, представление, ощущение, восприятие, суждение, умозаключение, практика, интуиция, абстрактное мышление, конкретное мышление, сознание, мировоззрение, истина, знание, неявное знание, норма, ценность, аксиология, этика, эстетика, этикет, релятивизм, диалектика, метафизика, скептицизм, материя, атрибуты материи, практика, интуитивизм, информация.
Задача – найти и выписать значения для каждого из этих терминов. В конце семестра будет проведена контрольное тестирование на знание этих определений.
Б. Темы для семинарских занятий.
Семинарские занятия предполагают анализ 4 важнейших тем курса философии, по каждой из которых студент на собственный выбор, напишет эссе и обсудит свой текст на семинарском занятии. Каждая предложенная тема будет обсуждаться на двух семинарских занятиях, т.к. они составляют основу курса философии. Контрольное тестирование предлагается провести после того, как будут обсуждены на семинарах первые две темы.
Самостоятельная внеаудиторная работа слушателей включает:
- самостоятельное изучение разделов курса;
- проработку учебного материала по конспектам лекций и учебникам;
- подготовку к семинарским занятиям по каждой теме;
- обращение к первоисточникам и хрестоматиям в процессе написания эссе;
- обращение к информационным возможностям Интернет.
Темы эссе:
Тема 1. Философская гносеология и методология
Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
Речь и мышление человека. Абстрактное и конкретное мышление
Эмоциональные, рациональные и волевые процессы человека.
Познание как проблема философии. Объект и субъект познания.
Проблема познания в философии Платона
Чувственное познание и его формы. Эмпиризм и сенсуализм.
Проблема наблюдателя у сенсуалистов и ее разрешение по Беркли
Рациональное познание и его формы.
Проблема метода в философии Декарта
Интуиция как принцип познания мира.
Творчество и интуиция. Философия А.Бергсона
Социокультурная природа познания
Понятие истины в различных философских школах
Агностицизм как философское направление. Скептицизм и релятивизм
Классический агностицизм И.Канта и Д.Юма
Общая характеристика понятий: истина, знание, вера, норма, ценность
Современные представления о формах знания: идея, принцип, знаковая модель, симулякр
Истина и ценность. Общая характеристика аксиологии
Знание и понимание. Общая характеристика герменевтики.
Характеристика современных методов философского познания: системный подход, структурно-функциональный анализ, моделирование.
Главные принципы современного познания: толерантность, плюрализм и холизм.
Интуиция, творческая фантазия, знание: единство и различие
Вера и знание. Прогностические способности человека
Творчество как философская проблема, Социокультурная детерминация творчества.
Задатки, способности и таланты человека. Индивидуально-личностный характер творчества.
Синергетика как принцип объяснения процессов самоорганизации
систем и изменений нелинейных процессов
Практика как начало и конец процесса познания в марксизме.
Прагматизм как философия «делового человека». Критерий истины.
Ценностное (аксиологическое) познание мира сточки зрения разных философских школ.
Роль идеологии в познании мира.
Тема 2. Социальная философия
Характеристика основополагающих понятий «общественное бытие» и «общественное сознание»
Специфика социального познания. Свобода и необходимость
Детерминизм и индетерминизм как принципы социального познания
Общество и природа. Разные типы взаимодействия.
История общества как смена общественно-экономических формаций: концепцтия К.Маркса
Цивилизационный подход к истории общества: О Шпенглер, А.Тойнби
Общество как стадии экономического роста. Концепция У.У.Ростоу.
Социокультурная динамика П.А.Сорокина как метод познания общества
Исторические этапы технологическо-социального развития человечества по Ю.Н. Харари
Системный подход к объяснению общества.
Фатализм как принцип познания общества.
Волюнтаризм как принцип познания общества
Концепция множества факторов как способ познания социума
Социальное конструирование общества и плюрализм «жизненных миров» человека.
Географический детерминизм как способ объяснения истории.
Современная экофилософия как способ объяснения общественной жизни.
Глобальные проблемы современности и специфика их решения. Концепция глокализации Р.Робертсона.
Глобальные проблемы и глобализация: сходство и различие
Новейшие методологические подходы к объяснению развития общества.
Этносоциокультурные проблемы современности. Мультикультурализм
Философский анализ демографических проблем современности
Философский анализ основных направлений технологического развития современного общества.
Философский анализ основных проблем и перспектив современного рынка труда
Современное российское общество как общество риска.
Современные технологические и информационные концепции общества
Безопасность как философская проблема современности.
Общество и власть в эпоху глобализации
Толерантность как принцип и результат межкультурных коммуникаций.
Культура как форма и способ бытия общества и другие концепции культуры.
Характеристика современной информационной культуры: Г.М.Маклюэн, Э.Тоффлер
Тема 3. Человек в системе философского знания
Основные понятия философской антропологии: человек, индивид, личность, индивидуальность
Религиозные (объективно-идеалистические) концепции происхождения человека
Современные естественнонаучные представления об антропогенезе и их философский анализ
Биогенетическая природа человека и современная философия
Формирование личности и общества по М.Ридли (биологизаторский подход).
Расовые и этнические характеристики человека. Концепция этнического конструктивизма
Человек как биоэтнопсихосоциокультурное существо Современная интегративная концепция человека.
Человек как объект познания в европейской философской традиции
Человек как объект познания в философской традиции Востока.
Человек как деятельное существо, субъект труда, общения и познания
Сущность и существование человека. Единство бытия и сознания.
Смысл жизни человека: естественно-научный подход
Современные философские точки зрения на смысл жизни человека.
Религиозные подходы к смыслу жизни человека.
Предопределение и свобода воли в философской традиции
Человек в системе культуры коллективистского типа.
Человек в системе культуры индивидуально-рационалистического типа
Человек как волевое существо. Ницшеанский человек.
Человек как творец своей индивидуальности.
Телесность, духовность и душевность человека.
Сознательное и бессознательное в психике человека. К.-Г. Юнг.
Процесс социализации человека как основе его интеграции в общество.
Человек в системе современного потребительского общества. П.Бурдьё
Концепция «человека-массы».Х.Ортеги-и-Гассета
Потребности и интересы человека. Схема потребностей А.Маслоу.
Ценностное отношение человека к миру как основе его мировоззрения.
Единство и различие политических и нравственных ценностей современного человека.
Исследования человека в русской философской традиции.
Философия психоанализа о диалектике психики индивида.
Перспективы развития человека по Ю.Н. Харари
Тема 4. Новейшие философские концепции
Философия жизни Ф.Ницше: характерные черты и особенности
Философия психоанализа З.Фрейда. Динамическая структура психики
Философия А.Бергсона. Представление о творческой интуиции
Прагматизм Д.Дьюи. Специфика теории познания «делового» человека.
Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель - философия существования (экзистенциализм)
Х. Ортега-и-Гассет: «человек-масса» и концепция рациовитализма
Ф.фон Хайек как автор философии экономики и апологет либерального рынка
М.Хайдеггер – создатель современной фундаментальной онтологии
К.Р. Поппер – автор эволюционной эпистемологии и критик тоталитаризма
«Анархистская» методология П.Фейерабенда
Концепция неявного знания М.Полани и ее роль в познании.
К. Ясперс – философствование как основа истинной коммуникации.
М.Вебер о понимании социальных действий, рациональности и иррациональности общества.
Марксова концепция отчуждения и дегуманизации человека и ее современные последователи.
Концепция человеческого капитала П.Бурдье
Потребительское общество Ж.Бодрийяра и понятие симулякра
Постмодернистские теории З.Баумана
Гуманистический психоанализ Э.Фромма.
Три волны развития технических цивилизаций Э.Тоффлера
А.Тойнби – концепция культурологического плюрализма и уникальности каждой цивилизации.
Г.Маркузе и его концепция «тотальной негации»
А.Л.Чижевский-продолжатель школы «русского космизма» и создатель гелиобиологии.
У.Бек: концепция общества риска и его характеристика Э. Гидденс как теоретик структурации современного общества
Н.Бердяев: философия есть познание смысла бытия субъекта
Р.Мертон о типологии способов адаптации человека в условиях аномии
Философская концепция В.С.Соловьева
Л.Н. Гумилев как сторонник евразийской концепции русской культуры
Сильное государство и «конец истории» Ф.Фукуямы.
Юриспруденция и экономика как мифы у Ю.Н. Харари
Основные направления и перспективы развития общества по Ю.Н. Харари.
ЭКЗАМЕН по преимуществу будет проводиться в форме защиты эссе.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
Рычков А.К., Яшин Б.Л., Философия: 100 вопросов – 100 ответов, Учебное пособие для студентов вузов – М.: Владос, 2003
Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье, История философии, Учебное пособие для вузов, – М.: Владос, 2000
Философия : учебник: под. ред. В.Н.Лавриненко – М.: Юрист, 2005
Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов: в 3-х частях Владос, 2001
Дополнительная литература:
Краткая философская энциклопедия. - М, -1994.
Хрестоматия по истории философии. В двух томах. - М, МПГУ, -1994
Современная западная философия. Словарь. - М, -1991
Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 3-х частях - М., Владос, 1999 г.
Большаков А.В. и др. Основы философских знаний. Учебное пособие для вузов. Знание, 1998
Философия XX века Учебное пособие для вузов, 1998
Философия и методология науки. М.: 1999
Радугин А.А. Философия: Курс лекций М.: Владос, 1999
Первоисточники
Аристотель. Метафизика.
Башляр Г. Новый рационализм.
Бергсон А. Творческая эволюция.
Бердяев Н. Философия свободного духа.
Вебер М. Наука как призвание и профессия.
Войтыла К. Любовь и ответственность
Гоббс Т. Левиафан.
Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало (География этноса в исторический период)
де Шарден Т. Феномен человека.
Декарт Р. Рассуждение о методе.
Камю А. Бунтующий человек.
Кант И. Пролегомены
Конфуций. Лунь Юй (Беседы и афоризмы).
Лао Цзы. Даодэцзин (Книга о дао и дэ)
Леви-Стросс К. Структурная антропология.
Лоренц К. Восемь смертных грехов человечества.
Лосев А. Владимир Соловьев и его время, (а также др. работы)
Мамардашвили М. Как я понимаю философию.
Маркс К. Критика политической экономии (Предисловие)
Маркузе. Г. Одномерный человек.
Мунье Э. Что такое персонализм.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс.
Печчеи А. Человеческие качества.
Платон. Диалоги.
Поппер К. Открытое общество и его враги.
Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы.
Ридли М. Геном.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм.
св. Августин. Исповедь.
св. Фома Аквинский. Сумма теологии.
Соловьев Вл. Оправдание добра.
Спиноза Б. Богословско-политический трактат.
Тойнби А. Постижение истории.
Франл В. Человек в поисках смысла.
Фрейд 3. Философия психоанализа.
Фромм Э. Бегство от свободы.
Харари Ю.Н. Sapirns. Краткая история человечества
Харари Ю.Н. Homo Deus. Краткая история будущего
Харари Ю.Н. 21 проблема для XXI века. (полн. изд)
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.
Шпенглер О. Закат Европы.
Эразм Роттердамский. Похвала глупости.
Ясперс К. Смысл и назначение истории.
Список возможных вопросов на устном/письменном экзамене
Философия, ее предмет, роль и функции в обществе.
Философия в системе современного знания
Философия и ценностное (аксиологическое) отношение к миру
Общая характеристика объективно-идеалистической философии. Философия Гегеля.
Общая характеристика субъективно-идеалистической философии.
Общая характеристика материалистической философии.
Мировоззрение, миропонимание, картина мира: связь и различие
Философское понятие бытия и его основные формы
Современное философское понимание онтологии
Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия
Философское понятие материи и подходы к его истолкованию
Важнейшие атрибутивные признаки материи и их характеристика
Современная философия об интуиции, знании, творческой фантазии. Ф.Ницше и А.Бергсон
Основные формы движения материи и их современная классификация
Сознание, его происхождение и сущность.
Структура сознания: материалистическая и фрейдистская концепции.
Речь и мышление человека. Абстрактное и конкретное мышление
Эмоциональные, рациональные и волевые процессы человека.
Познание как процесс. Объект и субъект познания
Чувственное познание и его формы. Сенсуализм и эмпиризм
Рациональное познание и его формы. Современный рационализм
Роль практики в процессе познания. Марксизм и прагматизм о практике.
Методы и формы современного философского познания
Понимание истины в различных философских школах
Современная философская методология и ее главные принципы.
Роль агностицизма в гносеологии. И.Кант и Д.Юм
Субъект и объект познания в разных философских школах
Общая характеристика диалектики и метафизики.
Материалистическое понимание истории. Учение о формации
Исторический процесс как стадии экономического роста
Общественное бытие и общественное сознание – базовые характеристики социальной философии.
История с точки зрения философии субъективного идеализма, Волюнтаризм
Объективно-идеалистический взгляд на исторический процесс. Фатализм
Специфика современного социального познания. Понятие социальной реальности
Общество как развивающаяся система.
Культура и цивилизация: различные философские подходы
Общество и природа. Разные типы взаимодействия.
Материальная и духовная культура современности. Мультикультуризм.
Современное российское общество как общество риска
Духовная жизнь общества: общая характеристика. Понятие массовой культуры.
Глобальные проблемы современности и их характеристика
Философский анализ современного исторического процесса
Человек, индивид, личность, индивидуальность: философский анализ
Смысл жизни человека как предмет философского анализа
Личность и общество с точки зрения фатализма
Личность и общество с позиций волюнтаризма
Интегративный подход к человеку в современной философской антропологии
Человек как субъект труда, общения и познания
Россия в современном диалоге культур. Евразийская концепция культуры
Философия и современная идеология.
Общая характеристика новейшей западной философии.
Глобализация, проблемы интеграции и структурации современного мира
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!