это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2565788
Ознакомительный фрагмент работы:
Статья посвящена исследованию возрастной динамики знаково-символьной деятельности в учебном процессе. Для детей чувственный опыт, знаково-символьная деятельность, усвоенные в раннем и дошкольном возрасте, через ознакомление со знаково-символьными средствами предметно-пространственной среды является определяющим для формирования базы представлений об окружающей среде, которым они будут оперировать в дальнейшем.
Ключевые слова: знаково-символические универсальные учебные действия, замещение, моделирование, преобразование модели, педагогическое условие, орфография.
The article is devoted to the study of age-related dynamics of sign-symbolic activity in the educational process. For children, sensory experience, sign-symbolic activity, mastered at an early and preschool age, through familiarization with sign-symbolic means of the object-spatial environment, is decisive for the formation of a base of ideas about the environment, which they will operate in the future.
Key words: symbolic universal learning skills, substitution, modeling, model transformation, pedagogical condition, spelling.
Человек, от рождения, оказывается в мире знаков и знаковых систем, созданном как благодаря природным условиям, так и социальной среде. Комбинаторная природа построения знаковых систем и их использование в психическом развитии человека очень разнообразна. Теоретические и экспериментальные исследования убедительно доказывают, что в условиях широкого применения знаков и символов стало возможным развитие человеческой культуры в целом и каждой личности в частности.
В семиотике термин «знак» рассматривается в контексте более широкого понятия как «знаковая система». Знаковая система трактуется как материальный посредник во взаимодействии других систем. Итак, знак выступает частью знаковых ситуаций, которые повторяются, это то, что выделяются из системы [5].
Важным моментом в правильной интерпретации символов является понимание процесса их восприятия. Символ - многослойный, многоуровневый, он существует не как данность, а как потенциальная возможность, динамическая тенденция [1]. Поэтому «прочтения» символа возможно лишь в случае интуитивного охвата, в ассоциациях и аналогиях. Анализ в данной работе посвящен знаково-символьной деятельности (ЗСД) в учебном процессе и места в данном процессе возрастной динамики.
Наиболее оптимальной сферой формирования познавательной активности детей выступают психические процессы, которые формируются на сенсорноперцептивном уровне, ознакомление с окружающим миром через освоение ЗСД [2]. В процессе их восприятия уже в раннем детстве развивается и совершенствуется взаимодействие в работе различных анализаторов, развивается зрительное сосредоточение, слуховое внимание и способность различать внешние признаки ЗСД.
Дети воспринимают окружающую действительность предметно, в виде целостных предметов, которые существуют в пространстве и времени. Для того, чтобы полноценно развиваться в социуме, она должна ориентироваться в окружающем пространстве, воспринимать пространство, является отражением реального пространства, заполненного знаками и символами.
Согласно возрастной психологиейна период детства приходится такие основные возрастные периоды развития: возраст младенца (0-1 год), ранний возраст (1-6 года), школьный возраст (7-10лет ): младший (7-8 г.), средний (8-9 р.), старший (9-10 г.) [3]. В каждом из них создаются условия для возникновения определенных шагов навстречу новым возможностям воспринимать, познавать, практически апробировать знания, вербализувати их, передавать свои жизненные впечатления различными средствами, соотносить свои действия с моральными стандартами, осознавать их влияние на окружающую действительность и на себя.
В дошкольный период (3-7 лет) у детей происходит значительное снижение порогов зрительной, слуховой, осязательно-двигательной чувствительности, усиливается острота зрения, различение цветов и оттенков, развивается фонематический слух, рука превращается в активный орган осязательного обследования. Благодаря этому у детей растет согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентиров и, как следствие, совершенствуются связи между зрительным, осязательным, вестибулярным и мышечно-двигательным анализаторами покомпонентно формируется сложная, многоуровневая структура, которая обеспечивает восприятие окружающего пространства и формирования пространственных представлений на символическом уровне. В этот период формируется комплексный алгоритм зрительного восприятия с участием других видов восприятия. Усиливается связь между зрительным восприятием и деятельностью. Собственный жизненный опыт дети начинают переносить в игровые формы деятельности и практические ситуации, в которых интерпретируют увиденные отношения между людьми и отражают различные события. В связи с этим у них формируется лучшее понимание изображенной ситуации в сюжетных картинках, различных иллюстрациях.
В возрастной период между 7 и 8 годами формируется способность направлять внимание под влиянием сложной вербальной инструкции. В данном возрасте дети умеют рассматривать предметные и сюжетные картинки с изображением простых действий и учатся составлять описательные рассказы, сначала по уточняющий вопрос, а затем самостоятельно. В этот возрастной период они способны воспринимать портрет, рассматривать его и описывать с помощью простого рассказа с указанием типичных черт характера человека, подбирать слова к описанию частей лица, находить характерные особенности изображенного, воспринимать внутренний мир человека через выражение лица.
В 8-9 лет благодаря аналитичности и сознательному восприятию дети могут последовательно, подробно рассматривать рисунки, интерпретировать их, давать правильные объяснения сюжета, совершенствуется восприятие пространства и времени, выделяется свойство предмета, и сама эта отдельная свойство является объектом специального рассмотрения. Свойство предмета обозначается словом и становится категорией познавательной деятельности (категории цвета, размера, формы, пространственных отношений).
В 10 лет появляется способность использовать в мышлении модельные образы, с помощью схем, символов материализуют скрытые связи между предметами и явлениями. Благодаря этой способности возможно понимание: отношений различных предметов, их частей, отношение частей целого (например, содержания вычитание и сложение), конструирование запросто чертежам, развития сюжета сказки. Благодаря эксперименту ребенок неожиданно получает новые знания. Развиваются умения экспериментировать, формируются комбинаторные действия, последовательность и четкость преобразований.
Итак, учитывая существование достаточно широкого спектра научно-теоретических и методических исследований проблемы овладения пространственными знаками и символами с позиций различных психолого-педагогических подходов и в научных областях установлены особенности их формирования (компоненты, виды ЗСД, возрастные показатели) при типичном развитии [4].
Таким образом, в работе проведен анализ возрастной динамики знаково-символической деятельности в учебном процессе. В учебном процесса в ЗСД происходит переход от зрительного восприятия на новый психологический уровень развития - аналитический, способствует становлению зрительного ориентирования в предметно-пространственных знаках и символах, которые наполняют окружающей среды, формируется полноценное понимание предметных и пространственных образов окружение. На эффективность использования глобальных подходов в обучении указывают нейропсихологические исследования.
Список литературы:
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [текст]/ А.Г. Асмолов. -2-е изд.- М.: Просвещение,2010.-152с.
Биба А.Г. Подготовка учителя к реализации инноваций в филологическом образовании младших школьников.- Вестник Калужского университета.-2017.-№ 1. - С.28-33.
Гайсин Р.С. Исследования знаково-символической деятельности в обучении.- Ростов-на-Дону:Оникс, 2017. – 156 с.
Нестеренко, Л. Г. Применение знаково-символических систем при обучении учащихся с нарушением зрения / Л. Г. Нестеренко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4352/ (дата обращения: 02.12.2020).
Турчин А. С. Внутренняя динамика высших уровней сформированности семиотической функции в учебной деятельности // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennyaya-dinamika-vysshih-urovney-sformirovannosti-semioticheskoy-funktsii-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.12.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!