это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2566607
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления в обществе. В то время как увеличение числа информационных каналов, перегруженность информацией меняет и модели поведения потребителя ХХI века.
Современная государственная политика России направлена на развитие общества знаний, повышение благосостояния и качества жизни населения за счет использования современных цифровых технологий, позволяющих не только повысить степень информированности граждан о происходящих в стране социально-экономических процессов, но и уровень их цифровой грамотности.Цель данной работы – рассмотреть становление информационно-коммуникативного общества в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию информационного общества.
2. Изучить понятие коммуникации.
3. Охарактеризовать особенности формирования информационно-коммуникативного общества в России.
4. Выявить перспективы развития информационно-коммуникативного общества в России.
1. Понятие и сущность информационно-коммуникативного общества1.1. Понятие информационного обществаИнформационное общество - концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Этот термин возник во второй половине 60-х гг., когда человечество впервые осознало наличие "информационного взрыва". Количество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Потом был найден закон увеличения информации в обществе. Оказалось, что этот закон представляет собой экспоненциальную функцию, что и позволило говорить об «информационном взрыве». Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования.
Грядущую эру в истории человечества стали называть не только информационным обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным обществом, инфосферой. А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге информационной революции.
Само название «информационное общество» впервые появилось в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования [4, 255].
Для определения понятия информационное общество важное значение имеют труды Т. Стоуньера. Автор утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы - самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим необходимо развивать новую отрасль экономики - информационную экономику.
Д. Белл писал, что роль сельского хозяйства и промышленности будет неуклонно падать при возрастании значения и расширения сферы информационной индустрии. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества.
К теме информационного общества неоднократно обращались и отечественные ученые, ими предложено несколько определений информационного общества.
А.И. Ракитов в своих работах писал, что переход к информационному обществу означает, что важнейшим продуктом социальной деятельности становятся производство, эксплуатация и использование услуг и знаний, причем удельный вес знаний в этом сочетании возрастает.
И.Н. Курносов считает, что в информационном обществе преобладают удаленные коммуникации, дистанционная работа и досуг; формируются новые отношения между людьми в процессе производства и общественной деятельности; значительная часть ВВП производится в информационном секторе, труд большей части людей становится по характеру информационным; осуществляется развитие интерактивных информационно-телекоммуникационных технологий, глобальных компьютерных сетей, комплексной обработки представления информации; представляются новые коммуникационные возможности для взаимодействия и выражения политической воли общества и социальных групп; возрастает роль стран с мощным информационным потенциалом [1, 557].
О.А. Финько и Ю.М. Нестеров описывают информационное общество как общество, в котором:
- персональный компьютер, подключенный к трансграничным информационным сетям, входит в каждый дом;
- каждый член общества имеет возможность своевременно получать с помощью трансграничных информационных сетей полную и достоверную информацию любого вида и назначения из любого государства, находясь при этом практически в любой точке географического пространства;
- предоставляется возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами вне зависимости от места нахождения на Земном шаре;
- трансформируется деятельность СМИ по формам создания и распространения информации, технологически стыкуясь с информационными компьютерными сетями;
- «исчезают» географические и геополитические границы государств в рамках информационных сетей, происходит «столкновение» информационных законодательств стран, возникает необходимость гармонизации законодательств;
- появляются новые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование, медицина [5].
1.2. Понятие коммуникацииКоммуникации (от латинского слова «делаю общим, связываю) — процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или явное поведение.
В широком смысле коммуникация есть универсальное социальное качество, процесс возникновения, разворачивания и угасания различных видов взаимодействия между отдельными индивидами, социальными группами, институтами, организациями и т.д.
В узком смысле — это конкретное взаимодействие между двумя сторонами. Каждая их сторон определяет себя и друг друга как реальных участников этого отношения.
В информационной концепции коммуникация рассматривается как процесс передачи и приема информации. Под информацией (лат. Informatio — разъяснение, изложение, осведомление) в рамках этого подхода понимаются закодированные сообщения или сигналы в звуковой, зрительной, тактильной или других разновидностях. Они передаются по соответствующим каналам приемнику, который декодирует их и использует в случае необходимости обратную связь. В этом контексте информация есть сведения, сообщения, а количество информации есть мера неопределенности, устраняемая в результате получения информации.
Понятие коммуникации включает в себя:
1.Средства связи любых объектов материального или духовного мира;
2.Общение, передачу информации от человека к человеку;
3.Общение и обмен информацией в обществе.
Можно назвать несколько каналов коммуникации и распространения информации:
- личный канал распространения информации;
- визуальный канал распространения информации;
- распространение информации через предмет;
- СМИ: пресса, радио, телевидение, Интернет [2, 47].
Многие ученые подчеркивают, что современное общество все более и более зависит от коммуникации и информации. Это вызвано рядом следующих факторов:
1) Изменение и возрастание роли коммуникации в обществе, усиление интенсивности коммуникационных процессов, увеличение охвата аудитории;
2) Превращение информации в одну из производительных сил общества;
3) Совершенствование технических средств, обеспечивающих каждому пользователю возможность подключения к глобальной коммуникационной среде Интернет в любое время и в любом месте.
Знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информационного способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности.
Казалось бы, яснее и убедительнее некуда. Панорама же концепций-критериев «информационного общества» в предложенном нами лапидарном изложении взглядов Ф. Уэбстера лишь подтверждает возникновение важных для понимания кардинального изменения в новейшее время ситуации с коммуникацией обстоятельств:
- процессы коммуникации получили мощное техническое оснащение, какого просто не было еще полвека назад;
− коммуникативные (информационные) технологии за несколько последних десятилетий обогатились разветвленным научно-практическим содержанием, сделавшим их невероятно эффективными, с точки зрения, влияния на социальную жизнь и управления сознанием людей;- знания, образование не просто сами по себе выросли в цене, этому во многом способствовали новые возможности подачи в кратчайший срок и на любое расстояние любой информации через плотную сеть новых технических средств коммуникации;
− современное общество вышло на более сложный этап, требующий для успешного функционирования более совершенных процессов координации, в более серьезной степени опирающейся на информационные процессы [1, 558].
2. Становление и перспективы развития информационно-коммуникативного общества в России2.1. Особенности формирования информационно-коммуникативного общества в РоссииСтановление и развитие информационного общества в Российской Федерации обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, объективными причинами развития глобального информационного общества. Россия, как активный и значимый участник мировой геополитической системы попросту не может быть вне информационных процессов, происходящих в этой системе.
Во-вторых, постоянно растущим общественным интересом к доступу и обладанию различными информационными ресурсами. Известен колоссальный всплеск интереса российского социума после падения «железного информационного занавеса» в эпоху перестройки и первые постперестроечные годы к открывшимся информационным потокам, когда тиражи почти всех периодических изданий (газет и журналов) выросли на несколько порядков. Информационный голод, вызванный идеологическими факторами предшествующей социально-экономической формации, спровоцировал информационную активность общества, которая сохраняется и в настоящее время.
В-третьих, демократическими переменами, произошедшими в государстве с 1991 г., которые обусловили гарантию свобод на производство, распространение и потребление информации, что повлекло легитимность изготовления и пользования самыми разнообразными информационными потоками и информационно-коммуникационными технологиями.
В-четвертых, возможностями непосредственно рынка, который в достаточно сжатые сроки позволил обеспечить запросы массового потребителя самой разнообразной продукцией мировых производителей и достаточно приемлемой по качеству - технической аппаратурой, способной качественно воспроизводить любые информационные потоки существующих информационно-коммуникационных систем.
В-пятых, инициативными действиями государственной, прежде всего, высшей государственной власти, которая, что особенно заметно в последнее десятилетие, сумела не только проанализировать и спрогнозировать общественное «увлечение» информацией, но и придать этим общественно-информационным процессам необходимое управление, одухотворенное государственной поддержкой, включая личное содействие первых лиц государства, что особенно немаловажно, учитывая особенности российского менталитета, где, чаще всего личное участие или поддержка высших руководителей государства обеспечивает успех конкретной социальной программе или усвоению обществом качественно новых социальных парадигм [4, 258].
Развитие информационных технологий и информационного общества в РФ должно осуществляться в сопровождении с:
- Формированием единого коммуникационного пространства в стране как части мировой системы.
- Полноправным участием государства в экономической и информационной интеграции народов, регионов и развитых держав.
- Становлением и доминированием впоследствии новых технологических укладов, основывающихся на массовом применении перспективных программ, средств ВТ и телекоммуникаций.
- Созданием и совершенствованием рынка знаний и информации как производственных факторов, дополняющих рынки природных ресурсов, капитала и труда.
- Усилением роли коммуникационной инфраструктуры в рамках массового производства.
- Повышением качества образования, культурного и научно-технического развития на основе расширения возможностей систем коммуникаций на международном, региональном и национальном уровнях.
- Формированием эффективной системы по обеспечению прав социальных институтов и отдельных граждан на свободный доступ, распространение и использование публичных данных как важнейшего условия демократизации.
Все процессы развития информационного общества в РФ должны проходить при непрерывном участии и поддержке государства [1, 559].
2.2. Перспективы развития информационно-коммуникативного общества в РоссииВ России утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».
Стратегия развития информационного общества» – политический документ, определяющий цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения ИКТ.
Стратегия нужна как условие формирования в стране «общества знаний».
Стратегия в нынешней редакции посвящена главным образом технологиям, информационным и телекоммуникационным как важнейшему элементу национальной инфраструктуры. Построение общества знаний и создание в России цифровой экономики в документе неоднократно упоминаются – как цель развития информационного общества.
Национальные интересы России в информационном мире:
- развитие человеческого потенциала;
- обеспечение безопасности граждан и государства;
- повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;
- развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы;
- формирование цифровой экономики.
В чём Стратегия видит приоритеты России?
- формирование информационного пространства с учётом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;
- развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;
- создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;
- формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;
- обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики [3].
Современные информационные и коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения, в связи с чем отмечается, что в настоящее время происходит становление нового, информационного общества, которое носит название «цифровой экономики». Несмотря на отчасти схожие свойства с традиционными хозяйственными отношениями, она во многом отличается от них, что делает ее актуальной с точки зрения интереса научного сообщества.
Внедрение в экономическую жизнь общества цифровой экономики является действенным рычагом его эффективного развития, позволяющим расширять горизонты возможностей как внутри страны, так и в мировом сообществе.
В настоящее время в России успешно развиваются цифровые платформы, основанные на взаимодействии различных информационных систем, позволившие сделать более доступными для населения государственные услуги в электронном формате, за счет использования единой системы идентификации и аутентификации. Однако, необходимо отметить тот факт, что данные платформы еще недостаточно развиты и доступны в полном объеме не во всех регионах страны. Подобная ситуация объясняется тем, что использование информационно-телекоммуникационных технологий на региональных и муниципальных уровнях управления слабо развита, так как только около 10 % муниципальных образований отвечают требованиям по уровню цифровизации.
Применение информационно-телекоммуникационных технологий должно ускорить развитие и расширить возможности социально-экономической сферы за счет максимального и эффективного использования потенциал данных в цифровой форме, сделав их одним из ключевых факторов производства.
Еще одним важным для экономики страны направлением в области цифровизации является определение места России на глобальном цифровом рынке. К сожалению, в настоящее время Россия занимает только 41 место в рейтинге стран мира по уровню реализации процессов развития цифровой экономики, что еще раз подтверждает актуальность рассматриваемого вопроса [5].
ЗаключениеТаким образом, информационное общество — это самостоятельная стадия развития общества, которая характеризуется развитием информационно-коммуникационных технологий для всех слоев населения, где индивидуальный интеллект преобразуется в целую интеллектуальную систему, с целью эффективного использования знаний во благо человечества, и все сферы жизни и деятельности человека информатизированы, а главными продуктами на экономическом рынке являются услуги и информация.Несмотря на проблемы и противоречия в развитии информационного общества, нужно отметить, что его становление несомненно содержит массу положительных сторон и плодотворно влияет на развитие общества, которое благодаря информации и коммуникациям становится наиболее интеллектуальным и демократичным, а указанные проблемы — лишь дело времени.
Список использованной литературы
1. Борисова М. Н. Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества / М. Н. Борисова // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 557-560.
2. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б. Кашкин. - М.: Флинта, 2016. - 954 c.
3. Кунгуров Д. Россиян ждет цифровая экономика / Д. Кунгуров // Утро.ру. 04.12.2016. [Электронный ресурс] URL: https://utro. ru/articles/2016/12/04/1307336.shtml.
4. Сагынбекова А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России / А.С. Сагынбекова // Международный научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации». - 2018. - № 4 (28). - С. 255 – 275.
5. Симонова М.М. Информационно-коммуникативное общество и глобализация / М.М. Симонова // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17985.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!