это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2569565
Ознакомительный фрагмент работы:
Данная тема актуальна ввиду того, что многие регионы РФ находятся в состоянии депрессивности, так как столкнулись с проблемой преодоления последствий кризисной ситуации социально-экономического характера. Стоит отметить, что в пределах территории депрессивных регионов проживает 11% населения страны или 15,8 млн чел. Отсюда, цель данной работы – выявить инструменты региональной политики в депрессивном регионе на примере Ивановской области.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА1.1.Понятие и основные характеристики депрессивных регионов Автор термина «депрессивный регион» - бывший вице – премьер Правительства РФ в 1993 году А. Шохина. Этим термином он характеризовал территории с массовым освобождением работников в результате закрытия предприятий. Разумеется, что в дальнейшем содержание данного термина изменялось и по – разному трактовалось разными исследователями. Депрессивный регион – это регион, территория, экономическое состояние которых в силу объективных, исторических условий существенно ниже среднего в стране. С экономической точки зрения «депрессия» - это застой в экономике, характеризуемый отсутствием подъема производства и деловой активности, низким спросом на товары и услуги, безработицей. Обычно депрессия возникает после или в результате экономического кризиса и свидетельствует о переходе кризиса в завершающую фазу, вследствие чего стоит ждать оживления или подъема экономики.Таким образом, рассматривая «депрессивный регион» через призму экономической науки можно говорить о том, что это временное состояние определенной территории, напрямую связанное с цикличностью экономического развития. То есть с экономической точки зрения «депрессивный регион» - это такой регион, где: уровень ВРП ниже среднего по стране, низкий уровень предпринимательской активности, высокая долговая нагрузка на регион и невозможность самостоятельного погашение долгов, падение производства, неэффективное использование ресурсов, низкий уровень инфляции и т.д.Выделяются следующие основные характеристики депрессивного региона: острый кризис в отраслях экономики, наблюдается рост социально – экономической неустойчивости, запаздывание для вхождения в фазу роста и т.д. Другие авторы попытались выделить наиболее универсальные критерии «депрессивности» региона:сравнительно большая глубина и интенсивность кризисных явлений и деструктивных процессов в экономике;устойчивость кризисных процессов во времени;глубокие кризисные процессы в традиционных профилирующих отраслях хозяйства депрессивного региона (базовые в специализации);локализации проявлений депрессивности на ограниченной территории (города, административного района, края, республики и т. д.);системность последствий депрессивного состояния экономики.Данный подход более комплексный, отражает количественные показатели социально – экономического состояния региона, а также «глубину» и «интенсивность» депрессивности региона.В итоге, можно выделить следующие характеристики депрессивного региона:Экономические:уровеньпаденияпромышленногопроизводстваниже среднероссийского;ВРП ниже среднероссийского;зависимость региона от импортируемых товаров;низкий объем экспортируемой продукции профилирующих отраслей экономики;технологическое отставание экономики;высокий уровень долговой нагрузки на регион;высокая степень бюджетной зависимости от федерального центра;дотационное положение региона.Социальные:многократное превышение доходов самых богатых жителей региона над самыми бедными, влекущее за собой высокую степень поляризации общества;высокая степень люмпенизации населения;высокая степень деквалификации рабочей силы;высокий уровень безработицы.1.2.Нормативно-правовое обеспечение сущности и поддержки депрессивных регионовВпервые понятие «депрессивная территория» было сформулировано в Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие экономики в 1995 – 1997 гг.» и постановлении Правительства РФ от 29.06.1995 № 63922. В данном документе депрессивный регион рассматривается как последствие вхождения Российской Федерации в стадию экономической депрессии.Впоследствии в законодательной базе данное понятие неоднократно изменялось. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 годы)» устанавливает меры выхода регионов из депрессивного состояния.В данном нормативно – правовом акте депрессивный регион определяется как территория с устойчивым и глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения, это локальные зоны старопромышленных, аграрно-промышленных и некоторые добывающие районы. Выделяется несколько проблемных макрорегионов в Российской Федерации и для каждого из них Правительство разрабатывает индивидуальный комплекс мер с учетом уникальных особенностей регионов. Выделяются следующие макрозоны:- Северо-Запад (Северный и Северо-Западныйэкономическиерайоны).- Европейский Центр (Центральный и Центрально – Черноземный экономические районы).- Поволжский регион (Волго-ВятскийиПоволжский экономические районы).- Северный Кавказ.- Урал.- Сибирь (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы).- Дальний Восток.Современная основная типология регионов Российской Федерации разработана на основе «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Министерством регионального развития Российской Федерации (МРР РФ) и представлена в 2005 году.Согласно этой типологии, все регионы Российской Федерации поделены на следующие типы:- «Регионы – локомотивы роста. Мировые города»;- «Регионы – локомотивы роста. Центры федерального значения»;- «Опорные регионы. Сырьевые»;- «Опорные регионы. Старопромышленные»- «Депрессивные регионы. Фоновые»;- «Депрессивные регионы. Кризисные»;- «Особые (спецтерритории)».В итоге, в соответствии с ранее разработанными нормативно – правовыми актами, издан Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». В данном документе отдельно не уделяется внимание проблеме депрессивных регионов, но говорится о важности преодоления социально – экономической отсталости субъектов, находящихся в кризисном положении.Таким образом, отсутствие четких научных определении дефиниции «депрессивные регионы» в нормативно – правовой базе Российской Федерации объясняется его сложностью, противоречивостью и неоднозначностью. Следовательно, нормативно – правовые акты требуют определенной доработки и создания документов, четко регламентирующих положение «депрессивных регионов» в региональной политике Российской Федерации.1.3 Региональная политика управления депрессивными регионами в зарубежной практикеЗарубежный опыт управления «депрессивными территориями» необходимо рассматривать через призму природно-географических, исторических, социально-экономических, политических и иных аспектов.Такие страны как Великобритания, Германия, Франция, Бельгия к депрессивным регионам относят угольные, металлургические, «текстильные», «химические» районы, аграрные и периферийные территории.Депрессивные районы возникают, как правило, в развитых странах (Великобритания, Германия, США, Франция), где на смену старым отраслям приходят более прогрессивные, наукоемкие и более экологичные отрасли.В кризисную группу попали старопромышленные регионы (Северо-Восток и Северная Ирландия, Уэльс, промышленные зоны Шотландии), где имела место деградация традиционных отраслей экономики (угледобыча, металлургия, текстильная промышленность), узкая специализация и отмечался высокий уровень безработицы. Таким образом, депрессивное состояние зарубежных стран связано с отсталостью промышленности (традиционных отраслей) данных территорий, отсутствием трансформации отраслей хозяйствования в конкурентоспособные отрасли и производства, высоким уровнем безработицы.Стоит отметить, что они разрабатывают комплекс мероприятий по борьбе с депрессивными регионами, направленный на восстановление и создание прогрессивных отраслей промышленности. При этом успешная реализация региональной политики в депрессивных субъектах способствовала выходу из этого состояния. То есть, все эти государства достигли успеха посредствам коренного изменения профилирующих отраслей экономики регионов, создания высокотехнологичных и наукоемких производств, миграционной политики, целевых федеральных программ, направленных на социальную поддержку граждан, различных образовательных программ и программ переквалификации кадров. Но, к сожалению, такого опыта в российской практике пока нет.ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕПРЕССИВНЫМ РЕГИОНОМ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН2.1Анализ социально – экономического состояния Республики БашкортостанРеспублика Башкортостан является одним из наиболее развитых регионов Российской Федерации. Экономика республики отличается многоотраслевой структурой и высокой эффективностью производства, наличием сильного промышленного потенциала, производительным сельским хозяйством.На территории Республики Башкортостан открыто более трех тысяч месторождений и проявлений шестидесяти видов минерального сырья.Главной составляющей минерально-сырьевой базы республики является нефть. Республика Башкортостан также обладает большими объемами лесных ресурсов. Уровень безработицы низкий. Сельское хозяйство может полностью обеспечивать потребности населения республики в основных продуктах питания. Под воздействием положительных тенденций в экономике непосредственно повышается инвестиционная активность республиканских предприятий.В республике стабильно растут объемы жилищного строительства. Республика Башкортостан обладает высоким научно-исследовательским потенциалом.Таким образом, республика Башкортостан активно развивается и является развитым регионом РФ.2.2.Региональная политика по развитию депрессивных регионов на примере Республики БашкортостанРешение проблем «депрессивности» регионов Российской Федерации осуществляется на федеральном и региональном уровне.Выравнивание уровня социально–экономической дифференциации происходит посредством стандартных инструментов. В основном, это целевая финансовая поддержка непосредственно наиболее депрессивных сторон региона.В современных условиях по мере сокращения бюджетного финансирования на федеральном уровне и финансовой несостоятельности бюджетов депрессивных регионов основным источником инвестиционного финансирования являются средства предприятий и организаций, размещенных на территории региона, а также средства иностранных и отечественных инвесторов. Органы власти должны непосредственно осуществлять эффективную инвестиционную политику в депрессивных регионах для создания экономических возможностей достижения поставленных целей социально-экономического развития этих регионов. При этом основная и самая труднорешаемая проблема - привлечение инвестиций в перспективные и значимые для развития экономики депрессивного региона отрасли. По показателю инвестиций на душу населения республика занимает 38 место. А в целом республика Башкортостан входит в первую тройку среди субъектов по минимальному экономическому риску и законодательному обеспечению инвестирования.2.3. Предложения по развитию депрессивных регионов на примере Республики БашкортостанВыходу из депрессивного состояния в отдельных регионах Республики Башкортостан будет способствовать перепрофилирование действующих, создание новых предприятий и производств по выпуску техники и оборудования для сельского хозяйства, легкой, деревообрабатывающей промышленности, строительство индустрии и т.д.Исследования зарубежных и российских специалистов показали, что региональное развитие не может осуществляться стихийно, без государственного вмешательства, посредством которого происходит сглаживание потенциальных источников социально- политических непосредственно напряжений и устранение нарушений целостности государства.По нашему мнению, непосредственно коренной перелом в социально – экономическом положении депрессивных субъектов возможен за счет создания «точек роста» и мощной инновационной экономики. Можно выделить наиболее значимые рыночно ориентированные механизмы, которые способствовали бы экономическому росту в регионах Республики Башкортостан:обеспечение структурной перестройки экономики регионов, ориентированной на эффективную специализацию предприятий, непосредственно повышение доли конечной продукции в общем объеме производства;ускорение внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, в том числе импорта прогрессивных технологий, сделав это направление непосредственно центральным в достижении жизнеспособности регионов в рыночных условиях;сокращение сложившихся глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной производственно-экономической базы для повышения уровня и качества жизни населения;переход к распределению средств республиканского фонда финансовой поддержки регионов (а в регионах - их субъектов) непосредственно с учетом уровня их социально-экономического развития на основе нормативного подхода;разработка системы региональных приоритетов и целевых программ для эффективного использования ограниченных финансов и материальных ресурсов;усиление государственного непосредственно регулирования финансово-кредитного воздействия на стабильное развитие предприятий регионов;стимулирование частных инвестиций (за счет собственных средств предприятий, а также за счет ресурсов, аккумулируемых в финансовой системе) посредством создания благоприятных условий, прежде всего, в экономически отсталых региона.;поддержка процесса частного инвестирования за счет финансирования части затрат (как правило, не более 20%) по проектам из бюджета;создание благоприятных предпосылок для инвестиций в приоритетные регионы, предусматривающие, прежде всего, гарантию прав собственности на объекты вложений (в том числе на землю), непосредственно возможность заключения соглашения о разделе продукций, обеспечение процедуры отвода земель и размещения предприятий;Таким образом, регион вышел из депрессивного состояния, стал экономически эффективным регионом, все это осуществилось благодаря грамотным действиям властей.Выводы:1. Понятие «депрессивный регион» необходимо рассматривать комплексно, то есть выделить количественные показатели социально – экономического состояния региона, а также «глубину» и «интенсивность» депрессивности региона. Для такого подхода характерны следующие критерии «депрессивности» региона:- сравнительно большая глубина и интенсивность кризисных явлений и деструктивных процессов в экономике;- устойчивость кризисных процессов во времени;- глубокие кризисные процессы в традиционных профилирующих отраслях хозяйства депрессивного региона (базовые в специализации);- локализации проявлений депрессивности на ограниченной территории (города, административного района, края, республики и т. д.);- системность последствий депрессивного состояния экономики.2. Относительно данной проблемы издан Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Однако в нем отдельно не уделяется внимание проблеме депрессивных регионов, но говорится о важности преодоления социально – экономической отсталости субъектов, находящихся в кризисном положении.3. Важнейший инструмент в преодолении депрессивных явлений в регионе - создание комплексной программы по его развитию с учетом всех имеющихся в конкретной местности проблем и нахождения оптимального пути. Программа разрабатывается при участии регионального и содействии федерального уровня. Подобные программы вводятся в РФ, но реализуются относительно не депрессивных регионов, а проблемных либо обладающих наивысшим значением для государства. Власть регионального уровня способна повлиять на негативную обстановку, занимаясь стимулированием трудовых ресурсов, улучшения инфраструктуры. 4. Зарубежные страны разрабатывают комплекс мероприятий по борьбе с депрессивными регионами (целевые федеральные программы, создание высокотехнологичных и наукоемких производств, миграционная политика, программы переквалификации кадров и значительные капиталовложения), направленный на восстановление и создание прогрессивных отраслей промышленности и т.д. То есть имеет место диверсификация экономики региона, которая дает положительный эффект в долгосрочной перспективе. Данный опыт неплохо бы перенять РФ.5. При анализе социально-экономической политики республики Башкортостан были выявлены некоторые сдвиги, но в целом программа развития на 2020 год выполнена не будет, поэтому предлагается оказывать помощь на стимулирование развития именно депрессивных территорий с определенной динамикой развития. Привлечение инвестиций в перспективные и значимые для развития экономики депрессивного региона отрасли – главная проблема Башкортостана. Поэтому органы власти должны непосредственно осуществлять эффективную инвестиционную политику в депрессивных регионах для создания экономических возможностей достижения поставленных целей социально-экономического развития этих регионов.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!