это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2577944
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.
Основное значение человеческой речи служит средством общения между людьми. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, переживаниями, можем сообщить какую-либо важную информацию. Нам кажется само собой разумеющимся, что в любой момент мы можем обратиться к кому-то с вопросом или ответить на заданный нам вопрос, о чем-то рассказать, но когда же приходится общаться с людьми, страдающими сложными нарушениями речи, не говоря уже о полном ее отсутствии, то сложность их жизни, общения сразу становиться очевидной. Многие из них не могут выбрать профессию по душе, не могут устроить нормальную свою личную жизнь, для многих крайне проблематичен простой поход в магазин или разговор по телефону, чаще трудно или даже невозможно даже спросить у прохожего, как найти нужную улицу или номер дома [6; с. 18].
Кроме того, наличие у ребенка выраженных нарушений речи складывается на всем психическом развитии. Ведь любой малыш очень много узнает об окружающем мире благодаря тому, что задает взрослым тьму вопросов по каждому интересующему его предмету или явлению. Часто при нарушениях речи психическое развитие замедляется, что неизбежно скажется на всем процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни, скажется на формировании характера, приведет к отклонениям в его поведении. Много неприятностей людям, страдающим речевыми расстройствами, доставляют так называемые вторичные отклонения, которые нередко возникают как реакции на речевой дефект.
1. Цель и задачи логопедии как науки
Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых. Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Задачи логопедии определяются как теоретической, так и практической ее направленностью.
Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления.
Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.
Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности [6; с. 16].
2. Общие аспекты симптоматики нарушения речи
Симптоматика нарушений речи — это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.
Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
При устранении речевых нарушений используются понятия: «логопедическое воздействие», «коррекция», «компенсация», «развитие», «обучение», «воспитание», «перевоспитание», «коррекционно-восстановительное обучение» и др.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением [1; с. 295].
Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).
Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в компенсации играет центральная нервная система. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе специальной системы логопедического воздействия, в процессе которой формируются компенсации.
3. Симптоматика как раздел логопедической диагностики
Нарушение речи- отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речи.
Особенности речевых нарушений:
- не соответствуют возрасту говорящего;
- не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением не знания языка;
- связаны с отклонениями в функционировании психо- физиологическими механизмов речи;
- часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
- носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
- требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера [4; с. 24].
Выделяют три вида нарушения речи:
- недоразвитие;
- распад (утрата);
- задержка речевого развития.
Недоразвитие речи проявляется как качественно более низкий уровень сформированности той или иной функции или речевой системы в целом. При нарушении речевого развития искажается процесс речевого отногенеза.
При задержке речевого развития наблюдается замедление темпа овладения ребенком тех ил иных компонентов родного языка, при котором нет признаков качественных нарушений, но уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.
Распад речи- то утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений.
Симптом нарушения речи- признак какого- либо нарушения речевой деятельности.
Симптоматика нарушений- это совокупность признаков нарушения компонентов речи на уровнях:
- звукопроизношения;
- слоговой структуры слова;
- словаря;
- грамматического строя речи;
- структуры и смысловой организации предложения.
Симптомы нарушения звукопроизношения:
- отсутствие звука;
- смешение звуков;
- искажение звука.
Симптомы нарушения слоговой структуры:
- элизии;
- вставки;
- перестановки;
- контаминации;
- итерации.
Речь может быть:
- скандированная, с равномерным и четким выделением пауз между слогами и словами;
- фрагментарная, с неравномерными паузами между элементам высказывания.
Нарушение ритма и плавности речи могут проявляться в виде нарушения акцентуации- нарушения словесного или фразового ударения , а также в виде итерации- несудорожных запинок или повторов речи.
Нарушения речи могут проявляться в виде одного или нескольких симптомов нарушения различных сторон речи. При различных речевых нарушениях в картине его проявления могут встречаться различные симптомы и различные их комбинации, знание которых позволяет определить структуру речевого нарушения.
Сложность структуры речевого нарушения, так же как и других видов отклонения в развитии, заключается в наличии первичного дефекта и вторичных нарушений.
Первичная симптоматика- это нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни.
Вторичные нарушения возникают опосредованно под влиянием первичного дефекта в процессе роста и развития ребенка.
Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени [7; с. 191].
В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:
- фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова);
- фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
- лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи;
- общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетикофонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
Заключение
Речь ребенка формируется в ходе различных видов деятельности и определяется постоянной практикой речевого общения с окружающими людьми. Наиболее благоприятным, сензитивным периодом для овладения речью в норме является возраст до трех лет, в течение которого формируются механизмы речи, происходит созревание речевых отделов мозга.
Симптоматика как раздел логоподеческой диагностики раскрывает признаки нарушения речевой деятельности.
Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.
Список литературы
1. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 295 с.
2. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
3. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c.
4. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
5. Серебренникова, С. Психолого-педагогическая коррекция компонентов коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи [Текст] / С. Серебренникова, М. Рууз // Дошкольное воспитание. — 2016. — №1. — С. 91-97.
6. Смирнова, И. А. Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников [Текст] / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №5. — С. 16-18.
7. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
8. Федосеева, Н.Н. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях [Текст] / Н.Н. Федосеева // Дошкольная педагогика. – 2016. — №9. – С.38-41.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!