это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2581085
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Одним из условий стабильного развития регионов является активизация инвестиционной деятельности, направленной на привлечение финансовых и материальных ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов, а также их рациональное использование в наиболее приоритетных отраслях экономики. Объем инвестиций, входящих в экономику региона, является одним из критериев эффективности его функционирования.
Создание наиболее благоприятных условий для начала и развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышение конкурентоспособности региона является одной из главных задач региональной экономической политики.
Можно перечислить множество макроэкономических показателей, характеризующих эффективность региональной экономики:
внутренний региональный продукт,
внешнеторговый оборот,
уровень капитальных вложений,
промышленное производство на душу населения,
уровень жизни населения,
уровень безработицы,
уровень потребительских цен и т.д.
При оценке состояния региональной экономики необходимо применять комплексный подход. Все вышеперечисленные факторы взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное влияние друг на друга, но все они носят статистический характер, а взятые отдельно не дают всесторонней оценки экономического состояния региона.
Положительные изменения вышеперечисленных показателей, в частности, и положительные тенденции развития региональной экономики в целом, напрямую зависят от уровня инвестиционной привлекательности региона. Именно степень инвестиционной привлекательности определяет активную инвестиционную деятельность, а, следовательно, и эффективное социально-экономическое развитие региональной экономики. Инвестиционный процесс играет важную роль в экономике любой страны. Инвестиции во многом определяют экономический рост государства, занятость населения и являются существенным элементом той базы, на которой базируется экономическое развитие общества.
В качестве объекта работы была рассмотрена сущность инвестиционной привлекательности.
Предмет - оценка анализа инвестиционной привлекательности Бельгии и Мурманской области.
Цель работы – раскрыть сущность инвестиционной привлекательности Бельгии и Мурманской области. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть особенности оценки инвестиционной привлекательности на макро-уровне;
2. Проанализировать сущность ретроспективного анализа инвестиционной привлекательности на мезо-уровне Мурманской области;
3. Произвести необходимые выводы.
При написании данной работы, были использованы методы исследования:
1. теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Структура работы будет включать в себя введение, две главы с подпунктами, заключение и список использованных источников.
1. Оценка инвестиционной привлекательности на макро-уровне (на примере России и Бельгии)
1.1 Инвестиционная привлекательность России
На первых порах развития инвестиционной привлекательности России главным фактором была макроэкономическая стабильность реального сектора экономики. В 1990-е годы особое внимание уделялось улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятной деловой среды.
В соответствии с рекомендациями международных организаций многие страны осуществили экономические реформы, которые не дали желаемых результатов, что требовало более нового подхода к оценке экономического и инвестиционного роста в реальном секторе экономики. Влияющие факторы включают в себя:
- инфраструктуру,
- безопасность,
- макроэкономическую ситуацию,
- развитие финансовых институтов и т.д.
К концу 1990-х годов в России инновации и развитие экономического сектора стали приоритетными задачами. Первая половина XXI века характеризовалась изучением общей инвестиционной среды, административных барьеров и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики [1, c. 47-70].
Исследования показали, что, хотя для оценки инвестиционной привлекательности используются различные подходы, все составляющие предлагаемого подхода важны для оценки развития реальных секторов экономики, но каждая страна может иметь свои показатели в качестве неких «узких мест». Например, в России важное значение имеют вопросы инфраструктуры, а в Малайзии - вопросы образования трудящихся. Опыт показывает, что успешными странами обычно являются те, которые способны создать свои собственные уникальные институты, а не те, которые просто копируют зарубежный опыт. Такой вывод требует разработки инструментария для регулярного мониторинга состояния инвестиционной привлекательности реальных секторов экономики.
По сравнению с западными проектами российские инвестиционные проекты имеют более высокие финансовые и коммерческие риски и поэтому требуют более глубокого инвестиционного анализа.
Финансирование и другие составляющие инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в реальных отраслях экономики имеют свою специфику применительно к России.
В условиях развития рыночных отношений наиболее важным является вопрос инвестирования в реальный сектор экономики. Инвестиционный процесс решает широкий круг экономических задач на макро -, мезо-и микроуровнях, что создает благоприятные условия для модернизации и реструктуризации национальной экономики. Экономическое развитие страны и ее региона во многом зависит от того, как российская экономика использует и совершенствует свои инструменты оценки инвестиций и инвестиционной деятельности в реальных секторах экономики.
Одним из важнейших объектов исследования инвестиционной привлекательности в России является результативность деятельности, которую следует рассматривать как уровень качества деятельности хозяйствующих субъектов, действующих в рамках управления реальными секторами экономики, субъективно оцениваемых различными участниками на основе интерпретации объема имеющейся финансовой и нефинансовой информации.
Реализация или не реализация ожиданий различных субъектов с определенными целями для оценки хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики зависят в основном от общепринятых ценностей, из которых доминируют материальные ценности.
Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности реального сектора экономики - ее схематическое представление в виде логической количественной пирамиды, отражающей сложную структуру многомерных параметров и их взаимосвязей, а также оценку периметра дифференциации характерных показателей. Построение пирамиды обычно основано на принципе иерархии, едином и системном подходе, основанном на методологии исследования, что позволяет лучше понять сущность введения такой экономической категории, как инвестиционная привлекательность, а также разработанные концепции ее оценки.
На отдельных этапах жизненного цикла в реальном секторе экономики России критерии оценки инвестиционной привлекательности и методика оценки ее анализа будут различаться. Основное контролирующее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов в реальных секторах экономики оказывают три широкие категории субъектов, заинтересованных в их осуществлении: государство, собственники и инвесторы. Каждый из этих субъектов, в первую очередь, преследует свои финансовые интересы, поэтому существует определенная неоднозначность, а иногда и противоположность в оценке инвестиционной привлекательности конкретного хозяйствующего субъекта в реальном секторе экономики [2, c. 120-145].
В то же время, существует общий интерес, объединяющий повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в реальных отраслях деятельности всего хозяйствующего субъекта, что требует формирования общей системы нормативов финансового и нефинансового характера, а также использования соответствующих методик экономического анализа инвестиционной привлекательности.
Важной комплексной особенностью оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов на макроуровне является расположение всего ресурсного комплекса в собственности в целом и общий показатель отдачи ресурсов от его основных элементов. В научных публикациях понятие ресурсного потенциала часто рассматривается в одном из различных ракурсов:
- производственно-экономический,
- научно-технический,
- финансово-экономический,
- управленческий и др.
В то же время не существует объективной и общепризнанной терминологии, обоснованной классификации хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики России по потенциалу различных видов ресурсов.
Одним из важнейших элементов подхода к оценке инвестиционной привлекательности является ее состав и этап реализации, который определяется рядом факторов. Для того, чтобы реально реализовать методику инвестиционной привлекательности России, необходимо разработать многокомпонентную аналитическую оценочную модель, общими характеристиками которой являются:
- адекватность информации;
- антропоморфные критерии оценки (цели);
- способность субъектов оценки адаптации запрашивать информацию;
- трансформативност - -от наиболее агрегированных показателей к наиболее детализированным показателям;
- способность раскрывать и количественно оценивать влияние внешних и внутренних факторов на оцениваемые показатели;
- сопоставимость показателей динамической оценки;
- универсальность использования - возможность оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов.
Значения этих показателей определяются экспертным анализом или расчетно-аналитическими методами. Они измеряются по 10-балльной шкале, а затем взвешиваются на основе важности показателя и его вклада в итоговую оценку.
Методология всемирного экономического форума России предусматривает оценку конкурентоспособности различных стран, основанных на:
- экономике, основанной на факторах;
- экономике, основанной на эффективности;
- инновационной экономике.
По результатам оценки конкурентоспособности Россия занимает 53-е место (2018-2020 гг.) и считается экономикой, ориентированной на эффективность.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время реализуется несколько международных проектов по оценке того или иного аспекта инвестиционной привлекательности страны [1, c. 145-190].
Основным фактором инвестиционной привлекательности страны является развитие страны в целом по определенным макроэкономическим показателям, зависящим от развития производства, уровня технологического развития, уровня жизни населения и многих других факторов.
Ежегодно международная консалтинговая фирма Kearney публикует рейтинг наиболее привлекательных стран мира для инвестиций, а ее эксперты составляют рейтинги, основанные на экономических и политических факторах.
Так, Россия в 2019 году не вошла в число 25 самых привлекательных для инвесторов стран мира, несмотря на то, что в 2018 году она занимала 11-е место. Согласно индексу доверия ПИИ, который рассчитывается на основе опроса руководителей 300 компаний, каждая из которых имеет оборот более 1 миллиарда долларов, в 2019 году первое место заняли США, второе-Индонезия.
Среди негативных факторов объема инвестиций, отраженных в рейтинге негативного воздействия, следует выделить следующие моменты:
- завершение крупномасштабных строительных и инвестиционных проектов;
- высокий уровень коррупции и нецелевого использования выделенных средств;
- сложность ведения бизнеса.
Для того чтобы успешно конкурировать с другими странами по привлечению иностранных инвестиций, необходимо определить преимущества и недостатки инвестиционной привлекательности России (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Swot-анализ инвестиционной привлекательности России
Сильные стороны (S)
- Макроэкономическая среда
- Размер рынка
- Выгодное экономико-географическое положение.
- Наличие природных ресурсов
- Наличие квалифицированных специалистов Слабые стороны (W)
- Финансовая система
- Инновационный потенциал
- Уровень коррупции в стране
- Защита инвесторов
- Налогообложение
- Сложность ведения бизнеса
- Инфраструктура
Потенциальные возможности (O)
- Присутствие в топ-20 рейтингов инвестиционной привлекательности
- Активная пропаганда инвестиционной привлекательности страны и отдельных регионов Пути решения:
- Для снижения сырьевой ориентации российской экономики следует изменить потребительское отношение к ресурсному потенциалу страны, направить инвестиции в обрабатывающий сектор и высокотехнологичные отрасли, увеличить долю готовой продукции.
- Выгодное географическое положение поможет России воспользоваться увеличением международного спроса на продукты питания, воду, землю и последующим ростом цен на международном рынке.
- Модернизация финансовой системы РФ, т. е. переход от сырьевой, спекулятивной и волатильной модели к качественно новой финансовой системе, которая активно содействует экономическому росту, стимулирует модернизацию российской экономики и усиление в ней инновационной составляющей.
- Для построения инновационной экономики России необходимо вводить в систему образования элементы бизнес-образования.
- Финансирование и развитие необходимой инфраструктуры для поддержания стартапов.
- Для снижения коррупции необходимо эффективно выполнять планы, разработанные Правительством РФ.
- Реализация в полном объеме средств, выделенных на инфраструктуру, а также привлечение частного капитала к строительству, эксплуатации и финансированию инфраструктурных объектов.
Потенциальные угрозы (T):
- Зависимость состояния финансового сектора от энергетического рынка
- Неверно выбранные приоритеты инвестиционной политики могут отрицательно отразиться на развитии страны
- Большая часть капиталовложений иностранных инвесторов приходятся на сырьевые отрасли
- Снижение инвестиционного потенциала страны
Далее стоит рассмотреть рисунок 1.1 основных макроэкономических показателей России за 2016-2019 годы.
Рисунок 1.1 – Макроэкономические показатели РФ
Данные, приведенные на рисунке, показывают, что рост инвестиций в основной капитал за 2016-2019 годы составил 200%, рост ВВП-213%, то есть рост инвестиционной активности обеспечивает рост ВВП, что в основном является результатом региональной экономической системы страны. Однако достигнутые темпы роста инвестиций недостаточны для модернизации экономики страны, что требует трансформации на совершенно новом этапе инновационного процесса [7, c. 210-245].
Несмотря на рост финансовых ресурсов в российской экономике, частный сектор нуждается в инвестициях ресурсов. Вопрос финансирования крупных инвестиционных проектов по-прежнему актуален. Предприниматели вынуждены искать иностранных инвесторов, а также возможности участвовать в проектах и программах при поддержке государства. Основными источниками финансирования инвестиционной деятельности являются:
1. Внутренние источники:
- собственные средства - уставный капитал, амортизация, нераспределенная прибыль, внутренние резервы и др.;
2. Внешние источники:
- Заемные средства - банковские и государственные займы;
- Привлечение средств - средства на выпуск акций, вклад инвесторов в уставный капитал, бюджетные средства и целевые планы.
Из таблицы 1.2 видно, что в 2019 году было привлечено более половины средств, вложенных в основной капитал (51,9%). Доля собственных средств в коммерческом секторе равна 48,1%, хотя этого роста явно недостаточно для повышения инвестиционной активности. Доля государственных инвестиций снижается с 2016 года. Сложившаяся ситуация требует активизации национальной деятельности путем создания благоприятных условий для участия иностранных и отечественных инвесторов и общественности в государственно-частном партнерстве.
Таблица 1.2 – Источники финансирования инвестиций в основной капитал в РФ, %
Показатель Год Тенденции
2016 2017 2018 2019
Инвестиций всего 100 100 100 100 100
В том числе:
Собственные средства 41,9 44,5 46,1 48,1 ↑
Привлеченные средства 58,1 55,5 53,9 51,9 ↑↓
Из них:
Кредиты банков 8,6 8,4 9,3 9,3 ↑↓
Кредиты иностранных банков 1,8 1,2 0,9 1,1 ↑↓↑
Заемные средства 5,8 6,1 6,2 6,4 ↑↓↑
Бюджетные средства 19,2 19,9 16,8 16,2 ↑↓
В том числе:
Средства фед. бюджета 10,1 9,7 9,8 8,6 ↑↓
Средства бюджета субъектов РФ 7,9 7,1 7,7 6,3 ↓
Таким образом, не имеют существенной доли в инвестициях в основной капитал (9,3 % в 2019 г.) и кредиты банков. В настоящее время сохраняется относительно высокая стоимость банковских кредитов, что объясняет ограниченные возможности как получения, так и использования заемных средств. Кроме того, кредитование малого и среднего предпринимательства, а также финансирование долгосрочных инвестиционных проектов остаются в основном на периферии банковской стратегии.
1.2 Инвестиционная привлекательность Бельгии
Прямые иностранные инвестиции играют важную роль в относительно небольшой и очень открытой экономике Бельгии. Более половины инвестиционного капитала Бельгии прямо или косвенно принадлежит иностранным владельцам.
Бельгия остается страной назначения для прямых иностранных инвестиций. Нестабильные политические события с 2017 года рассматриваются как фактор сокращения притока иностранных инвестиций в Бельгию. В частности, правительство страны обещает реформировать неопределенную судьбу, сократить налоги, снизить затраты на рабочую силу и сократить бюрократию. Большинство из инвесторов выразили снижение интереса к аренде зданий и офисов в коммерческих целях.
В марте 2018 года премьер-министру и его общественным и профессиональным СМИ был представлен новый портал для региональных властей по содействию иностранным инвестициям. Это может быть негативным сигналом в ответ на приток новых прямых иностранных инвестиций в Бельгию.
В последнее время Бельгия весьма ограниченно раскрывает информацию о развитии Сены. С ноября 2019 года бельгийский портал Национального банка публикует данные о притоке ПИИ, основные фонды и некоторые другие данные [11, c. 167-190].
В 2019 году иностранные инвесторы вложили в Бельгию 148 миллионов евро (без учета реинвестирования прибыли). Это значительно ниже, чем в 2018 году (655 000 000 евро), хотя в 2017 году было всего 77 млрд. евро (см. табл. 1.3).
Таблица 1.3 – Вложения иностранных инвестиций в Бельгию
Год Млн. евро
2018 148 млн. евро
2019 655 млн. евро
2017 77 млн. евро.
Приток капитала в 2019 году составил 148 000 000 евро, включая приток капитала в размере 17 100 000 000 евро и другой отток капитала в размере 23 000 000 евро.
Из общего объема прямых иностранных инвестиций, сделанных в Бельгии, сумма в 148 000 000 евро может включать около 8 миллиардов евро.
Крупнейший инвестор в 2019 году имел 56,4% акций во Франции. На эту цифру может повлиять вышеупомянутый бизнес BNP Paribas Fortis. За ним следовали Люксембург с 6,7%, Германия с 4,3% и Великобритания с 1,5%. Статистические данные Бельгии отобраны только из 10 стран. Китай не входил в их число (см. табл. 1.4).
Таблица 1.4 – Процент вложения акций в странах в 2019 году
Страна %
Франция 56,4
Люксембург 6,7
Германия 4,3
Великобритания 1,5
Неблагоприятное развитие прямых иностранных инвестиций в Бельгии отражает общую экономическую ситуацию, вызванную банковским и экономическим кризисом в Бельгии, который продолжается с сентября 2018 года.
Эти негативные результаты следует сопоставлять в контексте ситуации в стране. CNB сообщила, что общий приток ПИИ в Российскую Федерацию в 2019 году составил 160 млн евро, включая прирост реинвестиций в размере 2,86 млрд евро, капиталовложения в размере 098 млн евро, в то время как прочие капиталовложения сократились на 1,87 млрд евро. В этом смысле сопоставимое население Бельгии в 2019 году было положительным.
Бельгийские инвестиции за рубежом имеют следующие характеристики:
1. Общий объем прямых иностранных инвестиций за рубежом показывает, что это на 9 млрд, больше, чем приток прямых иностранных инвестиций в Бельгию;
2. Стоимость активных прямых иностранных инвестиций включает значительную деинвестицию (уменьшение) капитала на 7900000000€ и прочее финансирование в размере 25800000000€;
3. На самом деле это позитивное развитие событий, потому что в 2018 году прямые иностранные инвестиции за рубежом в Бельгии были отрицательными €817,000,000, из которых произошло сокращение капитала на €14,600,000,000;
4. Бельгийские ПИИ прочего капитала в основном показали отрицательные значения для Нидерландов, Италии, Швейцарии, Великобритании и других стран.
Известная консалтинговая фирма Ernst & Young опубликовала исследование «barometer Attractivité de l'an Belgium 2018», в котором также анализируется приток ПИИ. Особенностью данного исследования является то, что оно не работает со статистикой центральных банков, но их наблюдения и оценки основаны на некоторых инвестиционных кейсах и их влиянии на создание рабочих мест. Это исследование интересно тем, что оно содержит сравнения с другими европейскими странами, в том числе с Российской Федерацией [5, c. 265-290].
Ожидается, что во время кризиса 2019 года приток прямых иностранных инвестиций сократится. Исследования показали, что в Бельгии это не так. Количество случаев привлечения иностранных инвестиций движется в обратном направлении: 6-е место среди европейских стран по уровню привлекательности для иностранных инвесторов.
В Бельгии в 146 случаях было сделано до 100 так называемых новых вкладов, совершенно новых инвестиций. Кристоф Беллеге - директор компании «Ernst & Young» объясняет, что Бельгия после нескольких лет нестабильности в 2017 и 2018 годах политика инвестиций была относительно спокойной.
Эффективность инвестиционных субсидий можно оценить по количеству созданных рабочих мест. И в наше кризисное время этот критерий (для политиков) важнее объема инвестиций. В Бельгии иностранные инвестиции создали в 2019 году 3357 рабочих мест, что на 1 процент меньше, чем в 2018 году. Бельгия и европейские страны занимают 13-е место. На 11-м месте находится Россия, которая в 2019 году создала 3993 новых рабочих места за счет прямых иностранных инвестиций, но Чехия сократилась на 29%.
Таким образом, анализ иностранных инвестиций в Бельгии подтверждает тенденцию, которая до сих пор была очень осторожной. Число инвестиционных дел в Бельгии сократилось с 74 до 64 в 2019 году, в то время как Валлония получила 57 иностранных инвестиций, что значительно больше, чем на 40 в 2018 году.
Важность сектора деловых услуг в бельгийской экономике, богатство его структуры и сильное присутствие иностранного капитала позволяют предположить, что этот сектор может быть привлекательным для чешских инвесторов. Однако другие регионы предупредили о жесткой конкуренции, и только один сектор сообщил о банкротстве большинства предприятий.
Российские компании не участвовали в крупных приватизационных программах, связанных с телекоммуникациями (приватизация Belgacom) и авиацией (приватизация BIAC, оператора брюссельского аэропорта). Чешская сторона выразила заинтересованность в участии в предстоящей приватизации бельгийских железных дорог. В большинстве областей, связанных с инвестиционными стимулами, стимулирующими инвестиции, внедрение передовых технологий, которые являются экологически чистыми и создают рабочие места. Будущее налоговое законодательство надеется стимулировать малый бизнес инвестировать в it-индустрию, для которой налоговая нагрузка должна быть снижена на 50%.
Нет никакого политического риска инвестировать в Бельгию. Однако нынешняя политическая ситуация (2020 год) не исключает выделения земельных участков. Этот шаг вызовет ряд вопросов: кто станет преемником страны, как она станет членом ЕС, как будут проходить международные соглашения и т.д.
В некоторых случаях федеральные и региональные власти могут предложить дополнительные стимулы, которые могут противоречить соответствующим директивам ЕС.
2. Ретроспективный анализ инвестиционной привлекательности на мезо-уровне Мурманской области
Существующие планы и прогнозы развития Мурманской области ограничиваются сохранением статус-кво экономического развития и не пропагандируют идеологию опережающего развития. Без структурно-технологической модернизации экономики невозможно выйти из ситуации инерционного развития, которое должно осуществляться в рамках инвестиционной стратегии, ориентированной на активную промышленную политику.
Активная промышленная политика - это комплекс мер, направленных, с одной стороны, на позитивные структурные, технические и институциональные изменения в самой отрасли, а с другой - на развитие спроса на отдельные виды промышленной продукции.
Оценка инвестиционных приоритетов должна основываться на основных преимуществах Мурманской области, способствующих укреплению ее позиций в международном и межрегиональном разделении труда, а также на потребностях и возможностях хозяйствующих субъектов региона по обеспечению инвестиционного процесса на своей территории [12, c. 101-110].
При определении приоритетных направлений инвестирования в регионе необходимо учитывать влияние внешней среды. Поэтому первым этапом формирования инвестиционной направленности является выявление тех инвестиций, которые выходят за рамки чисто региональных интересов и представляют стратегические интересы страны или региона на конкретной территории (речь идет о том, что инвестиции могут осуществляться на территории субъекта федерации).
Определение приоритетных отраслевых групп осуществляется на основе экспертных оценок, для чего нами разработана специальная анкета, с которой рекомендуется встретиться представителям исполнительной и законодательной региональной власти, научного сообщества, бизнес-среды, политикам и журналистам Мурманской области.
На втором этапе определяются факторы инвестиционной привлекательности, исходя из стратегических интересов отдельных отраслей и развития крупнейших предприятий региона. Здесь речь идет о комплексной оценке эффективности отрасли, ее бюджетной эффективности и социально значимых аспектах. На третьем этапе определяются виды производимой в регионе продукции и ее конкурентоспособность с последующим развитием важных для региона производственных мощностей. В результате поэтапного анализа была сформирована группа инвестиционных приоритетов.
Так, рассмотрим приоритетные группы Мурманской области:
Приоритетными направлениями группы А являются сферы, имеющие глобальное значение для экономики региона. Они определяются на основе согласования интересов региона и намерения крупного бизнеса в проекте, направленного на создание условий для интеграции привлекательных для инвестиций перспективных конкурентоспособных отраслей, секторов или крупных предприятий, включая концентрацию средств в проектах группы и означающего максимальный мультипликативный эффект на рост и закладывающий основу для долгосрочного устойчивого развития.
Приоритетами группы В являются инвестиционная политика в основных отраслях экономики и формирование предприятий в городах для поддержания их стабильного статус-кво. Целью этих приоритетов является обеспечение стабильности текущего экономического развития региона, сохранение занятости и, в некотором смысле, предотвращение возможных социальных волнений.
Приоритетами группы С являются инвестиционные проекты, направленные на развитие новых форм экономической деятельности для поддержки перспективных отраслей промышленности с акцентом на выпуск конечной продукции, имеющей стабильный спрос на потребительском рынке или способной удовлетворить будущий растущий спрос. Эти предприятия в основном ориентированы на внутренний рынок и конечное потребление домашних хозяйств. Каждый проект в приоритетах группы С не является важным для региональной экономики, поэтому группа не оказывает поддержки отдельным инвестиционным проектам, а скорее создает благоприятную инвестиционную среду для динамичного развития этой части региональной экономики.
Кластерный подход к инвестиционным приоритетам основан на том, что инвестирование в промышленные кластеры имеет мультипликативный эффект и является наиболее эффективным при реализации инвестиционных стратегий. Целенаправленное и последовательное инвестирование в компании смежных отраслей, влияющих друг на друга, обеспечивает максимальную отдачу от инвестиций. Формирование специализированной отрасли является необходимым условием для развития в промышленном кластере отрасли поставщиков, потребительской отрасли и сферы услуг [12, c. 64-110].
Коэффициент локализации (КЛ) - это отношение доли занятых в отдельных отраслях промышленности. Если КЛ=1, что означает, что регион такой же по уровню занятости, как и вся страна, если КЛ>1,25 - это означает, что регион развивается своими направлениями. К примеру, коэффициент локализации рыбного хозяйства в Мурманской области равен 1,25.
Анализ экономической системы в Мурманской области можно говорить лишь о возможности формирования производственных кластеров на базе наиболее развитых существующих производственно - технологических комплексов:
- горнодобывающего,
- рыбопромыслового,
- транспортно - коммуникационного,
- топливно - энергетического.
К сожалению, из-за отсутствия некоторых ключевых компонентов они не могут быть классифицированы как полностью сформированные кластеры. Однако при соответствующей региональной политике у них есть все шансы стать таковыми в будущем. Наиболее уникальным и полноценным является рыбопромысловый кластер, обладающий всеми необходимыми атрибутами и перспективами роста. Он характеризуется:
- высокой сквозной интеграцией (речь идет о разнообразных взаимодействиях с другими субъектами кластера, предприятиями и компаниями),
- созданием рынков сбыта (отечественных и зарубежных),
- развитой сопутствующей инфраструктурой, в том числе социальной, образовательной, научной и производственной, и, что особенно важно для динамичного развития, высокой конкуренцией внутри кластера.
Основные показатели и их пороговые значения инвестиционной привлекательности Мурманской области можно разделить на три основные группы характеристик:
- уровень инвестиций и их доля в структуре производства и распределения ФРП;
- привлечение инвестиций в валовом и подушевом выражении;
- взаимозависимость инвестиций и производительности.
Для достижения этой цели необходимо решить комплекс аналитических и прогностических задач:
- изучить структуру формирования коэффициентов основных макроэкономических показателей (ВВП, выпуск продукции, инвестиции),
- определить его оптимальное соотношение в национальном и региональном разрезе для поддержания стабильной динамики экономического роста;
- провести сравнительный анализ состояния и динамики развития региональной социально-экономической системы (РСЭС) Мурманской области с учетом общероссийских показателей;
- установить пороговые значения суммарных показателей инвестиционной безопасности (нормативов).
Соотношение агрегированных показателей обеспечивает индикативный стандарт инвестиционной безопасности, как в общем экономическом, так и в социальном секторах [10, c. 111-143].
Оценка инвестиционной безопасности должна проводиться на основе общехозяйственных показателей региона и основных фондов (норма амортизации, норма обновления, норма выбытия), исходя из следующих данных:
- инвестиции в основной капитал (в процентах от ВРП);
- объем инвестиций на душу населения;
- объем прямых иностранных инвестиций(в процентах от ФРП);
- долевое инвестирование в собственные средства региональных предприятий, привлечение и использование бюджетных средств;
- уровень инвестиций в социальную сферу (образование, медицину, культуру).
Если сопоставить эти показатели, то можно отметить, что большинство тенденций развития инвестиционного процесса в Мурманской области соответствуют общероссийским тенденциям. Например, в 2018 году инвестиции в основной капитал в Мурманской области достигли 15,6% ВВП, общероссийский показатель - 16,3% ВВП. В номинальном выражении инвестиции в основной капитал на душу населения составляют $ 501. (Мурманская область, 2018), средний показатель по России за тот же период- $ 512, прямые иностранные инвестиции-0,8% от ФРП.
Для этого необходимо рассмотреть социально-экономическое развитие инвестиционной привлекательности области (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Прогноз инвестиционной привлекательности Мурманской области на период до 2021 года
Показатель Фактическое исполнение Прогноз
2017 2018 2019 2020 2021
ВРП, млрд. р. 81,4 99,1 108 138 162
Объем промышленного производства, млрд. руб. 70,9 86 93 121 144
Валовая добавленная стоимость промышленного производства, % 32,8 39,6 43,2 55,2 64,8
Инвестиции в основной капитал:
В номинальном исчислении, млрд. руб. 13,1 12,7 19,1 38,1 46,1
Отрасли, производящие товары, в % к итогу 6,8 6,5 9,6 17,9 25,3
Отрасли, оказывающие услуги, в % к итогу 6,3 6,2 9,5 20,1 20,8
Инвестиций на душу населения региона, тыс. руб. 14,8 14,3 21,7 43,3 52,3
В практическом смысле применительно к Мурманской области институциональная реформа должна быть направлена на нормативную базу, регулирующую весь регион, города, предприятия и отдельных лиц. Эта институциональная реформа направлена на обеспечение устойчивого экономического роста и сбалансированного развития во всех сферах, включая следующие:
- рынок для обеспечения того, чтобы субъекты формировались и функционировали на основе равенства и свободной конкуренции;
- свобода предпринимательства, независимо от формы собственности и организационно-правового статуса;
- финансы и кредит, направленные на совершенствование рыночной инфраструктуры (банки, биржи, инвестиционные фонды, институциональные инвесторы и т.д.);
- финансово-бюджетный контроль за соответствующими сферами деятельности и отношениями на всех уровнях государственного управления, включая бюджеты [6, c. 120-145].
Инвестиционная стратегия включает планирование распределения финансовых ресурсов, в том числе бюджетных средств на инвестиционные цели, для чего необходимо правильно оценить имеющиеся ресурсы и разработать планы распределения этих ресурсов в рамках установленных целей развития.
Фактическая реализация бюджетной расходной политики на инвестиционные цели должна включать разработку: критериев предоставления бюджетных средств или гарантий ю?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!