это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2581380
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе
Ницше и фашизм
Философия Фридриха Ницше оказала огромное влияние не только на философию ХХ века, но и на искусство, литературу и даже на политические и социологические взгляды. Можно сказать, что повальное увлечение взглядами Ницше – ницшеанство, стало явлением массовым, мировым. Однако следует заметить, что философия великого мыслителя трактуется неоднозначно и сегодня. Неоднозначны и толкования ученых, анализировавших соотношения трудов философа с идеями фашизма.
С одной стороны, можно найти прямое влияние философских идей Фридриха Ницше на антигуманистические взгляды германского фашизма, их духовной основой. Но, с другой стороны, идеи великого ученого были исковерканы до неузнаваемости сначала идеологами фашизма, а затем советскими исследователями, которые считали Ницше аморальным философом, идеологом жестокости и насилия, проповедником войны, считающим социальное рабство, неравенство основой эволюции культуры.
Именно такие выводы, сделанные по трудам великого идеолога, зародили представление о нем как о философе фашизма. Но так ли это на самом деле? Возможно, это предвзятое отношение марксистов-социалистов, развитие и распространение которых Ницше связывал с проявлением стадности, с потерей личности, общественной катастрофой и концом культуры. Другие ученые, объясняют связь философии с фашизмом, ссылаясь на душевную болезнь Ницше: последние годы жизни философ провел в психиатрической больнице, его болезнь связывают с наследственностью, с умышленным «политическим» отравлением или заболеванием нейросифилисом.
Но есть и противоположные взгляды, которые видят в идеологии Ницше антифашистскую направленность. Какое же утверждения является верным? Что же все-таки представляет из себя связь философии Ницше и идеологии фашизма? Попробуем разъяснить эти вопросы.
В первую очередь, следует рассмотреть идею о сверхчеловеке. Эта идея была изложена в книге «Так говорил Заратустра» в 1883 году. «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что до’лжно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? …Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором», – пишет автор к предисловии к книге. Кто же такой сверхчеловек, почему эта идея философа была «подхвачена» фашистской идеологией?
Сверхчеловек - это субъект эволюции, человек все время должен стремиться «улучшению» самого себя, уподобиться Богу в земной жизни, поэтому чтить нужно земную жизнь, а не божественную. Сверхчеловек – это победитель бытия, его цель – жизнь, битва за превосходство и власть, он должен занять место умершего Бога. Философ считает, что именно идея сверхчеловека возвращает человеку смысл жизни, смысл существования.
Таким образом, идеологи фашизма возомнили себя «сверхчеловеками», людьми избранными, занявшего место теурга, вершителей судеб. Можно ли обвинять философа в том, то в основе фашизма лежит идея превосходства одной нации, причислившей себе черты сверхчеловека? Конечно, нет. Тем более в фашизме мы видим только идею превосходства сверхчеловека, но сверхчеловек Ницше – это результат эволюции, результат культурно-духовного, интеллектуального, морально-этического развития человека. Поэтому сверхчеловек – это не Гитлер, не Муссолини, его цель не выявление собственного превосходства при помощи оружия, войны, появление сверхчеловека Ницше связано с долгим процессом саморазвития, самоусовершенствования человека не только по внешним физическим признакам, как, в первую очередь, определяли фашисты, но и развитием интеллектуально-духовной сферы жизни человека. Сверхчеловек Ницше – это человек в лучшем проявлении всех божественных качеств, данных ему природой, а не всевластвующий убийца, тиран, жестокий палач, каким он был представлен в идеологии фашизма.
Таким образом, идея о сверхчеловеке Ницше была грубо исковеркана, переложена с идеи эволюции, на идею всемогущества.
Вторая идея философа, которая была использована в идеологии фашизма – это идея сильной расы. Бер Моисеевич Бернардинер, известный российский советский философ еще до начала Второй мировой войны интересовался вопросами влияния философии Ницше на идеи фашизма, об этом он пишет в своей книге «Философия Ницше и фашизм», опубликованной 1934 году. Автор пытается разобраться в вопросах популяризации национал-социалистами идей философа как основы создания Третьего рейха. Одним из главных вопросов является размышление идей Ницше, связанных с представлениями Ницше о неравенстве людей и рас.
Конечно, понятия сильной и слабой расы, выделенной в идеях Ницше об аристократизме, импонировали фашистской идеологии. Высказывания Ницше о сильной господствующей расе, идеологи фашизма использовали для оправдания своей жестокости по отношению к другим национальностям и выделении немецкого народа как избранной, господствующей расы. Однако, если рассмотреть идею Ницше и «понятия» расы, то можно убедиться в том, что философ дает этому понятию другое значение: «раса» для философа – это категории интеллектуально-моральная, социально-культурная, нежели этническая или национальная. Под сильной расой мыслитель видит людей, приближенных к понятию сверхчеловека, это люди, обладающие лучшими качествами сильной личности, которые готовы пожертвовать личными выгодами. Слабую расу представляют люди, живущие ради личной выгоды, не обладающие качествами сильной личности. Поэтому Ницше говорит, что слабая раса живет по морали рабов, а сильная – по морали господ, аристократов. Таким образом, в расовой теории философа нет национальной принадлежности, он говорит лишь о моральных качествах людей вне этнических групп, а теоретики фашизма используют понятия расы, яко бы опираясь на теорию Ницше, но дают трактовку не моральную, а этническую, а, значит, нельзя говорить о наследовании ницшеанской теории расы.
В книге «Так говорил Заратустра» Ницше воспевает войну: «Вы должны возлюбить мир как средство к новым войнам… Мой совет Вам - не мир, а война». Что обозначают эти слова на самом деле и как их трактовали фашисты? Гитлер видел в идеях философа гимн войне, цитировал его книгу и говорил трибун: «Я призываю вас не к работе, а к борьбе». Но стоит задуматься, в каком значении Ницше использует значение слова «война». Если прочитать продолжение фразы философа о борьбе «Да будет труд ваш борьбой, и мир ваш победою!», то понимаем, что война и борьба используются совершенно в ином значении, не в прямом. В идеологии мыслителя война и борьба воспринимаются не в смысле сражений, кровопролитий, а в значении работы над собой, над своим духом и мыслями.
«О, братья мои, разве я жесток? Но я же говорю: что падает, то нужно еще и толкнуть! Все что от сегодня, - падает и распадается: кто захотел бы удержать его? Но я- я хочу еще толкнуть его!.. И кого вы не научите летать, того научите - быстрее падать!» - вот слова Ницше, которые тоже трактуют по-разному, обвиняя автора в жестокости. Но здесь речь идет об эпохе, о нравах и естественной эволюции.
Что же говорил сам Ницше о национализме, антисемитизме, об основных постулатах теории фашизма. « …у современных немцев появляется то антифранцузская глупость, то антиеврейская, то прусская», - пишет автор. О евреях философ писал как о «самой сильной, самой цепкой, самой чистой расой из всего теперешнего населения Европы».
Могла ли все-таки философия Ницше стать основой идеологии фашизма? С уверенностью можно сказать, что Ницше не имеет никакого отношения к лозунгам нацистов. Мыслитель предвидел трудности и катаклизмы будущего столетия, он не любил антисемитизм, говорил о переустройстве человека, об идеалах сверхчеловека. Напрямую его идеи никак не связаны с понятиями фашизма, наоборот, они во многом ему противоречат. Поэтому нельзя винить Ницше в возникновении фашизма, нельзя его назвать идеологом фашизма. Проблема здесь в неправильной интерпретации его высказываний, использованием «удобных» для нацистской идеологии фраз.
Философия Ф. Ницше направлена против фашизма, против антисемитизма, нацизма и славянофобии. Доказательством являются и сами высказывания философа, и его труды, и основные идеи его философии. Фашизм выбрал идеологию Ницше основой государственной философии
Третьего Рейха, назвал «Заратустру» основателем фашизма, а Ницше - духовным отцом фашизма. Но нельзя обвинять Ницше в фашизме, в его идеологии нет прямого отношения к ней. Философ призывает к действию как к осуществлению устремлений человека, а не к войне. Он указывает на сверхчеловека, способного интеллектуальному развитию, духовно-нравственному самосовершенствованию, а не вожде, давшем себе право считать себя совершеннее других и убивать народы. Автор пишет о возрождении расы не путем уничтожения этнических групп, а о возрождении человечества через возрождение культуры, социально-нравственных норм.
Не Ницше, не его идеология виновата в возникновении фашизма, а сами идеологи-теоретики фашизма, которые интерпретировали философию мыслителя не цельно, а отрывочно, выбрав для себя наиболее подходящие высказывания и интерпретировав их по-своему.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!