это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2588390
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
В публичном пространстве мы нередко видим, что понятие демократии видится, как финальная точка социально-политического прогресса, для которой и возводятся те самые институты выборности и представительства под чутким руководством рациональных элит. Однако историческая динамика этого понятия говорит против застывания демократии в этих смысловых границах. Это комплексное значение – результат длительного переворачивания представлений о демократии, которая в течение нескольких веков воспринималась как механизм включения народа в пространство политики. В этом смысле демократия предстаёт перед нами как бесконечный процесс требования ротации правителей, демонтажа социальных иерархий и переопределения самой сути свободы. Становление демократии происходило как в мирных условиях, так и в результате войн и революций; как эволюционным путем, т. е. путем постепенного, ламинарного, практически без скачков и возвратных движений формирования демократических институтов и политических систем.
Так, актуальность темы обусловлена многообразием мысли в отношении существенных характеристик понятия демократии, необходимостью глубокого анализа и разработки новых подходов, откликающимся условиям современности. Зародившись еще в догосударственном обществе, демократические формы правления прошли длительный путь, постоянно развиваясь и видоизменяясь в разных странах, в которых создались определенные условия. Политическая демократия из наиболее развитых обществ в то время постепенно распространялась по странам и континентам; при этом само распространение демократии не всегда было закономерным и предсказуемым, не всегда линейным и однонаправленным. Для понимания современного состояния демократии как политической системы и состояния общества следует, по нашему мнению, проанализировать исторический контекст института демократии.
ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ И АНТИЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Определить демократию возможно, как это форму организации государственной власти и порядок властеотношений, при которых последовательно осуществляются основные права и свободы человека и гражданина, реализуется правовой порядок взаимоотношений личности и государства на началах взаимной ответственности, реально утверждается режим правовых ограничений и законности в деятельности носителей публичной власти, обеспечивается приведение общества к согласию и равновесию. Демократия – это политическая система, в которой власть – прямо или косвенно – находится в руках народа. Собственно, это определение вытекает из этимологии самого греческого слова «демократия», составленного из двух основ: «демос» - народ и «кратос» - власть. Гораздо менее известно, что греческое «демос» обозначало также и территориальную единицу (сельское поселение, городской квартал), которое было низовой основой древней демократии. Само слово «демократия» может обозначать как демократию прямого действия (которая и существовала в древней Греции), так и представительную демократию, которая абсолютно преобладает в современном мире. Сущность демократии заключалась в способности граждан заменить одно правительство на другое и тем самым оградить себя от риска превращения политиков в неизменную силу. Коль скоро правительство может быть смещено, а избиратели имеют возможность выбора между по крайней мере двумя различными партийными платформами, угроза тирании может быть ограничена. Демократия является механизмом, который позволяет выразить стремления простых людей, оставляя осуществление политики в руках тех, кто обладает необходимым опытом и квалификацией. При условии различия индивидуальных интересов и неизбежно широкого спектра требований к правительству нужен механизм отбора тех, кто принимает «решения, наиболее приемлемые или наименее неприемлемые для разнообразных индивидуальных требований». Демократия является единственным способом достижения такой цели. В знаменитой Геттисбергской речи 1863 г. президент Линкольн охарактеризовал демократию (хотя и не назвал ее прямо) как «правление народа, осуществляемое народом и для народа». Конечно, эта характеристика относилась к представительной американской демократии.
В политической антропологии бесспорным считается факт, что демократия как особая форма политической и социальной организации впервые возникла в полисном государстве, детально описанном исторической и юридической традицией античности. Современные ученые определяют полис и его разновидность цивитас как особый тип раннего государства, которое принципиально отличалось от древневосточных централизованных бюрократических государств. Российские антиковеды называют классический афинский полис и римскую республику античной гражданской общиной. Именно в рамках этой общины- государства впервые в европейской истории сформировались такие важнейшие составляющие всякой демократии, как республиканская форма правления и гражданское общество. Политическая организация полисной общины-государства совпадала в эпоху ее расцвета с гражданским обществом, состоявшим из полноправных воинов-ополченцев, владевших на ее территории земельным наделом.
Первой классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до н.э. и свой расцвет переживала во времена правления Перикла, который руководил афинским правительством и считался народным вождем. Он был противником тирании и противопоставлял ей собственный идеал государственного устройства. “Называется этот строй демократическим,- писал Перикл,- потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их.” Осуществленные под его руководством реформы предусматривали равномерное распределение власти среди всех свободных граждан (в их число не входили рабы, женщины и некоренные афиняне).
Древнегреческая демократия представляла собой прежде всего систему прямого правления, при которой весь народ осуществлял законодательную власть и в которой не была известна система представительства. Такое положение было возможным в результате ограниченных размеров древнегреческого государства, которое охватывало, как правило, город и прилегающую к нему сельскую местность, население которых редко превышало 10 тыс. граждан.
Такая форма правления представляла собой прямую демократию - то есть такую форму народовластия, когда граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. В древних демократических государствах каждый гражданин был наделен правом участвовать в законодательных собраниях и голосовать. Значительная часть граждан так или иначе занимала один из множества существовавших в городе-государстве выборных постов. Не было разделения на законодательную и исполнительную власть: обе ветви власти были сосредоточены в руках активных граждан. Политическая жизнь характеризовалась значительной активностью граждан, которые живо интересовались всеми аспектами процесса управления.
Античная демократия заботилась о создании благоприятных условий для участия граждан в управлении делами государства. За счет использования труда рабов граждане имели для этого достаточно свободного времени. Кроме того, бедные получали от государства поддержку, а также плату за присутствие на общественных мероприятиях. Общественное мнение также стимулировало политическую активность народа, оценивая участие в политике как единственное достойное занятие для афинского гражданина.
Власть народного собрания Афин ничем не ограничивалась и простиралась на любые проявления частной жизни. Абсолютность и все проникновение власти таили в себе опасность вырождения демократии в тиранию. Пока народное собрание находилось под влиянием таких мудрых и авторитетных вождей, как Перикл, а противоречия между богатыми и бедными были сглажены, всевластие большинства сочеталось с терпимостью к различным мнениям и не перерастало в расправу над меньшинством. Однако со сменой авторитетов и ростом имущественного неравенства, усилением влияния черни и общим падением нравов Афинская республика приобрела черты охлократии и тирании большинства. Всевластие плебса стало абсолютным. Частым явлением стали расправы бедных над богатыми, гонения на еретиков и инакомыслящих. Демократия стала формой правления с сильными деспотическими тенденциями. Платон считал, что хуже демократии может быть только тирания. Демократия - это власть худших людей, опирающихся на рабов. Аристотель также отрицательно относился к демократии и противопоставлял ей политию - власть не толпы, а благоразумного большинства, которое в состоянии руководствоваться добродетелью, думать об обществе в целом. Государства, функционирующие на принципах прямой демократии, существовали в Древнем Риме, Древнем Новгороде (где решения принимались на вече), во Флоренции и ряде других городов-республик. В целом же в период средневековья во всем мире утвердилось господство авторитарных, преимущественно монархических форм правления. Доминирующим представлением о государственном устройстве стало восприятие общества как единого, сложного, иерархически организованного организма, где каждая общественная группа должна выполнять определенную общественную функцию и подчиняться власти. Само слово “демократия” исчезло из европейского политического лексикона почти на две тысячи лет, и если иногда и использовалось, то только в негативном, аристотелевском значении неправильной, извращенной формы правления, разрушительной власти черни.
Однако идеи ограничения монархической власти пронизывали всю эпоху средневековья. Под влиянием христианства утвердились идеи о том, что монарх и власть в целом обязаны служить своему народу и не должны нарушать законы, вытекающие из божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. Концепция общественного договора трактовала государственную власть как следствие свободного договора между народом и правителем, договора, который обязаны соблюдать обе стороны.
ТЕОРИИ (МОДЕЛИ) ДЕМОКРАТИИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Существуют либеральные, консервативные, популистские, коммунистические и анархистские трактовки демократии, плюралистические и элитарные концепции, идеи прямой и представительной демократии, модели охранительной, развивающей, партиципаторной демократии (или демократии прямого участия). В науке политологии демократия имеет довольно обширную классификацию форм демократии:
- прямую демократию, появившуюся еще в древности и предполагающую принятие государственных решений всеми гражданами страны;
- плебисцитарную демократию - народовластие с выбором авторитетного лидера, который принимает решения на основе одобрения всех граждан. Предшественник такой формы демократии - военная демократия, включающая элементы родового строя;
- плюралистическую (представительную) демократию - государственное устройство, в котором гражданское население выбирает представителя с целью делегирования ему права решать государственные дела.
Понятие «прямая демократия» («чистая демократия») связывается с элементами прямого (непосредственного) народовластия; такой режим существовал ранее и существует в обществе сегодня, поэтому она отнесена к научной категории, представляющей собой определенную правовую модель прямого и непосредственного народного правления, закрепленную системой законодательства (совокупность конституционно-правовых норм). Для характеристики прямой демократии выделим ее особенности:
- принадлежность народу неотчуждаемых и непередаваемых властных полномочий, где народ - главный субъект власти;
- народное собрание - легитимный орган власти, избираемый народом, который принимает публично-властные решения по общественно и социально значимым вопросам;
- решения принимаются большинством;
- разделение народной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Понятие плебисцитарной демократии появилось в античное время, когда все решения принимались на народных собраниях путем голосования всех граждан. В Европе XX в. плебисциты неоднократно использовались для решения вопросов территориального размежевания (например, отделение Норвегии от Швеции).
Примером плебисцитарной демократии на текущий момент считается Швейцария, в частности, по форме народного управления. В этой стране довольно часто проводятся референдумы, которые имеют следующие виды:
- обязательные, если вновь принятый закон затрагивает конституцию страны;
- условные, которые могут проводиться по любому закону в течение 3 месяцев со дня его принятия, если в поддержку референдума удается собрать определенное число подписей;
- совещательные, которые проводит правительство или парламент, когда нет острой необходимости собирать общий совет.
Понятие «прямая демократия» («чистая демократия») - не вымысел, не фантазия. Оно - результат мыслительной деятельности, абстрагирования, анализа исторической сущности и анализа важнейших общих и существенных характеристик, в т.ч. признаков систем прямого (не представительного) правления прошлого. В какой-то мере это и результат попыток исследователей оценить реальные процессы, происходящие в современном обществе, угадать перспективы его развития, заглянуть в будущее.
Сложность исследования прямой демократии как непосредственного народного правления заключается в том, что приходится иметь дело лишь с основными началами и принципами прямого народовластия, которые наличествовали в бывших обществах и существуют в обществе современном. А потому прямая (чистая) демократия - это научная категория, обозначающая определенную правовую модель прямого народного правления, определяемую системой законодательства (совокупностью конституционно-правовых норм) и имеет две формы модели - архаическую и модернистскую.
Демократия, являясь общественно-политическим феноменом, однако, не исчерпывается приведенной основной классификацией и на сегодняшний день продолжает совершенствоваться, приобретая иную полярность и окраску.
Свой вариант теории плебисцитарной демократии предложил Макс Вебер, который считал, что такая демократия реальна, но при определенных условиях, таких как 1) общественная стабильность; 2) демократические традиции; 3) сильная оппозиция.
При сильной политической оппозиции, имеющей доступ к средствам массовой информации, возможно формирование свободного общественного мнения, а не такого, которое выгодно власти.
Представительная демократия на сегодняшний день является ведущей формой участия граждан в управлении современными государствами, при которой основным источником власти признается народ, принимающий непосредственное участие в государственном управлении посредством избрания своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления (например, путем проведения референдума).
Современная представительная демократия трансформируется в модель, которая характеризуется значительной вовлеченностью граждан, общественных организаций, групп интересов и многих других субъектов гражданского общества в процесс выработки и принятия публично-властных решений.
Цензовая демократия - это некое подобие представительной демократии: здесь население выбирает не одного представителя, а целую группу, круг лиц, которому доверяет решение важных вопросов. Цензовая демократия может быть элитарной и классовой (пролетарская, буржуазная)
Формы демократии складываются (материализуются) как ее компоненты, оформляются в институты демократии, образующие в совокупности систему. Институт демократии - это структурно-нормативное и функциональное образование в организации государственной власти, обеспечивающее во взаимодействии с другими определенный порядок взаимовлияния общества и государства на пути к прогрессу.
На современном этапе идет интеграция различных форм демократии. Ключевой элемент здесь - народное волеизъявление, которое подразумевает обязательное наличие ветвей власти, образование которых происходит на основе тайных, всеобщих выборов. Также важным является развитие необходимых демократических элементов: свободы слова, печати, создания общественных организаций и пр.
Представительная демократия, в отличие от прямой демократии, учитывает эту сложную социальную дифференциацию. Она предоставляет возможность принимать взвешенные решения немногим выдвиженцам основных социальных слоев и групп граждан, принимая во внимание их реальный вес и влияние в обществе.
Сегодня очевидно, что государство должно быть демократическим, поскольку только так решается проблема человека и государства. Следует выработать механизм деятельности государственной власти так, чтобы власть не узурпировалась и не шла вразрез с интересами народа и отдельных ее граждан.
Современная наука политология, совершенствуя данное направление, существенно расширила границы приведенной классификации форм демократии.
К примеру, Ю.Е. Поляк выделяет современный вид демократии - «электронную демократию», которая им связывается с западными средствами интернет-пропаганды о деятельности правительства, а в нашей стране - с так называемыми телекоммуникационными услугами сети Интернет - «электронной демократией», «электронным правительством» или «электронным государством».
Надо сказать, что ученый отчасти прав, связывая этот вид демократии со свободным доступом граждан к официальной информации. Мы также согласимся с доводом, что «большинство граждан стремятся покинуть Россию, а молодые преимущественно заняты в сети Интернет и не ходят на выборы, не смотрят телевизор». С такими доводами действительно трудно не согласиться.
ПЕРЕХОД К ДЕМОКРАТИИ
Демократия в современном мире распространялась и утверждалась неравномерно. В целом исследователи выделяют три волны демократизации, каждая из которых имеет свою географию, генезис, характеристики развития. Так, Сэмюэль Хантингтон в своей известной работе «Третья волна: демократизация в конце ХХ века» дает следующую периодизацию: первый подъем волны — 1828—1926 годы, первый спад — 1922—1942, второй подъем — 1943—1962, второй спад — 1958—1975 годы, начало третьего подъема — 1974 год. Первая волна демократизации обусловила становление 29 демократий, в основном либеральных по духу, с партийными системами, широким избирательным правом, парламентаризмом. Попятное движение было связано с возникновением и распространением фашизма и возвращением ряда стран к авторитарным и даже тоталитарным методам управления. Вторая волна демократизации возникает с окончанием Второй мировой войны; она была обусловлена победой над фашизмом и подъемом антиколониальных движений. К началу 1960-х годов более 35 государств были включены в демократическую «орбиту», однако и здесь наблюдались попятные процессы, которые в ряде случаев привели к оформлению авторитарных или военных режимов (например, в Греции, Португалии, Испании, Чили). Особенность второй волны состояла в том, что либеральные традиции в затронутых ею странах были слабее, а политические партии, напротив, пользовались большим авторитетом. Наконец, третья волна демократизации начинается с разрушения авторитарных режимов на юге Европы во второй половине 1970-х годов. Затем она охватывает Латинскую Америку, некоторые государства Азии (например, Турцию и Филиппины), после чего перекидывается на Восточную и Центральную Европу (Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, республики бывшего СССР в этом регионе). Хантингтон выделяет пять условий, предопределивших демократический переход в 1970-е и 1980-е годы (Хантингтон 2003):
• Делигитимация авторитарных режимов из-за экономических или военных неудач;
• Беспрецедентный глобальный экономический рост 1960-х годов, когда резко возросли жизненные стандарты, повысился уровень образования, упрочился городской средний класс;
• Глубокий перелом в доктрине и деятельности католической церкви и переход национальных церквей к противодействию авторитаризму;
• Изменение соотношения действующих на международной арене сил - США, Советского Союза, Европейских сообществ;
• Воздействие стран, оказавшихся лидерами в третьей волне демократизации, на стимулирование демократизации в других странах («эффект снежного кома»).
Демократизация может быть осуществлена при выполнении двух условий: 1) демонтажа авторитарного режима и создания благоприятных условий для становления будущей политической системы; 2) сознательного выбора новыми политическими силами демократических институтов и процедур.
Дополнительными условиями перехода к демократии выступают экономические факторы — уровень индустриализации, степень урбанизации, показатели грамотности, развитие средств массовой информации. Понятно, что сами по себе они ни в коей мере не являются гарантией успеха; как известно, многие недемократические режимы также отличаются высоким уровнем развития экономики. Важен не столько экономический прогресс как таковой, сколько одно из его возможных последствий — формирование массового среднего класса как социальной базы поддержки демократии. Наконец, в качестве предпосылки перехода к демократии выступают и определенные культурные условия, прежде всего распространение в обществе ценностей и ориентиров, способных противостоять патриархальным или коллективистским установкам и базирующихся на идеях личной свободы, индивидуализма, рационализма.
Проблемы перехода включают успешное становление новой избирательной системы, трансформацию законодательства, замену чиновников старого режима и так далее. Контекстуальные проблемы определяются самой природой переходящего к демократии общества и, следовательно, имеют резко выраженную специфику в каждой из стран. Среди них - бедность, инфляция, региональные конфликты. Наконец, системными проблемами выступают внутренние проблемы самой демократии. Однако если стабильные демократические государства умеют их решать, то для новых демократий такие проблемы могут быть весьма сложными. Речь идет о неспособности обеспечивать компромиссные решения, доминировании крупных экономических интересов, неумении противостоять демагогии и популизму. Именно поэтому дорога к демократии зачастую оказывается не линейной, но извилистой, изобилующей отступлениями и попятными движениями.
На сегодняшний день демократия является одной из основных ценностей Совета Европы, наряду с правами человека и верховенством права. В Совете Европы имеется ряд программ и публикаций, направленных на совершенствование и обеспечение будущего демократии. В 2005 году на третьем Саммите глав государств и правительств Совета Европы был учрежден Форум за будущее демократии. Цель данного Форума состоит в том, чтобы «укреплять демократию, политические свободы и участие граждан через обмены идеями, информацией и примерами наилучшей практики». Встречи Форума происходят каждый год, в них участвуют около 400 участников из 47 государств-членов и государств-наблюдателей Совета Европы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истоки современной демократии мало связаны с древней Грецией, некоторые полезные уроки можно извлечь и из изучения тогдашних демократических режимов и их функционирования. Демократия – это политическая система, в которой власть – прямо или косвенно – находится в руках народа. Собственно, это определение вытекает из этимологии самого греческого слова «демократия», составленного из двух основ: «демос» - народ и «кратос» - власть. Первой классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Древнегреческая демократия представляла собой прежде всего систему прямого правления, при которой весь народ осуществлял законодательную власть и в которой не была известна система представительства.
Существуют либеральные, консервативные, популистские, коммунистические и анархистские трактовки демократии, плюралистические и элитарные концепции, идеи прямой и представительной демократии, модели охранительной, развивающей, партиципаторной демократии (или демократии прямого участия). Институт демократии - это структурно-нормативное и функциональное образование в организации государственной власти, обеспечивающее во взаимодействии с другими определенный порядок взаимовлияния общества и государства на пути к прогрессу.
На современном этапе идет интеграция различных форм демократии. Ключевой элемент здесь - народное волеизъявление, которое подразумевает обязательное наличие ветвей власти, образование которых происходит на основе тайных, всеобщих выборов. Также важным является развитие необходимых демократических элементов: свободы слова, печати, создания общественных организаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бусыгина И.М., Захаров А.А. Общественно политический лексикон: Учебное пособие. - Издатель: Москва: МГИМО. – 2009. - С. 276.
Карпюк С.М. Прямая демократия в древней греции: поучительный пример или исторический артефакт? // Отечественные записки. - 2006. - №29 (2). - С. 289–299.
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права: Учебное пособие. -СПб: Юрайт, 2009. - 422 с.
Масловский М.В. Социология политики: классические и современные теории. Учебное пособие. М.: Новый учебник, 2004. С.80-86.
Поляк Ю.Е. Электронная демократия, вид сверху.- Информационные ресурсы России. - 2011. - № 5 (123). С. 5-10.
Селезнев П.С., Соловьев П.В. К вопросу о видах демократии // Власть №8. – 2018. – С.183-190.
Ханкевич, О. И. Идеалы античной демократии и современность / О. И. Ханкевич // Крынiцазнаўства i спецыяльныя гiстарычныя дысцыплiны: навук. зб. Вып. 5 / Рэдкал. У. Н. Сiдарцоў (адк. рэд.), С.М. Ходзін – Мн: БГУ, 2009. – C. 82–88.
Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. М.: РОССПЭН, 2003. - 368 с
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!