это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2593758
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм, однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.
Глава 1. Социальные институты
Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является кроме того еще и социальной организацией.
Социальные институты (от лат.Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процессы производства и распределения благ и услуг.
Важным социальным институтом общества является семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных норм. Наряду с указанными существенное значение в жизни общества имеет функционирование социально – культурных институтов (системы образования, здравоохранения, культурно – воспитательные учреждения), науки, института религии.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Формы социальных институтовПростые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами.
Примером простого социального института является институт семьи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов.
Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.
Брак представляет совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством.
В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.
Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и не одобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
вступление в первый брак – образование семьи;
начало деторождения – рождение первого ребенка;
окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
«пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – как правило, муж имеет право иметь несколько жен.
В зависимости от структуры родственных связей выделяются простотой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение.
Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
Глава 2. Семейные социальные статусы, роли и их связь с формой бракаСемейная социальная рольС социологической точки зрения вступление в брак означает смену одного из социальных статусов, которыми обладает каждый человек. В данном случае - смену брачного состояния. Под последним понимают положение индивида по отношению к институту брака.
Естественно, в каждом обществе существуют свой институт брака, своя система образцов поведения в семье, свое понимание прав и обязанностей супругов и других родственников. Это определяется такими понятиями, как семейный социальный статус и семейная социальная роль. Семейный социальный статус - один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Например, мы говорим: «молодая мама», «почтенный отец семейства» и т. д., подчеркивая тем самым и положение человека в обществе.
Семейные статусы подразделяются на супружеские - жена, муж, на родительские - мать, отец, на детские - сын, дочь, брат, сестра, на межпоколенные - дед, бабка, внук, внучка и т. д.
Семейная социальная роль - это предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом. Исполнение семейной роли во многом зависит от сформировавшегося в процессе социализации ролевого образа. Наиболее интенсивно и эффективно процесс формирования ролевых образов происходит в период семейной социализации ребенка и прежде всего на примерах ролевого поведения своих родителей и других ближайших родственников.
Вступая в брак, разводясь или овдовев, люди меняют свой брачный статус. На уровне всего населения эти случаи образуют массовый процесс переходов, которые в совокупности представляют собой воспроизводство брачной структуры. Последняя представляет собой распределение населения по брачным статусам. Значение брачной структуры населения необходимо для лучшего понимания процессов формирования и распада семей, тенденций изменения рождаемости, смертности, она позволяет прогнозировать демографические процессы.
Исходя из формы брака, структура семьи может быть моногамной и полигамной. Моногамная семья - это семья, основанная на браке одного мужчины и одной женщины.
Существует мнение, что моногамия возникла задолго до появления человека разумного. Следует подчеркнуть, что при такой схеме отношений полов самец помогает только той самке, с которой имеет сексуальные отношения. Речь не идёт о совместной заботе о потомстве, так как предполагается, что дети вне зависимости от отцовства, получают пропитание только от матери и мало интересуют своих отцов. Исследователи считают, что переход к такой схеме отношений оказал важное положительное влияние на развитие человеческого вида, и более того, является одним из необходимых этапов развития гоминид, определяющих превосходство предков человека над другими человекообразными обезьянами.
В 2009 г. появились новые археологические данные, косвенно подтверждающие эту теорию. Центральное место в модели древнего человеческого общества, построенной на основании результатов, полученных при исследовании скелета ардипитека, «занимает объяснение трех уникальных человеческих особенностей - двуногости, редукции клыков и скрытой овуляции» - признаков, появившихся гораздо раньше, чем большой мозг и изготовление каменных орудий, которые развились в связи с переходом к моногамии и увеличением вклада отцов в заботу о потомстве, что, в свою очередь, было связано с особенностями пищевой стратегии наших далеких предков.
Исследователь О. Лавджой делает парадоксальный на первый взгляд вывод: повсеместное принятие отношений «секс за еду» (имеется ввиду дофеминисгическое общество) в дальнейшем привело к переходу к моногамии, свойственной человеческому виду, заменив беспорядочные половые связи прошлого. Ученый обоснованно доказывает, что переход схемы отношений от «самок берёт сильный» (что свойственно гориллам и шимпанзе) к «самка предоставляет секс в обмен за еду» предположительно позволил свести к минимуму конфликты самцов внутри человеческой стаи, а также столкновения между стаями. Необходимость переносить тяжелую добычу на большие расстояния для обеспечения едой самок привело к развитию двуногости. При дальнейшем развитии и укреплении парных связей предпочтения самок постепенно сместились «от самых агрессивных и доминантных самцов к самым заботливым». Снижение степени агрессивности самцов позволило перейти к коллективной охоте и послужило толчком к дальнейшему развитию человеческого вида
Полигамная семья основана на браке нескольких партнеров. Брак между одним мужчиной - супругом и несколькими женщинами называется полигинией. Брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. В основе еще одной структуры семьи лежит групповая форма брака, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях.
Полигамия в истории человечества имела гораздо более широкое распространение, чем моногамия. По данным американского социолога Дж. Мердока, число культур с преобладанием полигамии почти в четыре раза превышает число тех культур, где преобладает моногамия. Наиболее распространенная форма полигамии - полигиния до сих пор широко практикуется в странах, где исповедуется ислам. Полиандрия существует у некоторых народов Индии, Тибета, на Маркизских островах, у алеутов и некоторых групп эскимосов преимущественно в виде так называемой фратериальной полиандрии, т. е. брак одной женщины с братьями.
Выделяют так же нефратернальный, неродственный брак - это когда несколько родственно не связанных между собой мужчин вступают в брак с женщиной, которая обладает высоким социальным статусом. При этом мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине.
Разновидностью полиандрии является биандрия - форма брачного союза, при котором женщина имеет одновременно двух мужей.
Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, а на смену ей приходит моногамия. Во многих странах, где религиозная мораль допускает и поощряет полигинию, она запрещена законом.
Претерпела эволюцию и моногамная семья, основанная на однобрачии. Культура традиционной, жесткой моногамии, не допускающей повторных браков (преимущественно для женщин), сменилась так называемой последовательной моногамией, которая предполагает возможность повторных браков для мужчин и женщин. Эта тенденция характерна и для современной России. Например, в 50-е гг. XX в. доля повторных браков как для мужчин, так и для женщин не превышала 9%. В 1970 г. доля повторных браков составляляет 15,1 % среди всех браков мужчин и 13,8% - среди браков всех женщин. Своего максимума доля вступивших в повторный брак достигла для женщин в 1998 г. - 27,8 %; для мужчин в 1997 г. - 28,5 %, а затем эти цифры несколько снизились.
Структурные параметры семьи также определяются по признаку предпочтительности партнера для брака. В ходе исторического развития каждое общество вырабатывало свои правила, нормы, регулирующие выбор супруга и (или) супруги. Правила, по которым партнера для брака ищут вне определенной социальной группы, общности (семьи, рода, клана, племени и др.), называются правилами экзогамии. В настоящее время они являются преобладающими для большинства народов. Самое известное правило экзогамии - инцест: запрещение браков между людьми, являющимися кровными родственниками.
Долгое время у многих народов существовали и продолжают существовать иные правила, регулирующие выбор супруга или супруги. Они получили название эндогамии и определяют выбор партнера в браке только в пределах своей группы. Наиболее известный пример эндогамии - кастовая система в Индии, при которой браки заключаются только между представителями одной касты и тем самым поддерживаются ее закрытость, изолированность. Но даже в цивилизованных обществах сохраняются элементы эндогамии. Это проявляется на уровне некоторых традиций, обычаев, предрассудков; на основе невежества, снобизма и других социальных норм, которые ограничивают «смешанные» браки и где будущие супруги не могут принадлежать к различным расам, нациям, конфессиям, иметь различное социальное происхождение («плебей» и «аристократка»).Процесс брачного отбора исторически конкретен; он зависит от демографических, экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные его особенности связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных брачных партнеров, так и степень свободы индивидуального выбора. В некоторых культурах, а в прошлом - практически повсюду, преобладали браки, организуемые родителями или родственниками. В других - доминирует свободный выбор. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и другого характера.
Структура семьи определяется и существующими в тех или иных обществах, у тех или иных народов правилами выбора местожительства. Например, в США молодая семья предпочитает неолокальнос местожительство, при котором она живет отдельно от семей своих родителей. Матрилокальная семья - это семья, которая живет в соответствии с нормами, которые определяют местожительство рядом с родителями жены или непосредственно в их семье.
В традициях очень многих народов преобладает патрило- кальное местожительство, когда молодая семья живет в рамках семьи родителей мужа или поблизости. В отличие от неолокаль- ной семьи патрилокальная и матрилокальная семьи характеризуются высокой степенью вмешательства в жизнь молодой семьи их родителей, которое зачастую приобретает форму деспотической власти со стороны свекрови, свекра, тещи и др.
Функции семьи как социальной группыСущность семьи как социальной группы и как социального института можно глубже понять прежде всего через ее функции, через решение ею определенного круга социальных задач, проблем, конфликтов. Функции семьи и брака, как правило, меняются в зависимости от изменений, происходящих в самом обществе. Можно выделить некоторые универсальные функции, которые в той или иной мере присущи большинству общественных систем.
Репродуктивная функция (воспроизводство населения) - одна из наиболее значимых и для общества и для семьи. Однако в различных обществах, у различных народов существует ряд факторов, влияющих на репродуктивную функцию семьи. В зависимости от различного рода обстоятельств общество и государство могут использовать и правовые и моральные нормы, чтобы стимулировать рождение новых детей или, наоборот, влиять на семью, добиваясь от нее сокращения деторождения. Кроме того, общество, считая семью основной ячейкой общества, ответственной за воспроизводство ее новых членов, не одобряет появления детей вне семьи, хотя и поддерживает их материально и морально в случае рождения.
Чувственная (сексуальная) функция. Семья - это та социальная группа, в которой большая часть людей стремится удовлетворить свои сексуальные потребности на основе такого чувства, как любовь. Кроме того, семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует сексуальное влечение людей.
Экономическая функция. Долгое время семья повсеместно являлась основной экономической ячейкой общества. Именно в ней было организовано производство всего самого необходимого для членов семьи (натуральное хозяйство). В настоящее время в определенной степенита функция продолжает иметь место даже в индустриально развитых странах. А в большинстве государств Африки, Азии, Латинской Америки семья остается основной производственной единицей.
Хозяйственно-бытовая функция. Семья организует быт, распределяет обязанности между ее членами, заботится об их здоровье. В семье осуществляется уход за детьми и престарелыми.
Повышение благосостояния людей, развитие сферы услуг здравоохранения объясняют общую тенденцию снижения значимости хозяйственно-бытовой функции семьи в индустриально развитых странах.
Статусная функция. На протяжении веков и даже тысячелетий семья играла и продолжает играть важную роль в передаче своим младшим членам многих статусов (как достигнутых, так и предписанных): аристократы передают детям свое знатное происхождение, члены каст, ремесленных гильдий передают свой социальный и профессиональный статус и т. д. Общество стремится регулировать процесс передачи статусов. В частности, в ХГХ - XX вв. были ликвидированы привилегии, закрепленные в рамках статуса многих сословий, классов, социальных групп.
Вместе с тем семья всегда будет осуществлять ролевую подготовку детей к статусам их родителей, прививать им нормы, ценности, образцы поведения своей семьи и той общности, которой она принадлежит.
Функция социализации. Во всех без исключения общества семья является главным местом и средством социализации личности. Именно в ней дети усваивают основные знания, умения, необходимые в жизни. И хотя в обществе существуют и другие институты, участвующие в социализации, семья продолжает занимать ведущее место в этом процессе.
Психотерапевтическая функция. Под ней понимаются психологическая взаимопомощь, эмоциональная поддержка, взаимопонимание и любовь, которую находят в семье ее члены. Если семья не в полной мере выполняет эту функцию, то человек в значительной степени лишается жизненно необходимого элемента своего существования. Если члены семьи находят в ней эмоциональное удовлетворение, то это обеспечивает ее стабильность, сплоченность, укрепляет брачные узы. В счастливых семьях происходит взаимообогащение эмоциональной жизни, интересов супругов и их детей.
Досуговая функция. Общий прогресс общества привел к тому, что люди получили больше возможности находиться вне своей работы, хозяйственной деятельности. Увеличилось свободное время - возросла значимость семьи, в которой человек может проводить свой досуг. Однако в реальной жизни это происходит не всегда. Во многих государствах общество, власть озабочены тем, чтобы свой досуг люди проводили как можно чаще в семье и с семьей.
Эти и другие функции семьи позволяют обществу не только сохраняться, обеспечивая преемственность поколений, но и развиваться с известными динамизмом и стабильностью.
Типология семьи как социальной группыВ социологии существует определенная типология семьи как малой социальной группы. Наиболее известным типом семьи, не требующим особых комментариев, является тот, где власть супруга или супруги основана на их принадлежности к тому или иному полу. Это патриархальная семья (властные полномочия в руках мужчины) и матриархальная семья (власть в руках супруги). Однако эта типология более применима к анализу семей примитивных обществ, где такое распределение власти в семье жестко им контролируется и поддерживается.
В цивилизованных обществах также можно выделить типы семей на основе такого признака, как распределение власти между супругами. Это эгалитарный тип семьи и традиционный.
Эгалитарная (или демократическая) семья характеризуется отсутствием ярко выраженного лидера или он осуществляет свои властные полномочия на демократической основе, без навязывания членам семьи своих взглядов, мнений. Основные решения в семье принимаются совместно с учетом мнения не только других членов семьи - взрослых (родственная семья), а также и детей. Члены семьи совместно проводят досуг, воспитывают детей. В эгалитарной семье лидерство никогда не связывается с его принадлежностью к тому или иному полу.
Традиционный тип семьи характеризуется властью мужа. Он принимает решение по всем основным вопросам, материально «обеспечивает» семью. Хозяйственно-бытовые функции в семье возложены на жену. Это социальное неравенство в семье обеспечивается и поддерживается обычаями, традициями той общности, к которой она принадлежит.
Исходя из распределения властных полномочий, еще выделяют авторитарный тип семьи. В ней власть может принадлежать не только кому-либо из супругов, но также и другим ее членам. Она опирается прежде всего на авторитарный тип характера субъекта власти, на его умение и возможности приказывать, распоряжаться, подавлять членов семьи как личностей.
По числу детей в семье выделяют также такие ее типы, как бездетные, однодетные, среднедстныс (двухдетные), многодетные (три ребенка и более). Эта типология достаточно условна, так как в различных обществах существует и различное понимание того, какую семью, например, считать многодетной.
По характеру распределения домашних обязанностей выделяют следующие типы семей:
традиционная (обязанности традиционно делятся на «мужские» и «женские»);
коллективистская (распределение обязанностей происходит по взаимной договоренности, по наклонностям супругов и т.п.);
индивидуалистическая (члены семьи в основном обслуживают себя сами).
На основе материального благополучия, обеспеченности выделяют семьи с высоким, средним, низким уровнями доходов.
По тем целям, задачам, которые ставит перед собой семья, выделяют несколько типов семей. «Закрытые» семьи ориентируются на традиционно семейные ценности. Супруги живут, прежде всего, интересами семьи, детей. Свободное время проводят вместе. Семья «закрыта» для широких социальных контактов, для проникновения в свой замкнутый внутренний мир.
«Рационалистский» тип семьи характеризуется тем, что супруги в ней прежде всего нацелены на личную карьеру, на реализацию своего потенциала как личностей. Исходя из этого принимаются рациональные решения: иметь только одного ребенка, не ограничивать свободу друг друга, избегать конфликтов и т. д. Зачастую досуг, общение с другими семьями, коллегами подчинены их профессиональному успеху, карьере.
«Досуговый» тип семьи. В такой семье супруги прежде всего стремятся к развлечениям, к досуговой форме жизнедеятельности, другие цели для них вторичны.
Современны проблемыВ каждый исторический период семья, как социальный институт, как малая общность, находясь в определенной динамике, преодолевала трудности своего развития. С какими трудностями сталкивается современная российская семья? Каково ее современное социологическое измерение? Российское общество, находясь в целом на единой социокультурной основе той части государств, которые позициируются как индустриальные и постиндустриальные, закономерно утрачивает многие, только ему присущие характеристики семейно-брачных институтов. В целом усиливается тождественность тенденций развития этих институтов в РФ и западных индустриальных государствах. Каждая из них требует специального исследования и научного описания. В самом сжатом виде изложения эти тенденции проявляются в следующем.
Поздние браки. Современная молодежь сначала стремится получить хорошее образование, достичь определенных стандартов жизни, а потом уже создавать семью. Так, если в традиционном обществе мужчины вступают в брак в возрасте 18-20 лет, а женщины - в 16-18, то брачный возраст современных молодоженов колеблется от 22 до 28 лет. Особенно значительно снизилась брачная активность с начала 90-х гг. XX в. Так, за последние 10 лет коэффициент брачности у лиц в возрасте до 18 лет упал в два раза, а в возрасте 18-24 лет - на 40%. Отчасти это связано с распространением в РФ новых форм семейной жизни - нерегистрируемых браков, временных сожительств.
Исследования конца 1990-х гг. свидетельствуют о том, что нерегистрируемые браки (консенсуальные союзы, пробные браки, сожительства) становятся все более масштабным явлением. В возрасте до 25 лет они достигают 30% и более от общего числа брачных незарегистрированных союзов. Вместе с тем социологические исследования не подтверждают бытующее мнение о том, что стремление избежать брака в молодом возрасте очень велико. Так, например, в России поколения 1925 - 1929 гг. рождения доля женщин, вступивших в брак до 20 лет, составляла 12,9 %, мужчин до 23 лет - 24,2 %. Среди поколения 1955-59 гг. рождения - соответственно 31,9 и 48,9 %. Средний возраст вступления в первый брак составлял в 1994 г. у мужчин - 24 %, у женщин - 21,8% и был таким же, как и сто лет назад: в 1897 г. - 24,2 и 21,4 %. Однако, начиная с 90-х гг. XX в., планка вступления в первый брак значительно поднялась: по некоторым оценкам на 2-2,5 года. Вместе с тем, семья продолжает быть для русских значимой ценностью.
Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других вне- семейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода. Например, в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости в российских семьях составлял 5,23 ребенка, а в середине 90-х гг. XX в. - примерно 1,23, тогда как для простого воспроизводства общества необходимо, чтобы для каждой семьи этот коэффициент в среднем составлял 2,5. В конечном итоге поэтому за 1992-1999 гг. население России сократилось на 3,2 млн. человек, причем естественная убыль (без учета мигрантов) превысила 5,8 млн. человек. Вместе с тем нельзя утверждать, что падение рождаемости - это фатальное последствие только социально-политических реформ 90-х гг. XX в. и их экономических последствий, отразившихся на российской семье. В настоящее время текущий уровень рождаемости сравнялся с уровнем в таких странах, как Германия, Италия, Португалия, Греция, Япония. Несомненно, определенное воздействие на динамику рождаемости оказывают кризисные ситуации в стране. Но их влияние на итоговые показатели рождаемости поколений пока обнаруживается слабо, ее трудно отделить от общей тенденции к снижению рождаемости, характерной для развитых стран. Кризисы скорее приводят к откладыванию рождения, как правило, второго ребенка на более позднее время, чем к окончательному отказу от них.
По выходе из системного социально-экономического кризиса российское население, вероятнее всего, не вернется к прежней модели рождаемости и брака. Традиционная слитность трех видов поведения в браке - сексуального, матримониального и репродуктивного - окончательно уходит в прошлое. Раннее начало сексуальной жизни не будет сопровождаться немедленной регистраций брака, рождение детей будет происходить во все более позднем возрасте - по мере достижения социальной и экономической независимости. Интервалы между родами будут также увеличиваться в соответствии с ситуацией на рынке труда и возможностями решения проблем с жильем.
Увеличение числа разводов. В традиционном обществе разводы являются редкостью, так как существующие законы и обычаи ограничивают свободу индивидуального выбора в супружеских отношениях. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы. Поэтому человек волен определять свое брачное состояние, что естественным образом увеличивает количество распавшихся семей. Эта тенденция характерна не только для индустриально развитых стран, но и для РФ. В начале XX в. число разводов было ничтожным, а затем оно стало быстро расти. С конца 1970-х гг. наметилась стабилизация разводимости, но на очень высокой точке - 4-4,5 % ежегодно: в 1980 г. - 4,2 %, в 2000 г. - 4,3 %. Эти показатели превышают показатели всех развитых стран, кроме США. Вероятность распада первого брака вследствие развода для современных поколений россиян составляет около 40 %, а для городских семей - 50 % и выше.
Вместе с тем для РФ характерно, что средняя продолжительность жизни в браке (несмотря на частые разводы) для женщин репродуктивного возраста составляет 23 года, что мало отличается от показателей для конца XIX в.
Утрата семьей некоторых своих функций. Увеличение числа разводов и внебрачных отношений приводит к росту неполных семей. Как правило, это материнская семья, в которой мама одна воспитывает детей. Так, в 1985 г. доля внебрачных рождений составляла 12 %, а в 1998 г. выросла до 27 %. Сейчас в России примерно 20 % семей с несовершеннолетними детьми являются неполными.
Кризис семьи, внебрачные роды нередко приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей, другие родители лишаются прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности. Многие дети сами бегут из своих семей из-за того, что в семье они не находят должной заботы, тепла и ласки. По данным различных источников, в России сейчас около 700 тыс. детей-сирот и примерно 2 млн. беспризорных и безнадзорных детей.
Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью. По данным статистики, лишь один из десяти воспитанников детского дома создает нормальную семью.
Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. Поэтому и во многих полных семьях материнское воспитание доминирует над отцовским. Кроме того, многие отцы, занятые решением проблем материального обеспечения семьи или личной карьеры, самоустраняются от семейных дел и забот, перекладывая свои родительские функции на женские плечи.
Многие социологи считают, что в развитых странах наблюдается возрождение эпохи матриархата. О проблемах современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей. По сути это тупиковая ветвь в развитии семьи и общества.
Глубинные причины кризиса современной семьи носят цивилизационный характер. Информационная цивилизация весьма нестабильна (импульсивна) по всем своим параметрам. Эта нестабильность переносится и на брачно-семейные отношения. Кроме того, современные производственные отношения, образ жизни людей и рост индивидуального эгоизма не стимулируют репродуктивную мотивацию (потребность в детях).
Заключение
Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств. Сущность семьи определяется ее функциями, структурой, а также ролевым поведением ее членов.
Семья первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.
Структура семьи совокупность отношений между ее участниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще мужу, детей родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей.
Основные ролевые отношения в семье: муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.
Список используемой литературы
Абрамов, Я. В. Брак и семья / Я.В. Абрамов. - М.: Книга по Требованию, 2013.
Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/ С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2010.
Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. Учебное пособие/ Гавров С.Н. - М.: НИЦ МГУДТ, 2009.
Кабышев, О.А. Брак и развод / О.А. Кабышев. - М.: Приор, 2014.
Фаизова, В. Б. Изменчивость форм брака и семьи в ходе социальной эволюции / В. Б. Фаизова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!