это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2595372
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Трансграничное сотрудничество дает возможность возникновения связей, предоставляющих возможность кооперации во многих направлениях, особенно в области хозяйственной и общественной сферах жизнедеятельности приграничных территорий. Рост экономической и социальной активности приграничных территорий в нынешней хозяйственной ситуации в стране имеет огромное значение, поскольку дает надежду и шансы повышения стандарта и качества жизни сельского населения и малых городов.
Интеграция РФ с Европейским Союзом требует нового взгляда на проблемы приграничных территорий, поскольку они имеют теперь стратегическое значение для регионального развития нашей страны, а также для создания территориальных интеграционных отношений и связей в Европе. Объединяющаяся Европа принципиально изменила свое восприятие границ, что повлекло возникновение и активизацию трансграничного сотрудничества между соседями. Приграничные территории и их жители теряют периферийные черты, становятся уверенными в необходимости уничтожения националистических барьеров изоляции.
Глава 1 Сущность и происхождение трансграничного сотрудничества.
В последние годы возникла необходимость создания механизма регулирования межрегиональных связей, направленного, в первую очередь, на стимулирование междунационального общения, приграничного сотрудничества в экономической, научной, культурной, образовательной сферах и содействие тем самым основному общеевропейскому процессу.
Факторами, которые оказывают содействие экономической интеграции, являются адекватная политика и практическая деятельность государства, направление, в частности, на либерализацию торговли или режимов иностранного инвестирования, дерегулирование финансовых рынков и поощрение конкуренции на внутреннем рынке, развитие транспортной системы и системы связи.
Торговые потоки и прямые иностранные инвестиции между странами с общими границами представляют собой крепкий рычаг экономического развития и роста взаимопроникаемых экономик, помогают компаниям достичь большей эффективности предпринимательской деятельности за счет специализации, роста масштабов производства и установления долгосрочных связей. В то же время региональная интеграция помогает странам влиться в мировую экономику.
Процесс экономической интеграции не всегда проявляется в форме официальных соглашений и обусловливается лишь рыночными силами и факторами. Он обнаруживает себя через рост устойчивых трансграничных потоков товаров и услуг, расширение инвестиционной деятельности, движение новых технологий, владение иностранными активами или контроль над ними.
В большинстве научных работ прослеживается тенденция к рассмотрению трансграничного сотрудничества как разновидности межрегионального сотрудничества .В большинстве случаев так оно и есть. Но утверждать, что трансграничное сотрудничество создается только на межрегиональном уровне, было бы не совсем верно.
В основе межрегионального сотрудничества лежат объективные потенциальные преимущества, обусловленные географической близостью и общностью интересов соседствующих государств, не всегда граничащих друг с другом, а также их традиционные связи и, часто, взаимодополненность экономик.
В Уставе Ассамблеи европейских регионов под межрегиональным сотрудничеством понимают любые связи, установленные между регионами, принадлежащих к разным государствам [1].
Термин «трансграничное сотрудничество», впервые был введен на 106 Мадридской Конвенции, по общим принципам трансграничного сотрудничества, в которой оно определяется как ″...любые совместные действия, направленные на усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами или властями, которые находятся под юрисдикцией двух или нескольких договорных сторон, а также для заключения с этой целью любых необходимых соглашений или достижения договоренностей″ [2].Трансграничное сотрудничество четко означает сотрудничество граничных территорий соседних государств, то есть определяющим является наличие границы между сотрудничающими территориями. Нельзя говорить о трансграничном сотрудничестве не соседних государств. Есть и некоторые разногласия в трактовке ст. 1 Дополнительного протокола к Европейской рамочной конвенции, из которой делаются выводы о не обязательности наличия границы для трансграничного сотрудничества. Однако, в преамбуле к Протоколу №2 к этой же Конвенции четко указывается на то, что между органами власти соседних территорий осуществляется трансграничное сотрудничество, а между иностранными органами власти, которые не являются соседями осуществляется сотрудничество межрегиональное [3].
Таким образом, в основу трансграничных (приграничных) отношений должен быть положен не отраслевой принцип, как при других видах сотрудничества, а территориальный подход. Приграничные связи отличает ярко выраженный товарно-денежный характер, тенденции к децентрализации и более высокая степень самостоятельности низовых звеньев. Прежде всего, следует исходить из того, что приграничные связи – не самоцель. Они должны служить одним из факторов перехода хозяйства региона от замкнутого типа к открытому.
В отличие от межрегионального сотрудничества, которое не имеет отдельного специфического законодательного акта, устанавливающего базовые способы и принципы его продвижения, трансграничное сотрудничество такой документ имеет. Это Европейская Рамочная Конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными советами или властью Совета Европы (Мадрид, 21 мая 1980 г.) [3] и Дополнительный протокол к ней (Страсбург, 9 ноября 1995 г.). Также правовую поддержку трансграничного сотрудничества осуществляют Европейская хартия регионального пространственного планирования (Торремолин, Испания, 1983) [3], Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) и Декларация о трансграничном сотрудничестве в Европе, подписанная 6 ноября 1989 г. Кабинетом Министров Совета Европы.
Приграничная торговля дает возможность не только поставить на внешний рынок имеющиеся товары, но и оказывает содействие исправлению некоторых внутренних диспропорций в хозяйстве региона. Она дает возможность втянуть в народнохозяйственный оборот сырьевые ресурсы, которые раньше или не использовались, или использовались нерационально, что оказывает содействие комплексному использованию природных ресурсов и, таким образом, повышению эффективности хозяйства региона в целом. Непосредственная близость к рынку сбыта оказывает содействие повышению рентабельности экспортных поставок за счет снижения транспортных расходов.
Таким образом, трансграничное сотрудничество является системой экономических, социальных, научно-культурных, природно-климатических и других связей, которые реализуются в производственной и непроизводственной сферах на региональном и местном уровнях, в границах трансграничного региона с целью реализации общих интересов органов местного самоуправления. Под трансграничным регионом понимают определенную территорию, которая характеризуется наличием схожих природно-климатических условий и охватывает приграничные регионы двух или нескольких государств, которые имеют общие границы, т.е. целое географическое пространство
Трансграничное (приграничное) сотрудничество характеризуется следующими видами деятельности по обе стороны границы: экологическое и пространственное планирование, транспорт и коммуникации, экономика и занятость, туризм, образование и культура, а также демографическая политика. Наиболее актуальными аспектами приграничных исследований считаются охрана окружающей среды и сельское хозяйство, хотя именно в этих сферах происходит столкновение интересов территориальных властей отдельных регионов.
Глава 2. Основные проблемы и тенденции трансграничногосотрудничества.
Опыт развития трансграничных связей показывает, что при нормальном взаимодействии федеральных и региональных структур управления выигрывают обе стороны. Субъекты Российской Федерации видят в таком сотрудничестве восстановление и формирование экономических контактов с сопредельными государствами, сохранение и развитие конкурентных преимуществ, сформировавшихся по обе стороны границы. Трансграничные связи значительно расширяют возможности регионов, позволяют им эффективнее решать стоящие перед ними экономические и социальные проблемы.
Можно выделить несколько факторов, связанных с проблемами трансграничного сотрудничества и исследований регионального экономического развития:1) потребности формирования единого экономического пространства макрорегионов при объективном развитии внешних связей требуют изучения новых, объективных закономерностей регионального развития, формирующихся в условиях трансформирующейся экономики;2) осуществляемые экономические реформы приводят к изменению территориальной структуры экономики, при этом механизмы экономического управления территориальным развитием в новых условиях не выявлены как в целом, так и для пограничных регионов;3) не сложилась целостная система управления региональным развитием. Традиционные и новые механизмы региональной политики существуют в различном правовом поле и в рамках реструктурируемого экономического пространства; их нерегулируемое взаимодействие приводит к углублению экономической дифференциации;4) в структуре механизмов региональной политики важное значение приобретают факторы территориального управления экономическим развитием;5) глобализация мировой экономики по-разному проявляется в субъектах макрорегиона Северо-Запад.
Трансграничное сотрудничество – структурный элемент государственной экономической политики. Вместе с тем подобное сотрудничество невозможно осуществлять без учета факторов неэкономического характера – обеспечения оборонной, социально-политической, продовольственной безопасности Российской Федерации. Цели трансграничного сотрудничества не могут противоречить национальным интересам России. Важно отметить, что транспарентность границ – это принцип, позволяющий использовать их контактные функции. Пограничные транспарентные зоны ориентированы на поиск гибкого режима трансграничных экономических отношений. В рамках этих зон происходит сочетание принципов суверенитета с практикой трансграничного экономического сотрудничества.
В российских условиях на трансграничное сотрудничество влияют разнонаправленные тенденции. С одной стороны, прослеживается стремление страны открыть свои внешние границы торговли, а с другой – желание сопровождать восстановление целостности экономического пространства внутри страны усилением внешних рубежей. При этом важнейшая задача – недопущение экономической автаркии региона, т.е. доминирования внешних связей над экономическими связями с регионами собственного государства (как пример можно привести ситуацию в регионах Дальнего Востока или в Калининградской области).
На сегодняшний день большинство приграничных районов представляют собой не фактор развития трансграничных связей, а препятствие для вхождения России в мировую экономику: низкая плотность пограничных переходов и их недостаточное качество, слабое развитие инженерной инфраструктуры.
Немало сложностей доставляет и низкая техническая оснащенность большинства пропускных пунктов. Как следствие –очереди на автомобильных пропускных пунктах. Это увеличивает транспортные издержки, влечет за собой снижение доходности внешнеэкономической деятельности, конкурентоспособности экспортных товаров. Проблема транспарентности границ для экспортных товаров имеет стратегическое значение для экономики России. В условиях, когда большинство крупных экспортеров расположены на удаленном расстоянии от границ, вопросы коммуникаций в приграничных регионах также относятся к первоочередным вопросам.
Заключение
Исходя из опыта развития Европы - культурная и общественная разнородность способствует возникновению огромного количества правовых и административных систем, структур и юрисдикций как в странах - членах Европейского Союза, так и странах, которые ими не являются. Эта разнородность сильно затрудняет организацию приграничного сотрудничества и поэтому она нивелируется. Только в этом случае приграничные территории и регионы, реализующие основные принципы сотрудничества, на практике, могут создавать общую “плоскость” между народами стран, и их структурными элементами.
Соответствующие структуры приграничного сотрудничества имеют определенные отличия в зависимости от общей цели и этапов сотрудничества. В обоих случаях существуют разные процессы, способы работы и методы реализации инициатив и программ. Способ сотрудничества также может значительно отличаться. Независимо от того, какую форму принимают структуры, эффективность их деятельности зависит от предрасположенности и доверия людей. На всех уровнях сотрудничества существенным является участие отдельных лиц - это относится к политикам, практикам, работающим в различных учреждениях (региональных, местных администрациях, учебных заведениях), субъектов частного сектора (например: предприятий, объединений и др.), профессиональных союзов, социальных групп.
Список литературы:
1.Аносова Л. Экономическое сотрудничество как фактор региональной безопасности / Л. Аносова // Азия и Африка сегодня. – 2015. – №1.
2. Приграничное и трансграничное сотрудничество [Электронный ресурс].URL: http://av.disus.ru/dissertatciya/1267004-1-razvitie-integracionnih-processov-urovne-transgranichnogo-sotrudnichestva-soyuznogo-gosudarstva.php3.Дополнительный протокол к европейской рамочной конвенции [Электронный ресурс].URL: http://docs.cntd.ru/document/9019097114. Бергер Я. Фондовый рынок КНР / Я. Бергер, В. Михеев // Международная экономика и международные отношения. – 2018. – №6.5. Что даст закон о приграничном сотрудничестве регионам России,19.02.2006, http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=11403682206. Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации : монография / М.Ю. Шинковский. – Владивосток, 2010.7. Юцзюнь Ма. Основные сферы торгово-экономического сотрудничества КНР с РФ / Ма Юцзюнь // ЭКО : всероссийский экономический журнал. – 2018 – №4.8. Яковенко А. Мир и Россия. Новая политика для Дальнего Востока / А. Яковенко // Российская газета. – 2015. – 28 сент.9. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.К. Ломакин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
сделать технологические карты по этим предметам
Отчет по практике, Математика, русского ,окружающего ,литературы,изо,технологий
Срок сдачи к 25 дек.
нужны дневники без дат
Отчет по практике, дневник учебной практики и дневник производственной практики, педагогика
Срок сдачи к 23 дек.
1. Главные цели и задачи социально-экономического развития до 2030...
Презентация, региональное управление
Срок сдачи к 22 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02532
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 24 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02533
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 23 дек.
Написать план воспитателя для детей среднего возраста на январь 2025. Детский сад . Не коррекционный .
Другое, План, педагогика
Срок сдачи к 25 янв.
1. Найти решение задачи графическим методом.
Контрольная, теория оптимизации, физика, механика
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!