это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2597475
Ознакомительный фрагмент работы:
Наука – это социальный институт, важной деятельностью которого выступает выявление, накопление и систематизация объективных знаний о действительности современной, а также изучение того научного материала, на котором эта действительность формировалась в историко-культурном наследии всего человечества в прошлом.Наука – особый вид деятельности, направленный на получение и систематизацию объективных знаний о природе и обществе. Главная цель науки – приращение знаний о мире, а основными задачами науки являются:- сбор, анализ, обобщение и объяснение фактов;- объяснение сущности явлений и процессов;- установление законов движения природы, общества, мышления;- систематизация и распространение полученных знаний;- установление направлений и форм практического использования полученных знаний.Науку можно рассматривать в различных аспектах:- как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;- как процесс познания закономерностей объективного мира;- как социальный институт, представляющий собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества;- как один из важных факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использования.В Большой советской энциклопедии сказано, что наука как производство знания представляет собой специфическую форму деятельности, отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от других видов духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве инструмента создания материальных благ, то в науке их получение составляет главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель – в виде теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных или математической формулы. В отличие от видов деятельности, результат которых очень часто известен заранее, задан до начала деятельности, научная деятельность дает приращение нового знания, ее результат принципиально неизвестен.Наука имеет существенные отличия от других форм общественного сознания – искусства, философии, религии. От эстетического (художественного) способа освоения действительности, носителем которого является искусство, науку отличает стремление к обезличенному, максимально обобщенному объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художественной деятельности неотделимы от индивидуально-неповторимого личностного элемента. Искусство можно определить как «мышление в образах», а науку – как «мышление в понятиях». Первое развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческой способности человека, вторая – интеллектуально-понятийную сторону.Наука, ориентированная на критерии разума, по своей сути антагонистична религии, в основе которой лежит вера. Если наука изучает действительность исходя из нее самой и требует рационального обоснования и практического подтверждения полученных знаний, то основаниями религии являются религиозные догматы, откровения, непререкаемость авторитета канонических текстов. Отметим также сложные отношения науки и философии, различные направления которой по-разному относятся к науке и принятым ею способам построения знания. Наиболее близок к науке диалектический материализм, который, по сути, связывает себя с наукой, с ее предметом и методом.Следует отличать научное знание не только от других форм общественного сознания, но и от ненаучного (обыденного) знания. Нельзя признать научными знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, их причины и взаимосвязи между ними. Они не позволяют объяснить, почему данное явление протекает в той или иной форме, каковы его источники, движущие силы и направления дальнейшего развития.Отличительной особенностью научного знания является его согласованность с фактами, наблюдениями или экспериментальными данными. Ученые собирают факты и описывают их, а затем на их основе формируют научные положения и теории, которые в свою очередь проверяются на фактах. Наука в высокой степени отделяет субъекта от объекта и лишает этот объект какого-либо ценностного значения для исследователя. При этом, хотя в научных исследованиях и принято подчеркивать, что наука имеет дело только с реальными явлениями и процессами, многие методы и принципы, которыми оперирует наука, относятся не только к реальному объекту, но и к идеальным конструкциям (моделям), в которых обобщаются эмпирические данные и формируются рационально-логические умозаключения.Важная проблема в науке, также формирующая ее специфику, – это выработка специального языка, т. е. системы понятий, знаков, символов, создаваемых и используемых той или иной областью науки для получения, выражения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка той или иной науки обычно используется некоторый фрагмент обычного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и ясностью своих выражений. Даже те понятия, которые заимствуются наукой из повседневного языка (в экономике, например, это «стоимость», «полезность» и др.), получают гораздо более точное и иногда парадоксальное с точки зрения здравого смысла значение.Если на первом этапе своего развития наука в основном использовала понятия естественного языка, то по мере более глубокого проникновения в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к новым открываемым явлениям, их свойствам и связям. Таковы, например, названия элементарных частиц, химических элементов и т. д. В целом язык науки возникает и развивается как инструмент познания в определенной области, и его специфика определяется как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания. Язык науки построен таким образом, чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов, расплывчатости и неопределенности их содержания, неоднозначности выражений. Это обеспечивает ясность, точность и понятность выражений при проведении научных исследований.Говоря о науке, следует учитывать такую важную закономерность, как изменчивость. Принцип развития науки заключается в таком примерном последовательном алгоритме как: формирование, накопление, систематизация, анализ (аналитика), модификация. Причем процессы модификации в пространстве научного знания характеризуются кризисом тех поставленных теоретических идей, принципов, целей, задач и проблем, действующих в отдельных научных диаспорах в режиме конкретной научной парадигмы, существование которой часто (но не всегда) зависит от общественно-политической идеологии культуры.Поэтому формирование науки как теории происходит в рамках выведения отдельными учеными и людьми, концентрирующихся на научном знании теоретических концепций, а также их столкновений и возникающих в ходе таких столкновений дискуссий. Однако существование и развитие науки не происходит только в направлении формирования теорий. Для общества характерна практика. Развитие науки как практики – важный процесс научно-технического и социально-культурного прогресса в обществе. В данном аспекте – науки в практике, следует говорить о политике как о науке, о технике как о науке, об экономике как науке, о строительстве как о науке, об искусстве как о науке, о технике как о науке, о биологии (например, генетика) как о науке, о химии как о науке, о медицине как о науке, о фармацевтике как о науке и т.д. При этом наука – это часто совмещение теории и практики. Поскольку без совмещения теории и практики невозможно правильно построить конкретное здание или архитектурное сооружение, невозможно обследовать, без совмещения теории и практики неизвестно как обследовать, назначить лекарственные препараты, прооперировать человека, без совмещения теории и практики невозможно правильно смоделировать и пошить одежду, без совмещения теории и практики неизвестно как выкладывать мозаику на стенах или проложить асфальт, без совмещения теории и практики невозможно сконструировать и собрать машину или электроприбор и т.д.Таким образом, развитие науки тесно связано с развитием общества и теми процессами, которые происходят в обществе. Однако развитие не всегда отождествляет прогресс. В истории общества выделяются конкретные случаи и феномены, когда развитие науки затормаживалось. Явный тому пример – процессы, происходившие во многих странах в эпоху Средневековья: святая инквизиция, неприятие католической церковью новых передовых идей о гелиоцентризме и т.д.Разумеется, заключать человека в тюрьму, а потом сжигать на костре только за то, что он высказал определенные взгляды (даже если эти взгляды ложные, но возможно выступили одной из причин какого-то научного толчка) для современного общества неприемлемы. Что подчеркивает автор текста «Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции», говоря о возникающих эталонах научности, при которых возникающие впоследствии формы производства и передачи знания, не соответствующие принятым эталонам, могут признаваться ненаучными (т.е. языческими в отношении Дж. Бруно, например) и отвергаться. В данном случае мы можем поговорить о проблеме современного общества, связанной с аналогией правдивости/ложности научного знания. Современники, например, приписали Дж. Бруно тягу к магическим экспериментам, а его философские концепции обосновали лишь прикрытием его тайных дел – и здесь непонятно, правда ли это или нет. В современном обществе одной из причин регресса научного знания выступает переписываемость/искажение реальных фактов, что выступает серьезной проблемой для общества, поскольку таким образом возникает уход в небытие объективного научного знания о конкретных людях, событиях, процессах и т. д., связанных с историко-культурным и научным наследием, которое важно для общества, во-первых, как история, во-вторых, как база/основа, на которой развивалось научное знание и наука как практика (изобретения, создание художественно – изобразительных техник и т.д.), в-третьих, как элемент накопления и систематизации научного знания у отдельного человека и т. д.И. Кант, П. Гайденко, И. Шмелев, А. Уайтхед, Д.Н. Грин, Э. Гуссерль и др. внесли весомый вклад в теорию возникновения и эволюции науки. Например, И. Шмелев говорил о возникновении науки в Древнем Египте, а И. Кант и П. Гайденко утверждали о развитии научного дедуктивного мышления в Древней Греции. Некоторые ученые выделяют возникновение науки в раннем Средневековье, где значительным достижением сказались труды английского францисканского монаха Р. Бэкона (1214-1292 гг./XIII век), который потом в эпоху Нового Времени (XVI-XVII века) становится основателем одного из типов экспериментального исследования – «experimentum cruces». В. Соколов говорил об эпохе Возрождения как начале соединения эксперимента с математическим методом. Это Леонардо да Винчи (являясь художником, скульптором, музыкантом, поэтом, филологом, физиком и инженером) и тот обширный вклад, который он внес для общества (не забывая об его достижениях в живописи): насос, гидравлический пресс, ряд машин для прядения, летательную машину и т.д. Официально считается, что возникновение науки как таковой относится к эпохе Нового времени (XVI-XVII вв.), когда начинает развиваться органическое соединение эксперимента с математическим методом, а также формирование теоретического естествознания. Также следует отметить Дж. Бернала, который подчеркивал информативность науки. Т. Парсонс указывал на устойчивое распределение ролей в науке как социальном институте. Г. Гегель работал в области философии; утверждал, что признак науки выявляется в наличии теории; что можно увидеть и у античных философов Древней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля, если обратиться к их диалогам с учениками, в которых прослеживается явное возникновение логики. А И. Ньютон углубляется в религию и т.д.В современном мире о науке говорит и излагается научным языком большинство членов (личностей) молодежи. Диссертации, дипломные работы, методические пособия, учебники и книги, рефераты, доклады, сообщения, статьи создаются учеными, студентами. Все эти научные материалы необходимы для накопления, систематизации и развития знания у каждой отдельной личности, специализирующейся на определенном уровне и типе знания: естественные науки, гуманитарные; физика, химия, математика, обществознание, правоведение, биология, русский язык, иностранный язык, физическая культура; научное общество, институт, школа. Каждый раздел и модуль, находящийся в образовательной программе учебно-методического комплекса конкретной дисциплины – это результат работы отдельного ученого, преподавателя, учителя и т.д., чему предшествовало долгое накопление и анализирование научного знания о конкретном предмете. Таким образом, наука в образовании. Образование – важный элемент развития личности человека, поскольку соединяет в себе процессы воспитания и обучения. Образование – прецедент становления профессиональной компетентности, культурной модели поведения, состоятельности личности.Наука – общественный прогресс и способ диалога. Наука – межкультурного взаимодействия – что является расширением научного мировоззрения. Наука – это социальный институт с конкретным набором ценностей, не сводящимся к нравственно-этическим императивам. Ценности в науке: доказательность, логичность, простота и т.д. Ценности науки обуславливают ориентации, мотивации, поступки, деятельность. Научные ценности тесно связаны с социальными. Ценности – связующее звено науки и общества, воплощающиеся в этическом составляющем: правила, предписания, обычаи, традиции, образующие соответствующие нормы действия и поведения (по Мертону). Наука – источник научного мышления.Таким образом, роль и значение науки очень высока, поскольку она является не только способом благоприятного существования человека, но и неотъемлемой частью историко-культурного наследия, даже если наука вытекает за рамки национальной истории, образуя субстанцию наднациональной категории, всеобщей интернационализации, важной памятной информацией. Однако в связи с расхождениями научного материала, в современном обществе возникает серьезная угроза для возникновения науки как лженауки и каламбура (что наглядно можно рассмотреть на некоторых web-сайтах). О чем говорил и А. Эйнштейн, - о безответственности ученых, которые могут поспособствовать сокрытию когда-то открытых самых дерзновенных научных достижений. А диссонанс в трактовке исторического текста несколькими учеными, а потом трактовка этих текстов следующими учеными или людьми, читающими научные тексты – это продолжение вопроса о роли науки в обществе.Изменения, происходившие в современной науке, не только в естественнонаучных, но и в социально-гуманитарных дисциплинах, позволили сформулировать новый синтагматический принцип построения научных знаний. Суть синтагматического подхода заключается в утверждении, что современная наука представляет собой динамическую систему, характеризующуюся следующими особенностями. Задачность. Суть этого понятия заключается в том, что перед исследователями возникает определенная задача, и не столько проистекающая из запросов той или иной теории или эмпирически установленных неожиданных фактов, сколько ставящаяся промышленностью, экономикой, теми или иными социальными нуждами, связанными с совершенствованием государственного управления, потребностями обороны, внутренней и внешней политики. При этом для решения такой задачи могут применяться подходы, методы и знания, аккумулированные в совершенно различных научных дисциплинах. Конструктивность. Требование конструктивности заключается в том, что от результата (продукта исследования) требуется его принципиальная конструктивная выполнимость. При определенных обстоятельствах и соответствующем материальном и финансовом обеспечении результат должен иметь свое техническое, материальное или социальное (управленческое) воплощение. Технологичность. Исследование должно содержать в себе информацию о существующих или предполагаемых реальных технологиях, с помощью которых может быть, достигнут результат исследования как определенный материальный продукт, система услуг или как реальная социально значимая деятельность. Экономичность. Подразумевается возможность экономического (финансового) обеспечения результата исследования в виде некоторого реального продукта или социально значимой деятельности. В заключение стоит еще раз подчеркнуть основные моменты. Наука – особая форма общественного сознания, главной целью которой является приращение знаний о мире. Основные аспекты и виды науки в единстве образуют живую, развивающуюся науку, целостный организм. Основной формой существования и развития науки является научное исследование, т. е. деятельность, направленная на изучение объектов, явлений и процессов, их структуры и связей. Субъектами научного исследования являются научный работник или научная организация (научная школа). Структурные единицы научного направления – комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы, определяющие актуальность, перспективность и эффективность исследования.Список использованной литературыБольшая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.bse.sci-lib.com7article080405.htmlКильберг-Шахзадова Н.В. Формы человеческой деятельности. Автореферат диссертации, Нальчик. – 2011. – 237 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/formy-chelovecheskoy-deyatelnosti#ixzz6f0lEyL9GКун, Т. Структура научных революций. М., 2017. – 385 с.Лешкевич, Т.Г. Философия науки: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015. – 272 с.Масалова С. И. // Гибкая рациональность уплотнения научного знания: когнитивный аспект // Вестник Томского гос. ун-та. 2018. № 2 (10). С. 32-45. Никифоров, А.С. Философия науки: история и теория. М., 2016. – 223 с.Ракитов А.И. Синтагматическая революция (50 лет спустя) // Вопросы философии. – 2014. – № 7. – С. 100-109.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 2015. – 418 с. Саймон Г. Науки об искусственном / пер. с англ. Изд-е 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2016. – 144 с. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. М.: ГАРДАРИКИ, 2016. – 384 с.Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С.Степин. М.: ГАРДАРИКИ, 2016. – 384 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!