это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2598344
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе
Содержание
Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Романтизма и реализма в литературе……………………… 4
Глава 2. Раскрытие романтизма в произведении «Цыгане»………. 7
Глава 3. Раскрытие реализма в произведении «Пиковая дама»…… 10
Глава 4. Примеры романтизма и реализма из жизни Пушкина…… 14
Заключение……………………………………………………………. 20
Список литературы…………………………………………………… 23
Введение
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море
А. С. Пушкин. Элегия («Безумных лет угасшее...»)
Русская литература 19 века берет свое начало еще в 11 веке, когда появились первые авторские произведения, хотя каноны требовали сокрытия автора и анонимности, мы все понимаем, что в тексте присутствовала субъективность. Тексты Древней Руси были неповторимы и самобытны.
18 век – это укрепление самобытности национальной литературы, появились настоящие шедевры, на которые потом будут равняться в Золотом 19 веке.
Так литература 18 века стала колыбелью для литературы 19 века, писатели и поэты подготовили учеников, которые в 19 веке совершили настоящую революцию в поэзии и прозе, Державин и Жуковский известны всем как учителя Пушкина.
Классицизм появился в следствии «петровских реформ», классицизм дал многое для развития русской литературы, способствуя формированию базы, сентиментализм помог обратить внимание на внутренние, не внешние проблемы личности и общества, дал толчок для развития романтизма – самого масштабного направления в мировой и русской литературе.
Пушкин во многом поэт-романтик, но его творческий метод ушел далее – в реализм.
Многие критики называют «Бориса Годунова» первой пробой реализма, другие – «Евгения Онегина».
Тема сочинения – «Движение от романтизма к реализму в творчестве А.С. Пушкина» на основе произведений:1) «Цыгане», – где будет рассматриваться поздний романтизм;2) «Пиковая дама» – переход от романтизма к реализму.
Глава 1. Романтизма и реализма в литературе
Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени? Многие критики и литературоведы ответили бы на этот вопрос так: вечные темы всегда актуальны в литературе. К вечным темам относятся многие, но основные я бы выделил такие: темы любви, войны, смерти, памяти, творчества и тема природы. Вечные темы есть и романтизме, и в реализме.
Романтизм – направление, которое пришло на смену сентиментализму и классицизму в мире. И хоть сам Пушкин отрицал этот творческий метод, нов его творчестве много черт этого направления.
Начиная с 19 века, романтизм охватывает все сферы художественной жизни: «в музыке романтизм представлен творчеством Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена; в театре шедевром романтического искусства стал балет А. Адана «Жизель», созданный на сюжет немецкой легенды, записанной Г. Гейне; в живописи романтические идеалы утверждали Э. Делакруа и Т. Жерико; романтическую поэзию подняли на щит Д.Г.Н. Байрон и А. Мицкевич, В. Гюго, Э. По и Г. Гейне, Вальтер Скотт, Ханс Кристиан Андерсен» [6, С.51].
Есть манифесты у всех направлений, романтизм не исключение – манифест вышел в городе Йена, в Германии.
Романтизм как название образовалось от слова роман – купная эпическая форма. Представители Йена верили в т, что романтизм, как и революция создаст новое общество. Гейдельбергцы высказывали другие мысли.
Особенности романтизма [7, С.43]:
Романтизм поставит неразрешённые задачи, как и революция.
Двоемирие.
Фольклор (активно развивается жанр сказки: бр. Гримм, Гофман).
Ирония.
В основе романизма – метафора
Романтизм переходит в другие искусства.
Романтическая личность:
Находится в конфликте с обществом.
В одиночку пытается изменить мир.
Природа близка герою.
Герой все время живёт будущем.
Реализм - это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.
Черты реализма.
Исторически конкретное общество, события, эпоха
Жизнь показана наиболее приближенной к реальности
В центре внимания - закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями
Литература в реализме - средство познания себя и окружающего мира
Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера
Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке
Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие
В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях
«Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся» [6, С.58].
Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм - это интерес идеальному, особенному, то реализм - это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.
В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова , в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя - в первую очередь за его поэму «Мертвые души» [8, С.42].
Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно стало только в 1860-е.
Становление реализма в русской литературе традиционно связывают с именами писателей натуральной школы - И.С.Тургенева, молодого Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова и других.
Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.
Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.
Глава 2. Раскрытие романтизма в произведении «Цыгане»
В интертекстуальном тематическом аспекте поэма представляет собой своего рода «венец» южных поэтических сочинений Пушкина. «Цыганы» оказываются наиболее близкими другой значимой южной поэме Пушкина «Кавказский пленник»: в фокусе внимания автора находится Алеко, самодостаточный герой, безусловно, наделённый ярко выраженными романтическими чертами, человек европейского склада ума, который демонстративно противопоставляет себя окружающему необъятному в своей полноте миру, существующему на основе «естественных», первозданных законов. С другой стороны, антагонистичны по отношению друг к другу человек, принадлежащий к цивилизации и неупорядоченная, своевольная стихия вечной экзистенции [9, С.32]. По мнению литературоведа-пушкиниста Е. А. Трофимова [10, С.62]., в поэме органично противопоставляются носитель фатальных страстей и дух безбрежной изначальной свободы. Одновременно в отношении неизбежной оппозиции оказываются индивидуальное и родовое начала. Свободолюбивый Алеко, центральный герой поэтического текста, не только подвержен бунтующим страстям, но обречён сам порождать их. Он представляет собой разочаровавшийся, одинокий и непонятый символ времени, который, с одной стороны, привлекает своей неповторимостью и самобытностью, а с другой стороны, страшен и опасен в своей обречённости и предопределённости. Его, вечного, безутешного «беглеца», преследует закон. Традиционный, канонизированный в западноевропейской и отчасти в русской литературе тип байронического героя оказывается развенчанным в этом произведении, он демонстрирует свою практическую и витальную несостоятельность. Алеко, осознающий, что пути к отступлению в цивилизованный, упорядоченный мир отсутствуют, смело отправляется вперёд: его инстинктивно привлекает неподражаемый стихийный быт цыган с его непосредственной динамикой и всесторонней пестротой.
Герой отчаянно мечтает обрести подлинную волю в этом мире, избавиться от гнетущего воздействия прошлой опустошающей страсти, забыть несчастливую любовь. Тем не менее, Алеко оказывается неспособным на это: причиной тому его продолжительный внутренний конфликт, порождённый нежеланием различать свободу для себя и свободу вообще, в чистом виде. Все колоссальные усилия он прилагает к тому, чтобы отыскать неуловимую свободу во внешнем мире, вместо того, чтобы распознать сущностный дух свободы внутри самого себя. Именно поэтому он противится той «правде жизни», которую беспощадно открывает ему мудрый Старик, а главная экзистенциальная ошибка Алеко заключается в том, что он склонен воспринимать любовь в контексте личного права, что не позволяет центральному герою обрести видение подлинной универсальной свободы. Нарочито демонстрируемое презрение, которое вызывает у него оставленный «свет», не даёт ему покоя и выражает истинное смятение, царящее в душе героя: память о старом ненавистном свете всё ещё жива, она никогда не умрёт, так что герой обречён на постоянную внутреннюю экзистенциальную муку. Более того, Алеко продолжает испытывать злотворное влияние этого света, которое он принёс с собой в стихийное свободное пространство цыган: это и гордость и себялюбие, непреодолимое желание владеть судьбой другого человека, мстительность и дикая, инстинктивная ревность – это все роковые черты века, мировоззренческой эпохи, к которой имеет несчастье принадлежать Алеко.
Параллельно и в соотнесённости с главной сюжетной линии, раскрывающейся во внутреннем противоборстве, звучит рассказ старого цыгана об Овидии-изгнаннике. А. С. Пушкин, говоря устами Старика, ставит акцент на неколебимом мужестве и великих страданиях отверженного римского поэта-изгнанника. Алеко же, оставаясь в «оковах просвещения», оценивает повествование цыгана исходя из своих ценностных установок, укрепляясь в мысли о неправедности гонений. Беда Алеко в том, что он так и не научился прощать, будучи не в состоянии сбросить с себя эти «оковы»; в нём в любую минуту может проснуться демоническое начало, он одержим скрытыми пороками, от которых, как бы он ни старался, ему всё равно не удастся убежать.
Любовная песня Земфиры, гимн подлинной, незыблемой свободе, пробуждает это необузданное инфернальное существо. Алеко в полном соответствии с каноном романтического героя реагирует на историю о Мариуле, супруге Старика, уверовав в невозможность отвергнуть один из основополагающих законов «цивилизации» [10, С.21]. – права на собственность в любом проявлении. В итоге он, оказываясь загнанным в замкнутый круг и не имея шансов вырваться из него, убивает Земфиру и молодого цыгана, что является апогеем реализации порочной байронической экзистенции. Старик же исповедует Правду Божию, противопоставленную фатальному, необузданному буйству демонических страстей, ждущих возможности вырваться наружу. Таким образом, А. С. Пушкин так или иначе, руководствуясь интуитивными или рациональными устремлениями, предстаёт в роли «могильщика» воспетого в западноевропейской и русской поэзии преступного байронического начала, которое, по существу, противопоставляет себя созидательной божественной энергии. Отец Земфиры является воплощением подлинного знания о жизни, символом всепрощения и непротивления событиям жизни. Он произносит духовный приговор над Алеко; однако «золотой век» остаётся в прошлом, так что безусловная Правда Старика не оказывается столь однозначной в условиях окружающего мира, который оказывается заражённым «роковыми страстями», несмотря на итоговую поверженность идеи порочного губительного индивидуализма.
Романтические приметы пушкинского текста отчётливо проявляются в актуализированном этнографическом колорите пространства поэмы, ритмико-интонационной насыщенности и музыкальности поэтического слова; характеры не являются исторически мотивированными, что также указывает на романтическую отнесённость поэтического произведения.
Глава 3. Раскрытие реализма в произведении «Пиковая дама»
«Пиковая дама» – одно из самых оригинальных творений А. С. Пушкина, в котором знаменитый автор покорил новую для себя высоту. Сюжет книги находится на стыке между романтизмом и реализмом, реальностью и вымыслом, мистикой и обыденностью. А финал загадочной истории и вовсе оставляет читателю право на выбор: то ли Германн действительно стал жертвой колдовства, то ли помешался на почве нервного перенапряжения. Как бы там ни было, многомудрый Литрекон разберет эту повесть по едва уцелевшим косточкам.
«Произведение переполнено неожиданными поворотами, развязками и мистикой, которые удерживают внимание читателя на протяжении всего текста» [5, С.46]. С самого начала мы пытаемся найти взаимосвязь названия «Пиковая дама» с самим текстом. И вот, казалось бы, уже конец произведения, а совпадений нет. Именно в этом и заключается виртуозность А. С. Пушкина – удерживать внимание аудитории до самого последнего слова. Лишь в заключении произведения мы видим тайную и мистическую взаимосвязь, когда та самая карта Пиковой дамы рушит все надежды и мечты главного героя, как бы подмигивая одним глазом в напоминание о его преступлении.
«Пиковую даму» принято считать повестью. Но многие литературные критики, в том числе и Белинский, настаивали на том, что по компактности повествования, одной сюжетной линии, а также при ограниченном количестве героев – это рассказ.
Книгу можно отнести к мистическому реализму, но тогда такого понятия не было. Современники повести полагали, что в ней можно найти и романтические, и реалистические черты. Так, сам Германн является пародией на романтического героя. Он – немец, а ведь именно в этой стране появился романтизм, и почти все его теоретики родом оттуда. Персонаж сталкивается со сверхъестественным миром, получает доступ к тайнам бытия, но использует их прозаически и чертовски правдоподобно – чтобы разбогатеть. Автор намеренно высмеивает стереотипные образы юношей из романов в духе того времени. Он показывает, как реальный человек использовал бы мистические силы. Также само обращение к мистике, стилистика описания сновидений и неоднозначный финал говорят о том, что писатель использовал романтические каноны для создания произведения. Реализм проявляется в описании быта и нравов дворянского общества, а также в самом поведении героев. Они ведут себя естественно: графиня отыгрывается на зависимости своей воспитанницы, Томский распускает салонные слухи о полной ереси, Германн любой ценой хочет приобрести капитал, а Лиза зазывает к себе на интимное свидание чуть ли не незнакомца. Все, как в жизни.
Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие.
Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация – сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.
Основная тема повести – судьба. Автор ставит вопрос: может ли человек управлять ею с помощью тайных знаний? Видимо, нет, ибо герой, который дерзнул сразиться с неумолимым роком, с треском проиграл ему и, более того, был наказан за свою дерзость. Люди, по мнению Пушкина, не должны пытаться покорить то, что не находится в их ведении.
Тема справедливости. Что посеешь, то и пожмешь – там можно обозначить вывод из этой истории. Ведь если проследить за героями, то нам без особых размышлений становится понятно, Германн в наказание за свои темные помыслы проигрывается в карты и сходит с ума, а та же Елизавета, «бедная воспитанница» графини, терпит все издевательства только ради денег, а не из чистых помыслов. Как следствие, внутри неё зарождается зло. Уже после обретения своей собственной воспитанницы Лиза вступает на путь того же внутреннего очерствения, что и старуха-мучительница.
Мистическая тема. Пушкин описывает колдовскую силу карт, погружая читателя в иллюзию. Он до конца не знает, заключается ли магия в загадочной комбинации, или все это лишь игра больного воображения Германна, немецкого романтика, который и не такое мог бы выдумать? Даже в финале нет прямого ответа, автор выдерживает интригу до конца, позволяя мечтателям думать, что персонаж и вправду был наказан самой судьбой.
Проблематика богата, но мы перечислим только основные проблемы:
Алчность разрушает внутренний мир главного героя. Жажда богатства толкает его на самые ужасные поступки: обман, лицемерие, угрозы и убийство. Германн, сам того не понимая, переходит на сторону Дьявола. Мы видим, что он готов идти по головам ради своей ложной мечты. Внутренние монологи героя до и после преступления ещё ярче раскрывают этапы очерствения его души и помрачения рассудка.
Двуличие и лицемерие. «В обществе Германн пытается выставить себя скромным тружеником, который презирает риск, а на деле он поиграл бы, но у него просто нет денег» [2, С.16]. Также он хочет казаться богаче и значительнее, чем есть на самом деле. Это мучительное несоответствие желаемого и действительного губит молодого человека, он становится все более лицемерным и скрытным. Если бы у него не было утомительной обязанности отыгрывать роль, пускать пыль в глаза, персонаж не стал бы ставить свое будущее на кон.
Равнодушие. Все герои безразличны к судьбе друг друга, поэтому у каждого из них нет никого, кроме себя. Все остальные люди (их родственники и друзья, даже кавалеры) преследуют только меркантильные цели, только это их вместе и удерживает. Но, по сути, Лизе наплевать на графиню, что взаимно, а Германну наплевать на них обеих. Да и все высшее общество пронизано равнодушием, так что судьба человека считается за их игральным столом самой ничтожной разменной монетой.
Смысл книги в том, что никакое мистическое таинство не может возвысить пошлого и меркантильного человека. Германн искал магию, чтобы достичь банальных и алчных целей – обогащения и авторитета в продажном обществе. Поэтому сама судьба посмеялась над ничтожеством людей, приговорив одного из них к полному проигрышу. Вместе с деньгами герой потерял и рассудок, и честь. Так автор показал, что без материальных благ те, кто живет ради роскоши, ничего собой не представляют, вся сущность таких господ выражена в драгоценностях и деньгах. Как только их развеяло провидение, Германн потерял все то немногое, что у него было.
Пушкин испытал своего персонажа, и тот не выдержал проверки на прочность. Нежданная удача так исказила его принципы, что он даже не сдержал слово, данное Пиковой даме. Перед нами полный упадок личности, который произошел из-за роковой силы, но не магов, а денег. Описав это превращение человека в чудовище, автор выразил обеспокоенность состоянием современного ему общества, помешанного на чинах и золоте.
Глава 4. Примеры романтизма и реализма из жизни Пушкина
Приведем пример романтического видения лирического мира в стихотворении Пушкина «Осень».
Пушкин описывает каждое время года с помощью синтаксического параллелизма: чувства героя и природное начало описываются в едином ключе, - также автор использует метафоры, эпитеты, олицетворения и сравнения.
Автор более всего любит осень («В ней много доброго») и зиму. Осень красива красками и переливами настроений природы, а зима статична. Весну поэт не жалует: «Я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены».
Душа поэта радуется краскам, чувствам природного начала осени, ему нравятся отблески зимы и праздники: «Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны…». Лето он любит менее: «Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…».
Природа – символ России, это дитя, образ любимой для поэта, он боготворит ее.
Рассмотрим другое стихотворение поэта «Элегия», которое не смотря на жанр, написано в русле реализма.
Элегия «Безумных лет угасшее...» написана А. Пушкиным в знаменитую болдинскую осень 1830-го года, вслед за произведением «Бесы», сам поэт не раз говорил, что элегия – его любимый жанр. Поэту отказано было в поездке за границу. И он решил отправиться в Болдино.
Осень 1830-го года. «Болдинская осень» - особое понятие в творчестве поэта, он был вынужден остаться в имении на три месяца из-за эпидемии холеры, в это время он создал много произведений.
Темы здесь вечные, философские: прощание с молодостью, будущее счастье, вера и покаяние.
Идя текста: Хотя жизнь может часто поддаваться унынию, но главное в судьбе – любовь и творчество.
Элегия как жанр принадлежит сентиментализму, затем его активно использовали представители романтизма, но Пушкин в финале стиха говорит о счастье, что не свойственно было для этого жанра, поэтому мы относим данный стих к реализму.
Элегия имеет две строфы, где противопоставляются образы печали и любви, союз но разделяет два пространств в стихе: похмелье и вино – гармония и улыбка.
Элегия написана пятистопным ямбом с чередованием мужских и женских клаузул. Рифма точная.
В каждом из шестистиший содержится по три пары параллельных рифм: ААББВВ ГГДДЕЕ – смежная рифма. В стопа имеется пиррихий.
Эпитеты встречаются в каждой строке:
Безумных лет угасшее весельеМне тяжело, как смутное похмелье.Но, как вино – печаль минувших дней.
Есть антитеза образов унынья и любви, союз но даёт синтаксическое противопоставление.
Встречается олицетворение:
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
О други – риторическое обращение, есть множество устаревших словоформ:
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь…
Синтаксический параллелизм:
И может быть – на мой закат печальныйБлеснет любовь улыбкою прощальной.
На мой взгляд, стихотворение типично в духе жизнеутверждающей лирики реализма, Пушкин реалистично анализирует свою жизнь и оптимистично смотрит в будущее, его ценности любви и творчества вызывают уважение, я разделяю его взгляды на образы горести и счастья, которые едины в нашей жизни.
Например, повесть «Капитанская дочка» имеет черты и романтизма, и реализма (данный метод преобладает). Мое впечатление начало складываться о повести более с эпиграфа, нежели с названия текста. Эпиграф из произведения А.С. Пушкин «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду» связан и с патриотической, и с общенациональной русской идеей о чести и достоинстве мужчины, гражданина и воина. Повесть стала одним из известнейших произведений А. Пушкина, до сих пор обсуждают жанр текста и композицию в отечественной литературе и в мировой. Отличительной чертой этого романа также является особая тематика и проблематика: автор охватил все вечные, нравственные и социальные темы в литературе того времени. Одной из вечных тем реализма и романтизма является тема: человек и история. Что более влияет на личность: этим вопросом интересуется и автор романа.
В романе дан типичный герой в типичных обстоятельствах – это образ офицера. Социуму автор дает детальное описание. Петр Гринев имел обычную судьбу и мог стать типичным представителем офицерства, быть лицемерным, уходить от ответственности, но он выбрал более сложный путь становления воина. Благородство – основная черта героя, именно за эту черту его уважает Пугачёв – основной отрицательный герой, как и все остальные положительные герои повести. Швабрин становится антагонистом Гринёва по ряду характеристик и действий героев. Классическая форма противопоставления помогает лучше увидеть конструктивные стороны личности главного героя. Главные герои являются порождением социума, своего окружения, общество определило их личности, их жизненный уклад, принципы и судьбы. Самая масштабная идея состоит в том, что Пушкин показал по истине типичных представителей своего века, прописав в образах основные пороки и стремления героев.
Роман в стихах «Евгений Онегин» стал феноменальным произведением А. Пушкина, до сих пор нет аналогов по жанру и композиции ни в отечественной литературе, ни в мировой. Отличительной чертой этого роман также является особая тематика и проблематика: автор охватил все вечные, нравственные и социальные темы в литературе того времени.
Одной из вечных тем реализма и романтизма является тема: человек и среда. Что более влияет на личность: этим вопросом интересуется и автор романа.
В романе дан типичный герой в типичных обстоятельствах – это образы дворянина и помещика. Евгений Онегин вырос в дворянской среде, его внешний вид, отношение к дяде, посещение светских мероприятий, жизненные принципы и духовные и культурные ценности – все это показательно характеризует его как дворянина. Столичное светское общество также является главным персонажем романа, социуму автор дает детальное описание.
В романе есть множество эпизодов, отдельных строф, посвященных обществу, балам, ужинам, одежде и украшениям, нравам и привычкам: Онегин одет по моде, знает немного поэзии, немного риторики, немного философии – достаточно, чтобы поддержать поверхностный разговор. Любой дворянин имеет прислугу, покупает самое дорогое вино и жалует всех гостей экзотическими блюдами. Самым важным является описание пороков светского общества: лень, пустота, меркантильность, лживость, транжирство, беспечность, безнравственность в дружбе и любви, предательство, сплетни.
Социум напрямую воздействует на дворян и помещиков, мы видим, что Онегин действует так, как требуют нравы его окружения и принципы взаимодействия. Помещики также копируют балы дворян, пригашают много гостей и накрывают столы, устраивают веселье, но не, как в столице, танцы до полночи, а более скоромные увеселения.
У дворян принято играть в карты, сплетничать, устраивать дуэли, читать стихи – отражение этого мы видим и в провинции, но не в таких масштабах. Автор показал столкновение двух культур: в столице – европейской, а в провинции – истинно русской.
Онегин жил в светском обществе, поэтому он лишен искренних чувств, для него любовь – это игра, и он, осознавая эту разницу, провоцирует помещика Ленского на дуэль, к тому же и возраст их был совершенно разным, Онегин был старше. Автор детально описывает досуг Евгения, по большей части – это пустота, хандра. Герой разочарован в свете, в людях, в любви, он любит иронизировать и играть на слабостях других людей. Он не может долго заниматься чем-либо: читать, писать, любоваться природой. Это и отличает его от главной героини, Татьяна живет природой, любит вдумчиво читать, много рассуждает и мыслит сама с собой. Но автор и здесь дает отрицательную оценку вечному разговору о скоте и дворе, деревня, как и столица не дает человеку самосовершенствоваться.
Любовь Татьяны искренняя, тогда как Онегин осознает, что не может по-настоящему полюбить ее, поэтому вовремя отдаляется от Лариной. Как видим из последних глав, сама Татьяна, став женой князя, перестает быть робкой, а становится настоящей светской дамой, и теперь у нее дома принимают балы и гостей.
Так «Евгений Онегин» стал первым реалистическим романом в стихах, в котором автор создал галерею героев русского дворянства в столице и провинции. Известный критик В. Белинский назвал это произведение энциклопедией русской жизни, подчеркнув детальность и масштабность романа.
Главные герои являются порождением социума, своего окружения, общество определило их личности, их жизненный уклад, принципы и судьбы. Самая масштабная идея романа состоит в том, что Пушкин показал по истине типичных представителей своего века, прописав в образах основные пороки и стремления героев.
Таким образом, мы видим синтез двух направлений в творчестве самого гениального поэта и прозаика последних четырех столетий.
Заключение
Ю.М.Лотман – известный филолог, исследователь истории русской литературы 18-19 веков, автор прекрасных литературоведческих трудов, посвященных творчеству Н.М.Карамзина, А.Н.Радищева, А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, сказал однажды: «…а, на мой взгляд, лучше всех Пушкина понял не исследователь, а поэт – Булат Окуджава. В его стихотворении «Александру Сергеичу хорошо, ему прекрасно…» больше понимания личности Пушкина, чем во многих академических трудах…» [5, С. 389].
«Не представляю Пушкина без падающего снега,
бронзового Пушкина, что в плащ укрыт.
Когда снежинки белые посыплются с неба,
мне кажется, что бронза тихо звенит…»
Булат Шалвович пишет о том, что Пушкин внес настолько необычайно большой вклад в русскую литературу, что саму Россию невозможно представить без него, он «успел врасти в сердце родины»: «…Не представляю родины без этого звона.
В сердце ее он успел врасти,
как его поношенный сюртук зеленый,
железная трость и перо – в горсти…»
Многие пушкинские вещи, которые описывает в своем стихотворении Окуджава, сохранились, и о них можно найти сведения из воспоминаний друзей великого поэта. Так, например, во Всесоюзном музее А.С.Пушкина находится железная трость писателя.
Это стихотворение является самым интересным среди других текстов Окуджавы со многих точек зрения. В нем Окуджава предлагает необычное истолкование судьбы Пушкина. Оно воскрешает образ Пушкина во всей его полноте, передает его любовь к жизни со всеми ее радостями, от участия в деревенских праздниках до творческого экстаза. Для Пушкина жизнь была постоянным творчеством, даже в мелочах он находил возможности для него, относился к ней, как автор – к литературному произведению, и находил радость в процессе борьбы с тем, что мешало воплощению его авторского замысла. Первые два четверостишия соотносятся с жизнью Александра Сергеевича в деревне. Возможно это пребывание и проживание в псковском имении Михайловское: «Александру Сергеичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо.
боль угасла,
баба щурится из избы,
в небе – жаворонки,
только десять минут езды
до ближайшей ярмарки…» [1, С.166]
Б.Окуджава пишет о том, что вот теперь «Александру Сергеевичу хорошо», он вдали от всех интриг и событий действительности, теперь он нашел уединение и смог осмыслить все обстоятельства, которые дали ему материал для творчества.
В третьем четверостишии автор стихотворения восхищается талантом Пушкина, его литературными способностями. Действительно известный факт, что именно в период нахождения в Михайловском Александр Сергеевич написал много замечательных произведений: завершил стихотворения (в том числе и стихотворение «Пророк»), поэму «Цыганы», «Граф Нулин», романы «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» и другие. Окуджава отмечает, что творчество А.Пушкина высокого качества, а также отмечает скрытые, сверхъестественные способности гения, сравнивая его с чертом:
«…У него ремесло первый сорт
и перо остро.
Он губаст и учен как черт,
и все ему просто…»
Следующее четверостишие:
«…жил в Одессе, бывал в Крыму,
ездил в карете,
деньги в долг давали ему
до самой смерти…»[1, С. 166].Список литературы
Булат Окуджава: стихотворения. М, 2014. – 384с. – ( Золотая серия поэзии).
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – 355 с.
Выдрина В. А. С. Пушкин в творческом сознании Б. Ш. Окуджавы : романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом» : дис. . канд. филол. наук. Томск, 2010. 306 с.
Гуревич, А. М. «Свободная стихия». Статьи о творчестве Пушкина / А.М. Гуревич. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 847 c.
Карпушин, С. В. А. С. Пушкин. Начало всех начал. Жизнь, творчество, эпоха / С.В. Карпушин, Е.С. Ковалева, А.В. Терентьева. - М.: Русич, 2016. - 624 c.
Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). – СПб.: Академический проект, 2002. – 376 с.
Овсянико-Куликовский, Д.Н. Вопросы психологии творчества: Пушкин. Гейне. Гёте. Чехов. К психологии мысли и творчества / Д.Н. Овсянико-Куликовский. - Москва: ИЛ, 2015. - 363 c.
Романтизм vs реализм: парадигмы художественности, Р696 авторские стратегии: сб. науч. ст. : к 100-летию со дня. рождения проф. И. А. Дергачева. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 512 с.
Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 334 с.
Якушин Николай Иванович. Русская литература XIX века (первая половина): учеб. пособие для вузов / Якушин Николай Иванович. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!