это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2605079
Ознакомительный фрагмент работы:
Тема: «Психолого-педагогическая работа по развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка младшего школьного возраста в детском доме»
Содержание
Введение
1. Научные подходы к организации и содержанию психолого-педагогической работы по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в детском доме
2. Психолого-педагогические особенности эмоциональной сферы младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома
3. Особенности психолого-педагогической работы по развитию эмоциональной сферы младших школьников в детском доме
4. Организация и методы исследования эмоциональной сферы детеймладшего школьного воспитывающихся в детском доме
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность изучения данной темы обуславливается тем, что становление и развитие личности по праву считается одной из самых актуальных проблем психологии и педагогики. Опыт семейной жизни по своей сути уникален и неповторим для каждого человека. Детерминантами этой среды являются внутрифирменные межличностные отношения, семейные традиции и моральный климат, внутрифирменное поведение и культура общения, а также опыт совместной деятельности.
Социализация в традиционном смысле означает процесс интеграции индивида в мир общества, в ходе которого он узнает о моделях поведения, социальных нормах и ценностях, необходимых для успешной работы в данном обществе.
Проблема сирот находится в научных и практических интересах педагогики, психологии и социологии со второй четверти ХХ века. В последние годы в связи с беспрецедентным увеличением количества детей-сирот в Российской Федерации актуальность этой проблемы для нашей страны резко возросла. Это связано с увеличением в конце ХХ - начале ХХI века количества официально признанных сирот и беспризорников, что неуклонно ведет к росту социальной напряженности в обществе.
Формирование личности ребенка происходит в процессе социализации и семья занимает важнейшее место среди основных факторов социализации. Отсутствие семьи приводит к социальной депривации личности ребенка, а значит, к нарушениям личностного развития, особенно к отклонениям в эмоциональной сфере - повышенной агрессии, тревожности, отсутствию эмпатии и социальных эмоций.
Цель изучения – рассмотреть особенности психолого-педагогической работы по развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка младшего школьного возраста в детском доме.
Объект исследования – основы психолого-педагогической работы с детьми в детском доме.
Предмет исследования - развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка младшего школьного возраста в детском доме.
1. Научные подходы к организации и содержанию психолого-педагогической работы по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в детском доме
Проблема эмоций давно стала предметом изучения. Большинство теорий эмоций направлено на раскрытие природы эмоций путем понимания механизмов их возникновения. Исследователи также утверждали, что эмоции тесно связаны с деятельностью нервной системы и другими психическими функциями.
По мнению С.Л. Рубинштейна, эмоции - это процесс отражения субъективного отношения человека к различным предметам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания [6, с. 58]. Эмоции в основном выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. В.К. Вилюнас указывает на то, что эмоции имеют свои отличия от психических когнитивных процессов, которые лежат в полярности, то есть эмоции имеют положительный и отрицательный знак, а также энергетическую насыщенность. Не менее важной отличительной характеристикой эмоций является их целостность, которая предполагает, что все психофизиологические системы человека и его личности вовлечены в эмоциональный опыт. Следовательно, изменения, связанные с психофизиологическими реакциями человека, могут служить индикаторами изменений эмоционального состояния. К чертам эмоций, которые отличают их от других процессов, можно отнести нераздельность, что свидетельствует о тесной взаимосвязи эмоций со всеми физическими процессами [5, с. 25].
В последние годы проблема психологического здоровья подрастающего поколения привлекает внимание профессионалов в различных сферах общественной деятельности. Многие ученые отмечают рост эмоциональных расстройств, диагностируемых в детстве.
Организация психолого-педагогической работы по развитию эмоциональной сферы в зарубежной психологии (Р. Лазарус, С. Фолкман, К. Масени и др.) проводится по нескольким направлениям:
- изучение когнитивных механизмов совладения,
- анализ стрессовых ситуаций,
- изучение влияния личностных переменных, определяющих предпочтение индивида тем или иным стратегиям совладения.
Серьезной проблемой педагогической психологии является эмоциональная нестабильность и неуравновешенность, немотивированная агрессия и депрессивная тревога у младших школьников. Очень важно изучить особенности эмоциональной сферы детей, ведь полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Один из способов в психологии решить проблему преодоления ребенком из детского дома стрессовых депрессивных состояний, связанных с нарушением нормальной социализации, - научить ребенка стратегии управления стрессом.
Эффективность выбранной стратегии оценивается с точки зрения наличия результата управления (решение проблемы или снижение восприимчивости к стрессору), а также с точки зрения продолжительности успешного исхода. Стратегии преодоления зависят от личных качеств и конкретной стрессовой ситуации, поэтому они носят динамичный характер на протяжении всей жизни. Однако предпочтение той или иной стратегии определяется жизненным опытом. Ситуация социального исключения имеет объективную составляющую (возможные причины) и субъективный опыт человека, принадлежащего к социально стигматизированной группе.
Процесс стигматизации может быть как негативным, так и позитивным, в обоих случаях это вопрос «навешивания ярлыка» и ожиданий в отношении поведения членов стигматизируемой группы. Опыт социального исключения человека оставляет отпечаток личных характеристик, а также наиболее приемлемых стратегий выживания.
Устойчивость включает три основных отношения:
- вовлечение,
- контроль,
- вызов или принятие риска.
Для поддержания здоровья личности и его активности и работоспособности в стрессовых условиях необходим высокий уровень экспрессии всех указанных компонентов жизненного тонуса.
2. Психолого-педагогические особенности эмоциональной сферы младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома
Младший школьный возраст критичен как с точки зрения психологии («кризис семи лет»), так и с точки зрения медицины (возрастает риск психосоматической патологии и нейропсихологических расстройств). Объективная кризисная ситуация развития в этом возрасте сопровождается комплексным набором собственного опыта ребенка.
Поэтому психологическое изучение эмоционально-волевой сферы ребенка в начальной школе является важной научной задачей. Младшие школьники, воспитывающиеся в школах-интернатах, различаются рядом особенностей, поскольку находятся в ситуации социальной и эмоциональной депривации [5, с.32].
Эмоциональная сфера детей, растущих вне семьи, отличается от эмоциональной сферы их сверстников, растущих в семье [4, с. 18]. Эти авторы фиксируют нарушения в эмоциональной сфере у детей, растущих в учреждениях, поскольку условия закрытого детского учреждения не способствуют развитию коммуникативных навыков, способности адекватно оценивать себя и других, налаживать отношения с другими людьми и т.д.
В силу своего особого социального статуса дети-сироты часто подвергаются негативным реакциям на социальные процессы - апатии, потребительскому отношению и антиобщественному поведению.
В детстве закладываются основы, почва, на которой личность развивается дальше. От этого зависят развивающиеся характеристики ребенка - лидер или жертва, самооценка, которая, конечно, может меняться, но ее основа неизменна. Если ребенку каждый день говорят, что он слаб, что он ничего не может сделать сам, он в конце концов поверит в это и будет жить с этим. В детстве есть жизненный сценарий, который будет реализовываться на протяжении всей жизни [3, с.65].
Дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены возможности общения с детьми из обычных семей, потому что чаще всего ходят в школу, где учатся похожие дети, или в специализированные школы. Примеров нормальных отношений между детьми нет. И даже когда они ходят в обычную школу, их общение с нормальными детьми заканчивается за пределами школы. Его заберут и высадят на автобусе, и он не будет знать о таких простых обстоятельствах, как возможность самостоятельно добраться домой [7, с.45].
Причины поступления детей в детский дом разные, но, тем не менее, все дети испытывают схожие чувства - то есть меланхолию, отчаяние, агрессию по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живет. А причина - разрушение уже налаженных отношений. Ребенок никак не может компенсировать это нарушение [7, 57].
Кроме того, при входе в детский дом поток информации, к которому ребенок привык, ограничен, старые отношения рухнули, а новые еще не сложились, и ребенок оказывается незарегистрированным ни в каких отношениях. И это состояние сохраняется в детском личном опыте как неудача, имеющая последствия для жизни.
И в этом контексте воспитание в детском доме нельзя рассматривать как альтернативу семье или замену. Отделение ребенка от жизненного пространства семьи приводит к стрессу [3, 14].
Причины низкого интеллектуального развития могут быть различными:
- от нарушения нормального функционирования мозга
- до отсутствия нормальной образовательной среды (педагогическая запущенность).
Основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатов являются влияния среды, педагогическая халатность, а не врожденные - наследственные факторы, анатомические и физиологические нарушения центральной нервной системы. Одна из причин - отсутствие качественного и содержательного общения со взрослыми, которого было бы достаточно для детей, растущих в детском доме [4, 57].
Поэтому одной из центральных проблем является проблема эмоционального и волевого развития детей в детских домах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального формирования личности детей в детских домах отмечают все ученые в эмоционально-сфере:
1. противоречие социальному взаимодействию, неуверенность в себе,
2. снижение самоорганизации, целеустремленность,
3. недостаточное развитие самостоятельности («силы личности»),
4. неадекватная самооценка,
5. сама по себе неспособность строить нормальные отношения с окружающими вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству [7, с.89].
Расстройства такого рода чаще всего проявляются повышенной тревожностью, эмоциональным напряжением, умственной утомляемостью, повышенной чувствительностью к разного рода препятствиям, нежеланием преодолевать трудности, снижением потребности в успехе и достижениях, повышенной агрессией, недоверием, раздражительностью, разрыв эмоциональных контактов с другими, рост пассивности, депрессия и т. д..
Такие нарушения объясняются всем предшествующим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в закрытых учреждениях.
Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации:
- у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям;
- у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность;
- у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности [8, с.76].
Значительная часть случаев отказа от детей связана не с социальными потребностями или глубокой моральной деградацией женщин, а с временными личными, социально-психологическими и материальными кризисами. Во многих странах мира, где социальный сиротский приют практически ограничен как явление, действуют различные службы социальной, медицинской и психологической помощи, оказывающие эффективную помощь женщинам и семьям, находящимся в кризисной ситуации [5, с.89].
К сожалению, приходится констатировать практически полное отсутствие подобных услуг в нашей стране.
У детей сирот также проявляется комплекс социального, педагогического и психологического вреда в бывших родительских семьях. Из форм неправильного воспитания для социальных сирот характерно пренебрежение [1, с.56].
Большинство семей, в которых дети лишены родительской опеки, характеризуются очевидным социальным неблагополучием: низкие материальные стандарты, недоедание, родительское пьянство, аморальный образ жизни, семейные скандалы и конфликты, а также проживание с тяжелобольными родственниками.
Дезадаптирующим фактором для ребенка является насильственное отделение от родительской семьи и помещение в специализированное детское учреждение [1].
Основным условием полноценного психоэмоционального развития ребенка является родительская семья с организацией жизни, соответствующей характеру формирующегося ребенка, с присущим только биологической семье уровнем общения с родственниками, особенно с матерью. Разлучение ребенка с родителями способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем серьезнее, чем раньше ребенок разлучен с матерью и чем дольше он или она находится под действием фактора этого разлучения [9, с.55].
Л.С. Выготский отметил специфические закономерности аномального развития, связанные с неблагоприятными социальными факторами, указав на трудности, с которыми такие дети сталкиваются во взаимодействии с внешним миром. Современные исследователи также отмечают, что психосоциальное развитие детей, социализированных в неблагоприятных социальных условиях, перенесших материнскую, сенсорную, эмоциональную и коммуникативную депривацию, протекает с отклонениями и имеет общую деструктивную направленность.
Поэтому одной из центральных проблем является проблема эмоционального и волевого развития детей в детских домах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального формирования личности детей в детских домах фиксируются всеми учеными в эмоционально-сфере сферы:
- конфликт с социальным взаимодействием,
- неуверенность в себе,
- снижение самоорганизации,
- целеустремленность,
- недостаточное развитие самостоятельности («силы личности»),
- неадекватная самооценка, сама по себе неумение строить нормальные отношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Что приводит к дезадаптации личности и ее отрицательной социальной значимости.
3. Особенности психолого-педагогической работы по развитию эмоциональной сферы младших школьников в детском доме
Основная и важнейшая проблема в развитии воспитанников детских домов - проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированных или недоразвитых когнитивных процессах, нестабильности внимания, плохой памяти, слаборазвитом мышлении (наглядно-образном, абстрактно-логическом, вербальном и т.д.), низкой эрудиции и т.д. [4, с.76]
Психолого-педагогические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников детских домов свидетельствуют о том, что уровень развития внимания и памяти воспитанников существенно не отклоняется от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют плохо сформированную картину мира, повышенную ситуационную осведомленность, которая в когнитивной сфере проявляется в неспособности решать задачи, требуемые внутренними операциями, без опоры на практические шаги, снижается развитие абстрактного логического мышления, особенно у старшеклассников. Наиболее значительный упадок вербального - логического мышления [3, с. 27].
Ребенок, растущий в учреждении, обычно не приобретает продуктивных навыков общения. Его контакты поверхностны, нервны и поспешны: в то же время он привлекает внимание и отвергает ее, что приводит к агрессии или пассивному отчуждению. Ему нужны любовь и внимание, он не знает, как вести себя так, чтобы общаться с ним в соответствии с этой потребностью [6, с.45].
Отчуждение, эмоциональная холодность, неспособность к эмоциональному общению, отсутствие коммуникативных навыков - это далеко не полный список нарушений развития. У детей в детских домах отчетливо проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко контактируют с любым человеком, который приходит в учреждение [9, с.38].
Совместная деятельность, игра, ситуационное общение, общение со взрослыми, но дети предпочитают прямой физический контакт: встать на колени, обнимать, гладить по голове, бродить, хватать за руку - это вид ситуационно-личного общения, в котором используются средства общения.
Деловые контакты со взрослыми устанавливаются поздно и проходят в примитивной форме. Детям может быть интересно следить за игровой деятельностью взрослых, следовать их инструкциям, охотно принимать все предложения, но дети не могут участвовать в игре, быть равноправными и активными участниками в ней [9, с.31].
Совместная активность, желание и умение что-то делать со взрослыми у детей не возникает. Попытка взрослого спорить с увлечением совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, проявление чрезмерного безразличия, что является вариантом защитного поведения, маскирующего страх, неуверенность в себе и т.д. Ребенок не может выразить себя в общении. Никто не развивал ее с точки зрения эмоциональной культуры и культуры общения.
Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка младшего школьного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу [10, 67].
Выделяют своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома:
1) пониженный фон настроения;
2) бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
3) склонность к быстрой смене настроения;
4) однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
5) эмоциональная поверхностность;
6) неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
7) повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;
8) основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий;
9) непонимание эмоционального состояния другого человека;
10) чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести-семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта) и т.д.
Часто у детей младшего школьного возраста двигательная расторможенность и повышенная возбудимость сочетаются с повышенной истощаемостью, социально-волевой неустойчивостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью (так называемый церебрастенический синдром).
Это говорит о том, что причинами эмоциональной незрелости и отклонений в эмоциональном развитии являются не только психическая, социальная, эмоциональная депривации, но и наследственная (наследственная отягощенность нервно-психической паталогией) и врожденная патология [5, с.15].
1.4. Организация и методы исследования эмоциональной сферы детеймладшего школьного воспитывающихся в детском доме
Психолого-педагогические методы преодоления нарушений социально-эмоциональной сферы у детей из детских домов предполагают развитие индивидуального жизненного тонуса. Разработка проблемы устойчивости связана с исследованиями S. Cobeis, S. Maddy, L.A. Александрова, А. Либина, Е.В. Либина, Д.А. Леонтьев и другие. Психологи считают стойкость чертой личности, которая представляет собой систему взглядов человека на мир, на самого себя, на отношения с миром. Согласно теории С. Мэдди, развитой Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, эта система содержит три составляющих:
- участие,
- контроль,
- принятие риска [11, с. 72].
Эти компоненты устойчивости относительно автономны, и их выражение в устойчивости характеризует способность противостоять внутреннему стрессу в стрессовых ситуациях. Это облегчает восприятие стресса как менее значительного, а также позволяет эффективно с ним справляться. Согласно теории С. Мэдди, компоненты сопротивления характеризуются приверженностью как компонент устойчивости - это вера в то, что для человека участие в мероприятиях - это величайший шанс найти что-то интересное и ценное.
Человек с высоким уровнем развития занимается собственной деятельностью. Напротив, отсутствие такой веры приводит к ощущению человеческого существования «вне» жизни. Контроль как часть устойчивости определяется как вера человека в то, что на исход происходящего может повлиять борьба с обстоятельствами, даже если влияние на эти обстоятельства невелико и успешное завершение негативных событий не гарантируется [2, с.76].
Человек с высоким уровнем развития контроля чувствует, что он выбрал свою деятельность и свой путь. Принятие риска (вызова) как компонента устойчивости определяется как уверенность человека в том, что все происходящие в нем события способствуют его развитию. В основе человеческого принятия риска лежит идея личного развития через знания, полученные на основе положительного или отрицательного опыта, и их последующее использование полученных знаний.
С. Мэдди подчеркивает, что высокий уровень экспрессии всех этих компонентов жизнеспособности необходим для поддержания здоровья человека и поддержания его активности и работоспособности в стрессовых условиях [11, с.57]. Можно говорить об индивидуальных различиях каждого из компонентов сопротивления, а также об их взаимном влиянии. Важно, чтобы все три составляющих сопротивления согласовывались друг с другом. В целом сопротивление, согласно идеям С. Мэдди, включает психологический и деятельностный компоненты [11, с.68].
Компонент деятельности предусматривает определенные действия, направленные на:
- достижение цели;
- забота о своем здоровье;
- стресс-менеджмент;
- трансформация стрессовой ситуации.
Психологическая составляющая предполагает изменение характера отношения к окружающим людям и к миру в целом, повышение интереса к ним. Эти компоненты устойчивости создают систему, защищающую человека от потери здоровья, от чрезмерного беспокойства.
Таким образом, устойчивость можно повысить за счет управления стрессом посредством трансформации, медицинского обслуживания и социальной поддержки со стороны других.
В работе С.В. Живучесть Книжника представлена в виде набора структурных составляющих, который содержит [2, с. 70]:
- развитые волевые характеристики;
- оптимальная смысловая регуляция личности;
- достаточная самооценка;
- развитые коммуникативные навыки и умения;
- высокий уровень социальной компетентности.
С.В. Книжникова подчеркивает, что именно эти компоненты устойчивости важны с точки зрения воспитания личности, способной сознательно преодолевать жизненные трудности и трансформировать их в ситуацию личностного развития [22]. Благодаря свойствам воли в структуре жизненной силы С.В. Книжникова, согласная с мнением Е.П. Ильина, оценивает собственные волевые качества (терпение и решительность) и морально-волевые качества (решительность и настойчивость). Осмысленность жизни связана с устойчивостью, потому что устойчивость возрастает с осознанием четких жизненных целей, страстью к работе и вовлечением человека в различные социальные группы. В.Э. Чудновский убежден, что оптимальный смысл жизни помогает человеку максимально использовать свои резервы, он направляет его на преобразование обстоятельств и собственной личности [12].
Высокий уровень жизнеспособности связан с осознанием человеком своего места в социальной группе, системе социальных отношений. Самоуважение - это всестороннее личное образование. Самоуважение - это личностный параметр деятельности, поскольку эффективность деятельности человека зависит не только от уровня развития особых способностей и системы усвоенных знаний, но и от уровня самооценки.
Существует тесная связь между успехом в любой человеческой деятельности и умением адекватно оценивать свои способности и способности. Коммуникативные способности и навыки рассматриваются в более широком смысле - как характеристики личности человека, готовность к сознательной деятельности в единстве коммуникативного, интерактивного и перцептивного аспектов в изменяющихся условиях. Большое значение развития коммуникативных навыков заключается в том, что без человеческого общения немыслима человеческая жизнь. В то же время качество и результат жизни человека определяется культурой межличностных отношений с другими людьми. Социальная компетентность - это способность человека выполнять эффективную социальную деятельность, приносящую личные и социальные результаты.
В.В. Сериков отмечает, что социальная компетентность включает способность решать проблемы, возникающие у человека [3, с.211 ]:
-при выполнении социальных ролей в практической жизни;
-отношения людей;
-в оценке последствий своего поведения для группы;
- в распознавании и объяснении социальных явлений;
- в ориентации в среде, в правовых нормах.
Для понимания и исследования детей младшего школьного возраста, находящихся в условиях депривации необходимо выделить основные факторы, оказывающие негативное влияние на процесс развития эмоциональной сферы ребенка и личности в целом.
Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией, происходит постоянное увеличение количества сирот, страдающих врожденной психической и неврологической патологией. Именно "отказные" дети чаще имеют врожденные физические и психические аномалии, как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности [1, с.89].
Кроме того, дети, помещенные в детские дома, страдают психопатологическим наследием, особенно умственной отсталостью и шизофренией.
Во-вторых, вредна сама беременность нежелательной беременности у женщин, оставляющих новорожденных в родильных домах. Осуществление такой беременности приводит к нарушению жизненного взаимодействия матери и ребенка в процессе внутриутробного развития, к нарушению сенсорных, метаболических и гуморальных связей между ними [1, с.36]. Расстройства поведения, связанные с психическими расстройствами таких беременных, являются важным патогенетическим фактором:
- гиперактивность, безуспешные попытки прерывания беременности,
- злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и т.д.
Большинство из них оказываются неподготовленными к родам, о чем свидетельствует чрезвычайно высокий уровень недоношенности, а также патология родов. Клинически значимое поражение головного мозга новорожденных выявляется сразу после рождения. Ввиду тяжести состояния они нуждаются в реанимации и интенсивной терапии.
Результаты исследования академика В.С. Мухина [7, с.54], свидетельствуют: воспитанники детских домов аутисты, имеют слабо выраженную потребность в общении, имеется общая задержка в развитии. Эти дети часто отстают в развитии речи, не умеют играть, не могут общаться. Условия воспитания в закрытых учреждениях придают ребенку пассивность в поведении.
Основные средства и методы развития эмоциональной сферы дошкольника:
1. Ролевые игры - эмоциональная реакция ребенка на сверстников, решение проблемных ситуаций.
2. Профессиональное образование - базовая классификация должностей.
3. Театральная деятельность - это передача эмоций, характера персонажей и их взаимоотношений.
4. Использование художественной литературы - мир словесного искусства имеет безграничные возможности по формированию эмоциональной сферы дошкольников. Детские рифмы, вызывают эмоциональный отклик, учатся сочувствию, выражают собственные чувства с помощью мимики, жестов, слов, поощряют эмоциональную оценку слов и действий (смешные, грустные, хорошие, обиженные) Использование музыки - прослушивание слов и музыки песен и хоров.
5. Визуальная деятельность - использование красок, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. Наглядность - один из основных и важнейших методов обучения дошкольников. Визуализация - это пример взрослого человека. Когда учитель выражает свои чувства, он реагирует на эмоциональные выражения других людей, его мимику, жесты, движения тела, дети не только видят и различают, но иногда и пируют. Желательно попрактиковаться в игре с зеркалом.
6. Моделирование - использование моделей для решения поставленных задач. Развитие метода лепки детьми влияет на развитие абстрактного мышления, умения соотносить схематический рисунок с реальным.
В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
- пиктограммы,
- графические изображения лиц,
- силуэты людей, пантомимно отражающие эмоции,
- «движущиеся аппликации».
7. Развитие речи - словарный запас ребенка активизируется и обогащается словами, обозначающими чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение детских стихотворений, стихов наизусть, пересказ сказок создает эмоционально выразительное диалогическое и монологическое выражение. Улучшение эмоциональной сферы позволяет ребенку внедрить в повседневную жизнь устоявшиеся формы вежливого общения (приветствовать, поблагодарить, попросить прощения и т. Д.).
8. Подвижные игры - высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет воспитывать детей веселыми. Они дарят детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение и поддерживают творческое исполнение игры.
Заключение
Анализ научной и учебной литературы позволил сделать вывод о том, что в нормальных условиях жизни человек проходит первичную социализацию в семье, характер и результаты которой задаются объективными характеристиками (состав, уровень образования, социальное положение, материальные условия и др.), Ценностными установками, образом жизни и взаимоотношениями членов семьи.
Рост числа социальных сирот в современной России, по мнению экспертов, обусловлен несколькими причинами: кризисом института семьи, ростом разводов, незарегистрированных браков, гомосексуальных отношений и снижением рождаемости, а также добровольным отказом родителей и лишением родительских прав; рост преступности среди женщин. Социальные сироты приводят к тяжелой психической депривации, стрессу и эмоциональным расстройствам у детей, содержащихся в детских домах.
В литературе нет единого подхода к решению проблемы воспитания ребенка и развития эмоционально-волевой сферы растущего вне семьи. Эта проблема недостаточно проработана и практически значима.
Список литературы
1. Андреенко, Т.А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова // Актуальные задачи педагогики. - Чита: Молодой ученый, 2017. – 229 с.
2. Апряткина, Е.Н. Целостный процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Н. Апряткина // Педагогическое мастерство: мат. междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2016. – 105 с.
3. Бирюкова, О.И. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста [Текст] / О.И. Бирюкова, Ю.П. Абашкина // Инновационные педагогические технологии. - Казань: Бук, 2018. – 188 с.
4. Власова, О.В. Коррекционные занятия на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст] / О.В. Власова // Теория и практика образования в современном мире. - 2017. - № 4. - 233 с.
5. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы [Текст] / Н. Григорьева // Дошкольное воспитание. - 2016. - №2. – 264 с.
6. Гром, Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Гром // Концепт. - 2016. - №10. – 186 с.
7. Задорожняя, О.П. Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность [Текст] / О.П. Задорожняя // Молодой ученый. - 2016. - №23.2. – 448 с.
8. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Вегас, 2017. - 724 с.
9. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2018. - 288 с.
10. Каика, В.А. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.А. Каика // Молодой ученый. - 2016. - №6. – 695 с.
11. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2017. - 352 с.
12. Садыкова, Г.Р. Особенности идентификации эмоций [Текст] / Г.Р. Садыкова // Концепт. - 2015. - № 8. – 175 с.
13. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учеб. пособие [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2017. - 368 с.
14. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2018. - 156 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!