это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2606424
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Современное общество невообразимо без государства, играющего существенную роль в его жизнедеятельности.
Совместно с обществом формируются и все его институты, одним из них и выступает государство. Данное развитие выступает естественным историческим процессом, которое происходит непосредственно по объективным законам.
В числе таких законов или проявлений их действия, выделяются функции государства.
Актуальность темы исследования. Проблема сущности и значения государства имеет как теоретическое, так и практическое значение. Это дает возможность посмотреть на государство со стороны его формы, содержания, внутреннего строения, а также проанализировать его под углом его функционирования и разносторонней деятельности.
Благодаря функциям и признакам, присущим государству, возможно с достаточной точностью установить характер деятельности государства, точность выбора государственных приоритетов на определенном этапе его развития и к тому же степень его организованности и результативности.
Кроме того, без глубокого и всестороннего постижения природы и сути государства нельзя грамотно и квалифицировано управлять им.
Любой гражданин, проживающий в определенном государстве должен знать его сущность.
Главной задачей государства выступает обеспечение благоприятной жизнедеятельности его граждан.
Объектом исследования данной работы является государство как особая форма организации общества.
Предметом исследования работы являются присущие государству признаки, сущность и социальное назначение.
Цель данной работы – исследование сущности государства как общественного явления, его важнейших черт и компонентов.
Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:
- выявить сущность государства;
- рассмотреть основные характеристики государства;
- описать роль государства в жизни общества.
Методологической базой работы являются общефилософские методы (синтез, анализ, дедукция, индукция, системный метод и редукция) и сравнительно-правовой метод.
Информационной основой работы стали учебная литература, а также материалы периодической печати по рассматриваемой проблематике.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Сущность государства. Государство представляет собой самый существенный общественный институт, а также один из главных субъектов политической системы.
Однако, как в науке, так и в международном праве отсутствует общепринятое понятие государства.
Термин «государство» может анализироваться в различных аспектах: в юридическом, политическом, социологическом, обыденном.
С позиции юриспруденции, государство – это институт правового порядка общественных отношений, в котором государство и государственные органы наделяются властными полномочиями и являются субъектами права.
Ядром научного представления о государстве выступает «социальная власть».
Типом социальной власти считается государственная власть, характеризующаяся политическим характером, универсальностью территориального строения, легитимностью, суверенитетом, привилегией законотворчества и сбора налогов.
Государство проявляет себе как организация политической власти с обладанием фундаментальных признаков:
- территория;
- население;
- налоги.
Государства организовывались в течении длительных периодов истории и на современном этапе имеют место два взгляда на данное явление.
Первая концепция устанавливает, что государство представляет собой естественный этап в ходе общественного становления.
Виднейшими основателями такой теории являются Т. Гоббс и Дж. Локк, которые утверждали, что государство зарождается при заключении договора между гражданами.
Они передают определенную часть прав государству как институту, который взял на себя обязанности по защите территории и людей, находящихся непосредственно на данной территории. Государство выступает в роли гаранта безопасности, а также вырабатывает некую социальную группу государственных управленцев.
В соответствии с другой концепцией, государство является итогом завоевания малой группой основной массы населения. Достаточно вооружённые и настроенные воинственно люди совершенно точно в силах подчинить значительное число плохо организованных народов.
Основателем данной теории является Платон, идеи которого в последующем развили Ф. Ницше и Д. Юм. Они обосновывали беспочвенность первой теории.
Вероятно, в человеческой истории находили свое выражение как первый, так и второй путь образования государства. Сначала человеческое общество организовало единую политическую организацию.
Вместе с развитием общества и эволюцией государства возникали и иные политические организации (партии, союзы, блоки, движения).
Основная масса определений и подходов к пониманию государства на современном этапе воссоздают социальный признак: связь и зависимость властно-политического аспекта государства и общества, потребность в управлении обществом для его благополучия и процветания.
В настоящее время государство рассматривается исследователями как форма устройства общества адекватная его развитию в конкретной стране.
Исследовали подчеркивают, что на данный момент наиболее актуальным и заслуживающим положительных оценок выступает общесоциальный подход к трактовке государства.
Такой подход дает возможность истолковывать сущность государства в широком смысле, как тип общества, которое управляется установленным властно-политическим институтом.
Общесоциальный подход направляет на развитие общества в целом, а не какой-либо его части, он указывает на демократические методы управления и выделяет ценность государственной организации для общества, так как социальный компромисс недостижим через насилие и принуждение.
Государство выполняет важнейшую роль в реализации задач и функций политической системы. В то же время, государственная власть представляет собой некий центр сосредоточения социальных сил и организаций, которые выражают их интересы.
Таким образом, государство – это политико-территориальная организация, формирующая законодательство, создающая духовное единство и права своих граждан, которая обладает суверенитетом и специальным аппаратом принуждения.
Основные характеристики государства. Государство отличается от иных образований особенными чертами и компонентами, среди которых выделяются следующие:
- пространственный (политико-территориальный) компонент.
Проявляется в территории, на которой расположено данное государство (государственные органы), где реализуется государственная власть и которую эта власть охраняет.
Суверенитет государственной территории охватывает сушу, воздушное пространство, территориальное море, особые экономические зоны в пределах государственных границ, а также континентальный шельф;
- субстанциальный (политико-демографический) компонент.
Связан населением государства, которое изъявляет свою волю по вопросам формирования основных государственных структур в зависимости от своей истории, языка, культуры. Население создает различные блага (материальные и духовные), а его общая деятельность регулируется государством;
- властно-институциональный компонент.
Данный компонент заключается в том, что в государстве существуют как институты государственной власти, так и публичного права – это законодательство, структуры господства и подчинения, согласования и разрешения споров, субординации и координации, которые выражены в форме государственных органов, механизмов сдержек и противовесов, институтов разделения властей.
В науке выделяют следующие основные признаки государства как общественного явления:
1. Территория, т.е. пространство, в границах которого реализуется государственная власть.
2. Население (народ), т.е. общность людей, которые обладают такими характерными чертами как: подчинение власти, присутствие права на участие в государственной деятельности с помощью выборов, наличие гражданства.
3. Аппарат власти, т.е. совокупность х органов управленческого, исполнительно-распорядительного и контролирующего характера, благодаря которым государство имеет возможность выполнять возложенные на него функции.
4. Аппарат принуждения, т.е. силовые структуры, которые имеют в своем арсенале ресурсы для принудительной реализации решений государственной власти.
5. Публичная власть т.е. такая власть, которая выделена из общества, реализовывается специальным аппаратом управления и опирается на аппарат принуждения.
6. Государственный суверенитет, включающий в себя:
- Государственный суверенитет представляет собой самостоятельность государства в вопросах внешней политики, а также господство государства во внутренней политике.
- Народный суверенитет представляет собой полную власть в решении населением государства существенных вопросов организации собственной жизнедеятельности.
- Суверенитет нации представляет собой желание и потенциал нации устанавливать направление своей жизни, начиная от незначительных инициатив и заканчивая возможностью образования отдельного независимого государства.
7. Система налогов и финансов.
Данная система обеспечивается такими факторами как: единая система эмиссии денег и валюта государства.
8. Государственная символика, включающая в себя флаг, герб, гимн страны.
Государственная символика используется при официальном представительстве государственных должностных лиц, государственных церемониальных мероприятиях и т.д.
Исходя из этого, важнейшими признаками государства являются народ, суверенитет, государственный аппарат, публичная власти и государственная символика. Благодаря раскрытию данных признаков понятие и сущность государства раскрываются в полном объеме.
Важное значение в понимании сущности государства занимают его функции, которые могут быть подразделены на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
- Социальная: гарантия своевременного и постоянного обеспечения населения минимумом жизненных пособий, предоставление социальной защиты различным менее защищенным слоям общества и обеспечение страхования.
- Политическая: обеспечение функционирования легитимного правительства, управление, построение и внедрение эффективной политической системы.
- Правовая: гарантированная реализация прав человека для всех категорий общества. Установление единых правил и обязанностей поведения, а также гарантирование равенства населения перед законом и судом.
- Экономическая: планомерное развитие экономики, определение целей и их реализация.
- Образовательная: государственное регулирование всех уровней образования (от детского сада до института) с целью повышения качественного уровня знаний населения.
- Научно-техническая: поддержка научного развития, помощь в получении новых знаний.
- Экологическая: охрана окружающей среды, реализация мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению природы, а также формирование у населения уважительного отношения к ней.
- Информационная: своевременное предоставление населению актуальной информации об экономической деятельности в стране и в мире.
- Культурная:мероприятия по развитию учреждений образования, науки и культуры. Эта функция направлена на удовлетворение культурных потребностей людей.
Внешние государственные функции:
- Сотрудничество: формирование и поддержка международных отношений.
- Обеспечение национальной безопасности: защита территории государства и государственных границ.
- Защита граждан, покинувших государство: гражданин страны, за пределами государства имеет право на помощь и защиту своего государства, обратившись в посольство.
Таким образом, что с точки зрения современных представлений, государство должно действовать как система власти для достижения конкретных целей путем организации общества в пределах определенной территории и координации основных сторон общественной жизни.
Роль государства в жизни общества. Роль государства в социальном аспекте обусловливает роль и функции государства в обществе, устанавливает уровень государственного вмешательства в социальную жизнь населения страны.
Существование и функционирование государства необходимо для обеспечения нормальной жизнедеятельность общества.
Существует несколько концепций, которые показывают социальную роль государства.
В рамках консервативной концепции главным назначением государства выступает сохранение общественных устоев, при котором государственное вмешательство в дела общества сведено к минимуму.
В соответствии с либеральной концепцией, роль государства заключается в обеспечение гражданских прав и свобод, а степень государственного вмешательства не должна быть значительной, при этом, особое внимание должно быть уделено социальной сфере.
Социал-демократическая концепция, акцентирует внимание на том, что основной задачей государства является гарантирование необходимых условий существования и равенства граждан страны. Органы государства, при этом, обязаны контролировать уровень доходов населения.
Согласно коммунистической концепции, государство должно играть в обществе максимальную роль. С помощью государственного вмешательства в общественные процессы осуществляются социальные преобразования и основная задача подобного вмешательства – вести государство в светлое будущее.
Социальное назначение государственной власти обуславливается множество разнообразных факторов и проявляется в задачах, стоящим перед ним, среди которых:
- обеспечивать самосохранение государства и общества;
- укреплять государство и обеспечивать безопасность его граждан;
- помощь экономическому, социальному и культурному развитию общества.
- преодолеть противоречия, существующие в обществе.
Кроме того, имеют место, несколько моделей государства, которые показывают его социальное назначение.
Исходя из характера взаимосвязи государства и общества выделяются:
1. Минимальное государство.
В данном случае полномочия государства максимально ограничены. Присутствует и хорошо развито гражданское общество, которым охватывается вся общественная деятельность.
Оно состоит из общественных объединений, частных экономических организаций, семьи, религиозных общин и др. Здесь именно гражданское обществом создает и контролирует государство.
2. Социальное государство. Такое государство нацелено на действенное выполнение функции, касающейся социальной защиты своих граждан. Путем перераспределительного механизма общественного дохода в интересах незащищенных слоев населения, государство обеспечивает сглаживание социального неравенства.
Задачей государства в рамках данной модели является формирование социального партнерства власти, бизнеса, наемного труда.
Государство обеспечивает запуск крупных социальных программ в области обеспечения достойных жилищных условий, занятости, развитию образования, культуры, здравоохранения и др. Основным инструментом государства является прогрессивное налогообложение.
3. Коллективистское (тоталитарное) государство.
В данной модели государственная деятельность связана с идеей безусловного превосходства общественной собственности над частной. Происходит формирование плановой экономики, производство в государственном масштабе организуется так, как на отдельном предприятии.
4. Государство развития.
В данном случае государство напрямую осуществляет свое вмешательство в экономику, чтобы содействовать росту экономики. Бизнес и власть функционируют на основе налаженных партнерских связей.
Все рассмотренные модели государства по-разному решают проблему социальной роли государства в общественной жизни. Выбор модели во многом зависит от степени зрелости и характера негосударственных политических институтов.
Государство оказывает влияние на все процессы, протекающие в обществе, выполняет в нем управленческие, регулирующие, идеологические и другие функции.
Оно отвечает за состояние социальной сферы, устанавливает правовые и нравственные законы, защищает граждан и территорию страны, консолидирует общество для решения важных задач, организует людей и придает их деятельности смысл.
При сравнении разных государств между собой обнаруживаются, как общие черты, так и явные отличия, выявляются более развитые из них и менее развитые, слабые и сильные.
В современном мире сильное государство - самодостаточное, независимое государство. У него имеется стратегия развития, обеспечивающая социальную и экономическую стабильность.
Причем стабильность достигается не насилием и обманом, а поддержкой людей, доверяющих действующей власти.
Государство ведёт честную и открытую политику по отношению к собственным гражданам, старается передавать объективную информацию о состоянии дел в обществе.
В нем нет внутренних угроз, способных оказывать дестабилизирующее воздействие, вследствие чего, нет необходимости содержать большую численность силовых структур.
Сильное государство имеет устойчивую, развитую экономику, независящую от внешних обстоятельств. Инфляция незначительна или отсутствует вовсе, денежная масса обеспечена товарами, нет дефицита.
Существующее производство, сельское хозяйство способны удовлетворить внутренний спрос. Бюрократическая машина работает на благо людей, при этом численность чиновников контролируется в соответствии с необходимостью. Рынок труда имеет достаточное количество вакансий с достойной оплатой труда, чтобы любой желающий работать мог найти себе применение.
Властные структуры обращены лицом к людям и проявляют заботу о своих гражданах.
Сильное государство опирается на интеллектуальную элиту общества, внедряет новые технологии, вкладывает средства в науку, живет благодаря собственным производственным силам, а не пытается жить за счет внешних заимствований, эксплуатации природных ресурсов или угнетения собственного народа. В нем создаются условия для получения качественного образования, и существует востребованность в образованных людях.
Сильное государство самостоятельно определяет стратегию экономического развития.
Для этого оно разумно использует рычаги влияния на экономику (налоги, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, штрафы и т.д.).
В нем осуществляется контроль над экономикой, не допускается возникновения значительного расслоения в обществе, образования социальных перекосов.
В то же время в государстве нет избыточного регулирования с большим количеством контролирующих органов. Не раздувается бесполезный бюрократический аппарат и не допускается, чтобы система начала работать на поддержание самой себя.
На настоящий момент во многих странах наблюдаются кризисные явления в экономике. Причина кроется в том, что имеющиеся модели экономического устройства не обеспечивают стабильного развития.
В их основе лежит потребительская концепция, построенная на эксплуатации природы, и она, по мере исчерпания ресурсов, не даст в дальнейшем поддерживать высокий уровень жизни значительной массы населения.
Поиск оптимальной системы управления экономикой, с учетом интересов всего общества, еще только предстоит разработать.
Заключение.
Во-первых, выяснено, что существует множество различных понятий государства. Обобщенно можно сказать, что государство - это организация политической суверенной власти, которая осуществляет управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.
Во-вторых, выявлены и охарактеризованы основные и второстепенные признаки государства.
В-третьих, определена сущность государства. В юридической и политологической литературе имеются различные теории и концепции, объясняющие сущность государства и выделить какую-то одну из них в качестве единственно верной до сих пор невозможно.
Само государство возникает далеко не спонтанно. Существуют две основные концепции его появления. Первая, это естественное развитие общества, при котором заключается некая договоренность между рядовыми людьми и их правителями. Согласно второй концепции – государство появляется в результате насильственного завоевания воинственными и более организованными людьми, племенами менее организованных и сплоченных племён или рас, даже если последние и более многочисленные. Признаки государства позволяют показать его уникальность, самостоятельность и качественную определённость. Характерные признаки государства влияют на деятельность государства, на выполнение им внешних и внутренних задач.
Итак, государство, возникшее на определенном этапе развития человеческого общества, существует по сей день, действуя на протяжении всей исторической траектории своего развития как особая организующая и контролирующая сила, которую никакая иная политическая организация не может заменить.
Список использованных источников и литературы: Бакарджиев Я. В. Теория государства и права: в 2 ч. / Я. В. Бакарджиев, Р. А. Ромашов, В. А. Рыбаков. - Москва: Юрайт, 2016.
Бондаренко Д.М. Государство: сущность феномена // Краткие сообщения Института археологии. - 2015. - № 238. - С. 13-25.
Дроздова А.М. Признаки и принципы правового государства: их соотношение / А.М. Дроздова // Юридический вестник ДГУ. - Т. 26. - 2018. - № 2. – С. 25-30.
Любимов, А. П. Философия права: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. П. Любимов. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.
Марченко М.Н. Сравнительное правоведение: учебник. 2-ое изд. - М.: Проспект, 2017.
Плетников В. С., Плетникова М. С. Особенности интерпретации понятия «Государство» в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2019. - №1. - С. 77-84.
Правоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. С.И. Некрасова. – М.: Издательство Юрайт, 2019.
Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова. - Москва: Проспект, 2018.
Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа: АН РБ, Гилем. 2018.
Тамбиянц Ю.Г. Сущность государства в эпоху глобализации: теория и практика / Ю.Г. Тамбиянц // Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина. - № 12. – 2018. - С. 13-18.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!