это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2611029
Ознакомительный фрагмент работы:
Человек как творец своей индивидуальности
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — отдельный представитель человеческого вида живых существ. В философии индивид рассматривается обычно в контексте его связи с обществом (представителей вида людей), с указанием на его индивидуальные особенности: мировоззрение, мнения, природные черты, желания и т. д.
Индивид обладает свойством индивидуальности — неповторимого своеобразия человека как отдельно взятого живого существа, в том числе в сравнении его с другими индивидами (обществом). С позиций диалектики индивидуальность противопоставляется «общему», «массовому», «одинаковому», присущему всем остальным индивидам. Соответственно, это дает основания для формирования первого положения при формировании индивидуальности — каждый человека сам по себе уже обладает индивидуальностью (нет одинаковых живых существ, людей в том числе), а характеристики индивидуальности развиваются в ходе деятельности человека при его контакте с внешним миром, с накоплением опыта и т. д.
Первое в западной цивилизации концептуальное обоснование индивидуальности появляется в философии мыслителей европейского Возрождения. По сути, изменение социокультурных условий того времени обосновало необходимость отказа от «коллективизма» («мы») как философской основы для выживания, жизни и мышления, в пользу противоположности, индивидуальности, которая в философии гуманизма признается высшей ценностью человека, как и его жизнь. В общем плане это является противоположностью мышления людей древних времен (в широком понимании), у которых нередко преобладали коллективные интересы (общества, общины, племени, государства), а интересы индивида считались менее «важными» в общей философии народов. Поэтому, собственно, древние времена и цивилизации по большей части не брезговали жертвоприношениями, казнями, войнами, тиранией и проведением других мероприятий, целью которых всегда было обеспечение выживания коллектива, в связи с чем, логично и целесообразно было жертвовать отдельным человеком (индивидуальностью), поскольку особой потери общество («мы») от этого не ощутит (иногда и сам индивид).
Формирование индивидуальности в современной философии разными учеными рассматривается совершенно по-разному, с разных подходов. Например, в онтологии М. Хайдеггера формирование индивидуальности человеком происходит сразу после контакта индивида с внешним для него миром (бытием, Sein). По ходу этого контакта модусы мышления формируют индивидуальные эпистемы знания, которые образуют у индивида индивидуальные черты и его собственную версию бытия, сущее (Dasein). Поскольку от рождения каждое живое существо априорно непохоже в чем-то на другие, это создает основу для дальнейшего развития своей индивидуальности.
В целом, для относительно современного периода философии характерна ориентация на развитие концепции гуманизма как формы отхода от первичных древних «коллективных» ценностей в философии. Так, Эрих Фромм установил, что естественное для человека состояние — это одиночество (как и для любого живого существа), а вся появившаяся в дальнейшем «коллективность» и ее философия была не более, чем вре́менным и искусственно создаваемым мифом для того, чтобы выразить через формирование социальных групп (семей, государств и т. д.) чьи-то индивидуальные интересы (волю к власти). С позиций теории личности Э. Фромма можно сказать, что развитие индивидуальности человеком происходит тогда, когда его деятельность в любой форме противоречит деятельности (и философии, мышлению) общества. По Фромму, существуют три основных пути в формировании личности, которые не всегда стимулируют развитие индивидуальности. Авторитаризм означает желание восстановить свою утраченную индивидуальность в обществе через создание себе мифического образа власти. Деструктивность проявляется как выражение чувства неполноценности, когда индивид формирует свою индивидуальность за счет подавления индивидуальности других. Комфортность означает, что человек не сопротивляется подобным воздействиям от других индивидов, и формирует свою индивидуальность под влиянием других, т. е. становится таким, как «все», копией какой-то чужой индивидуальности.
Четвертой и особой формой развития индивидуальности Фромм называет «позитивную свободу». Она проявляется как акт свободной интуитивной воли человека, следуя которой индивид формирует свою индивидуальность независимо от любых факторов и любого влияния на личность со стороны внешнего мира.
Также развитие индивидуальности рассматривается в теории личности Э. Фромм как одна из базовых «экзистенциональных» потребностей человека — каждый человек так или иначе испытывает желание стать «хозяином» своей собственной жизни, и подавление этого желания приводит к деградации человека (неврозам, алкоголизму и т. д.). В целом, остальные экзистенциальные потребности у Фромма также в определенной мире связаны с потребностью в развитии своей индивидуальности. Так, например, потребность в установлении связи (общении) формирует культурные ценности, потребность в «корнях» направлена на осознание своего «особенного» происхождения в этом мире, потребность в мировоззрении направлена на самовыражение индивидуальности в мире, потребность в самотождественности (идентичности, индивидуальности) направлена на отделение себя от «других», как потенциальных врагов, поскольку человек живет в мире живых существ и природных явлений, всегда в разной степени опасных.
Соответственно, «анализ» подобной структуры индивидуальности по Э. Фромму может определить, насколько психически здоровым является человек. Как во многих психологических теориях, подавление потребностей, так или иначе направленных на развитие индивидуальности, формирует у человека психические расстройства и заболевания, приводя его к деградации.
Вопросы индивидуальности изучались также античными мыслителями. Так, например, Аристотель считал, что тело человека является инструментом, которым управляет «душа», сущность человека, по сути, его индивидуальность, состоящая из комплекса физических, психологических и других характеристик личности. По сути, основные диалектические противоречия и проблемы, имевшиеся в философии прошлого человечества, всегда так или иначе касались вопроса о развитии индивидуальности человека. Совмещая этот факт с положениями современной психологии, нетрудно понять и то, что и все возможные проблемы у человека всегда формируются в случаях, когда развитие индивидуальности прекращается в любом из возможных для личности направлении. Все мыслители в истории и современные психологи предлагают способ разрешения этого противоречия путем синтеза разного рода. Например, Платон считал, что развитие индивидуальности, затрудняемое любыми внешними факторами, можно преодолеть только трансцендентным путем — развитием, направленным в еще неизвестном на данный момент направлении. Это в любом случае сформирует у человека индивидуальность в любых условиях, и позволит решить текущие противоречия за счет «перестановки сил» в конфликте. По сути, Платон подразумевает развитие «духовной» сущности человека, совокупности качеств человека, так или иначе выходящих за пределы его рациональных возможностей познания, действий и развития. Духовные качества трансцеденты и не поддаются объективному (вседоступному) «улавливанию», и всегда индивидуальны. Такое решение проблемы с развитием индивидуальности человека (в широком смысле — обществ в том числе) объясняет, почему многие цивилизации, общества и личности всегда так или иначе создают для себя уникальные мифологические, религиозные, духовные, социокультурные, идеологические и другие пути развития, сейчас являющимися историческими культурами (поскольку сейчас не выполняют первоначальные функции). Естественно, что подобные пути развития человека и обществ всегда являются так или иначе попыткой преодолеть ограничения для своего развития через трансцендентность — индивидуально сформированные, уникальные, не имеющие прямых аналогов идеи и концепции, недоступные для понимания другими людьми и социальными группами. При этом, когда подобные трансцендентные пути развития индивидуальности у человека и общества приобретают черты системности, они начинают замыкаться на себе, и выходя на новый уровень существования, вступать в конфликты с самим собой и с другими мировоззрениями.
В целом, философские и психологические научные теории всегда сходятся на том, что индивидуальность человека, сформированная под влиянием природных факторов в результате эволюции человека — это природная черта, потребность и направление (цель) развития и существования, по сути, смысл жизни как таковой. Подавление развития индивидуальности ведет к остановке развития (и жизни), следовательно, провоцирует разного рода конфликты: деструктивность, направленная на себя (разрушение), на сдерживающий развитие фактор (объект или субъект, врага, «другого»), или в целом, на окружающий мир. Индивидуальность и потребность человека в ее развитии определяет комплексное развитие личности, и тесно связана с потребностью человека в «духовности» — трансцендентном субъективно-индивидуальном знании, недоступном для понимания «другими». Согласно психологическим теориям, а также положениям из философии (например, по Аристотелю и Платону), формирование трансцендентного знания (мыслей о «богах», идеологии, мифологии и т. п.) происходит вследствие желания человеком вечной жизни, а мысли об этом появляются именно тогда, когда действуют затрудняющие развитие (жизнь) факторы. В любом случае, человек, как творец своей индивидуальности, поддается изучению научными методами, как и логика развития любой индивидуальности.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!