это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2614176
Ознакомительный фрагмент работы:
Философия индивидуализма в поэме Дж. Г. Байрона «Манфред»
Эссе
Английский поэт Джордж Гордон Байрон оставил неизгладимый след как в литературе, так и в общественной жизни. Его имя было в свое время связано с освободительным движением в Греции, его произведения благодаря новаторству, изяществу и глубине высказываемых в них мыслей вошли в мировую сокровищницу литературы. А проблемы, волновавшие Байрона, пропагандируемые им идеи свободы, романтический настрой наложили отпечаток на творчество поэтов и прозаиков во многих странах мира, в том числе и в России. Известный русский критик В.Г. Белинский о Джордже Байроне писал так: «Всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания и блаженства вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть орган и представитель общества времени, человечества».
Творчество Байрона разнообразно. Он не ограничивался лирикой. Яркий представитель романтизма, зачинатель и разработчик его, он стал, по мнению Г.В. Аникина, родоначальником таких жанров, как лиро-эпическая поэма и исторический роман. Байрон был также и крупнейшим драматургом-романтиком. Его философско-романтические драмы («Манфред», «Марино Фальеро», «Каин» и др.) во многом определили пути и особенности всей европейской романтической драматургии XIX века, хотя сам автор, создавая эти произведения, не рассчитывал на их постановку на сцене. Все поэтические драмы Байрона проникнуты тем или иным философским смыслом.
Поэма «Манфред» была первым драматическим произведением Байрона. Она создавалась в период глубокого духовного кризиса поэта, в переломную стадию его творчества. Написанию предшествовали скандальный разрыв с женой, изгнание из Англии и поездка в Швейцарию, его путешествия в Альпы и связанные со всем этим мрачные настроения. Все это происходило в 1816 году, а уже в 1817-м поэма, жанр которой сам автор определил как «метафизическая драма», была опубликована.
Действие в поэме разворачивается в Бернских Альпах. В центре внимания герой, который, подводя итоги своей жизни, вспоминает прошлое и делает вывод, что, хотя и многое достигнуто (Манфред стал магом, всесильным и бессмертным чародеем), ощущения удовлетворенности у него нет. Он не может найти ответ на вечный вопрос – в чем смыл бытия? В конце концов он приходит к отрицанию жизни в целом. Мятежный и одинокий, он бродит по горам в поисках забвения. Манфред обращается к духам, к фее, к охотнику-самоубийце, но никто не может ему помочь.
Помощь Манфред получает от бога зла Аримана. Богиня возмездия Немезида из мира мертвых возвращает возлюбленную Манфреда, и ее призрак предсказывает герою скорую смерть. Перед смертью к Манфреду приходит аббат, который пытается излечить его душу, очистить ее от скверны, но ему это не удается – Манфред отказывается покаяться в грехах. Так он и умирает, оставшись злым чернокнижником.
Литературовед Р.Ф. Усманова считает, что «Манфред» Дж.Г. Байрона – «…сугубо романтическое произведение. В нем почти нет действия, а все внимание автора сосредоточено на переживаниях его героя, направлено на раскрытие «диалектики его души»». Бесспорно, романтика присутствует в поэме: романтичен сам герой, окружающая его природа подтверждает мнение исследователя. Помимо этого, автор в этом герое пытается раскрыть идею одиночества сверхчеловека, которая всегда была ведущей в романтизме. Он всего достиг: может повелевать стихиями, ему подчиняется сама природа, не говоря уже о людях. Однако Манфред не удовлетворен этим, к концу жизни он сам понимает, что его сверхвозможности – это не благо, а, напротив, зло, которое обрекает его на одиночество и гибель.
Содержится в произведении и большое философско-символическое содержание: здесь ставятся и в какой-то степени разрешаются вечные вопросы о тайне жизни и смерти, о сущности человеческого счастья и о путях его достижения, о назначении человека.
Особенность героя Байрона в том, что он достиг могущества не за счет каких-то высших сил, а за счет своего ума, знаний, которые он накопил ценой огромного труда на протяжении многих лет. Так автор пытается показать трагедию передовых людей послереволюционного поколения. Манфред, как и представители этого поколения,
Стремился в юности к высоким целям,
Дух человечества хотел усвоить,
Стать просветителем народов...
И причина его разочарования и отчаяния как раз в том, что надежды, связанные с его желанием «просвещать», потерпели крушение. Общество не желает быть лучше, в нем прочно поселяется «эгоизм, убожество, стяжательство, подлость, лицемерие, религиозное ханжество».
Одиночество Манфреда вызвано неприятием этого общества, он бежит от него и, уединившись в своем заброшенном родовом замке в пустынных Альпах, замыкается в себе. Убежав от людей, он не в силах убежать от самого себя, от собственной совести. Он ненавидит людей («стаю шакалов», «стаю волков»), не может быть с ними и одновременно страдает от того, что «навсегда утратил веру в доброе начало человеческой натуры».
Манфред не лишен положительных качеств. Так, например, осуждая общество, он видит и собственное несовершенство. Он винит себя в гибели любимой Астарты, считая, что ее убила его эгоистическая любовь: «Я ее убил... но лишь любовью моего сердца». И все-таки в нем побеждают такие черты характера, как надменность, себялюбие, властолюбие, жажда успеха. В образе Манфреда Джордж Байрон показал представителей буржуазного общества и то, какими они стали под лозунгом «раскрепощения личности» в ходе французской буржуазной революции. Манфред осознает свой эгоизм, упрекает себя в неспособности любить, но дальше упреков дело не идет – он не желает быть другим. И он решает предстать перед лицом самого верховного духа зла – Аримана. Ариман, его служанка Немезида, другие духи – это образы, с помощью которых Байрон символически изображает мрачный мир политической реакции, мир, «где нет и не может быть места для настоящего свободного человека, где живут лишь одни тираны и рабы».
Таким образом, герой драматической поэмы Байрона «Манфред» – это олицетворение человеческого мужества, дерзкой отваги и непоколебимой стойкости духа. В то же время это трагический герой, страдающий от одиночества в обществе, которое его окружает, не видящий никакого выхода из создавшегося положения.
Так Байрон философски подошел к трактовке человеческого индивидуализма. Литературовед А.А. Аникст в работе «Байрон-драматург» отмечал отличие байроновской трактовки от трактовки реакционных романтиков: «Те просто прокляли разум, как чуму, и провозгласили принцип мистической непознаваемости жизни, прославляя слепое чувство и утверждая иррационализм. Байрон не пошел с ними по этому пути. Пусть разум бессилен, пусть вместо успокоения приносит он страдания, но отказ от разума равносильно отказу от своей человечности. Даже если знание не облегчает скорбей человека, все же лучше знать, чем слепо верить».
Драматическая поэма Дж.Г. Байрона – произведение довольно сложное, по-настоящему разобраться в его смысле мне помогли критические работы исследователей и литературоведов. Поэма, считаю, в чем-то остается актуальна и в наши дни. Он заставляет задуматься, прежде всего, о духовном начале в человеке. Недовольство, метания Манфреда, его муки совести, которые Байрон описал с особой патетикой, наводят на мысль о том, что человек должен стремиться жить в гармонии с людьми, с природой.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!