это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2614735
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье рассматривается опыт внедрения на территории Российской Федерации особых экономических зон и зон опережающего развития. Отмечается многочисленность данных территорий, их значимость для развития регионов, промышленности, туризма, повышения качества жизни населения. Одновременно с этим, акцентируется внимание на проблемных аспектах, которые сегодня возникли в результате осуществления деятельности данных территорий. Формулируется вывод о необходимости комплексного подхода при решении данных проблем, предлагаются возможные пути решения выявленных аспектов. Также в статье акцентируется внимание на том, что данные территории обладают определенными перспективами и говорить об их однозначной убыточности не стоит, несмотря на закрытие некоторых проектов. Приводятся данные Счетной палаты РФ, статистика Министерства экономического развития. Цель статьи состояла в проведении комплексного анализа особых экономических зон и зон опережающего развития с помощью общенаучных и специальных методов исследования. Результаты проведенной работы нашли отражение в формулировке основных направлений совершенствования механизма функционирования данных территорий, и в анализе существующих перспектив. Большинство территорий были оценены как перспективные, но требующие особого внимания со стороны государства, в том числе, в сфере финансирования и делегирования полномочий.
Annotation: The article examines the experience of introducing special economic zones and zones of advanced development on the territory of the Russian Federation. The number of these territories, their importance for the development of regions, industry, tourism, and improving the quality of life of the population are noted. At the same time, attention is focused on the problematic aspects that have arisen today as a result of the activities of these territories. A conclusion is made about the need for an integrated approach in solving these problems, and possible ways of solving the identified aspects are proposed. The article also focuses on the fact that these territories have certain prospects and it is not worth talking about their unequivocal loss, despite the closure of some projects. Provides data from the Accounts Chamber of the Russian Federation, statistics from the Ministry of Economic Development. The purpose of the article was to conduct a comprehensive analysis of special economic zones and zones of advanced development using general scientific and special research methods. The results of the work carried out were reflected in the formulation of the main directions for improving the mechanism of functioning of these territories, and in the analysis of existing prospects. Most of the territories were assessed as promising, but requiring special attention from the state, including in the field of financing and delegation of powers
Ключевые слова: Экономическое развитие, экономика, развитие регионов, опережающее развитие, проект, инвестиция.
Key words: Economic development, economy, regional development, advanced development, project, investment.
На современном этапе развития в Российской Федерации действует 36 особых экономических зон всех возможных типов и 121 зона опережающего развития. В связи с этим, особой актуальностью обладает вопрос о правовом статусе указанных экономических зон, механизмах их деятельности, а также о результатах их внедрения в практическую деятельность [4].
Под особой экономической зоной (или свободной экономической зоной) понимают ограниченную территорию, которая обладает особым правовым статусом по отношению к остальной территории. Суть данного статуса в том, что на этой территории действуют льготные таможенные или налоговые условия для предпринимателей, в том числе, иностранных. Цель создания таких территорий состоит в социально-экономическом развитии государства, а также отдельных регионов или отраслей. Кроме того, особые экономические зоны предлагают наиболее благоприятные условия для видения бизнеса, так как на данных территориях сниженные цены на аренду и выкуп земли, минимальные административные барьеры, содействие в инвестиционной деятельности и, как уже отмечалось ранее, налоговые льготы и таможенные преференции. Данные условия оптимизируют реализацию бизнес - проектов, что положительно влияет как на деятельность инвестора, так и на развитие государства в целом. В связи с этим можно говорить о том, что особые экономические зоны выступают в качестве масштабного проекта, который направлен на привлечение прямых инвестиций в целях развития некоторых видов экономической деятельности. Примером особой экономической зоны является проект «Тольятти», который является особой экономической зоной промышленно-производственного типа на территории нашей страны. Располагается возле города Тольятти, недалеко от ПАО «АВТОВАЗ». На площадке ОЭЗ «Тольятти» ведется активное строительство промышленной и транспортной инфраструктуры, а деятельность площадки оценивается инвесторами как «достаточно привлекательная ОЭЗ». Всего с момента начала функционирования особых экономических зон объем инвестиций составил более 1 трлн. Рублей из них 440 млрд. рублей вложенные инвестиции на современном этапе развития. Удалось создать порядка 38 тысяч рабочих мест, уплатить 100 млрд. рублей таможенных и налоговых взносов, произвести отчисления во внебюджетные фонды. Кроме того, посредством внедрения особых экономических зон удалось существенно сократить рост безработицы (ОЭЗ «Алабуга»), развить промышленность (ОЭЗ «Титановая долина»), оптимизировать развитие регионов (ОЭЗ «Липецк»). В связи с этим, стоит согласиться с точкой зрения, широко распространенной в литературе о том, что особые экономические зоны обладают особой для страны особой практической значимостью [4].
Что касается зон опережающего развития, то данные территории отличны от особых экономических зон, так как под ними понимают территорию, на которой установлен особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для формирования оптимальных условий для привлечения инвестиций и обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Сегодня в стране выделяют 121 зону опережающего социально-экономического развития, а в качестве примера можно привести ТОСЭР «Дальний Восток». В частности, было разработано два проекта, один из которых направлен на развитие туризма, а второй на производство продуктов питания («Южное», «Горный воздух»). Также с 2016 года к ТОСЭР стали относить Курильские острова («Курилы»), цель создания программы состояла в улучшении качества жизни людей и развитии экономики островов. Стоит отметить, что представленные проекты оказались достаточно эффективными, а обобщив опыт функционирования всех ТОСЭР можно констатировать, что при реализации проекта было создано более 27 тысяч новых рабочих мест и привлечено 69 млрд. инвестиций, что нельзя не оценить положительно [2, с.174].
Одновременно с этим, функционирование ОЭЗ и ТОСЭР на современном этапе развития сталкивается с определенными трудностями, а инвестиции не всегда окупаются в полном объеме. Кроме того, сегодня выделяют убыточные особые экономические зоны, что подтверждается данными Счетной палаты. Так, наиболее неблагоприятным образом складывается ситуация в туристско-рекреационных и портовых особых экономических зонах, так как количество резидентов в них составляет не более 60-70 % из 100 % [1, с.347] . Данная ситуация во многом обусловлена тем, что в настоящее время не решены многие проблемы, связанные с формированием туристической инфраструктуры. В связи с этим, можно заключить, что создание многих ОЭЗ туристической направленности было преждевременным, а вложенные в них инвестиции не окупились в сроки, предусмотренные программой. Не лучшим образом ситуация складывается и в технико-внедренческих особых экономических зонах. Полагаем, что в целях оптимизации существующей ситуации государство должно своевременно и тщательно исследовать рынки сбыты продукции ОЭЗ, внедрять и использовать маркетинговые стратегии, так как сегодня такие стратегии отсутствуют, в то время как в зарубежных странах они достаточно широко распространены.
Также нельзя не отметить недостаточный объем финансирования. Даже несмотря на огромные вложения в особые экономические зоны со стороны государства, финансирование едва ли можно признать достаточным, однако только надлежащее финансирование способно повысить инвестиционную привлекательность и развить инфраструктуру ОЭЗ.
Определенные недостатки также можно выделить и в функционировании ТОСЭР. Так, в результате проверочных мероприятий Счетной палатой было выявлено отсутствие документации по организации работы ТОСЭР в ДВФО [5]. Например, не было определено взаимодействие ТОСЭР и муниципалитета в городском округе «Большой камень» и ТОР «Свободный». Более того, в рамках анализа деятельности ТОСЭР наблюдаются такие недостатки, как отсутствие одинаковых условий для ведения предпринимательской деятельности для резидентов и нерезидентов, наличие дополнительной налоговой нагрузки, а также изоляция ТОСЭР в регионе даже в том случае, если она направлена на улучшение качества жизни населения в субъекте. Представляется, что данные факторы порождают отсутствие эффективности их деятельности и убыточность внедрения проекта.
Кроме того, за все годы существования ТОСЭР на территории нашей страны можно выделить проблемные аспекты, условно дифференцируемые на правовые проблемы, социальные и экологические. Так, социальные проблемы состоят в бесконтрольном притоке иностранной рабочей силы и разрыве уровня доходов у населения. Правовые проблемы состоят в том, что муниципальные образования не защищены от изъятия земельных участков под формирование ТОСЭР, а также в том, что функции администрации ТОСЭР и муниципальных образований надлежащим образом не определены. Более того, муниципалитеты нередко отстранены от решения вопросов, которые непосредственно связаны с созданием и функционированием ТОСЭР, что нельзя оценить однозначно. Что касается вопросов, связанных с экологией, то при создании ТОСЭР нередко наблюдается чрезмерная вырубка лесов, занятие земель сельскохозяйственного назначения, повышение уровня вредных выбросов, загрязнение вод. Очевидно, что указанные проблемы должны решаться комплексно, так как эффективность деятельности ТОСЭР не должна обеспечиваться нарушением баланса в иных сферах жизнедеятельности регионов [3, с.89]. В общем виде стоит упомянуть о том, что сегодня ТОСЭР создаются преимущественно в моногородах, однако такая практика не всегда является эффективной, так как в отсутствие рынков сбыта моногорода не являются привлекательными для инвесторов и градообразующие предприятия не заинтересованы в диверсификации. Решение данной проблемы видится в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для ведения бизнеса, что представляется возможным на фоне максимального использования потенциала ТОСЭР с их налоговыми и иными преференциями и льготами [6, с.53]. В завершении стоит отметить, что как ОЭЗ, так и ТОСЭР имеют перспективы, несмотря на неудовлетворительные результаты деятельности в ряде случаев, однако эффективность их деятельности можно обеспечить только посредством формулирования четких целей их деятельности, применении комплексного подхода, устранения существующих недостатков, а также увеличения объема финансирования. Кроме того, была выявлена необходимость делегирования полномочий и ответственности при создании ОЭЗ и ТОСЭР между властями региона и федеральной властью, так как это является камнем преткновения в большинстве экономических зон.
Список использованной литературы:
1. Гринберг Р.С. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития: книга. – М.: Инфра-М, 2020-596 с.;
2. Иванов С.А. Особые экономические зоны Дальнего Востока России: децентрализованная и централизованная модели управления // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. – 2019. - № 3. – С.161-185;
3. Лешина И.Е. Развитие особых экономических зон при обеспечении экономической безопасности: дисс. … канд. эконом. наук: 08.00.08, Москва, 2007-164 с.;
4. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 01.12.2020);
5. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] URLа: https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 01.12.2020);
6. Тарасова Ю.А. К вопросу правового регулирования особых экономических зон в России // Вестник евразийской науки. – 2018. - № 1. – С.51-55;
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!