это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2615385
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Плакат представляет собой броское, обычно крупноформатное изображение, которое выполняет задачи агитации, пропаганды, рекламы, информации, обучения или инструктажа. Как правило, плакат представляет собой рисунок, фотографию или коллаж, часто сопровождающийся коротким текстом.
Плакат в исторической науке является особым видом исторического источника, который позволяет увидеть некоторые черты эпохи, понять настроения того времени, политику, проводимую в государстве, показать основные направления развития страны и общества и т.д.
Принято выделять несколько типов плакатного искусства с точки зрения исторической науки: культурный, рекламный (торговый) плакат, пропагандистский плакат, политический плакат и т.д. Культурные плакаты имеют целью информировать людей о разнообразных духовных ценностях, как религиозного, так и светского характера (например, цирк или театр). Рекламные плакаты создаются с целью привлечения целевой аудитории к какому-либо продукту или товару, то есть с целью увеличения спроса. Пропагандистские плакаты применяются для распространения в обществе основных ценностей, принятых в государстве. Политические плакаты призваны повысить популярность правящей элиты, показать достижения государства и неудачи его противников. Наибольшее распространение плакатное искусство получило в XX веке, особенно в СССР. Самый частый тип плаката, использовавшийся в Советском Союзе – политический плакат.
Плакаты ориентированы, прежде всего, на определенные социальные группы. Основная особенность плаката заключается в том, что он должен привлекать внимание. Поэтому плакаты изготавливаются обычно яркими, красочными, интересными и привлекательными. Образы и персонажи, изображенные на плакате, легко узнаются.
Новая экономическая политика (НЭП), начатая в 1921 году, пришла на смену военному коммунизму в РСФСР. Одной из главных черт НЭП было разрешение различных форм собственности и использование рыночных отношений, привлечение иностранного капитала в виде инвестиций. В то время перед советским правительством стояла задача восстановления экономики, разрушенной в результате революций и войн. Плакаты периода НЭП выполнялись в конструктивистском, абстрактом стиле.
Основной единицей экономики периода НЭП стали тресты – монополистические объединения, участники которых теряют производственную, коммерческую и иную самостоятельность. В тресты периода НЭП входили государственные предприятия одной отрасли, которые осуществляли свою деятельность исходя из принципов хозрасчета [1, с.3-9].
Цель реферата – изучить роль рекламных плакатов для экономики периода НЭП.
Раздел 1. Табачная промышленность в годы НЭП и ее отражение на плакате Ленинградского государственного табачного треста
На плакате Ленинградского государственного табачного треста (ЛТТ) качественно изображена марка папирос «Сафо», зажженная папироса, также плакат снабжен коротким пояснительным текстом «Новость! Требуйте всюду в пачке папиросы «Сафо». На плакате указана также цена изделия – 27 копеек за 25 папирос. Присутствует и наименование треста. Плакат выполнен в ярко выраженном конструктивистском стиле, с преобладанием красного, черного и серого цветов. В целом плакат отражает общий стиль подобного искусства в эпоху развертывания новой экономической политики. Плакат создан в 1929 году советским художником А.Н. Зеленским (1882-1942), известным своими плакатами эпохи НЭП, посвященными различным видам продукции.
Ленинградский государственный табачный трест был основан в 1924 году и объединил 8 фабрик по производству табака, а также имел Московское отделение и базисный склад – Ильинка. В то время табак был очень распространенным, несмотря на вред от курения. Курили буквально все – и члены советского правительства, и работники социальной сферы, и рабочие и т.д. То есть спрос на табачную продукцию был очень высоким.
На плакате указано, что табачное изделие необходимо требовать, что указывает на дефицитность данной марки табака. В то же время, появление такого плаката в годы НЭП свидетельствует также о желании государства, в том числе и через продажу табака, увеличить приток денежных средств в казну, как и о желании самого треста увеличить свою прибыль.[2] С целью продвижения своей продукции тресты, в том числе и Ленинградский государственный табачный трест, использовали систему скидок, а также позволяли гражданам брать сигареты в кредит.
Следует отметить и общие черты развития табачной отрасли в годы проведения новой экономической политики. После застоя в табачной промышленности, вызванного Октябрьской революцией и Гражданской войной, в 1920-е годы началось ее постепенное оживление. Связано это было, в первую очередь, с разрешением частного предпринимательства. Это способствовало насыщению рынка табачной продукцией. Изначально производилась исключительно махорка, не отличавшаяся высоким качеством.
В Ленинграде стали на прилавках стали постепенно появляться разнообразные виды табака и папирос. Уже в ноябре 1924 года на фабрике имени Урицкого (до революции носила название «Лаферм»), был превышен объем производства табачной продукции уровня 1913 года. Фабрика с 1924 года выпускала собственную стенгазету, носившую название «Табачники 1-й государственной фабрики имени товарища Урицкого». В 1925 году газета была переименована и получила название «Табачник Урицкого», в 1927 году снова сменила название на «Красную табачницу».
В 1925 году, по мере развития табачной промышленности, был возобновлен экспорт табака в Финляндию. Сигарный табак, который выращивался и культивировался в Автономной социалистической советской республике Немцев Поволжья, направлялся на дальнейшую обработку в Ленинград. В Ленинграде табак обрабатывали, готовили для продажи в Финляндию, в том числе и для того, чтобы финские производители изготовляли из него жевательный и трубочный табак. Оттуда и появилось специфическое название для данной продукции – «сигарный» табак.
Впоследствии, в 1926 году, на табачной фабрике имени Урицкого в Ленинграде произошла установка самых совершенных по тем временам машин, предназначенных для набивания и укладывания (сворачивания) папирос. В том же году, на фабрике имени Клары Цеткин в Ленинграде (бывшая табачная фабрика товарищества «Шапошников и Ко»), было впервые в советской истории налажено производство не только папирос, но и сигарет. Сигареты в то время были новинкой во многих странах, и появление данного вида табачной продукции в СССР означало хороший рост данной отрасли. Одновременно, нельзя не сказать, что сигареты в Советском Союзе еще долго не пользовались спросом, так как люди отдавали предпочтение более известным и привычным для себя изделиям, таким как папиросы или обычный табак.
Отдельно необходимо заметить, что снабжение табачными изделиями Ленинграда было налажено значительно лучше, чем в других регионах и городах страны. Из глубинки люди часто ездили в города за табаком. Это было связано, в первую очередь, с концентрацией табачных фабрик в Ленинграде, а так же, как отмечено выше, часть продукции шла на экспорт в Финляндию с целью наполнения бюджета и развития торговых отношений с этой страной. В целом развитие торговли оказывало положительное влияние и на динамику роста отечественной табачной отрасли промышленности. Расширение торговых связей в не самых простых условиях 1920-х годов однозначно позволяло экономике двигаться вперед.
Объединение фабрик в государственные тресты способствовало масштабному развитию всей табачной отрасли промышленности, позволило наполнить рынок продукцией, практически ликвидировать дефицит, наладить выпуск новых видов и марок табачной продукции.[3, 8-19]
Стоит отметить, что плакат во многом передает настроения той эпохи – вред от курения не представляется чем-то ужасным, плакат выполнен в ярких красках с четким призывом требовать папиросы «Сафо». Важно отметить, что данный плакат служит хорошим образцом рекламы, привлекающим покупателей. Также достоинством плаката является и то, что на нем отображена цена – 27 копеек за пачку. Это означает, что в магазине человек смело может требовать продать ему данную пачку папирос именно по такой цене, а не какой-то другой.
Таким образом, плакат, посвященной выпуску новой марки сигарет в пачке, был призван увеличить спрос на данную табачную продукцию, а также фиксировал, по сути, цену на нее. Учитывая особенности новой экономической политики, главной особенностью продукции является принадлежность к ленинградскому государственному табачному тресту, одному из главных производителей табачной продукции в Советском Союзе в то время.
Раздел 2. Плакат Ленинградского кожевенного треста
Текстильная и кожевенная промышленность, как и табачная, в годы проведения новой экономической политики претерпевала изменения. В ней тоже складывались крупные монопольные объединения с известной долей финансовой и управленческой самостоятельностью – тресты, подчиненные государству.
Следующий плакат, плакат Ленинградского кожевенного треста, созданный тем же художником А.Н. Зеленским в 1925 году, как указано на самом плакате, призывает к приобретению крема для обуви. Данный плакат имеет схожие черты с рекламным плакатом папирос «Сафо», а именно – выполнен в схожей, можно сказать, схожей цветовой гамме (черный, красный серый), схожем стиле – конструктивизме.[4, с. 455-463]
На плакате изображены баночки обувного крема. Указывается, что продажа реализуется как оптом, так и в розницу в любом магазине, принадлежащем тресту. В качестве производителя указана фабрика «Скороход», находящаяся в Ленинграде. Стоит отметить, что данная фабрика имеет довольно давнюю историю. Предприятие, которое впоследствии стало обувной фабрикой «Скороход», изначально было учреждено 11 сентября 1882 года и носило название «Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви» немцем Г. Криштеном. В 1885 году началось строительство производственных корпусов фабрики. Название «Скороход» данное товарищество получило только в 1910 году.
После Октябрьской революции предприятие изначально сохранило свою корпоративную форму собственности, однако затем, с проведением национализации, перешло в государственную собственность. В период Гражданской войны 1918-1922 годов фабрика осуществляла свою деятельность нестабильно. С началом проведения новой экономической политики, предприятие подверглось серьезной реконструкции и восстановлению после войны. Стоит отметить, что в 1921 году предприятие вошло в состав Петроградского кожевенного треста, в 1924 году переименованного в Ленинградский кожевенный трест, название которого также обозначено на самом плакате и на продукции фабрики.[1, с.3-9]. Предприятию было присвоено имя Я.А. Калинина. Фабрика являлась единственным, по состоянию на 1921 год, механическим предприятием по производству обуви, которое было оборудовано по последнему слову техники.
В дальнейшем фабрика занималась производством армейской обуви в годы Великой Отечественной войны (с 1942 года), помогая обеспечивать ею солдат во время блокады Ленинграда. Предприятие «Скороход» функционирует и в настоящее время, находится в Санкт-Петербурге.
Помимо того, что плакат хорошо передает общее направление развития экономики СССР через систему государственных трестов, можно также заметить, что плакат призывает покупать продукцию, как оптом, так и в розницу. Это свидетельствует о том, что предприятие реализовывало свои товары не только в единичных экземплярах, но и массово, оптом. Это, в свою очередь, доказывает тезис о проведении реконструкции и возобновлении активного производство на фабрике «Скороход» в частности и во всем Ленинградском кожевенном тресте в целом.
Характерная черта данного плаката – в отличие от плаката, посвященного папиросам, на данном плакате отсутствует цена изделия. Также, четко указано, где именно приобретать крем для обуви – в магазинах, принадлежащих кожевенному тресту. В данном случае можно отметить, что трест, как монополист, реализует продукцию исключительно через сеть собственных магазинов и не афиширует цену на свой товар, возможно, с целью сокрытия ее от конкурентов.
В целом можно выделить еще одну важную деталь, характерную для данного плаката. В нем речь идет о креме для обуви, таком товаре, который не является предметом первой необходимости, что свидетельствует о повышении уровня жизни граждан в Советском Союзе в то время, во всяком случае, в Ленинграде. Однако сам факт появления данного плаката указывает на то, что трест желает увеличить объем спроса на свою продукцию среди населения.
Нельзя не сказать и о том, что в целом введение новой экономической политики положительно сказалось на деятельности фабрики «Скороход» и всей отечественной текстильной и обувной промышленности. К 1928 году был превзойден уровень 1913 года по выпуску продукции легкой промышленности в целом и обувной промышленности в частности.
С введением НЭП в текстильной и легкой промышленности также произошло коренное изменение методов ведения хозяйственной деятельности. Центральное директивное управление было заменено хозяйственным расчетом, Главки, через которые проходило централизованное распределение ресурсов для фабрик, были упразднены. Теперь предприятия, как указано выше, объединялись в тресты, и сами решали, что именно им производить, а также где и как реализовывать получившуюся продукцию. Тресты в текстильной отрасли, в том числе и Ленинградский кожевенный трест, лишались государственного снабжения и выходили на рынок, закупая ресурсы там.
Происходило постепенное избавление отрасли от импортных ресурсов. В 1925 году (когда и появился плакат), государство уже объявило, что берет курс на проведение индустриализации. Это благоприятно сказалось на всей текстильной отрасли и легкой промышленности. В то же время, это положение касалось также и химической промышленности, без которой невозможно было бы создание, в том числе и кремов для обуви. Уже к 1929 году производство в легкой промышленности опиралось почти полностью на отечественную сырьевую базу, что вело к избавлению отрасли от импорта.
Таким образом, плакат Ленинградского кожевенного треста отражает общее развитие отрасли, призывает граждан покупать оптом и в розницу крем для обуви производства обувной фабрики «Скороход». Плакат хорошо отражает то время и условия, в которые был создан. Выполнен плакат в типичном для того времени художественном стиле, является наглядным материалом для объяснения сути новой экономической политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, следует отметить, что плакатное искусство, распространенное в СССР, в том числе и в годы НЭП, служило средством для увеличения спроса и общего развития экономики. Оба плаката, рассмотренные в работе, вышли из-под кисти одного художника, в них присутствуют общий стиль и некоторые схожие черты. Имеются также и отличия, о чем указано в работе.
Как видно из анализа плакатов, оба они использовались характерными для НЭП объединениями предприятий – основой новой экономической политики – трестами. Новые формы объединений, частично самостоятельные, использовали плакаты с целью повышения собственной прибыли и реализации своей продукции.
Таким образом, представленные плакаты периода проведения новой экономической политики являются рекламными плакатами трестов, их значение довольно велико, так как помогало увеличить спрос на продукцию трестов, а вмести с ним – обеспечить рост всей экономики Советского Союза в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ившин М. С. Трест как форма государственного предприятия в годы нэпа //История государства и права. – 2016. – №. 21.
2. Манасян С. К., Юрлов П. В. Советская реклама в начале 1920-х гг // URL: http://www.pandia.ru/text/77/315/37923.php (дата обращения: 08.12. 2020). – 2012.
3. Андреева А.В. Реклама трестов в годы НЭПа // Вестник МГУП. 2011. №12.
4. Сажина В.Ю., Русакова Е.А. Развитие рекламы в СССР в годы довоенных пятилеток (конец 20-х - 30-е годы XX века) // Вестник МГУП. 2011. №6.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!