это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2617553
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
События в Европе XIX века ограничены двумя великими событиями.
Французская революция разразилась в 1789 году, и ее последствия
отразились на большей части Европы в течение многих десятилетий. Первая
мировая война началась в 1914 году. Ее начало явилось следствием многих
тенденций в европейском обществе, культуре и дипломатии конца 19 века.
Между этими границами - одна открывает новый набор тенденций, другая -
обостряет давнюю напряженность - определялась большая часть
современной Европы.
Европа в течение этого 125-летнего периода была объединена и
глубоко разделена. Ряд основных культурных тенденций, включая новые
литературные стили и распространение науки, распространился по всему
континенту. Европейские государства все больше были заблокированы в
дипломатическом взаимодействии, кульминацией которого стало создание
общеконтинентальной системы альянсов после 1871 года. В то же время это
был век растущего национализма, когда отдельные государства ревностно
защищали свою идентичность и действительно установили более строгий
пограничный контроль, чем когда-либо прежде. Наконец, европейский
континент был в определенной степени разделен на две зоны
дифференцированного развития. Такие изменения, как промышленная
революция и политическая либерализация, распространились первыми и
быстрее всего в Западной Европе - Великобритании, Франции, Нидерландах,
Скандинавии и, в некоторой степени, в Германии и Италии. Восточная и
Южная Европа, более сельские в начале периода, менялись медленнее и
несколько иначе.
Цель работы заключается в исследовании революционных движений в
Европе XIX века и особенностей общественного движения в России в тот же
период.
Основное изложение материала
В XIX веке в Европе наблюдались важные общие закономерности и
возрастающие взаимосвязи, но эти события необходимо оценивать с точки
зрения разделения наций и государств и, более того, более крупных
региональных различий. Некоторые тенденции, в том числе продолжающееся
влияние Французской революции, просуществовали практически весь XIX
век. Однако другие характеристики имели более короткую
продолжительность жизни. [2, с.82]
Некоторые историки предпочитают делить историю XIX века на
относительно небольшие части. Таким образом, 1789–1815 годы
определяются Французской революцией и Наполеоном; 1815–1848 годы -
период реакции и приспособления; 1848–71 - это период нового витка
революции и объединения немецкой и итальянской наций; и 1871–1914 годы,
эпоха империализма, сформирована новыми видами политических дебатов и
давлением, кульминацией которого стала война. Однако, игнорируя эти
важные маркеры, может быть полезно более простое деление. Между 1789 и
1849 годами Европа столкнулась с силами политической революции и
первым ударом промышленной революции. Между 1849 и 1914 годами
возникло более полное индустриальное общество, включая новые формы
государств, дипломатических и военных союзов. Середина 19 века в любой
формулировке становится особенно важной точкой перехода в расширенном
19 веке.
События 1848-1849 годов, известные как Весна Наций, оказали
влияние на различные европейские движения. Хотя выделялись буржуазно-
либеральные или, в меньшей степени, республиканские движения, наиболее
сильной группой были национально-освободительные движения. Буржуазия
вместе с мелкой аристократией, интеллигенцией и даже рабочими
единодушно стремились ликвидировать монополию на власть, гарантировать
большую свободу и права в экономике и, прежде всего, большую свободу
жизни. [2, с.86]
Конфликт разрастался из-за провозглашенных и распространяемых
либеральных и демократических идей. Были организованы тайные союзы и
ассоциации, например, публичные банкеты во Франции. Пресса сыграла
важную роль в продвижении провозглашенных идеалов. Атмосфера и
события способствовали эскалации конфликта между либералами и
демократами. Их взгляды разошлись прежде всего по избирательному праву.
Либералы требовали проведения переписи населения, а демократы -
всеобщего избирательного права.
Противники французского правительства июльской монархии во главе
с небольшой группой финансовой олигархии стремились расширить свой
доступ к власти.
Немецкая буржуазия и монархия Габсбургов стремились изменить
феодальную систему вместе с ее структурами и способами осуществления
власти. И итальянская, и немецкая буржуазия рассчитывали на улучшение
положения своих государств в состоянии кризиса и политической
раздробленности.
Среди общин, лишенных своего государства, таких как поляки или
венгры, и наций, таких как итальянцы и немцы, которые оказались в
ситуации политического раскола, вновь проявились национально-
освободительные устремления.
Конфликтная ситуация в Европе усугублялась так называемым
«социальным вопросом», который непосредственно касался рабочих,
условий их жизни и труда. В 1847-1848 годах почти вся Европа голодала, а
положение беднейших слоев населения продолжало ухудшаться. Возникла
нехватка пшеницы, и цены выросли вдвое, картофельный упадок привел к
дефициту. Все эти элементы способствовали массовым беспорядкам во
Франции, Германии, Бельгии и Италии. [1, с.467]
В 1848-1849 годах Европа оказалась в сложной политической и
социальной ситуации. Политические требования были связаны с социальной
рознью, в то время как вера в свободу была связана с разгромом отсталых
правительств в Европе.
Эти события сыграли большую роль в истории Европы.
Революционные движения охватили почти всю Европу. Революция на
Сицилии, начавшаяся в январе 1848 года, привела к новым восстаниям во
Франции, Вене и Берлине. Освободительные перевороты охватили также
польские, венгерские и чешские земли. Появились южнославянские массы,
населявшие территорию Габсбургской монархии. [1, с.468]
Начало Весны народов в Европе принято считать событиями 12 января
в Италии, где разразилась революция в Палермо на Сицилии. Основными
предположениями были требования либеральных изменений и
независимости Сицилии от Неаполитанского королевства.
Волна революций прокатилась по Франции. Власть не терпит и не
позволяет организовывать публичные банкеты. Демонстрации протестующих
усиливаются, переходя в массовые беспорядки. Отношения между
населением Парижа и военными улучшаются. Король Луи Филипп I
вынужден отречься от престола и поехать в Англию. Власть в соответствии с
требованиями народа перешла к Временному правительству, объявившему
Францию республикой. [1, с.469]
Через месяц после беспорядков во Франции, 13-15 марта, последовали
беспорядки в Австрии, а точнее в Вене. В этой ситуации К. Меттерних
сбегает, а император соглашается отменить цензуру, назначает
Национальную гвардию и провозглашает создание конституции.
Почти одновременно, 17-18 марта, Пруссия захвачена путчем. Как и в
Австрии, есть согласие на отмену цензуры, заседание Сейма, принятие
либеральной конституции и создание Национальной гвардии. Борьба
населения с армией привела к большим потерям среди населения Берлина,
около 200 человек погибли.
События весны 1848 года, охватившие почти всю Европу, были в
основном инициированы буржуазией, которая стремилась удовлетворить
свои конституционные, либеральные и демократические потребности и
гарантии. Революция усилилась в мае и июне во Франции и Австрии, что мы
можем рассматривать как прорыв в период так называемой Весны Наций.
Позднее в том же году революционная волна ослабла. [1, с.483]
Говоря об экономических эффектах, подчеркнем, что в основе развития
современной Европы между 1780-ми и 1849 годами лежала беспрецедентная
экономическая трансформация, охватившая первые этапы великой
промышленной революции и еще более общее расширение коммерческой
деятельности. Но европейцев поначалу больше впечатлили кричащие
политические новости, порожденные Французской революцией и
последовавшими за ней наполеоновскими войнами, но в ретроспективе
экономические потрясения, которые в любом случае связаны с
политическими и дипломатическими тенденциями, оказались более
фундаментальными. [6, с.120]
Крупные экономические изменения были вызваны огромным ростом
населения Западной Европы в конце 18 века, который охватил и сам 19 век.
Между 1750 и 1800 годами население крупных стран увеличилось от 50 до
100 процентов, главным образом в результате использования новых
продовольственных культур (таких как картофель) и временного снижения
эпидемических заболеваний. Такой рост населения вызвал изменения.
Крестьянские и кустарные дети обнаружили, что их пути к наследству
заблокированы огромным количеством людей, и поэтому им пришлось
искать новые формы оплачиваемого труда. Семьям бизнесменов и
помещиков также приходилось вводить новшества, чтобы заботиться о
неожиданно больших выживших выводках. Это давление возникло в
обществе, уже настроенном на рыночные операции, обладающем активным
торговым классом и наделенным значительным капиталом и доступом к
зарубежным рынкам в результате существующего доминирования в мировой
торговле. [4, с.211]
Повышенная коммерциализация отмечена по ряду направлений.
Энергичные крестьяне увеличивали свои земельные владения, часто за счет
своих менее удачливых соседей, которые пополняли растущие ряды почти
неимущих. Эти крестьяне, в свою очередь, производили продукты для
продажи на растущих городских рынках. Внутреннее производство резко
возросло, поскольку сотни тысяч сельских производителей работали полный
или неполный рабочий день, чтобы производить нитки и ткань, гвозди и
инструменты при спонсорской поддержке городских торговцев. Ремесленные
работы в городах начали смещаться в сторону производства для отдаленных
рынков, что побуждало владельцев ремесленников относиться к своим
подмастерьям не как к товарищам по работе, а как к наемным рабочим. [4,
с.215]
Переходя к анализу ситуации в России в 19 веке, отметим, что
идеология гражданского общества сыграла большую роль в
прокапиталистических революциях в странах Восточной Европы и бывшего
Советского Союза, которые ознаменовали их «переходные периоды». В
большинстве из них новые режимы требовали переоценки или
переписывания истории, включая как советский, так и досоветский периоды.
В России это включало усилия как по реабилитации авторитарного царского
режима, так и по выявлению демократических или либеральных тенденций в
досоветский период. Вопрос о том, в какой момент возникло гражданское
общество в России до 1917 года и в какой степени оно обладало
характеристиками гражданского общества в странах Западной Европы,
является одним из многих противоречий, возникших при переосмыслении
российской истории. Некоторые специалисты относят его появление к концу
XVIII - началу XIX века, когда возникли первые общественные объединения.
Другие предпочитают дату на рубеже 20-го века, когда добровольные группы
достигли более прочной правовой основы и, как следствие, разнообразие и
географическое распространение организаций, их общественная поддержка и
отношения с правительством были все более развиты. [3, с.239]
Основанное в 1846 году выдающимися учеными Федором Литке и
Карлом фон Бэром, Географическое общество стало одним из самых
влиятельных общественных объединений в России. Основная цель его
инициаторов - пропаганда познания и любви к России. Среди них было
много военных, правительственных чиновников и ученых, и когда они
обратились к царю Николаю I и его министру внутренних дел за поддержкой,
они утверждали, что частное общество сможет собирать данные и
популяризировать результаты так, как не может правительство. [5, с.420]
Одним из важнейших отделов Географического общества было его
этнографическое отделение. И Литке, и Бэр особенно интересовались
исследованиями нерусских народов, живших в пределах Империи.
В 1847 году Общество разослало 7000 анкет во все уголки империи,
чтобы собрать информацию по широкому кругу вопросов:
физические особенности людей в России;
язык, диалект и сленг;
домашняя жизнь, включая материальные блага и обычаи;
интеллектуальные, нравственные и социальные аспекты жизни;
народные легенды и воспоминания. [5, с.425]
Второй этап развития гражданского общества в России начался с
Великих реформ, начатых царем Александром II в 1860-х годах. Крепостное
право было отменено, основные гражданские права были закреплены в
законе, и были сделаны первые шаги в создании системы местного
самоуправления.
ОГО постепенно расширились, стали более профессиональными и
начали оказывать образовательную и медицинскую поддержку уязвимым
группам по всей стране.
В то же время в России набирали обороты индустриализация и
урбанизация. Расширение железнодорожной сети через Сибирь до Тихого
океана было одним из самых ярких примеров этого в конце 19 века. Однако
развитие капиталистических отношений в экономике не отражалось
политическими изменениями.
Период реформ уступил место новому периоду репрессий и
политической стагнации, и государству бросили вызов все более
радикальные политические силы, такие как народники с их движением «в
народ», кульминацией которого стала революция 1905 года. Были
радикализованы и многие общественные объединения (включая почти все
упомянутые выше научные общества). [5, с.428]
Примечательно, что единственный в царское время закон об
общественных организациях был издан Сенатом сразу после первой русской
революции, в марте 1906 года. В следующие несколько лет было
зарегистрировано почти 5000 новых организаций, обществ и союзов. Однако
это реформаторское, либерализующее движение снова столкнулось с
оппозицией со стороны государства, и с кризисом, вызванным Первой
мировой войной, Россия пережила двойную революцию (демократическую,
затем социалистическую) февраля и октября 1917 года.
До 1917 года в России не было системы социального обеспечения, и
этот пробел восполняли организации взаимопомощи. Это включало
финансовую или материальную поддержку таким группам, как вдовы,
сироты или жертвы несчастных случаев на работе; и «интеллектуальная
помощь» различным профессиональным коллективам (библиотеки,
концерты, литературные вечера). [5, с.429]
Решаемые проблемы включали бездомность, брошенных детей,
преступность и так далее. Общества провели ряд мероприятий, знакомых
сегодняшним НПО. Можайское благотворительное объединение является
примером комплексного подхода, разработанного многими из них. Его цель
заключалась не просто в том, чтобы накормить детей и позаботиться о них,
но и в том, чтобы научить их навыкам работы, найти им работу и помочь в
развитии школьного образования и распространении учебников.
Позже открылись гимназия (училище) и швейная мастерская для
девочек, что способствовало их поступлению в педагогические учреждения.
В сельской местности поддержка земств (местных органов власти, созданных
в период реформ 1860-х годов) была особенно ценной, как в качестве
источника субсидий для нуждающихся, так и для обмена опытом в области
социальной помощи.
В городских районах ассоциации взаимопомощи помогали рабочим и
специалистам накапливать средства для помощи пострадавшим в несчастных
случаях на производстве, для оплаты медицинского обслуживания или
пенсий.
К началу 20-го века подобные ассоциации были созданы для писателей,
художников, лекторов, школьных учителей, врачей, медсестер, дантистов,
торговцев, мастеров, портных, пекарей и так далее - члены которых
регулярно платили взносы.
Выводы. Подытоживая вышесказанное, отметим, что социальная
структура Европы вследствие ряда революций изменилась в сторону
базового разделения, как сельского, так и городского, между собственниками
и не собственниками. Производство расширилось, что привело к первой
волне консьюмеризма, когда наемные работники в сельской местности
начали покупать новые виды коммерческой одежды, в то время как
городские семьи среднего класса стали предаваться новым вкусам, таким как
вдохновляющие книги и образовательные программы, игрушки для детей.
Новая организация бизнеса и труда была тесно связана с новыми
технологиями. Рабочие в промышленно развитых секторах работали на
фабриках, а не в разрозненных магазинах или домах. Энергия пара и воды
требовала концентрации рабочей силы вблизи источника энергии.
Концентрация труда также позволила установить новую дисциплину и
специализацию, что повысило производительность.
То есть, революции в Европе привели к экономическо-
технологическому развитию.
В России же революции, наоборот, затормозили развитие. Экономика
страны, которая уже в конце 18 века начала достигать немалых высот, резко
пошла на спад. Но зато произошли разительные изменения в общественном
секторе, оказавшие серьезное влияние на развитие страны в 20 веке.
Библиографический список
1. Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.
Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-
ДАНА, 2017. - 887 с.
2. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляк, А.Н. Марковой -М.:
Юнити-Дана, 2016.
3. История России: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2015 г. – 543 с. – МО РФ.
4. История экономики зарубежных стран: Учебное пособие/В.Н.Савельев
- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 311 с.
5. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018
– 816 с.
6. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. - М.:
Юстицинформ, 2016.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!