это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2625671
Ознакомительный фрагмент работы:
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...14
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях жизни готовность к адекватному общению с партнерами и коллегами по трудовой деятельности является важным критерием оценки профессионализма любого специалиста, так как от этой готовности напрямую зависит успешность деловых контактов.
Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить грамотно, убедительно, эстетично. Ведь наша речь- это основной инструмент деятельности.
Наша речь: умение вести диалог в разных ситуациях, грамотно строить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произносить торжественную речь, добиваться принятия аудитории своих целей- все эти умения и навыки являются составной частью профессиональных качеств человека.
Роль языка и речи в формировании профессиональных качеств человека исследовались многими учёными: О.Ю. Богданова, Л.С. Выготский, Л.Д. Дейкина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, Н.Л. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, А.Н. Леонтьев, Л.А. Петровская, С. Смелкова, Ш.А. Стернин и др. Данные специалисты изучали проблемы порождения связной речи и формирования её выразительности, описание принципов, методов и приёмов организации процесса речевой подготовки специалиста.
М. В. Русановский высказывает мнение по поводу роли языка профессии, как регулятора любой профессиональной деятельности на всех этапах её выполнения: «Попытаемся представить себе организатора трудовых процессов, не умеющего поставить задачу перед коллективом исполнителем, скоординировать их работу, охарактеризовать конечный результат труда ... Ясно, что без такого умения хороших последствий ждать бесполезно... Речь на всех этапах выполнения любой профессиональной деятельности играет роль регулятора. И если руководитель не владеет в совершенстве языком, не умеет убедить других в том, во что верит сам, то это уже может сказаться и на сроках, и на качестве выполнения задания [16, с. 17]. Причём уровень совершенного владения языком профессии, развитых коммуникативных умений и навыков существенно влияет на скорость адаптации молодого специалиста в коллективе и формирование его как творческой индивидуальности и коммуникативно компетентной личности специалиста.
Коммуникативная компетентность любого специалиста - это его способность в профессиональной деятельности мобилизовать знания, коммуникативные умения и навыки, полученные в процессе изучения родного языка, для поиска, обработки и использования информации в условиях изменения ситуации общения, для решения конкретных профессиональных задач в процессе межличностного профессионального общения: развязывать проблемы в сложных диалоговых ситуациях, грамотно и компетентно общаться на языке профессии на всех этапах профессиональной деятельности. Уровень развития нашей речи указывает на уровень развития человека в целом [4].
Цель работы заключается в определении роли языка и речи в формировании коммуникативно-компетентной личности, а так же профессиональных качеств человека.
Задачи работы:
На основе изучения лингвистической, педагогической, психологической литературы, раскрыть понятия «язык», «речь», «языковая компетенция», «языковая компетентность», профессиональное общение», «профессиональный речевой этикет», «профессиональные речевые умения».
Раскрыть качества личности в области речи, которые необходимы человеку для эффективного овладения профессиональной деятельностью.
Охарактеризовать языковые умения и навыки, которые необходимы для успешного овладения профессиональной деятельностью.
1. Анализ ключевых языковых компетенций в профессиональной деятельности человека
Пол Л. Сопер утверждает, что речь - это больше, чем серия механически производимых звуков, которые выражают мимолетные наблюдения и настроения, которые занимают говорящего в любой момент времени. Речь - это личность в целом. Каждое утверждение, как на самом деле, так и в сознании воспринимающего, является мгновенным раскрытием всего опыта и характера, намерений и чувств человека [13].
Таким образом, наша речь- это показатель нашего профессионального опыта, характера, результат нашего развития, саморазвития, интеллекта, духовного и эмоционального мира.
Рассмотрим понятие «речь» и «язык». В рамках психолингвистики речь– это высшая психическая функция, является одной из составляющих интеллектуальной деятельности человека, а язык, в свою очередь, представляется средством реализации речевой деятельности и мыслительных процессов [5]. Отсюда следует, что любая профессиональная деятельность, которая сопровождается интеллектуальной работой, невозможна без владения средством, которое поможет преобразовать, выразить в реальной материальной форме результаты этой интеллектуальной деятельности, то есть языком.
В рамках данной работы мы будем рассматривать язык, прежде всего, как средство реализации речевой и мыслительной деятельности, а следовательно, как базовый компонент профессиональной деятельности человека.
Рассмотрим место языковой компетенции среди других компетенций. Языковая компетенция является компонентом более широкой коммуникативной компетенции. По мнению И.А. Зимней, А.В. Хуторского, коммуникативная компетенция относится к разряду ключевых, то есть это одна из главных компетенций, лежащих в основе формирования здоровой личности и компетентного специалиста.
В своей работе И.А. Зимняя рассматривала ключевые компетенции, как новую парадигму результата образования, выделяя при этом десять ключевых компетенций. Она определяла коммуникативную в группу компетенций, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: «…компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента» [6].
А.В. Хуторской утверждает, что коммуникативные компетенции включают «…знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе» [15].
Что же понимается под языковой компетенцией и компетентностью? Многие исследователи рассматривают и изучают понятия «языковая компетенция» и «языковая компетентность».
И.Л. Колесникова, О.А. Долгина рассматривают языковую компетенцию как знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание [3].
Большая часть исследователей сходятся в мнении, что языковая компетенция – это система определённых законов функционирования языка, а также навыков и умений в использовании этих законов, целью освоения которых является успешное осуществление речевой (устной, письменной) и мыслительной деятельности [17].
Следовательно, языковая компетентность – результат освоения этой сложной системы. С точки зрения компетентностного подхода в образовании, языковая компетентность – это готовность и способность личности применять свои языковые знания, умения и навыки для реализации своих профессиональных задач [18].
Профессиональное общение в любой области предполагает не только точное употребление терминов и знание стоящих за ними понятий, но так же соблюдение общих норм культуры речи. Адресованность речи специалистам не отменяет необходимости следить за её соответствием нормам литературного языка.
Рассмотрим понятие «профессиональное общение»: это общение, представляющее собой голосовое взаимодействие специалиста с коллегами и клиентами организации в процессе профессиональной деятельности [14].
Культура профессиональной деятельности человека во многом определяет её эффективность, репутацию организации в целом и отдельного специалиста.
Культура общения является важной частью профессиональной культуры, и для таких профессий, как учитель, журналист, менеджер, юрист, она является ведущей частью, поскольку в этих профессиях речь является основным инструментом работы.
Профессиональная культура также включает в себя следующие компоненты: владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культурой поведения, эмоциональной культурой, общей культурой речи и культурой профессионального общения [14].
Специальные навыки приобретаются во время профессионального обучения в университете. Культура поведения формируется человеком в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает в себя способность регулировать собственное психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, справляться с эмоциями, снимать тревогу, преодолевать нерешительность и устанавливать эмоциональный контакт [1].
Общая культура речи обеспечивает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения; культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных требований по отношению к общей культуре речи [14].
В профессиональной культуре общения доминирующая роль отводится социально-психологическим характеристикам речи, таким как: соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям [8].
Речь- это средство приобретения, внедрения, развития и передачи профессиональных навыков.
Знание терминологии, умение устанавливать связи между ранее известными и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины при практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении [4].
Таким образом, коммуникативные навыки специалиста включают в себя следующие навыки: оценочное отношение к высказыванию, знание целевой коммуникативной среды, рассмотрение коммуникативной ситуации, её места, взаимоотношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создавать благоприятную коммуникационную атмосферу, умение устанавливать контакты, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования [2].
Коммуникативные компетенции включают умение общаться, обмениваться информацией, а также умение устанавливать конструктивные отношения с участниками рабочего процесса, организовывать совместную творческую деятельность [2].
2. Характеристика языковых качеств личности, необходимых для эффективного овладения профессиональной деятельностью
Помимо коммуникативной компетентности, поведенческая компетентность также участвует в формировании профессиональных качеств человека. Она включает в себя: умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию языка и соответствующее языковое поведение, которое оказывает влияние на создание и поддержание эмоциональной и психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, характер взаимоотношений между участниками рабочего процесса и стиль их работы [18].
Чтобы быть успешным в профессиональной деятельности, современный специалист должен в совершенстве владеть навыками не только культуры речи, но и владеть языковыми, коммуникативными и поведенческими навыками в профессиональном общении.
Рассмотрим языковые качества личности, которые необходимы человеку для эффективного овладения профессиональной деятельностью [16; 17]:
- знание норм литературного языка и устойчивые навыки его применения в речи;
- умение следить за точностью, последовательностью и выразительностью речи;
- владение профессиональной терминологией, знание соответствий между - терминами и понятиями;
- владение профессиональным стилем речи;
- умение определять цель и понимать ситуацию общения;
- умение учитывать социальные и индивидуальные особенности личности собеседника;
- умение прогнозировать развитие диалога, реакции собеседника;
-умение создавать и поддерживать дружескую атмосферу для общения с коллегами;
-высокая степень контроля над эмоциональным состоянием и выражением эмоций;
-умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
-знание этикета и чёткость в выполнении своих правил.
Следовательно, все лингвистические качества профессионала своего дела, способствуют формированию культуры профессионального общения, созданию и развитию отношений сотрудничества и партнерства между сотрудниками, руководителями, партнерами и конкурентами, во многом определяя их эффективность: эти отношения будут успешно реализованы в интересах партнеров или станут бессмысленными, неэффективными, если партнеры не найдут взаимопонимания [18].
3. Языковые умения и навыки, необходимые для успешного овладения профессиональной деятельностью
Коммуникативные барьеры, нарушение процессов передачи и восприятия информации могут стать причиной снижения эффективности профессиональной деятельности. Использование профессионального речевого этикета в процессе общения облегчает процессы передачи, анализа и восприятия информации.
Профессиональный речевой этикет — это система формул общения, устойчивых выражений, используемых в ситуациях профессиональной коммуникации [8].
Владение профессиональным речевым этикетом предполагает использование общих и профессиональных речевых умений. При этом общие речевые умения — это владение языковыми средствами, соблюдение речевых норм, умение строить тексты различного назначения (как письменные, так и устные) с учётом их особенностей, избегание речевых штампов; логическая, чёткая формулировка высказываний, использование путей усовершенствования собственного вещания; владение речевым этикетом [11].
Профессиональные речевые умения, кроме применения общих речевых умений, предусматривают владение профессиональной лексикой, терминологией, различными формами письменной и устной профессиональной речи; умение создавать тексты, используемые в ситуациях профессиональной коммуникации; использование отраслевой терминологии, специальной фразеологии, устойчивых выражений, соответствующих социально значимым ситуациям профессиональной коммуникации; анализировать эффективность профессиональной коммуникации; совершенствование собственной профессиональной речи; отбор наиболее целесообразных в профессиональном общении речевых моделей [7].
Рассмотрим понятие «профессиональный речевой этикет» с помощью схемы 1.
Таким образом, использование профессионального речевого этикета позволяет планомерно строить различные этапы коммуникативных процессов, разнообразить и выражать собственную речь; осуществлять общение на основополагающих принципах о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой. Целесообразно использовать в своей деятельности профессиональную лексику, составлять документы различного назначения, конструировать учебно-содержательные материалы, осуществлять контроль, самоанализ и саморегуляцию в профессиональной деятельности.
Таким образом, в реалиях современного мира, творческий конкурентоспособный специалист, который обладает профессиональной и социально-психологической компетентностью, развитой коммуникативной компетентностью, является наиболее востребованный в трудовой деятельности. Успех в трудовой деятельности человека зависит во многом от уровня развития ключевых языковых компетенций, поведенческой компетенции и культуры речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Язык- это важное средство реализации речевой и мыслительной деятельности человека, а следовательно, базовый компонент профессиональной деятельности человека.
Мы выяснили, что коммуникативная компетентность специалиста включает в себя такие умения: оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учёт ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования. В коммуникативную компетенцию входит умение общаться, обмениваться информацией, а так же умение налаживать целесообразные отношения с участниками трудового процесса, организовать совместную творческую деятельность.
Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками не только культуры речи, но и обладать лингвистической, коммуникативной, а так же поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Профессиональные речевые умения, кроме применения общих речевых умений, предусматривают владение профессиональной лексикой, терминологией, различными формами письменной и устной профессиональной речи; умение создавать тексты, используемые в ситуациях профессиональной коммуникации; использование отраслевой терминологии, специальной фразеологии, устойчивых выражений, соответствующих социально значимым ситуациям профессиональной коммуникации; анализировать эффективность профессиональной коммуникации; совершенствование собственной профессиональной речи; отбор наиболее целесообразных в профессиональном общении речевых моделей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева-Вовк, М. И. Педагогические условия социализации студентов средствами культуры речи [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / / М. И. Алексеева-Вовк ; Нац. мед. ун-т им. М.П. Драгоманова. - К., 2008. - 18 с.
2. Баринова Н.Г. Роль дисциплины «русский язык и культура речи» в формировании профессиональной компетентности студентов юридического факультета/ Педагогический журнал//Н.Г. Баринова, 2018. - Т. 8.- № 3А.- С. 229-235.
3. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 448 с.
4. Волкова, Н. П. Профессионально-педагогическая коммуникация [Текст]: учеб. пособ. / Н. П. Волкова. — К.: ВЦ «Академия», 2006. — 256 с.
5. Глухов, В. П. Психолингвистика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 361 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
7. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989 С. 3-8.
8. Культура речи и эффективность общения /Под ред. Л. К. Прудкиной, Е. Н. Ширяева. - М., 1996.- С. 125
9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. - 287 с.
10. Мыскин С.В. Языковая профессиональная личность // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013 № 12 (30): в 2-х ч. Ч. I. C. 150-157.
11. Русский язык и культура речи: учебное пособие для высшего профессионального образования / Б.Г. Бобылев [и др.]; под научн. ред. д-ра пед. наук, проф. Б.Г. Бобылева. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014 – 401 с.
12. Румянцева, И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. – М. : Per Se: Логос, 2004. – 316 с.
13. Сопер, П.Л. Основы искусства речи: [Пер. с англ.] / Поль Л. Сопер. - 2-е изд., испр. - М.: Прогресс: Прогресс-академия, 1992. - 415,[1] с.
14. Фонарев, А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. – 1997. – № 2. – С. 88–93.
15. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]// Электронный журнал Эйдос. Режим доступа: http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm
16. Язык в нашей жизни // Язык и культура / И. Г. Воспитанник, К. Г. Городенская, П. Ю. Гриценко и др. / В. М. Русановский. – К.: Научная мысль, 1986. – 184 с.
17. Мельник З.Д. Русский язык как средство достижения профессионального успеха /Открытый урок 1 сентября [интернет- ресурс], URL: https://urok.1sept.ru/articles/625888 (дата обращения: 1.12.2020)
18. Виды и классификация компетенций [интернет- ресурс], URL: http://um.co.ua/10/10-10/10-10952.html (дата обращения: 1.12.2020)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!