это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2626734
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Процесс развития системы образования идёт «в ногу» со временем, не останавливаясь. Исходя из современных реалий, требования по формам и моделям обучения студента возрастают. Сейчас, в силу динамического преобразования системы как таковой, появляются новые формы обучения - нетрадиционные. Они способствуют правильнее и быстрее формировать материал и преподносить его в форме лекций, позволяют адаптировать материал по возрастным группам, применять на практике полученные знания непосредственно уже во время самой лекции, расширять сознание, эрудицию и т.д.
Сегодня образование обязано помимо базовых знаний, уметь формировать человека с новым типом мышления, как инициативную и творческую личность, в последствии которая будет уметь принимать смелые и компетентные решения. Ключевым компонентов дидактического цикла обучения является вузовская лекция. Она является важным компонентом в системе образования. В целом лекция предназначается не только для знакомства с научными, теоретическими положениями различных научных знаний, и путями её развития, но и помогает формировать научное мировоззрение и четкие убеждения у студентов.
Лекция не обходит и воспитательные аспекты, организуя и всячески стимулируя научную и творческую мысль студентов, способствуя осознанию своего места и предназначения в науке. Именно поэтому на современном этапе образования к вузовской лекции предъявляются разнообразные требования, так как основная её цель – это создание и организация базы для дальнейшего освоения студентами учебного материала.
Актуальность этой темы будет всегда максимальной, поскольку как прогресс мирового сообщества, так и неотъемлемая, бессмертная часть образования в высших учебных заведениях как лекция, будут всегда нераздельны и не прекращаемы. Преподаватель всегда будет пытаться найти и разработать новые, прогрессивные методы обучения студентов, как для повышения результативности самого обучения, так и для выработки на самих лекциях интереса у своих учеников.
Учитывая все вышесказанное, целью и задачей моей работы выступает выявление дидактических возможностей применения в ВУЗе различных форм подачи лекционного материала. А именно, рассмотрение педагогической функции лекции, как одной из основных в ходе преподавания и использование нетрадиционных видов подачи лекционного материала, для повышения активизации работы студентов на занятиях.
1. Основные сведения. Лекция, представляющая собой главную форму построения занятий в вузе, должна выполнять целый ряд дидактических задач, а именно определение целей обучения, овладение и закрепление новой информации, развитие интеллектуальных способностей и отдельных хороших качеств, мотивация студентов к саморазвитию и получению новых знаний, междисциплинарные связи, и наконец развитие аналитических особенностей.
Как и все формы обучения, лекция имеет свои достоинства и недостатки. Исследователи отмечают что нередко на лекции студенты пассивны, невнимательны, и к тому же обычная лекция не развивает мышление и такие формы, как анализ, оценивание, цельность. В основном это «сухое» воспроизведение учебного материала. То есть на первый план выступает некая проблема обратной связи, скучного монолога на лекции, репродуктивного мышления. Все это не способствует формированию творческого потенциала студентов. Именно поэтому выступает необходимость проведения лекций с использованием нетрадиционных подходов, помогающих устранить вышеперечисленные недостатки традиционного обучения.
Как форма обучения лекция развивается в двух направлениях. Это целенаправленное методическое усовершенствование, которое происходить на основе алгоритмизации процесса подготовки и воспроизведения лекции, а также постоянные искания в области организации и способах изложения содержания.
Для верного структурирования лекционного материала нетрадиционного построения, следует учитывать самые различные факторы - начиная от тематики, заканчивая осмыслением социально-психологических особенностей аудитории. Исторически сложилось, что преподаватель не только передает знания и умения, а и воздействует на слушателей силой своего слова. Так, например, эти достоинства пропитывали лекции известного ученого Д. И. Менделеева. Из воспоминаний современников: «речь заурядного ученого - это садик с чахлыми былинками, к которым подвешены этикетки. На лекциях Менделеева на глазах у слушателей из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушателей золотыми плодами».
Кроме того, преподаватель должен быть нацелен на организацию активного общения в аудитории, высказывать свои позиции, выслушивать и понимать позиции студентов и при этом обеспечить непринужденную атмосферу на занятии. Все это невозможно выполнить без изменений формальной структуры лекции, поэтому преподаватели обогащают лекционный материал принципами проблемного, контекстного обучения.
2. Проблемная лекция. Современная ситуация такова, что, как представляется, не проблемных лекций вообще не должно быть. Лекция, которая не вызывает желания подумать, выяснить, понять, по всей видимости, не имеет права на существование. Только по отношению к проблемному содержанию люди вступают во взаимодействие и общение, высказывают свою позицию, точку зрения. Развитие точки зрения может идти лишь в процессе диалогического взаимодействия через преодоление возникающих противоречий.
Интересно отметить, что проблемное развертывание содержания лекции требует, как правило, изменения и пространственной организации аудитории. Общение «на равных» приводит к смене «рядного» расположения слушателей на расположение по принципу «круглого стола» или близкого к нему. Взаимодействие «лицом к лицу» сразу меняет психологический климат в аудитории, предполагая активность слушателей и во многих случаях вынуждая к ней.
На проблемной лекции слушатель находится в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога. Он высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории. Эти действия уже являются полноценными социальными поступками, предполагающими и смелость, и меру ответственности, и учет последствий.
Как показывает практика, даже на такие поступки далеко не всегда легко решиться. Отсюда и пассивность аудитории, ее нежелание вступать в диалог, а иногда и активное сопротивление. Задача лектора в таком случае - показать значимость предлагаемой темы для каждого слушателя, использовать определенные методические приемы включения людей в общение. Когда аудитория привыкает работать в диалогических позициях, усилия педагога окупаются сторицей – начинается совместное творчество.
Действенное средство активизации аудитории – игровая деятельность. Как показали педагогические и психологические исследования, игра имеет огромное значение в становлении человеческой личности. Опыт последних двух десятилетий подтвердил, что использование игры не должно ограничиваться периодом детства.
Сейчас успешно внедряются в практику обучения и управления деловые игры, позволяющие в игровой форме решать серьезные профессиональные задачи как учебного, так и исследовательского плана. Речь идет о моделировании в лекционной аудитории реальных отношений людей, об отражении в особой форме противоречивого содержания и разрешении возникающих противоречий в совместной деятельности преподавателя и аудитории.
3. Интегративная лекция. Данный тип лекции подразумевает содержательный и процессуальный синтез материала различных научных областей, направлений, при этом лекция может вестись как одним учёным, так и представителями разных научных направлений.
Интегративная лекция способствует развитию умения у студентов устанавливать междисциплинарные взаимосвязи, определять практическую ценность разнообразных подходов, но такая лекция требует от преподавателя умения объединить в своей лекции язык и методы разнообразных наук.
4. Лекция вдвоём. Одна из нетрадиционных форм лекций, в которой реализуются принципы проблемности и диалогического общения – лекция вдвоём.
Предлагая подобную форму, хотелось бы подчеркнуть, что такая лекция рассматривается как межличностное общение. В этом плане следует напомнить высказывание Б.Ф. Ломова о том, что специфика общения б отличие от других видов взаимодействия как раз и состоит в том, что в нем раскрываются психологические качества людей.
В общении людей проявляются те свойства, которые характеризуют их как субъектов. Сказанное не означает, что в традиционных лекциях монологического типа не проявляется личность преподавателя, однако лекция вдвоем обнаруживает личностные качества быстрее и ярче, что предъявляет повышенные требования к лекторам и к их интеллектуальной и психологической совместимости: наличие развитых коммуникативных умений, способность к импровизации, быстроту реакции и высокий уровень владения лекционным материалом.
Как уже отмечалось, активизация лекции возможна на основе использования принципа проблемности. Однако в настоящее время это чаще всего затрагивает содержание лекции, оставляя неизменной традиционной форму ее чтения. Между тем проблемность сама по себе не всегда может в достаточной степени активизировать восприятие, мышление и поведение слушателей, если стиль чтения лекция будет неадекватен, проблемное содержание должно передаваться в проблемной форме.
Лекция вдвоём представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. В диалоге лекторов и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуаций, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений.
Такая лекция содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы, так и в структуре подачи материала, который строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики.
Высокая активность преподавателей вызывает ответную мыслительную и поведенческую реакцию студентов. При этом диалогическое общение двух преподавателей и студентов протекает в виде, как внешнего диалога, так и внутреннего. А способность к внутреннему диалогу (самостоятельное мышление) формируется только при наличии опыта активного участия в различных формах внешнего диалога, живого речевого общения.
Студенты получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно. Все это обеспечивает достижение целей развития теоретического мышления, формирование познавательной мотивации, активной научной позиции каждого студента.
Методика чтения подобной лекции предполагает прежде всего:
Выбор соответствующей темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности;
Подбор двух преподавателей, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа общения;
Разработку сценария чтения лекции (блоки содержания, распределение их между лекторами и по времени).
Сценарий необходим на первых этапах работы. В дальнейшем после приобретения определенного опыта письменный сценарий можно заменять устной договоренностью – репетицией.
Эта лекция фактически представляет собой мини-игру, «театр двух актеров», что создает эмоциональный, положительно окрашенный фон и повышает заинтересованность студентов. Она предполагает высокую степень импровизации в поведении лекторов, их выступление должно быть естественным и непринужденным.
В качестве одного из методических приемов достижения этой цели предлагается одному преподавателю вводить в лекцию неожиданную, новую для другого информацию, на которую тот должен реагировать. Это ставит лектора в условия естественной импровизации, а у студентов вызывает доверие и принятие подобной формы обучения.
Анализ практики позволяет сделать выводы, что подобная лекция:
По сравнению с традиционной лекцией на ту же тему отличается более высокой степенью активности восприятия мышления и вовлеченности студентов;
Будучи по своей сути лекцией проблемного типа, делает проблемным не только содержание, но и форму его развертывания, что способствует «запуску» мыслительного процесса у студентов;
Даёт возможность передать больший объем информации, чем обычная лекция, за счет переконструирования материала и поддержания высокого уровня внимания и интереса у студентов;
Даёт большой педагогический эффект в том случае, если ее содержание принципиально для данного раздела науки, вырабатывает альтернативность мышления, уважение к чужой точке зрения, повышает культуру ведения дискуссии за счет демонстрации подобных качеств преподавателями и участия самих студентов в ней;
Имеет и утилитарное значение для студентов, поскольку в сжатом виде – доклад или выступление вдвоем - может использоваться на конференциях, симпозиумах и других мероприятиях.
5. Лекция-визуализация. Ещё одной формой нетрадиционной лекции является лекция-визуализация. Ее применение связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой – с развитием принципа наглядности. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления студентов.
Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания.
Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в области проблемы наглядности образа, визуального мышления, можно выдвинуть предположение, что в современной лекции целесообразно значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у студентов навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что должно сказаться на качестве усвоения материала, стимулирования мышления и достижении профессиональных целей.
Дело в том, что большой объём передаваемой информации на лекции часто блокирует ее восприятие и понимание. Средством выхода из этих трудностей можно считать использование визуальных материалов и технических средств их предъявления. С другой стороны, решаются чисто профессиональные задачи, так как студенты должны уметь пользоваться и создавать наглядную информацию по темам читаемых лекций.
Под визуализацией подразумевается процесс преобразования вербальной (устной и письменной) информации в визуальную форму, а также использование визуальной информации в процессе коммуникации (в данном случае под визуальной информацией понимается преимущественно вне текстовая информация).
Метод визуализации позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов сообщений. Как известно, в восприятии материала на лекциях особую трудность вызывает представление абстрактных, то есть не существующих в зримой, форме понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер.
В тоже время практически любая форма визуальной информации содержит в себе элементы проблемности, поскольку, визуальный материал несет как бы свернутую мысль относительно какого-либо содержания.
Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирование его студентами всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением, свертыванием и развертыванием информации, то есть с операциями активной мыслительной деятельности.
Визуальные материалы, используемые на лекции этого типа, выполняют следующие функции:
Передача новой содержательной информации;
Создание и решение проблемной ситуации;
Систематизация имеющейся у слушателей информации по теме;
Демонстрация различных способов визуализации информации.
Чтение лекции осуществляется как комментирование визуальных материалов, предъявляемых с помощью технических средств или каким-то иным образом (плакаты, рисунки и т.д.).
Используемый наглядный материал обеспечивает перестройку мыслительной деятельности студентов, а также их отношения к визуальной информации вообще. Обязательным условием подобной лекции является применение разных типов наглядности – натуральной, изобразительной, символической – в сочетании с различными техническими средствами. При этом следует исходить из того, что способ визуализации и содержание информации находятся в тесном взаимодействии.
Каждый вид наглядности оптимален для донесения какой-то определенной информации. Можно сказать, что при переходе от текста к зрительной форме, от одного вида наглядности к другому происходит потеря некоторого количества информации, однако это позволяет сконцентрировать внимание на наиболее существенных в данной ситуации аспектах сообщения, глубже его понять и усвоить.
Анализ использования лекции-визуализации позволяет сделать следующие выводы:
Подобная лекция создает своеобразную опору для мышления, развивает навыки наглядного моделирования, что является способом повышения не только интеллектуального, но и профессионального потенциала обучающихся.
Выбор способов достижения и типов наглядности зависит от темы. Руководствуясь принципом посильной трудности, по сложным для восприятия и понимания темам, содержащим большой объем концентрированной информации, целесообразно использовать сочетание изобразительной и символической наглядности. Например, схема является универсальным, но достаточно сложным для восприятия средством наглядности, поэтому ее конструирование рекомендуется осуществлять на основе рисунка, часто выполненного в гротескной форме. Это позволяет создавать ассоциативные цепочки, помогающие студентам запоминать и осмысливать информацию.
Основная сложность состоит в выборе средств наглядности, их создании и режиссуре всей лекции в целом. Большую роль здесь играют такие факторы, как графический дизайн, цвет, оптимальность сочетания словесной и визуальной информации, технических средств и традиционных наглядных материалов, дозировка в подаче информации, мастерство и стиль общения лектора с аудиторией. Применение лекции этого типа должно основываться на учете психофизиологических возможностей обучающихся, что позволит предотвратить негативные последствия чрезмерной перегрузки зрительного канала восприятия.
6. Лекция с запланированными ошибками. Продуктивной формой лекции в работе со студенческой аудиторией может быть лекция с запланированными ошибками. Она содержит проблемность, так сказать, в чистом виде. Среди разнообразных умений и навыков, которыми должны обладать специалист, не последнее место занимает умение оперативно анализировать и ориентироваться в информации и оценивать ее.
Это особенно важно при общении с аудиторией, в процессе ответов на вопросы. Подобное умение можно начать формировать на лекциях особого типа, используя принципы игровой деятельности - конфликтности, неожиданности, проблемности, совместной деятельности. Можно предложить следующую структуру и методику проведения лекции с запланированными ошибками.
После объявления темы лекции неожиданно для студентов преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа – содержательные, методические, поведенческие и т.д. При этом преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе студентов обязан предъявить в конце лекции. Только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к лектору.
Количество ошибок зависит от их характера и содержания, а также подготовленности студентов по данной проблеме. Они должны в конце лекции назвать эти ошибки, вместе с преподавателем, её подготовившей, или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Для этого преподаватель оставляет 10-15 минут в конце занятия.
Исходная ситуация создает условия, как бы вынуждающие студентов к активности: надо не просто воспринимать информацию, чтобы запомнить, а воспринимать, чтобы проанализировать и оценить.
Немаловажен и личностный момент: интересно найти у преподавателя ошибку и одновременно проверить себя: могу ли я это сделать?
Всё это создает своего рода азарт, активизирующий психическую деятельность обучающегося.
Лекция с запланированными ошибками требует большого лекторского мастерства и чувства ответственности, тщательного отбора материала для ошибок и их маскировки в ткани изложения. Самое интересное, что и для преподавателя, маститого ученого конструирование такой лекции – своеобразная проверка на компетентность. Ведь с точки зрения методики необходимо в позитивном материале выделить наиболее сложные, узловые моменты и представить их в форме ошибки. При этом изложение материала должно быть естественным.
Важно подчеркнуть, что подобная лекция выполняет не только стимулирующие, но и контрольные функции, поскольку позволяет преподавателю оценить качество освоения предшествующего материала, а студентам проверить себя и продемонстрировать свое знание проблемы, умение ориентироваться в ней.
Наиболее частый вопрос, возникающий по поводу подобной лекции, касается характера ошибок. Кроме того, высказывается опасение, что запомнятся ошибки, а не нужная информация. Как показала практика в течение многих лет, и опыт преподавателей, которые рискнули использовать такую форму лекции, эти опасения очень преувеличены.
Характер же ошибок может быть любым. Все зависит от темы, содержания лекции, от целей, которые ставятся преподавателям, от уровня подготовленности аудитории. Научить людей мыслить, давая им все время «правильную», кем-то утвержденную информацию, практически невозможно. Нужно противоречие, спор, борьба мнений, альтернатива. Именно эти условия и создает лекция с запланированными ошибками.
7. Лекция-пресс-конференция. В процессе осуществления данного типа лекции преподаватель задает тему обсуждения. Слушатели передают ему свои письменные вопросы, а тот связано раскрывает тему, включая ответы на поставленные вопросы.
Эта форма позволяет развивать умение задавать вопросы, определять направление работы с информацией, вести диалог. Лекция-пресс-конференция может быть удачно совмещена с проблемной лекцией. Здесь очень важно задать контекст и познакомить студентов с приемами и техникой задавания вопросов.
8. Продвинутая лекция. Стратегию, использующуюся для развития критического мышления в лекционной форме, её разработчики, Д.В. Джонсон, Р.Т. Джонсон, К.А. Смит, назвали своё детище «продвинутой лекцией».
В 1991 году они представили вариант этой стратегии, который с тех пор используется в различных странах и в разных звеньях образования, в том числе и в ВУЗе. Использование «продвинутой лекции» способствует развитию у студентов таких сторон критического мышления, как умение:
Самостоятельно структурировать материал во время подготовки к работе;
Выделять основные блоки в представляемой информации;
Одновременно рассматривать разнообразные взгляды на проблему;
Излагать сущность проблемы и делать выводы в письменной форме;
Сотрудничать в паре и использовать различные источники информации;
Фиксировать фрагменты информационного сообщения в оптимальной форме.
Схема использования «продвинутой» лекции включает в себя как этап подготовки к лекции, так и этап собственно работы со студентами.
Заключение
Таким образом, нетрадиционные формы подачи лекционного материала могут проходить абсолютно по-разному: начиная от подачи заведомо ошибочного материала, тем самым провоцируя студента к поиску истины, заканчивая целыми лекционными дебатами.
Всё, как и раньше, зиждется на интересе, когда он есть – будет и результат. Именно такие лекции, способные выработать этот самый интерес у студента, будут гораздо продуктивнее и результативнее обычных, уже приевшихся.
Приоритет развития личности, внимание к тем психолого-педагогическим условиям, которые необходимы для саморазвития, самоактуализации личности, будут актуальны всегда. Как подталкивали ранее, так и будут продвигать и далее весь преподавательский состав ВУЗов к поиску новых лекционных форм.
Список литературы: Башевой С.И. Применение методов активного обучения в форме «Лекция вдвоём» в преподавании ряда дисциплин. Москва, 2012.
Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 2002.
Джонсон Д.В., Джонсон Р.Т., Смит К.А. Кооперативное обучения возвращается в колледж. Идайна, 1987.
Кудрявая Н.В., Уколова Е.М. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. Москва, 2001.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Ленинград, 1985.
Найдёнова Л.И. Опыт разработки цифровых образовательных ресурсов на основе новых государственных образовательных стандартов. Т. 12. Новосибирск, 2011.
Кожевникова А.А. Лекция-визуализация в учебном процессе. Челябинск, 2015.
Онищенко М.В. Лекция с запланированными ошибками в структуре учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления в коммерческих организациях». Тверь, 2020.
Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. Москва, 2004.
Калиниченко Э.Б. Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном процессе. Саратов, 2011.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!