это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2629754
Ознакомительный фрагмент работы:
Картина мира как результат развития философии, науки, религии.
Религиозная, научная и философская картины мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Во второй половине XX в. утвердилось представление о том, что ни одна из картин мира не может занять доминирующее положение по отношению к конкурентам. В данном случае философская проблема заключается в том, что нужно постараться выработать представление о мире, допускающее сосуществование разных картин в едином объеме человеческого знания.
Картина мира, или миропонимание – является интеллектуальной составляющей любого мировоззрения. Обыденная картина мира основывается на повседневных знаниях, складывается стихийно и подчас может иметь отдаленное понимание объективной реальности. Миропонимание на теоретическом уровне, или теоретическая картина мира, представляется научными, философскими, религиозными идеями. Именно о них пойдет речь в данной работе.
Фундаментом любой картины мира являются устойчивые, подчас неосознанные культурные константы. Их помогают интерпретировать изменчивые образы, изменяющиеся в соответствии с уровнем научного знания и практического опыта человечества. В кризисных ситуациях возможно изменение картины мира, но, как правило, изменяются только внешние образы, а «каркас» остается неизменным.
В ряде философских и культурологических исследований мифология и религия часто представлены как два начала некоей единой мифо-религиозной картины мира, например, достаточно характерным является такое высказывание: «Исторически первыми складывались мифологически-религиозные картины мира с их обобщенным и синтезированным религиозным опытом человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия: Бог-творец и сотворенное им бытие с его многообразием и человеком» [4, c. 116]. Тем не менее, на мой взгляд, между мифологической и религиозной картинами, несмотря на их генетическую преемственность, есть существенная разница.
Во-первых, в религиозной картине мир делится на естественный и сверхъестественный. Это означает, что, когда появилась религиозная картина мира человечество уже получило достаточное количество опыта, чтобы понимать, что у в природе существуют естественные законы. Тогда получается, что вещи, нарушающие эти законы, являются сверхъестественными. Мифологическое сознание, в свою очередь, не имело такого разделения: и явления природы, и предполагаемые действия богов и духов в представлении первобытного человека были совершенно естественными. Во-вторых, на этапе религии отсутствовала первобытная нерасчлененность форм сознания [8]. В-третьих, религия сформулировала строгие догмы, нарушение которых считается недопустимым, а в мифологии верования представляются более гибкими и изменчивыми. В-четвертых, ядром религии является система заповедей и запретов, которые приобретались через единение с Богом; миф опирался на сложившийся неписаный обычай, рассказах о табуировании [1, 6, 7].
В религиозном мире духовная составляющая обладает большей ценностью, чем материальная, поскольку высшей целью человека в религии является не обустройство в окружающем его внешнем пространстве, а спасение. Основной проблемой в религиозной картине мира является не соотношение человека и мира, а человека и Бога. Сам же мир сотворён, то есть вторичен, а истиной является только Бог [10].
Современная религиозная культура может предложить человеку множество вариантов ответов на мировоззренческие вопросы. Однако основными мировыми религиями признаны три: христианство, ислам и буддизм. Версии мироздания, некоторые аспекты морально-этических норм в них могут различаться по содержанию, тем не менее, смысл ответов у них один – человек в своем бытии должен быть устремлен к миру потустороннего, сверхъестественного, а смысл человеческого существования сводится к поискам спасения, хоть и разными методами.
Таким образом, религиозная картина мира предоставляет собой четкую образно-догматическую систему, которая служит объяснением действительности – в большинстве случаев в тех сферах, где наука бессильна.
Научная картина мира в наши дни заняла основное место в человеческом миропонимании. В первую очередь, такое исключительное место можно связать с увеличение роли науки в XXI в. Авторитет науки в значительной степени определен тем, что наука имеет претензию на объективное отражение мира. Наука стремится к построению мира исходя из точных и строгих теоретических законов, понятий. Поэтому научная картина мира антагонистична религиозному подходу к интерпретации мироздания.
Согласно Ньютоновской картине мира, пространство – абсолютно, постоянно и всегда находится в покое, оно не связано с материальным миром, представляя из себя большое вместилище тел. Другое свойство мира – время – представляет из себя чистую протяженность, оно, наряду с пространством, абсолютно и независимо от материального мира. Оно протекает линейно и необратимо из прошлого через настоящее в будущее. Образно говоря Ньютон представляет Вселенную как огромный часовой механизм, в котором существует непрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий. При этом сам механизм существует и развивается без вмешательства сознания. Жизнь случайна. С точки зрения научной картины мира, представляемой механистами, жизнь и сознание являются странной мутацией, противоречащей второму закону термодинамики, который утверждает, что сложная система всегда неуклонно стремится стать простой. А так как человек случайность, то механисты не интересуются его судьбой, его целями и ценностями.
В XXI веке научное и философское понимание мира поспособствовало утверждению положений, получивших в настоящее время статус общетеоретического значения. Этими положениями являются: возможность выбора из множества методологий, «парадигма целостности», «антропный принцип», принцип коэволюции (природы и общества). К сожалению, данная работа ограничена в своём объёме, а потому не представляется возможным раскрыть каждый принцип. На мой взгляд, стоит обратить внимание на «антропный принцип», который требует рассматривать Вселенную в качестве сложной самоорганизующейся системы, важнейшим элементом которой является человек. Этот принцип сводится к тому, что мир объективен, но под нашим взглядом на него, под воздействием нашей интерпретации, изменяется и картина мира. Чистое и объективное ее описание без совокупности множества описаний, созданных человеком невозможно. Этот принцип включает в науку человеческий фактор, позволяя преодолеть разрыв между объектом и субъектом, сближая мир природы и мир человека [5].
В рамках современной научной парадигмы Вселенную можно рассматривать в качестве постоянно развивающегося организма, а человек является одной из ступеней бытия, законы которой не противоречат законам других уровней существования мира.
Таким образом, научная картина мира фиксирует идею, в которой каждая следующая картина мира не равна прежней. Мир один, но с развитием науки он становится все ближе и понятнее человеку и человечеству [4]. Научная картина мира, опираясь на логику и стремление к объективности, пытается создать предельно объективное и глубокое представление о законах и закономерностях бытия.
Философская картина мира отличается от других взглядов. Философия в упрощенном понимании представляет из себя систему общих теоретических взглядов на мир, места в нем человека, отношения человека к миру. В философии органически соединяются две части: научно-теоретическая и практически-духовная. Таким образом, философия выступает одновременно и как специфическая наука, и как мировоззрение, обусловленное существованием человека [6].
История философии говорит о том, что философия не выработала единой картины мира. Мир и человек в рамках философского подхода, рассматривались по-разному, их интерпретация зависела от времени, от эпохи, достижений науки, и даже таланта философов.
Мир с его законами познаваем, действителен, объективен и т.д. Философия предполагает что нет непознаваемых вещей, а существуют предметы и явления, которые не познаны, но со временем, с должным развитием общества, философии и науки они будут постепенно познаваться. Эта уверенность основывается на двух факторах: на всеобщем свойстве материи – свойстве отражения и на основании безграничных познавательных возможностях самого человеческого сознания [6].
Одним из важнейших достоинств философской картины мира является то, что она не ограничивается одной точкой зрения на мир – догматичной или логической. Философия способствует восприятию мира людьми в самом широком, всестороннем виде. Всеобъемлющий характер философской картины мира основывается на том, что философия включает в себя многие аспекты. Например, философия изучает вопросы философии истории и философии науки, онтологии, гносеологии, аксиологии и т.д.. Философия занимается изучением проблем антропологии, социальной философии, диалектики, логики, этики, эстетики, и т.д. Поэтому в мире не существует сферы, грани, явления или процесса, которые не старалась проанализировать и осветить философская точка зрения [9].
Философская картина мира, как и научная, стремится к тому, чтобы быть доказательной, оперировать аргументами, логикой. Философия включает в себя обязательность выводов, их проверяемость и доказуемость. Именно поэтому некоторые философы (Спиноза, Фихте, Гуссерль и др.) сводят философию к науке. В то же время философская картина мира обладает своими особенностями, отличительными чертами. Здесь стоит обратить внимание на то, что философская картина мира возникла значительно раньше, чем научная. Кроме того, научное понимание мира восходит от низших, простейших форм материального мира ко все более сложным формам познания мира: сначала возникает механика, затем физика, и позднее других – социология. Путь философии полностью противоположен. Философия начала свой путь с познания человека. Если в центр научной картины мира помещён тот самый «мир», то в философской картине мира главенствующую позицию занимает «человек», и его отношение к миру. В последнее время, в эпоху войн, революций, противостояния идеологий – философия может сыграть важную роль в гуманизации мира, его «очеловечивании».
При этом философская картина мира отличается и от религиозного взгляда на мироздание. Философская картина основана в первую очередь на объективных законах, религиозная – на вере. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения диалектического материализма, то мир в нём является единым и материальным, а религия удваивает его, кроме материального признавая наличие духовного, сверхъестественного, потустороннего. Философская картина мира может позволить познать себя и мир наиболее полно (хотя все же и субъективно), но религиозная предлагает подчас иллюзорно-догматические решения. Даже Гегель, который не был атеистом, в описанной им картине мира, основанной на философии духа, ставил философию структурно выше религии [8].
В заключение хотелось бы сказать, что на мой взгляд каждая из картин мира предлагает собственную версию того, как мир выглядит «на самом деле» и какое место в нем занимает человек. По большей части эти картины противоречат друг другу, ставя человека в позицию выбора (при этом стоит помнить, что нежелание выбирать это тоже выбор), при этом отчасти эти картины взаимно дополняют друг друга, и при должном подходе могут составить более-менее целостный образ. В этом смысле полезно интегрировать идеи через призму философии. В свою очередь, отражение в картинах мира усилий многих поколений предшественников, также складывает на современных исследователей груз ответственности не только за объяснение и содержание реальности, но и за создание лучшего будущего для потомков.
Список литературы
1. Ахиезер А.С. Концепция социальной философии в усложняющемся мире / А.С. Ахиезер // Власть. – 2005. – № 7. – С. 54-62.
2. Кириллов Э.П. Cоциокультурные основания религиозной картины мира // Культура. Духовность. Общество. 2016. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyeosnovaniyareligioznoykartinymira (дата обращения: 07.12.2020).
3. Крылов Д.А. Осколки фарфора. Скептические исследования / Д.А. Крылов. – Чита: АриаднаNT, 2015. – 299 с.
4. Марычев В.В. Гуманитарная картина мира / В.В. Марычев // Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира. – Ульяновск: УлГТУ, 2003. – С. 116-121.
5. Маслихин А. В. Научная картина мира // Вестник Марийского государственного университета. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnayakartinamira (дата обращения: 07.12.2020).
6. Маслихин А. В. Философская картина мира // Вестник Марийского государственного университета. 2007. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-kartina-mira (дата обращения: 07.12.2020).
7. Новые идеи в социальной философии. – М.: ИФ РАН, 2006. – 324 с.
8. Сычев А.А. Социальноэкологические аспекты глобализации / А.А. Сычев // Вестник Мордовского университета. – 2011. – № 3. – С. 279-286.
9. Сычев А.А. Философско-методологические основания интегративного подхода / А.А. Сычев // Регионология. – 2013. – № 4. – С. 99-102.
10. Фофанова К.В. Выбор и ответственность: переосмысление традиций / К.В. Фофанова // Журнал исследований социальной политики. – 2012. – Т. 10, № 3. – С. 409-414.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!