это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2631826
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Всевозрастающая изменчивость окружающего мира является одной из основных черт нашего времени. В условиях глобальной информатизации и технологического прогресса в сфере компьютерных и коммуникационных технологий, фундаментальное образование должно заложить базу, основу всей системы знаний, обеспечивающей профессиональную мобильность человека в современном мире, готовность граждан к освоению новых информационных технологий. Образование нацелено на подготовку ученика, способного на основе полученных знаний находить и принимать ответственные решения в своей уже взрослой жизни, решать сложные природные и социальные проблемы.
Подготовка личности к быстро наступающим переменам в обществе требует формирования у учащихся планирования организации собственной учебной и практической деятельности, ориентацию на деятельностную жизненную позицию и развитие разнообразных форм мышления.
Важным механизмом контроля развития личности является система контроля качества образовательного процесса и, в частности, мониторинг уровня учебных достижений учащихся в условиях применения средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Диагностика усвоения знаний и формирования умений ученика является основой в организации учебного процесса. Статистические данные диагностических работ предоставляют учителю всю необходимую информацию для планирования образовательного процесса и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Своевременное проведение диагностики усвоения учебного материала учащимися влияет на качество обучения. Диагностика и оценка учебных достижений школьников являются обязательными компонентами процесса обучения и имеют место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение диагностики приобретается после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть диагностики и оценки учебных достижений школьников состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, которые должны соответствовать образовательному стандарту по предмету.
Мониторинг и диагностика достижений учащегося помогает определить качество педагогического труда, профессионализм педагога и являются мощными орудиями в планировании работы каждого учителя по развитию творческих способностей учащихся. Это и определяет актуальность исследования.
Цель исследования: рассмотреть программные средства контроля и мониторинга образовательных достижений.
1. Контроль и мониторинг образовательных достижений: понятие, задачи и отличияЗадачи контроля:
Объективное определение степени усвоения материала;
Формирование у обучаемых приемов мышления, способствующих успешному усвоению последующих порций учебного материала (обучающая функция контроля);
Подкрепление успешности мыслительных действий обучаемого, а также определения объема и качества его мыслительных действий.
Назначениедиагностикиобразовательныхдостижений учащихся:
систематический сбор и анализ информации о состоянии учебного процесса с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями и способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс обучения, обеспечить правильное определение результатов обучения.
В последнее время контроль и диагностика знаний в педагогическом процессе проводится с помощью компьютерного тестирования. Тест - краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Основными отличиями тестов от прочих способов выявления индивидуальных различий, таких, как наблюдение, анализ документов или продуктов деятельности и др., являются их формализованность и более высокая степень объективности проводимого с их помощью оценивания, которая обеспечивается за счет стандартизации вопросов и ответов, особой процедуры проведения тестирования и способов обработки результатов.
Анализ известных трудов по проблемам организации мониторинга в системе образования позволяет сделать вывод о том, что главное отличие мониторинга качества обучения от контроля, прежде всего в том, что задача мониторинга - в установлении причин и величины несоответствия результата целям. Кроме того, мониторинг отличается систематичностью и протяженностью во времени, применяемыми критериями и показателями. Показатели качества обучения можно разделить на две основные группы:
показатели, характеризующие качество учебного процесса;
показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся.
К показателям второй группы относят результаты учебных достижений и ценностной ориентации учащихся. Учебные достижения – это свойство, носителями которого являются как отдельные, так и целые массивы учащихся. Соответственно изучаются достижения, как отдельных учащихся, так и групп (класса, нескольких классов, школы, нескольких школ, всех учащихся и т.д.). При этом качество достижений одного учащегося соотносится с качеством достижений группы как часть с целым. Традиционный мониторинг в форме контрольных работ, экзаменов, инспекторских проверок недостаточно эффективен. Прежде всего, потому, что:
контроль состояния обучения носит нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывается динамика изменений;
контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс обучения;
используются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере, элементы содержания не усвоены;
по существу, не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителя, выявить факторы, влияющие на успеваемость.
Мониторинг системы образования на всех уровнях все больше опирается на информационные и коммуникационные технологии. Каждый руководитель образовательного учреждения сталкивается в своей работе с проблемой оперативного составления отчетности в вышестоящие организации, а также с задачами внутришкольного контроля.
Мониторинг, как уже отмечалось выше, отличается от контроля и тем, что он проводится систематично, предполагает непрерывное изучение (отслеживание). Как сохранить интенсивный темп проверок, не нарушая привычный ритм работы учителей и учащихся, определяемый учебным планом? Прежде всего, необходимо установить "скользящий" график проведения внутри и внешкольного мониторинга. Нужно также определить частоту проверок исходя из объема содержания и характера учебного предмета. Проведение массового изучения качества обучения позволяет получить достоверную информацию о состоянии, проблемах и факторах, влияющих на результаты деятельности образовательных учреждений, педагогических коллективов, уровне управления качеством образования.
2. Средства ИКТ в образовательном мониторингеОбразовательный мониторинг представляет собой систему сбора, анализа и представления информации об образовательном процессе, что дает целостное представление о его качественных и количественных характеристиках, позволяет принимать управленческие решения по его совершенствованию и оптимизации. Мониторинг в образовании — постоянное наблюдение за образовательным процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям, отслеживание его хода по определенным показателям.
Проводя мониторинг, педагоги и администрация образовательной организации получают актуальную информацию, необходимую для принятия управленческих решений по рациональному применению педагогических средств и методов обучения. А своевременный анализ полученной в ходе мониторинга информации позволяет выявить причины несоответствия результатов образовательного процесса поставленным целям. Таким образом, образовательный мониторинг предназначен для обеспечения педагогов качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений; помогает оценить эффективность образовательного процесса; сопровождается анализом причин несоответствия качества образования обучающихся определенным нормам.
Организация мониторинга требует создания банка материалов, который позволяет целенаправленно осуществлять управленческую деятельность, применяя различные методы (наблюдение, изучение опыта работы педагогов, анализ школьной документации, тестирование, анкетирование, беседа и т.д.). Мониторинг проводится по различным аспектам образовательного процесса, например:
- мониторинг уровня успеваемости учащихся позволяет проследить динамику основных показателей обученности, успешности каждого ученика, класса, параллели;
- мониторинг организации процесса обучения позволяет получать актуальную информацию об учащихся, допускающих пропуски занятий, использование ИКТ, оснащение учебных кабинетов и применение технических средств обучения, оснащение библиотеки программной, справочной и энциклопедической литературой и др.;
- мониторинг уровня профессионального развития педагогов позволяет осуществлять контроль и самоконтроль за результатами их профессионального совершенствования и саморазвития.
Полученные в ходе мониторинга данные составляют базу результатов, которые используются педагогами при анализе и выработке управленческих решений, находящих свое отражение в программе развития образовательного учреждения, в учебном плане, постановке задач учебно-воспитательной работы.
Структуру процесса организации мониторинга можно представить в виде последовательности следующих этапов:
1. Разработка контролирующих, диагностирующих материалов для проведения мониторинга.
2. Организация сбора информации, первичная обработка и ввод информации.
3. Обработка результатов мониторинга, создание базы данных, ее хранение, обновление и поиск дополнительной информации.
4. Формирование отчетов, наглядное представление результатов мониторинга, печать документов.
5. Анализ данных и принятие решений.
Функциональную основу мониторинга составляет актуализация и оперирование большим объемом различной информации (текстовой, числовой, графической), что определяет потребность его автоматизации. Эффективность реализации образовательного мониторинга на основе применения средств ИКТ обусловливается следующими функциональными возможностями: оперативная обратная связь между пользователем и средствами информационных технологий; визуализация информации (использование современных средств мультимедиа: цвет, графика, звук); хранение больших объемов информации с возможностью ее передачи; автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, обработки результатов и др. Использование возможностей средств ИКТ позволяет с высокой степенью надежности обрабатывать большие массивы данных, полученных в результате мониторинга, представлять их в наглядной, понятной форме.
Для организации, проведения и обработки результатов мониторинга в образовательных организациях используют в настоящий момент различные программные средства. Рассмотрим наиболее распространенные.
Системы компьютерного тестирования — это универсальные программно-инструментальные средства для организации автоматизированного контроля на всех уровнях образовательного процесса: проведение оперативного и текущего контроля в рамках изучения темы, раздела, курса; проведение рубежного контроля по результатам изучения комплекса дисциплин; проведение итогового контроля (результаты итоговой аттестации по окончании обучения. Примерами систем компьютерного тестирования являются программы Лея!, МастерТест, ОрепТЕВТ, МуТев1Х.
Системы компьютерного тестирования характеризуются комплексной автоматизацией всех этапов диагностического цикла:
1. Создание и хранение банка тестовых заданий разных типов (множественный выбор одного или нескольких верных ответов, короткий ответ, определение соответствия, установление последовательности). При создании тестовых заданий чаще всего тестовые системы обладают возможностью назначения весовых коэффициентов (уровня сложности задания). Многие системы позволяют оформлять тестовые задания с использованием не только текстовой информации, но и графической, звуковой, видео. Для сокращения временных затрат на создание тестовых заданий системы содержат, как правило, функции импорт/экспорт, архивацию и восстановление необходимой информации.
2. Генерация или компоновка различных тестов из банка тестовых заданий осуществляется, как правило, по заданным разработчиком условиям (назначение места для заданий в тесте, случайная перестановка заданий, случайная перестановка ответов, установка итогового балла, определение длительности выполнения тестовых заданий, печать скомпонованных вариантов тестов и др.).3. Проведение тестирования в компьютерном классе начинается с регистрации и подготовки тестируемых, фиксируется необходимая информация для идентификации тестируемых. В ходе выполнения теста пользователю предъявляется информация о продолжительности сеанса тестирования, о количестве заданий в тесте и др.
4. Обработка, хранение результатов тестирования; анализ статистической информации. После мгновенной автоматизированной проверки правильности выполнения компьютерного теста осуществляется подсчет набранных баллов, в зависимости от настроек разработчика теста предъявляются правильные и неправильные ответы.
5. Сбор и анализ статистической информации — информация об участниках тестирования. Эта функция позволяет выбирать объект статистической обработки: распределение участников тестирования по категориям, набранным баллам, вывод процента правильных ответов на задание, построение графиков, печать протокола тестирования.
Одной из наиболее востребованных программ для решения задач автоматизации образовательного мониторинга является табличный процессор Microsoft Excel. В практике деятельности образовательных организаций Microsoft Excel позволяет преодолеть рутинную работу составления различной отчетности по результатам образовательного процесса. «Многолистная» структура позволяет в одном файле объединить различные взаимосвязанные данные. Мощный командный функционал, применяемый для анализа данных, позволяет эффективно организовать автоматизированный перерасчет числовой информации, получаемой в результате мониторинга. Наглядное представление результатов осуществляется с помощью диаграмм и графиков.
Примеры использования MS Excel в процессе проведения самооценки деятельности школы:
1. Отслеживание динамики результативности по отдельным предметам.
2. Сопоставительный анализ результативности образовательных достижений обучающихся по отдельным предметам.
3. Изучение динамики результатов мониторинга, государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена.
4. Анализ результатов обучающихся во внеурочной деятельности (олимпиады, смотры, конкурсы).
3. Возможности современных систем для создания тестов.В настоящее время существует большое количество систем для создания тестов, которые выполнены в виде отдельных программных продуктов или встроены в специализированные инструментальные системы для создания педагогических приложений. Признанного лидера среди программ для контроля знаний методом тестирования на сегодняшний день нет. Выделим основные требования, которым должен отвечать современный комплекс для проведения тестирования:
создание разного рода вопросов;
открытость (возможность внесения изменений в вопросы и ответы, добавление новых вопросов и ответов);
шифрование тестов;
разграничение прав доступа администратора, тестируемого и тестирующего;
поддержка графических форматов, аудио, видео форматов, формул;
защита от фальсификации результатов;
поддержка форматирования текста вопросов и ответов;
система подготовки тестовых заданий и предварительного просмотра теста;
ведение протокола тестирования по каждому ученику, классу;
система накопления и отображения статистики;
работа в локальной сети учебного заведения, управление рассылкой заданий по сети.
Системы для создания тестов постоянно совершенствуются, появляются новые, обладающие более широкими возможностями. Ниже мы рассмотрим в качестве примера только две оболочки для генерации тестов.
SunRav TestOfficePro – пакет программ для создания различных тестов, проведения тестирования и обработки результатов. Данный программный продукт создан компанией Invention Pilot, Inc (США) и представляет собой комплексное решение для проведения полноценного тестирования в рамках образовательных учреждений.
В состав комплекса входят следующие программы:
tMaker – программа для создания тестов. Позволяет создавать и редактировать тесты пользователю ПК с любым уровнем подготовки. Возможно импортирование тестов, созданных в текстовом редакторе или редакторе электронных таблиц.
tTester – программа для проведения тестирования. Имеет максимально простой интерфейс. Обширные настройки программы и параметры командной строки позволяют приспособить ее работу под любые требования.
TAdmin – программа для удаленного администрирования пользователей и обработки результатов тестирования. Позволяет просматривать / печатать результаты тестирования пользователя, а так же создавать, печатать, редактировать, экспортировать отчеты по тестированию групп пользователей. Возможно создание матрицы ответов.
С помощью пакета можно легко создавать тесты по любым предметам школьной программы. В тексте теста можно использовать различные шрифты, формулы, схемы, таблицы, аудио- и видео- файлы, HTML документы и любые OLE документы. С помощью этого пакета можно организовать тестирование посредством сети Интернет / Интранет как с использованием базы данных MySQL, так и без нее.
Интерфейс программы - многоязычный. Есть возможность перевести интерфейс программы на английский, немецкий, русский и другие языки.
Основные возможности оболочки SunRav TestOfficePro:
Созданные тесты могут быть интегрированы в различные электронные учебники и прочие электронные пособия.
Возможно создание тестов двух типов: тест достижений и психологический тест, которые отличаются системой оценки (в психологическом тесте каждый вариант ответа имеет вес, а в тесте достижений вес имеется только у верного ответа).
Система позволяет создавать тесты с различными типами ответов на вопрос (одиночный выбор, множественный выбор, ввод ответа с клавиатуры, установление соответствия).
В рамках одного теста может быть несколько разделов или тем, что облегчает труд учителя по доработке уже созданного теста.
Вопросы могут сопровождаться: аудио файлами (.wav, .mp3), видео файлами (.avi, .mov), изображениями (.bmp, .gif, .jpg), html и RTF документами и различными OLE документами.
Каждый вопрос может сопровождаться кратким или расширенным комментарием.
Экзаменационный режим (случайная выборка определенного количества вопросов из теста).
Ведение протокола тестирования по каждому ученику (количество правильных ответов, затраченное время).
Тестирование может быть ограничено по времени, как для теста в целом, так и любого вопроса в отдельности.
Для каждого теста можно задать вступительное слово, где может содержаться информация о целях и задачах тестирования или же любая другая информация.
Тест может быть закрыт паролями.
Публикация тестов в Интернет/Интранет сети, что делает тестирование доступным вне зависимости от месторасположения тестируемого и операционной системы, установленной на его компьютере, так как для прохождения такого теста необходим только броузер (Internet Explorer или Netscape Navigator).
Создание и печать «бумажных» вариантов теста.
Данный программный продукт выполнен достаточно качественно, начиная с использования качественного инсталлятора до интерфейса, однако при этом надо заметить, что для программы подобного уровня недостает качественно подготовленной методической части в виде инструкции для пользователя.
Следующая оболочка TeachLab TestMaster представляет собой комплексное решение диагностики знаний в учебном заведении. Данный программный продукт разработан компанией TeachLab Software (Россия) и состоит из трех программ:
TestMaster – программа для создания тестов.
Test Player – программа для проведения тестирования.
TestReport – программа для просмотра результатов тестирования.
Возможности тестов, создаваемых TeachLab TestMaster:
Выставление веса или балла каждого вопроса в тесте, в соответствии с дидактическими показателями В.П. Беспалько (будут рассмотрены ниже).
Поддержка различных типов вопросов: одиночный выбор, множественный выбор, ввод ответа с клавиатуры, вопрос на соответствие, указание области на рисунке, сортировка (по убыванию, возрастанию, значимости), вопросы с присоединенной процедурой вывода и анализа ответа.
Поддержка различных вариантов тестирования: смешивание вопросов – вопросы для тестирования выбираются случайным образом, однако в первую очередь задаются вопросы с высокой степенью важности; последовательно – вопросы задаются в порядке их расположения в тесте; с учетом тем – в начале Тема №1, затем Тема №2 и т.д.). Количество вопросов по каждой теме может быть различно.
Поддержка работы в сети.
Ведение полного протокола тестирования.
Использование рисунков, мультимедийных файлов и ЛЮБЫХ OLE-объектов непосредственно в тексте вопроса.
Форматирование теста вопросов (каждый символ может быть написан своим шрифтом, цветом и так далее).
Возможность ограничения времени тестирования
Предварительный просмотр теста.
Печать теста: только вопросы, вопросы и ответы, вопросы и ответы+правильные ответы.
Защита теста паролем и шифрование текстов тестов защищает от фальсификации результатов тестирования.
Простой и интуитивно понятный интерфейс.
Одним из недостатков системы является отсутствие модуля статистики.
Возможно это замечание будет учтено в следующих версиях программы.
Заключение
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.
Мониторинг качества обучения в школе непосредственно направлен на анализ уровня достижений предметных результатов учащихся. Таким образом, учитель- предметник должен владеть следующей информацией: обученость учащихся; обучаемость; уровень сформированности ОУУН, личностный рост ; индивидуальные образовательные достижения обучающихся; комфортность обучения; доступность образования; сохранность контингента обучающихся; система дополнительных образовательных услуг; состояние здоровья обучающихся.
Цель - получение объективной информации о состоянии и тенденциях успешного развития образовательного процесса для коррекции и прогнозирования его дальнейшего развития.
Система мониторинга интегративна и состоит из традиционной оценки успеваемости по учебным предметам, оценки личностных образовательных результатов (система участия в олимпиадном, конкурсном движении, работа в рамках проектно-исследовательской деятельности, создание портфолио), универсальных метапредметных умений.
Образовательный мониторинг предназначен для обеспечения педагогов качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений; помогает оценить эффективность образовательного процесса; сопровождается анализом причин несоответствия качества образования обучающихся определенным нормам.
Для организации, проведения и обработки результатов мониторинга в образовательных организациях используют в настоящий момент различные программные средства.
Системы компьютерного тестирования — это универсальные программно-инструментальные средства для организации автоматизированного контроля на всех уровнях образовательного процесса: проведение оперативного и текущего контроля в рамках изучения темы, раздела, курса; проведение рубежного контроля по результатам изучения комплекса дисциплин; проведение итогового контроля (результаты итоговой аттестации по окончании обучения. Примерами систем компьютерного тестирования являются программы Лея!, МастерТест, ОрепТЕВТ, МуТев1Х.
Список использованной литературы: Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2015. - 424 c.
Вахтеров, В.П. Спорные вопросы образования: монография. - М.: Лань, 2013. - 74 с.
Захарова И.Г. Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями: учеб, пособие для студ., учреждений высш. проф. образования. — М.: Академия, 2015. — 192 сМаксюкова, С.В., Трухманов Д.С. Роль фундаментального образования в современном обществе. // Вестник Кузбасского Государственного Технического Университета. - 2016. - №4 (104). - С. 188-190.
Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями в образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования / Н.К. Солопова, Н.И. Баскакова, Е.Ю. Бойко, Л.В. Шильдяева. — Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2018. — 42 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!