это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2632522
Ознакомительный фрагмент работы:
Работа по формированию безопасного образовательного пространства является одним из приоритетных направлений развития современного образования. Выработка стратегий деятельности по формированию безопасной образовательной среды, включая компоненты жизнедеятельности и взаимодействия участников образовательных отношений – одна из необходимостей, обусловленная ФГОС. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. В контексте представлений об угрозах безопасности личности и среды, определяющих поведение человека и характер его межличностных отношений достаточно глубоко изучен в теории катастроф и конфликтных ситуаций.Образовательная среда является частью образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды. Важным условием, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая безопасность. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования [3, с. 56].Для психологической безопасности образовательной среды существуют угрозы. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т. е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия.В психолого-педагогической литературе оценивают образовательную среду как систему социокультурной среды, равно как комплекс факторов, условий, обстановок сформировавшихся исторически, и равно как единство намеренно созданных обстоятельств формирования личности ребенка.Качественно-количественная характеристика связи личности с социальной средой, динамический результат ее социализации достигаются за счет включения во все возможные каналы коммуникации, т.е. общения в его основных видах: непосредственного и опосредованного. Таким образом, функции общения при их реализации выступают как достаточные основания для психологического объяснения взаимодействия человека и социальной среды [4, с. 45].Нейрофизиологическое развитие детей и подростков отражает уровень здоровья популяции и является надежным информационным показателем санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Уровень и динамика физического развития тесно связаны с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни детей и подростков, в том числе с факторами образовательной среды, в которой дети проводят большинство времени своей 9-11 летней жизни.Факторы образовательной среды разделяются на три большие группы, это гигиенические, учебно-организационные и психолого-педагогические факторы [1, с. 763]. К гигиеническим факторам относятся все существующие условия учебного процесса, то есть все то, что подлежит гигиеническому нормированию. К учебно-воспитательным факторам относятся весь учебный и организационный процесс, то есть этапы и организация всего процесса обучения. Третья группа факторов отражает процессы взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов учебной деятельности. В целом к факторам риска относится любое несоответствие условий, требований, взаимоотношений индивидуальным особенностям учащихся в ходе учебного процесса [1, с. 764]. Имея определённые понимания и представления о факторах риска образовательные учреждения должны проводить работу по сохранению и укреплению здоровья всех школьников и обучающихся [4, с. 56]. В связи с этим изучение динамики показателей физического развития и состояния здоровья в период обучения в школе дает возможность получить важную интегральную характеристику адаптации к условиям образовательной среды.К основным нейрофизиологическим факторам, определяющим эффективность учения обучающегося, мы относим:• полушарную асимметрию мозга и функциональную ответственность того или иного полушария за переработку определенного типа информации, а также взаимосвязанное целостное функционирование полушарий мозга;• нейрофизиологические основания восприятия внешней информации, доступа к внутренней информации и ее переработке;• нейрофизиологические состояния обучающегося в процессе учения [2].Результаты исследования физиологов и психологов, связанных со специализацией полушарий мозга человека, важны для педагогики с точки зрения наиболее адекватной, точно ориентированной организации образовательного процесса относительно этого феномена. То есть деятельность учителя и учащихся по работе с учебной информацией должна быть организована так, чтобы в учении обучающегося оба полушарий были активизированы и задействованы наиболее оптимальными для этого средствами с использованием соответствующих форм.Образовательной организации необходимо выстраивать свою деятельность не только на основе классификационно-дискриминантного подхода, но и на основе структурирования образовательной информации. Представлять ее в виде схем, которые, с одной стороны, визуально, наглядно раскрывают структуру изучаемого содержания, а с другой стороны, надпредметная составляющая этой структуризации служит деятельностным инструментом, присваивая которую учащийся развивает свою способность учиться. Учиться через реконструкцию и структурирование учебной информации и деятельности. При этом классификационный подход становится одной из составляющих надпредметной деятельности учащихся.В традиционном образовании в большинстве случаев при введении новой учебной информации используется индуктивный подход. Именно он является одной из причин создания проблем у обучающихся, которые не могут отнести какие-либо предложенные им объекты к определенному классу, что связано с отсутствием четко установленных взаимосвязей между информацией, хранимой в левом и правом полушарии [2].Например, для учащихся начальной школы с учетом природосообразного принципа необходимо вводить информацию по единовременно предлагаемой схеме: конкретное, конкретное - их обобщение - другие примеры конкретного из этого класса и так далее, то есть используя единый, одновременно применяемый индуктивно-дедуктивный подход. При этом необходимо опираться на надпредметную деятельность «подведение под понятие», которое является стратегией отнесения некоего объекта к определенному классу.Левое полушарие, которое в основном занято построением речевых высказываний, по мнению В. В. Иванова, запоминает схемы структуры в гораздо большей степени, чем сами конкретные словосочетания, образующие эти структуры. В отличие от него правое полушарие помнит целостные (глобальные) единства, которые в нем не делятся на составные части [1, с. 765].Для правого полушария характерно объединение, казалось бы, разнородных (со строго логической точки зрения, присущей левому полушарию) предметов в один комплекс, что подтверждено экспериментально. Так, при «электросудорожном шоке, выключающем на время левое полушарие, больной нередко поясняет значение слов, перечисляя все элементы такого комплекса: слово "вода" вызывает у него комплекс "лето - купаться - соревнование - плавание - жарко", слово "купаться" вызывает у него комплекс "полотенце - быть в воде - рыбалка"» [1].Переход от комплексного мышления к логизированному, понятийному осуществляется к школьному возрасту [Там же] и может быть характеризован как развитие мышления от типа, характерного для правого мозга, к типу, характерному для левого мозга.Понимание полушарной асимметрии мозга как его специфики важно для проектирования и реализации организации психологически безопасной образовательной среды с точки зрения адекватности применяемых средств, методов и форм работы с учащимся, которые позволяют предметно и осознанно активизировать как правое, так и левое полушарие, добиваясь максимального использования возможностей каждого полушария в учебной, умственной деятельности. Только с опорой на целостную, взаимосвязанную, активизированную деятельность полушарий учитель сможет эффективно содействовать и организовывать развитие субъектного опыта, личности учащегося. Сведение основных функциональных особенностей полушарной асимметрии и сопоставление их с сенсорными системами позволяет учителю осознанно находить наиболее адекватные способы активизации мышления учащихся.Определяющим нейрофизиологическим фактором организации психологически безопасной образовательной среды является ведущая сенсорная система учащегося: или визуальная, или аудиальная, или кинестетическая. Именно она влияет на четкость, полноту, успешность, ресурсозатратность обработки, понимания и присвоения учебной информации и деятельности. При этом необходимо отметить, что визуальная сенсорная система обладает наиболее широкими возможностями в деятельности с учебным материалом.Здоровье ребенка, его психологическое благополучие, пожалуй, одно из немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на современное образование со стороны государства, общества и индивида.Список литературыДенисов, О. В. Проектирование комфортной и безопасной среды жизнедеятельности как фактор здоровьесбережения / О. В. Денисов, А. Е. Пономарев, М. А. Басилаиа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 763-767.Лебедев В. В. Нейрофизиологические факторы, определяющие эффективность учения обучающегося // Наука и школа. 2012. №2. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: монография / Т. А. Ахрямкина, И. Н. Чаус. – Самара: СФГБОУВПОМГПУ, 2012. – 104 с.Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. — М.: Народное образование, 2019. — 448 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!