это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2634853
Ознакомительный фрагмент работы:
В современных условиях все больше внимания уделяется «теории и практике экономической безопасности, разработке направлений и механизмов ее реализации в государственной политике. Переход к рыночным методам регулирования увеличил неопределенность показателей экономического развития, привёл к снижению уровня экономической безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе экологической.
Экологическая ситуация в России является более неблагоприятной, чем во многих ведущих странах, при этом заявленные в области охраны окружающей среды планы реализуются не в полной мере [1]. Согласно опубликованному докладу ОЭСР «Показатели зеленого роста 2017» («Green Growth Indicators 2017») [1], [2], прогресс в повышении эффективности использования природных ресурсов и снижении нагрузки на окружающую среду в мире является слишком медленным. Более того, в докладе отмечается, что уровень загрязнения атмосферы остается опасно высоким. В частности, менее 1/3 стран ОЭСР выполняют нормы ВОЗ по концентрации мелкодисперсных взвешенных частиц РМ2.5 (частиц диаметром менее 2.5 микрон). И уровень загрязнения продолжает расти, прежде всего, в Китае и Индии.
Уровень выбросов вредных веществ в России существенно выше, чем во многих крупных странах, что приводит к повышенным рискам для населения. Россия, согласно данным доклада [2], также находится в числе тех стран, где проблемы с охраной окружающей среды остаются существенными, а улучшения происходят низкими темпами или не происходят совсем. Так, концентрация РМ2.5 составляла в России 15,1 мкг/м3 в 2015 г. при норме ВОЗ 10 мкг/м3. При этом Россия занимает 2 место среди 46 стран, по которым ОЭСР приводит данные, по уровню смертности от загрязнения частицами PM2,5 и озоном (О3). По данным международной организации, 944 чел. на 1 млн. жителей в России умирали в 2015 г. от загрязнения воздуха данными веществами. Для сравнения, в 1990 г. данный показатель в России был ниже и составлял 910 чел. на 1 млн. жителей. Средний показатель по странам ОЭСР находился в 2015 г. на уровне 393 чел. на 1 млн. жителей в 2015 г.
Как следует из данных, опубликованных в источнике [3], борьба с загрязнениями в крупнейших водоёмах, таких как озеро Байкал, в котором содержится около 19% мировых запасов пресной воды, и реки Волга, на берегу которой проживает около 60 млн человек, давно декларируется как приоритетное направление экологической политики, однако, ситуация в целом не улучшается.
На ликвидацию скопившихся под почвой нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенга (впадает в Байкал) и последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината (город Закаменск, расположен в 100 км от Байкала) в 2012-2018 годах израсходовано немало средств (по данным источника [3] – порядка 1,3 млрд рублей). Однако, содержание нефтепродуктов в воде реки Селенга по состоянию на май 2018 года в 7,7 раза превышало изначальные показатели, а химические вещества, содержащиеся в воздухе Закаменска, «представляют угрозу здоровью его жителей, увеличивая число болезней органов дыхания, центральной нервной системы, системы крови, почек и эндокринной системы».
«Мусорный» вопрос правительство не может решить с 1990-х годов. Первый закон об отходах производства и потребления был принят в 1998 году, однако ни он, ни его реформа в 2014 году не смогли улучшить ситуацию с отходами в стране [3].
Усиление негативного влияния экологического фактора на состояние здоровья населения приводит к повышению смертности и в целом ухудшает демографическую обстановку нации.
В настоящей работе рассмотрим и подробно раскроем следующие вопросы:
сущность эколого-экономической безопасности;
современное состояние эколого-экономической безопасности России;
роль природных ресурсов в обеспечении экономической безопасности России;
приоритетные направления развития минерально-сырьевой базы России.
1. Понятие эколого-экономической безопасностиДля раскрытия сущности понятия «эколого-экономическая безопасность» предварительно уточним поняте «безопасность» [11].
В России официальное определение безопасности впервые было сформулировано законом РФ «О безопасности» (от 05.03.92 г.), трактующим безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. То есть национальная безопасность основывается на триаде: интересы – угрозы (опасности) – защита (обеспечение безопасности).
Также понятие «безопасность» хорошо раскрывает схема с классификацией видов безопасности.
Рис. 1. Классификация видов безопасности
Под эколого-экономической безопасностью территории понимается состояние защищенности социальных, экономических и экологических интересов личности, общества от угроз, исходящих от действия деструктивных природных сил, технических систем и производств, с характерными для его обеспечения формами и методами предвидения опасных ситуаций, позволяющими выходить из них с наименьшими для природной среды, экономики и здоровья людей последствиями.
Содержание понятия «эколого-экономическая безопасность» (ЭЭБ) дает возможность установить предмет, объект изучения и обозначить методологический подход к оценке уровня эколого-экономического состояния региона.
Необходимо отметить то, что безопасность как понятие включает в себя три основных элемента: интересы различных субъектов – угрозы неосуществления данных интересов – защита от угроз. Интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает самосуществование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. Угрозы — это объективно существующие возможности нанесения какого-либо вреда личности, обществу, государству, окружающей среде, они интерпретируются как определенное состояние системы, при котором жизненно важные интересы ее субъектов находятся в опасности [11].
Применение системного подхода к предмету и объектам ЭЭБ дает возможность выделить базовые свойства эколого-экономической системы (ЭЭС), обозначить угрозы, направленные на неё современных технических систем и производства, и опасности, исходящие от системы.
Ниже, в таблице 1 приведён перечень угроз на базовые свойства ЭЭС.
Таблица 1 – Влияние угроз на базовые свойства ЭЭС [11].
Другими словами, уровень экологического качества территории оценивается степенью соответствия текущего состояния принятым стандартам и способностью выдержать антропогенную нагрузку, восстановить утраченное свойство или перейти в новое качественное состояние, удовлетворяющее условиям стабильности природно-хозяйственного сообщества.
Другой подход – индикативный, предложенный Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), используемый с целью оценки качества ОС и уровня экологической безопасности, основан на применении индикаторов и индексов (рис. 2), которые структурированы по основным сферам жизнедеятельности и элементам природной среды.
Рис. 2. Основные положения модели «воздействие – состояние – реакция» [12]
Индикативно-индексный подход дополнительно используется для определения последствий человеческого воздействия на ОС и описания состояния экосистем.
Также немаловажным понятием является и эколого-экономическая безопасность региона, которую можно выразить в виде схемы на рис. 3
Рис. 3. Схема процедуры оценки эколого-экономической безопасности региона
Показатели модулей объединяются в соответствии с выделенными критериями достаточности ресурсов для расширенного воспроизводства и наличия адаптивных механизмов к внешним воздействиям (см. табл. 2).
Таблица 2 – Критерии оценки эколого-экономической безопасности региона [11].
Обоснованием параметров экологической емкости и техноемкости как характеристик устойчивости хозяйственного и природно-ресурсного потенциалов территории служат следующие моменты:
– параметр «экологическая емкость территории» качественно
сопоставим с параметром, применяемым для оценки уровня устойчивости территории, т. е. хозяйственной емкостью;
– соизмерение природного потенциала и хозяйственной емкости регламентирует эколого-экономическое развитие территории;
– оба параметра отвечают свойствам устойчивости и саморазвития и критериями достаточности ресурсов для расширенного воспроизводства и наличия адаптивных механизмов к внешним воздействиям.
В этой связи уровень эколого-экономической безопасности оценивается с помощью системы показателей, отвечающих за характеристику устойчивого и безопасного развития.
Анализ причин угроз и последствий дает возможность сформировать матрицу взаимовлияния видов безопасности (см. рис. 1), что позволяет сделать вывод о возможной количественной оценке влияния ЭЭС на безопасность различных сфер жизнедеятельности. С этой целью выделяются приоритетные сферы жизнедеятельности и виды безопасности (табл. 4).
Таблица 4 – Список показателей, характеризующих состояние безопасности основных сфер жизнедеятельности [11]
Таблица 4 – Продолжение.
В список приоритетных сфер жизнедеятельности включены экологическая, производственная, экономическая, научно-техническая, социальная, финансовая и инвестиционная безопасность. Все приоритетные сферы жизнедеятельности обладают собственной системой показателей, определяющих состояние и уровень безопасности, являющихся производными от многих факторов.
Также необходимо отметить такой важный показатель, как шкала оценок влияния на ЭЭС [11].
Таблица 5 – Шкала оценок влияния на ЭЭС
Наличие благоприятных условий для устойчивого «зеленого» роста связано с обеспечением эколого-экономической безопасности на той или иной территории. Достижение эколого-экономической безопасности является обязательной характеристикой для всех объектов мировой экономики, ориентированной на эколого-экономическое хозяйство ноосферного типа и жизнеспособность экономической деятельности, развивающейся на условиях коэволюции экономики с экологией.
Таким образом, используя понятие эколого-экономической безопасности, появляется возможность с ещё одной стороны оценить состояние окружающей стеды, а именно, анализировать вероятные воздействий вредных веществ на природную среду, давать оценки экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий, что дает возможность разработать перечень приоритетных эколого-экономических проблем на конкретной выбранной территории.
2. Современное состояние эколого-экономической безопасности РоссииКак указывалось выше, уровень выбросов вредных веществ в России существенно выше, чем во многих крупных странах, что приводит к повышенным рискам для населения [1]. Россия, согласно данным доклада ОЭСР «Показатели зеленого роста 2017» («Green Growth Indicators 2017») [2], находится в числе тех стран, где проблемы с охраной окружающей среды остаются существенными, а улучшения происходят низкими темпами или не происходят совсем. Так, концентрация РМ2.5 составляла в России 15,1 мкг/м3 в 2015 г. при норме ВОЗ 10 мкг/м3 (см. рис. 1) [1].
Рис. 1. Концентрация взвешенных частиц РМ2.5 в среднем по отдельным странам мира
При этом Россия занимает 2 место среди 46 стран, по которым ОЭСР приводит данные, по уровню смертности от загрязнения частицами PM2,5 и озоном (О3). По данным международной организации, 944 чел. на 1 млн. жителей в России умирали в 2015 г. от загрязнения воздуха данными веществами. Для сравнения, в 1990 г. данный показатель в России был ниже и составлял 910 чел. на 1 млн. жителей. Средний показатель по странам ОЭСР находился в 2015 г. на уровне 393 чел. на 1 млн. жителей в 2015 г. (см. рис. 2) [1].
Рис. 2. Число смертей от загрязнения взвешенными частицами РМ2.5 и озоном (О3) на 1 млн чел. населения в 2015 году по отдельным странам
Ситуация с выбросами других вредных веществ в атмосферу также остается неблагоприятной в России. Так, выбросы диоксида серы (SO2) в расчете на 1 долл. ВВП по ППС остаются в нашей стране в 16,6 раз выше, чем во Франции, в 10,5 раз выше, чем в Германии, и в 4,2 раза выше, чем в США (см. рис. 3) [1].
Рис. 3. Выбросы диоксида серы (SO2) по отдельным странам мира, тонн на 1$ млрд ВВП по ППС*
По выбросам оксида углерода (СО) на 1 долл. ВВП по ППС Россия опережает Германию в 5,3 раза, Францию – в 3,5 раза, а США – в 1,5 раза (см. рис. 4) [1].
Рис. 4. Выбросы оксида углерода (СО) по отдельным странам мира, тонн на 1$ млрд ВВП по ППС**
Аналогичная ситуация складывается в России и по другим видам вредных выбросов.
Согласно опубликованному Минприроды отчёту за 2016 - 2018 г.г. о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Охрана окружающей среды» (с изменениями на 23 сентября 2020 года) [1], [4], целевые значения большого числа ключевых показателей, к примеру, за 2016 г. не были достигнуты (см. таблицу 1).
Таблица 1. Достижение целевых показателей госпрограммы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 гг.» в 2016 г.
Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в ТЭК и металлургии составляли в прошлом году 80-81% от уровня 2007 г. при запланированном в программе целевом значении 71-72%. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта в 2016 г. составили 94% вместо запланированных 83%. В целом, 17,4 млн. чел. в России в прошлом году проживало на территориях с неблагоприятной экологической ситуацией в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности (запланированное значение на 2016 г. - 17,2 млн. чел.).
В качестве основных причин недостижения целевых показателей программы Минприроды называет, в том числе, сокращение финансирования природоохранных мероприятий, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. При этом уровень текущих затрат на охрану окружающей среды в прошлом году незначительно отклонился от запланированного значения (примерно 172% от уровня 2007 г. по сравнению с планом в 173%). Наиболее же критической в 2016 г. была ситуация с инвестициями в основной капитал на охрану окружающей среды. Их уровень составил в прошлом году лишь 60,6% от уровня 2007 г. по сравнению с 99,4% в 2015 г. и запланированным значением в 113,6% на 2016 г.
Объявленный годом экологии 2017 г. мог бы способствовать улучшению ситуации в данной области. Однако учитывая нестабильную экономическую ситуацию и недостаток инвестиций в стране в целом, реализуемость программ в области охраны окружающей среды в России пока остается под вопросом.
Однако, как указано в п. 11 «Экологическая безопасность экономики и экология человека» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5], в целом уровень экологической нагрузки на российскую экономику пока значительно ниже, чем в развитых странах. Россия обладает колоссальными пространствами девственных территорий, запасами ресурсов пресной воды и леса. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в России формируются полюса экологического неблагополучия (и не только в европейской части), что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.
Динамика основных экологических показателей развития России показывает на увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки). Снижение показателей сброса загрязненных сточных вод сопровождается увеличением концентрации ряда опасных веществ, в том числе металлов и органики.
Около 15 % территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии. Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и изменения состояния окружающей среды на фоне потепления климата. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 56 процентов городского населения. Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной в первую очередь вследствие сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40 % населения страны сталкивается с проблемой качества воды) [5]. Экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия и непринятии мер по сокращению накопленного экологического ущерба может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.
Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории России сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.
Институциональной основой новой экологической политики должна стать обновленная система экологического регулирования, соответствующая приоритетам развития страны до 2020 года и новому - постиндустриальному уровню развития российского общества.
Цель экологической политики - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Успешная реализация Россией программы экологического развития является важнейшим вкладом России в сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия.
Выделяются следующие основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека.
Первое направление – экология производства – поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников.
Основными элементами этого направления должны стать новая система нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, предусматривающая отказ от установления индивидуальных разрешений для каждого предприятия и установление нормативов и планов поэтапного снижения загрязнения до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, создание развитой индустрии утилизации отходов, расширение использования возобновляемых источников энергии.
Будут активно стимулироваться процессы модернизации производства, ориентированные на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное использование отходов, разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов.
Способствовать внедрению новых технологий должны в том числе и меры налоговой политики, в соответствии с которыми при внедрении и использовании экологически чистых и (или) энергосберегающих технологий будут предоставляться соответствующие льготы по налогу на прибыль организаций, земельному налогу, налогу на имущество, а также различные вычеты по налогу на доходы физических лиц. Таким образом, будут созданы экономические стимулы для модернизации производства и использования соответствующих технологий гражданами.
Целевым ориентиром является снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3 – 7 раз в зависимости от отрасли.
Второе направление – экология человека – создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.
Необходимо установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик, соответствующих как минимум безопасному уровню воздействия этих сред на здоровье человека. Одновременно для этих территорий следует установить нормативы допустимой антропогенной нагрузки, осуществление которой обеспечивает непревышение нормативов качества природной среды. Тем самым будут установлены количественные и качественные ориентиры для разработки местных экологических программ и поэтапного снижения негативного воздействия субъектов экономической деятельности. Одной из целей введения нормирования качества среды должно стать определение территорий, концентрация загрязнения на которых квалифицируется как опасная, что создает угрозу здоровью и жизни проживающего на них населения.
Это направление включает в себя ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление эродированных, захламленных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганду здорового образа жизни. Следует разработать специальные экологические медико-биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания человека, осуществлять специализированный мониторинг.
Целевыми показателями реализации этого направления к 2020 году являются:
сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз;
сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза.
К 2020 году необходимо полностью решить проблему восстановления безопасной среды обитания в регионах экологического кризиса, где проживают около 1 млн. жителей страны.
Третье направление – экологический бизнес – создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области общего и специализированного машиностроения, экологического консалтинга. Роль государства состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, требований к разработке технологий, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, организации мониторинга динамики экологических показателей экономики.
Целевыми показателями прогресса в этом направлении являются рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и расширение занятости с 30 тыс. до 300 тыс. рабочих мест.
Четвертое направление – экология природной среды – сохранение и защита природной среды [8], [9].
Основу действий в этом направлении будут составлять новые методы территориального планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения. Следует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем во всех природно-климатических регионах страны, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия.
Целевыми показателями прогресса в этом направлении должны стать сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановление видового разнообразия.
Обеспечение экологической эффективности экономики является не только особым направлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопотребления. В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики к 2020 году предполагается снижение уровня экологического воздействия в 2 - 2,5 раза, что позволит выйти на современные показатели сохранения природы в развитых европейских странах. При этом уровень экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) может возрасти до 1 - 1,5 процента валового внутреннего продукта в 2020 году. Для России актуальна задача капитализации ее экологических преимуществ, что должно найти выражение в развитии экологического туризма, продаже чистой воды и др. [5].
3. Роль природных ресурсов в обеспечении экономической безопасности РоссииРоссия занимает одно из ведущих мест в мире по минерально-сырьевому потенциалу, который оценивается как достаточный для проведения независимой и эффективной экономической политики и обеспечения национальной безопасности.
Россия сегодня – это 2.6% населения Земли, 12.5% суши континентов, 30% шельфовых акваторий, 22% лесных ресурсов, 20% запасов пресных вод, 16% всех минерально-сырьевых ресурсов. Россия занимает ведущие места среди 10 стран – лидеров по добыче минерального сырья. Доля России в мировых запасах: алмазы – 45%, газ – 32%, калийные соли – 31%, железо – 26%, кобальт – 21%, уголь – более 17%, цинк – 13%, нефть – 13%, свинец – 10% [6], [7].
Несмотря на периодически происходящие в мире и в России экономические кризисы, спады производства, в обозримом историческом периоде развития цивилизации сохраняются тенденции непрерывного роста объемов производства и потребления минерально-сырьевых ресурсов. В России наиболее ощутимый спад объемов горного производства имел место в начале 90х годов ХХ столетия, но в первом десятилетии XXI века по большинству видов минерального сырья достигнут уровень 1990 года – периода наивысших достигнутых показателей горнодобывающей промышленности в Советском Союзе и в России.
Освоение недр, в частности разработка месторождений полезных ископаемых, связано с необходимостью учета не только закономерностей развития горного производства, но и особенностей минерального состава и особенностей добываемых руд.
Мировые тенденции в освоении минерально-сырьевых ресурсов характеризуются:
увеличением объемов производства и потребления, в том числе на душу населения;
глобализацией в вопросах добычи и потребления;
резким снижением или полным прекращением добычи полезных ископаемых в развитых странах Запада с перемещением центра тяжести горного производства в развивающие страны;
комплексным использованием минерального сырья;
использованием техногенных минеральных объектов;
открытой экономикой и транснационализацией отраслей;
существенным сокращением научных исследований в области горных наук, в том числе ликвидацией научных организаций;
повышенным вниманием к экологическим аспектом горного производства.
Во второй половине ХХ столетия начался новый этап экспансии и захвата чужих богатств – это эксплуатация недр Земли и других природных ресурсов путем организации импорта сырья, создания совместных предприятий, аренды, кредитования инвестиций и пр.
Континентальная часть земной коры, являющаяся источником всех видов минерального сырья, представлена практически всем набором химических элементов с различным фоновым содержанием, но все они находятся в связном агрегатном состоянии. Все черные и цветные металлы окислены, поэтому созданные природой месторождения являются, как правило, комплексными и обладают уникальными свойствами и параметрами по масштабам запасов полезных ископаемых, форме и залеганию продуктивных рудных тел и пластов, физико-механическим свойствам слагающих их минералов и вмещающих горных пород, природно-климатическим условиям районов их размещения и т.д. Все эти особенности требуют детального изучения минерального вещества, вследствие чего от разведанных, подсчитанных и утвержденных запасов до получения товарной продукции ему предстоит пройти длинный и сложный путь (см. рис. 5) [7].
Рис. 5. Распределение химических элементов в земной коре
В настоящее время из недр извлекается около 200 видов полезных ископаемых, объединяемых, согласно геолого-экономической классификации минерального сырья, в 8 групп и 35 подгрупп. В структуре общей стоимости добываемого ныне минерального сырья на первом месте стоит топливно-энергетическое сырье (около 70%), на втором – цветные, на третьем – черные металлы.
Использование минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации характеризуется:
отставанием воспроизводства запасов по сравнению с темпами их добычи;
отработкой значительной части наиболее богатых по содержанию запасов;
развитием горного производства преимущественно на действующих предприятиях и на месторождениях;
усложнившимися горнотехническими условиями разработки, что требует существенных инвестиций в поддержание производственных мощностей и обновление парка оборудования;
снижением уровня внутреннего потребления продуктов переработки стратегически важных видов минерального сырья;
преимущественным применением импортной горной техники и оборудования, что требует значительных затрат, а также способствует укреплению зарубежных машиностроительных предприятий и препятствует росту и развитию отечественных [6].
Особенности условий развития горнодобывающих отраслей промышленности обусловлены, главным образом, ценностью и востребованностью объекта освоения, многообразием природных условий районов расположения месторождений, состоянием экономики, науки и техники страны. При освоении недр необходимо исходить из следующих постулатов:
1. Запасы конкретных месторождений полезных ископаемых исчерпаемы и невозобновимы.
2. Месторождения минерального сырья являются комплексными, поэтому при геолого-технолого-экономической оценке месторождений, проведении научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, принятии решений о целесообразности и очередности отработки месторождений, а также обосновании интенсивности и сроков их разработки, выборе способов производства горных работ в обязательном порядке должна учитываться возможность комплексного извлечения полезных компонентов из добываемого минерального сырья.
3. Технологические свойства, а, соответственно, и условия переработки минерального сырья во многом индивидуальны.
В настоящее время в народном хозяйстве добывается и используется более 200 видов полезных ископаемых, каждое из которых по своим технологическим свойствам классифицируется еще на 5-15 типов. Технологические свойства минерального сырья, в основном, определяются химическим и минеральным составом, гранулометрией основного и попутных ценных минералов, характером срастаний и прорастаний рудных и нерудных минералов, балансом минералов и элементов в целом, наличием и характером вредных примесей в рудных минералах, прочностью и различием прочности рудных и нерудных минералов, большой гаммой их физических свойств, текстурой и структурой руд.
4. Распределение разных видов топливно-энергетических и минеральных ресурсов по территориям и регионам неравномерно. Примерами неравномерности глобального уровня могут быть следующие данные (по состоянию на 1986г.): СССР, США, Канада, Австралия и ЮАР обладают более чем четвертью мировых ресурсов важнейших видов минерального сырья (кроме нефти, вольфрама и олова); более 80% добычи нефти приходится на СССР, США, Иран, Саудовскую Аравию, Мексику, Ливию, Венесуэлу; добыча каменного угля производится в 60 странах, однако более 80% добычи приходится на СССР, США, КНР, ПНР, ФРГ; добыча меди ведется почти в 50 странах, но более 70% добычи приходится на 5 стран; в 20 месторождениях мира заключено более 80% разведанных запасов молибдена; в весьма крупных месторождениях, составляющих всего 5% от общего количества оловорудных месторождений, сосредоточено 42% олова [10].
5. Природные условия разработки одноименного минерального сырья разнообразны, а природная изменчивость геологических параметров в пределах даже одного месторождения полезных ископаемых достаточно высока.
Иллюстрацией этой особенности могут быть диапазоны изменения различных природных факторов: климат региона, рельеф местности, глубина залегания, мощность угольных пластов или рудных тел, обводненность и др. С другой стороны, каждому месторождению присущи закономерная и случайная зональность общего баланса минералов, высокая неравномерность их содержаний и гранулометрического состава от сплошных до тонковкрапленных руд, которые связаны между собой сложными взаимопереходами.
6. Горное производство характеризуется многопроцессностью и рассредоточенностью в пространстве и времени, а также относительной нестационарностью активной части основных фондов.
7. Обеспечение заданного объема выпуска продукции имеет достаточно большое число альтернативных способов и источников.
8. Информация о месторождении по мере его освоения нарастает, а основные решения, принятые ранее в условиях неопределенности данных, периодически корректируются и видоизменяются .Таким образом развитие горнодобывающей промышленности объективно обусловлено законами развития природы и общества, общими закономерностями развития научно-технического прогресса, а также особенностями распределения и концентрации минерального сырья в недрах планеты. При этом, основными тенденциями развития горного производства являются:
1. Рост объемов добычи полезных ископаемых.
2. Рост глубины разработки месторождений полезных ископаемых.
3. Ухудшение естественных и горно-технических условий функционирования технологических процессов добычи и переработки минерального сырья вследствие уменьшения среднего содержания полезных компонентов в добываемом сырье, роста глубины разработки и пр.
4. Опережающий рост извлекаемых из недр объемов горной массы по сравнению с ростом объемов основного конечного продукта.
5. Повышение доли попутных компонентов в общей ценности минерального сырья и рост доли комплексных месторождений.
6. Расширение и смена номенклатуры источников минерального сырья и направлений его использования.
7. Решающая зависимость технико-экономических показателей работы горных предприятий от природных условий разработки.
8. Изменение характера взаимодействия горного дела и естествознания под воздействием научно-технического прогресса.
9. Необходимость комплексного использования добываемого сырья и сложность реализации этого важного источника минеральных ресурсов вследствие имевшего место долгие годы отраслевого подхода к освоению недр, когда все технологические процессы от забоя до товарной продукции горно-обогатительных комбинатов были нацелены на извлечение основного полезного компонента (железа, меди, асбеста и др.) [6].
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Система правильно выстроенной национальной безопасности любого государства обеспечивает его устойчивое, длительное и эффективное функционирование в окружении других государств. Существенное место в этой системе занимает национальная минерально-сырьевая безопасность, что обусловлено значительной ценностью минерального сырья и его высокой значимостью в валовом национальном продукте
Масштабы и интенсивность освоения недр определяется потребностью человечества в поддержании энергетической основы жизнеобеспечения
Россия занимает одно из ведущих мест в мире по минерально-сырьевому потенциалу, который оценивается как достаточный для проведения независимой и эффективной экономической политики и национальной безопасности
Таким образом, основной функцией, регламентирующей недропользование, является создание (воспроизводство) и распределение ресурсного потенциала в виде фонда перспективных объектов с целью получения долгосрочных социально-экономических, геополитических и стратегических эффектов в национальных интересах.
В общем плане система слагается тремя функциональными подсистемами (блоками):
подсистемой воспроизводства (создания) ресурсного потенциала, реализуемого через стадийность проведения ГРР - прогнозно-металлогенических, региональных геолого-съемочных, поисково-оценочных и разведочных.
подсистемой распределения образованного фонда перспективных объектов через лицензирование в целях рационального использования недр и получения необходимых социально-экономических эффектов для устойчивого сбалансированного развития хозяйственного механизма страны;
подсистемой надзора и контроля за исполнением лицензионных условий, законодательных и нормативных актов по производству геолого-разведочных и горно-добычных работ.
В таблице 2 приведено обобщенное соотношение возможных угроз и последствий их воздействия на систему недропользования в целом.
Таблица 2 – Возможные угрозы и последствия устойчивости безопасности системы недропользования
Нарушения и сбои функционирования любого из названных блоков (или их г?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Онлайн-помощь по предмету «Управление и администрирование информационных систем»
Онлайн-помощь, Управление и администрирование информационных систем
Срок сдачи к 31 окт.
Написать 1 главу кандидатской диссертации на тему: "Маркетинговые технологии в развитии индустрии развлечений".
Кандидатская диссертация, Маркетинг
Срок сдачи к 30 нояб.
Проектная работа по информатике на тему:
Курсовая, Информатика и программирование
Срок сдачи к 30 окт.
Решить контрольную
Контрольная, Физико-химические основы развития и тушения пожара
Срок сдачи к 4 нояб.
технологии открытие и обслуживание банковских счетов
Другое, практикум по банковским операциям
Срок сдачи к 8 нояб.
"Основные направления совершенствования системы местного самоуправления в Российской Федерации"
Другое, государственное и муниципальное управление
Срок сдачи к 4 нояб.
Реферат: экономический механизм землепользования. земельный кадастр. нарушения и загрязнение почвенного слоя. мероприятия по воспроизводству и охране земельных ресурсов.
Реферат, экономика природопользования
Срок сдачи к 16 нояб.
написать сочинение по роману "Отцы и дети". Неизбежен ли конфликт "отцов" и "детей"?
Сочинение, Литература
Срок сдачи к 4 нояб.
судебная власть российской федерации, антиплагиат не менее 50%
Курсовая, Теория государства и права
Срок сдачи к 10 дек.
итоговая аттестация по программе Реабилитационное сестринское дело
Решение задач, реабилитационное сестринское дело
Срок сдачи к 10 нояб.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!