это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2639055
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Финансы представляют собой сложную экономическую категорию и могут рассматриваться как на микро и мезоуровнях, что будет иметь упрощенный характер, так и на макро- и мегоуровнях, что, безусловно, затрагивает глобализационные процессы.
Упрощенное понятие финансов связано с денежными отношениями и такой финансовой деятельностью, которая выражается в доходах и затратах отдельных субъектов хозяйствования. Если же рассматривать финансы как отношения, складывающиеся в обществе в процессе движения стоимости созданного ВВП, то в этом случае имеется в виду финансовая система, функционирующая в государстве.
В любом государстве именно финансовая система является основой.
Ведь уровень экономического развития государства, а также политического и социального развития напрямую зависят от того, насколько развита финансовая система. Вот почему в современных государствах уделяют так много внимания развитию этой системы. По мере развития финансовая система постоянно сталкивается с трудностями, вызовами, которые негативно влияют на экономическую сферу. Именно для того, чтобы предупредить такие трудности и для того, чтобы уметь быстро устранять проблемы, которые возникают время от времени в экономике любого государства, и важно понимать основные принципы развития финансовой системы РФ.
В наше время финансовая система России сталкивается с многочисленными трудностями – это девальвация национальной валюты, экономические санкции со стороны других стран, медленные темпы развития экономики, существенное понижение цены на нефть и другие. И чтобы последствия этих проблем не были глобальными, важно своевременно предпринимать меры, которые бы способствовали развитию финансовой системы страны, нормализации ситуации внутри государства. А для этого важно точно понимать, как она функционирует.
Степень разработанности темы. В работах О.В. Врублевской, В.П. Горегляда, А.Г. Грязновой, Л.А. Дробозиной, В.Г. Ермилова, В.Н. Живалова, И.Д. Мацкуляка, Б.Е. Пенькова, И.В. Подпориной, В.М. Родионовой, Б.М.Сабанти, В.К. Сенчагова и других раскрыты общие проблемы функционирования финансовой системы, ее роли в процессах экономического развития.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в процессе становления и развития финансовой системы.
Предметом исследования – современное состояние финансовой системы России.
Цель курсовой работы – охарактеризовать состояние и проблемы функционирования современной финансовой системы России.
Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:
- описать понятие финансовой системы государства;
- рассмотреть структуру финансовой системы;
- провести анализ финансовой системы РФ на современном этапе развития;
- выявить проблемы и перспективы финансовой системы РФ.
При проведении исследования применялся диалектический метод, предполагающий изучение экономических явлений и процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи, методы системного, сравнительного, экономического, статистического анализа и обобщения.
Информационной основой работы стали нормативно-правовые акты, учебные пособия, материалы периодической печати, а также ресурсы Интернет по рассматриваемой проблематике.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка. Первая глава посвящена теоретическим основам финансовой системы, во второй главе проведен анализ функционирования финансовой системы России, в третьей главе описаны проблемы и перспективы развития российской финансовой системы.
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы
1.1 Понятие финансовой системы государства
Финансовая система государства является основой для реализации национальной экономической политики. Оптимальное формирование финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование позволяют добиться высокого уровня ВВП и выполнения социальных обязательств государства.
Используя финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики, можно обеспечить стабильность финансовой системы даже в условиях мировых кризисных явлений.
Выделяются следующие подходы к пониманию сущности финансовой системы Российской Федерации: материальный, функциональный (экономический), институциональный, правовой.
Материальный подход предполагает расширительную трактовку финансовой системы как совокупности элементов, имеющих форму фондов и сходных с ними по организации звеньев финансов. В целом, для материального понимания характерно переплетение функций, отражающих взаимосвязи и взаимообусловленность финансовой и денежно-кредитной систем государства.
Функциональный подход (в юридических работах именуемый экономическим), характеризующий финансовую систему как совокупность сфер (или звеньев) финансовых отношений.
Институциональный подход - это понимание финансовой системы как совокупности элементов в виде учрежденных органов государственной власти и местного самоуправления, задействованных в финансовой деятельности, а также иных органов, организаций, предприятий и учреждений, в том числе наделенных финансами частного порядка.
Правовой подход к пониманию финансовой системы, гласит, что существует совокупность установленных нормативными правовыми актами характеристик финансовой системы, имеющих форму нормативных требований к режиму функционирования финансовой системы (финансовое законодательство, предусмотренные в нормах средства и способы стабилизации финансовой системы, финансовая политика в ее правовых формах, функции, а также методы деятельности в рамках финансовой системы, реализующиеся в действиях конкретных уполномоченных субъектов).
В наиболее широком смысле под финансовой системой понимают целостную и комплексную систему, включающую в свой состав различные уровни и сферы финансовых отношений, в рамках которых образуются и используются фонды денежных средств и различные финансовые инструменты.
Именно финансовая система призвана решать следующие задачи:
- способствовать усовершенствованию развития макроэкономики;
- внести сбалансированность в экономические процессы;
- обеспечить возможность адаптироваться к внешним финансовым рынкам;
- обеспечить возможность снимать социальную напряженность в обществе;
- оказывать плановое позитивное влияние на производственные процессы;
- способствовать позитивному влиянию на процессы формирования и использования инвестиционных ресурсов;
- поддерживать внутренние инициативы в сфере либерализации российского долгового рынка;
- обеспечивать дальнейшую модернизацию инфраструктуры долгового рынка, совершенствование механизмов его информационного сопровождения, в том числе аукционов по размещению облигаций федеральных займов;
- способствовать проведению мероприятий по реформированию инфраструктуры долгового рынка с целью повышения его привлекательности для внутренних и внешних инвесторов, укрепления качественно нового ориентира по доходности облигаций.
В рамках общего подхода принято выделять четыре основные функции финансовой системы государства: аккумулирующую, регулирующую, распределительную и контрольную.
С этой позиции аккумулирующая функция финансовой системы государства заключается в осуществлении ею посредством применения различных экономических механизмов задачи концентрации денежных средств в целях создания материальной основы существования государства и обеспечения его функционирования.
Регулирующая функция финансовой системы в рамках данного подхода выступает в виде стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, направленного на развитие экономики и решение социальных проблем.
В условиях современного мира финансовая система регулирует потоки, прежде всего, государственных финансов.
Государственные финансы представляют собой особую сферу экономических отношений, так как они напрямую связаны со спецификой распределения, перераспределения и потребления валового национального продукта.
Государственные финансы образуют из совокупности денежных потоков, включенных в государственный бюджет страны, и денежной массы, образованных в рамках местных бюджетов, государственных предприятий, правительственных фондов и так далее.
Финансы негосударственных предприятий и корпораций, выражающие денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли, также включаются и контролируются финансовой системой страны.
Распределительная функция осуществляется посредством формирования и использования денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения, а контрольная функция финансовой системы государства, наконец, направлена на обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.
Таким образом, во-первых, финансовая система государства занимается обеспечением функционирования оптимальных механизмов перемещения экономических ресурсов во времени и пространстве или из одних отраслей экономики в другие сектора.
Во-вторых, финансовая система обеспечивает разумные способы управления экономическими рисками.
В-третьих, финансовая система государства направлена на обеспечение способов клиринга и осуществления расчетов, способствующих развитию торговли и производства.
В-четвертых, финансовая система гарантирует объединения финансовых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях страны.
В-пятых, финансовая система государства занимается снабжением участников экономической деятельности актуальной ценовой информацией, которая позволяет обеспечивать координацию процесса децентрализованного принятия важных решений в разных сегментах экономики.
И наконец, финансовая система обеспечивает развитием механизмы стимулирования экономической активности.
Данные функции финансовой системы государства являются базисной основой для оптимального развития экономической системы государства.
Любая финансовая система базируется на таких принципах:
1) Распределения финансовых ресурсов на централизованные и децентрализованные;
2) Самостоятельности (каждое звено финансовой системы страны имеет свои источники формирования доходов и направления их использования);
3) Единства (все звенья финансовой системы объединены между собой через систему финансовых отношений, которые возникают по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов);
4) Функционального назначения звеньев финансовой системы;
5) Административно-территориального распределения финансовых ресурсов.
В финансово-экономической литературе достаточно часто можно встретить отождествление финансовой системы с финансово-кредитной системой. Однако это не совсем точное понимание сложных явлений и процессов, которые существуют в социально-экономической системе государства.
В действительности в экономике каждого государства существуют самостоятельно финансовая, кредитная, денежная, валютная системы. Эти системы выполняют самостоятельные функции, имеют свою внутреннюю природу и логику развития, а потому отличаются и по структуре, и по формам влияния на социально-экономические процессы в государстве.
Модели финансовой системы зависят от схемы распределения ВВП и национального дохода (НД) и от уровня государственной централизации ВВП и НД, а также распределенных финансовых ресурсов.
По схеме распределения ВВП и НД выделяют: модель рыночной экономики; модель смешанной экономики; модель командно-административной экономики.
По уровням государственной централизации ВВП и НД выделяют: американскую, западноевропейскую, скандинавскую модель финансовой системы.
Финансовая модель рыночной экономики является основной и доминирует в мире. Суть данной модели заключается в том, что сначала стоимость НД распределяется между теми, кто занят его производством (прибыль - собственникам, оплата труда – работникам), а затем происходит вторичное распределение или перераспределение на основе законов рынка, т. е. часть средств получает государство за счет налогов, сборов, обязательных платежей и т. п., а часть средств перераспределяется рыночными механизмами на других участников. Здесь используются механизмы перераспределения с помощью финансового рынка, рынка страховых услуг и т. п.
Характерный признак рыночной модели – государство получает свои доходы на основе перераспределения НД. Модель является открытой, понятной и точно характеризует реальное финансовое состояние общества.
1.2 Структура финансовой системы
По организационной структуре финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, осуществляющих управление денежными потоками.
Выделение составных элементов внутреннего устройства финансовой системы осуществляется по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов.
Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в соответствующих денежных фондах, которые могут являться признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы. Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность финансовых отношений.
В основу выделения сфер положен уровень экономической системы.
Со структурной точки зрения, финансовая система государства включает в свой состав денежные отношения, складывающиеся в процессе финансового взаимодействия следующих уровней: между и внутри предприятий, находящихся на территории страны, между государством и различными предприятиями, между предприятиями и специализированными кредитными и финансовыми учреждениями, а также между различными кредитными и финансовыми учреждениями, государством и домашними хозяйствами.
В качестве основных характеристик современной финансовой системы можно выделить ее денежную форму, наличие системы распределения в ее рамках. Необходимо отметить тот факт, что финансовая система различных стран мира имеет разную структурную композицию. Этот феномен объясняется широким рядом причин.
Так, структурная компонента финансовой системы государства в значительной мере зависит от размеров государства, масштабов сложности и доступности технологий в его рамках, а также от его политической, культурной и исторической специфики развития.
В рамках традиционного подхода основными сферами финансовой системы государства являются государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов (финансы юридических лиц или финансы предприятий и организаций) и финансы домашних хозяйств (финансы населения или финансы физических лиц). В свою очередь каждая из указанных сфер финансовых отношений может подразделяться на звенья финансовой системы (рис. 1).
Рисунок 1 - Традиционный подход к определению структуры финансовой системы государства
Источник: Родин В.М. Финансы / В.М. Родин - М.: Финансы и статистика, 2017.
По другому признаку в структуру финансовой системы включаются:
- Государственные финансы и муниципальные финансы (бюджеты различных уровней государственной власти и управления органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы)
- Финансы хозяйствующих субъектов (они имеют связь с государственными финансами, денежными отношениями по поводу уплаты обязательных платежей, в частности налогов, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций и предприятий)
- Страхование (особая отрасль финансовых отношений, которая связанна с образованием страхового фонда для конкретных целей и реализации страховой защиты при наступлении страхового случая; осуществляется в обязательной и добровольных формах).
- Финансовый рынок (сфера реализации финансовых активов и экономических отношений, которые возникают между продавцами и покупателями данных активов. Роль финансового рынка в структуре финансовой системы растёт день изо дня. Он является механизмом, при помощи которого капитал свободно перемещается между территориями, отраслями, предприятиями и гражданами).
По фондовому признаку выделяют централизованные и децентрализованные финансы.
Централизованные (государственные) финансы - это государственные бюджеты, государственные социальные внебюджетные фоны, государственный кредит и государственное страхование.
К децентрализованным относят финансы коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций, финансы хозяйств.
Централизованные фонды денежных средств образуются, распределяются и используются государством; для них законодательно определены источники поступления данных средств; в отношении децентрализованных финансов нет такого жесткого контроля за финансовыми потоками, однако предприятия действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности.
Финансовые системы имеют определенные характерные черты:
- Каждое звено финансовой системы имеет свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов;
- Каждое звено финансовой системы является относительно самостоятельным, имеет специфическую сферу применения;
- Между звеньями финансовой системы существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, каждое звено может успешно функционировать лишь при совершенстве и эффективности системы в целом;
- Финансовая система государства достигает наибольшей эффективности лишь тогда, когда отлажена и законодательно закреплена деятельность каждого ее звена;
- В зависимости от факторов, влияющих на организацию финансов, прежде всего, на формирование и использования фондов финансовых ресурсов, каждое звено финансовой системы может подразделяться на подзвенья.
Таким образом, в современных трактовках финансовая система представлена как совокупность финансовых рынков, финансовых органов, осуществляющих управление финансовой системой, финансовых посредников и финансовой инфраструктуры, при этом под финансовыми посредниками понимаются институты, выполняющие посредническую функцию между поставщиками и потребителями финансового капитала. Финансовые посредники аккумулируют свободные денежные средства одних экономических субъектов и предоставляют их от своего имени на определенных условиях другим субъектам, нуждающимся в привлечении дополнительных средств.
Финансовая система выполняет функции обеспечения способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей экономики в другие, обеспечения способов управления риском; осуществления расчетов; объединения финансовых ресурсов; предоставления информации и обеспечения способов решения проблем стимулирования.
Глава 2. Анализ финансовой системы России
2.1 Общая характеристика финансовой системы РФ
Финансовая система РФ - это совокупность органов финансово-кредитных организаций, которые занимаются осуществлением финансовой деятельности в государстве, используя для этого фонды денежных средств.
В экономической литературе финансовая система РФ рассматривается как некое обобщающее понятие, характеризующее совокупность финансов предприятий различной организационно-правовой формы, страхования и государства.
Историки выделяют такие основные этапы развития финансовой системы государства:
- Период с 9 по 15 век. В это время активно развиваются торгово-денежные отношения, появляется денежная единица, возникает понятие внутреннего рынка.
- Период с 15 по 17 век – формируется бюджет, появляется налогообложение. В это время также появляется первый официальный орган, который осуществляет контроль за налогообложением – Сенат.
- Период с 17 по 19 век – в это время отмечается уже становление финансовой системы. Проводятся денежные реформы, появляется банк, утверждается официальная денежная единица. Также этот период ознаменован появлением рынка ценных бумаг.
- Период с 1917 по 1925 годы. Разваливается установленная финансовая система, а также налоговая система. Формируется система денежного коммунизма. В эти годы наблюдается децентрализация эмиссии денег.
- Период с 1925 по 1992 годы – формируется командно-административная система. Она направлена на стабилизацию экономической ситуации в стране путем искоренения неравенства. Руководство при этом должно было вестись из единого центра. Важная роль отводилась огосударствлению народного хозяйства. При этом государство устанавливало планы для предприятий, которые должны были выполняться.
- Период с 1992 года – переходная модель финансовой системы страны. Она принесла свободы предприятиям. В этот период заметно возросло количество небанковских посредников, формируется рынок ценных бумаг и возрождаются негосударственные страховые фонды.
Современная история становления и развития финансовой системы РФ начинается с 1991 года. До этого времени государственный бюджет включался в бюджет СССР, как и у других союзных республик. В 1991 году финансовая система Российской Федерации претерпела значительные изменения. Выделились три основных звена – федеральный бюджет, бюджеты административных образований и местные бюджеты. Причем все звенья цепи работают автономно. Такая система напоминает структуру финансовых систем стран Запада.
Функционирование финансовой системы Российской Федерации осуществляется за счет формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов для реализации основных функций и задач государства. Финансовая система предоставляет экономическим агентам (домохозяйствам, организациям, органам государственной власти) возможность получать и инвестировать финансовые ресурсы, а также осуществлять иные функции, непосредственно связанные с деятельностью финансовой системы в целом. Нормальное функционирование финансовой системы России и ее основных составных элементов – это важные условия поступательного развития государства, экономики и социальной жизни граждан, которые в значительной мере зависят от ее состояния.
Финансовая система Российской Федерации включает централизованные и децентрализованные финансы, в том числе финансы домашних хозяйств.
К централизованным (общественным) финансам относятся финансовые отношения, возникающие по поводу формирования и использования бюджетов и государственных внебюджетных фондов, государственный кредит, а также финансы иных государственных и муниципальных институтов.
К децентрализованным (рыночным) финансам, напротив, относятся финансовые отношения, формируемые на уровне предприятий, организаций, домашних хозяйств и отдельных граждан.
Состав финансовой системы Российской Федерации представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура финансовой системы Российской Федерации
Источник: Абрамова М.А. Денежно-кредитная и финансовая системы / М.А. Абрамова. - М.: КноРус, 2018.
Микроуровень финансовой системы является базовым и, используя финансовые методы регулирования, можно сформировать значительные ресурсы для данного перераспределения. К этому же уровню относятся и домашние хозяйства, которые также формируют финансовые средства для потребления и, если есть возможность, для инвестирования, либо создания резервных накоплений.
Следующий уровень - это мезоэкономика. На этом уровне формируются финансовые ресурсы регионов и объектами регулирования становятся определенные отрасли, составляющие экономику региона, отдельные территории и группы хозяйствующих субъектов. При эффективном использовании финансовых методов выделяются регионы-доноры, которые способствуют экономическому развитию государства. К регионам-донорам Российской Федерации относятся: Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ненецкий автономный округ, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Калужская область, Республика Татарстан, Самарская, Сахалинская и Свердловская области.
Дотационность определенных регионов в России показывает недостаточную проработку экономической стратегии государства. Конечно, это сложная задача обеспечить равномерность экономического роста в стране, где большое количество регионов имеют различный потенциал, климатические условия, неоднородную социальную структуру. Тем не менее, это необходимо осуществить, так как природные богатства в стране достаточны и не используются должным образом, что подтверждается сырьевым типом экономики Российской Федерации.
Макроуровень финансовой системы включает финансы всех регионов в государстве, формируемых во всех сферах экономической системы. На всех этих уровнях устойчивость финансовой системы обеспечивается с помощью финансовых методов социально-экономического роста и развития регионов. Условно их можно разделить на три большие группы.
Таким образом, можно отметить, что финансовая система любого современного государства, в том числе и финансовая система России, включает в свой состав широкий набор финансовых взаимоотношений и кредитно-финансовых учреждений, которые используются государством в целях обеспечения эффективного регулирования фондов денежных средств в стране.
2.2 Современное состояние финансовой системы Российской Федерации
Сегодня на состояние и результативность функционирования финансовой системы Российской Федерации оказывают влияние разнообразные внешние и внутренние факторы, проявляющиеся как на микро-, так и макроуровнях национальной экономики.
Сегодня в РФ проводится активная государственная политика, направленная на повышение устойчивости финансовой системы к внешним шокам и возникающим внутренним противоречиям, связанными с такими факторами, как: снижение цен на нефть и другие природные ресурсы, девальвация рубля, поведение глобальных инвесторов, рост фискальной нагрузки и большое число иных.
В Российской Федерацией на долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, направленная на распределение финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, отраслями народного хозяйства, регионами России.
Динамика исполнения федерального бюджета Российской Федерации за период с 2015 по 2019 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели исполнения федерального бюджета в 2015-2019 гг., млрд руб.
Показатель 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
ВВП 83087,4 85616,1 91843,2 104335,0 109361,5
Доходы, в % к: 13659,2 13460,0 15088,9 19454,4 20187,2
ВВП 16,4 15,7 16,4 18,6 18,5
Закону о федеральном бюджете
бюджете 103,1 100,7 102,5 102,7 101,1
Предыдущему году 94,2 98,5 112,1 128,9 103,8
Нефтегазовые доходы 5862,6 4844,0 5971,9 9017,8 7924,3
Не нефтегазовые доходы 7796,6 8616,0 9117,0 10436,6 12263,0
Расходы, в % к: 15620,3 16416,4 16420,3 16713,0 18213,2
ВВП 18,8 19,2 17,9 16,0 16,7
Предыдущему году 105,3 105,1 100,0 101,8 109,0
Дефицит/профицит, в %к: -1961,0 -2956,4 -1331,4 2741,4 1974,0
ВВП -2,4 -3,5 -1,4 2,6 1,8
Не нефтегазовый дефицит, в % к: -7823.7 -7800,4 -7303,3 -6276,4 -5950,3
ВВП -9,4 -9,1 -8,0 -6,0 -5,4
Источник: Официальный сайт Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.minfin.ru.ru
Проанализировав вышеприведенные данные, можно заметить, что с 2015 по 2019 гг. отмечается положительная динамика таких показателей, как ВВП, доходы, расходы. Также можно отметить, что в течение всего периода преобладают ненефтегазовые доходы над нефтегазовыми, которые в 2019 году составили 60,7 п.п. В 2019 году доходы федерального бюджета сократились на 0,1 п.п. к ВВП (расходы увеличились на 0,7 п.п. к ВВП); в реальном выражении объем доходов федерального бюджета увеличился и составил 103,8% к доходам 2018 года (в реальном выражении объем расходов увеличился и составил 105,8% к расходам 2018 года).
Можно отметить, что в 2019 году профицит федерального бюджета сократился по сравнению с показателем 2018 года и составил 1,8 п.п. к ВВП, в основном за счет снижения нефтегазовых доходов на 1,4 п.п. к ВВП, что обусловлено, по мнению аналитиков, снижением цен на нефть марки «Юралс», средняя стоимость который за период декабрь 2018 гг. – ноябрь 2019 гг. составила 63,2 доллара США за баррель, а за период декабрь 2017 гг. – ноябрь 2018 гг. составила 70,4 доллара за баррель.
Сегодня на мировом рынке наблюдается тенденция общего снижения стоимости энергоносителей, вызванная такими факторами, как срыв сделки ОПЕК+, а также эпидемией коронавируса, что оказывает сильное влияние на обвал нефтяных котировок, в том числе и на стоимость российской нефти марки Urals.
Государственный долг в 2019 г. продолжил начавшийся в 2018 г. рост и по итогам года составил 13,57 трлн. рублей (+7,8% к 2018 г.). Увеличение обусловлено наращиванием государственного внутреннего долга (+11% или 0,99 трлн. рублей), при этом внутренний госдолг является более безопасным инструментом для управления государственными финансами.
Рисунок 3 - Динамика государственного долга в 2011-2019 гг.
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru
Внешний долг также продолжил рост, однако понижение курса доллара США к рублю сохранило объем внешнего долга, выраженный в рублях, приблизительно на уровне 2018 года. Отношение государственного долга к ВВП, несмотря на рост в 2019 г., сохраняется на устойчиво низком уровне (12,4% при пороговом значении 50%).
Объем золотовалютных резервов РФ на 01.01.2020г. – 554,359 млрд. долларов. За 2019 год международные резервы выросли на 85,8 млрд. долларов.
Объем Фонда Национального Благосостояния на 01.01.2020г. – 7 трлн. 773,62 млрд. рублей (125,56 млрд. долларов). За 2019 год ФНБ увеличился на 3 трлн. 737,55 млрд. рублей, в том числе в долларовом эквиваленте – на 67,47 млрд. USD (с 58,09 до 125,56 млрд. долларов).
По итогам 2019 г. доходы системы бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования) составили 11289,9 млрд руб. (10,3% ВВП).
По сравнению с прошлогодними показателями доходы системы государственных внебюджетных фондов увеличились на 7,6% или на 2,9% в реальном исчислении. При этом сумма страховых взносов, поступивших в фонды, увеличилась на 9,6%, а поступления трансфертов из федерального бюджета возросли всего на 3,5% (что не компенсирует их инфляционного обесценения).
На протяжении последних четырех лет имеет место достаточно устойчивый рост поступлений страховых взносов в среднем на 8,6% год (рис. 11). В то же время федеральные трансферты в 2018 г. существенно сократились и лишь незначительно выросли в 2019 г., что стало возможным в результате повышения пенсионного возраста.
Структура доходов системы государственных внебюджетных фондов в 2019 г. по сравнению с 2018 г. практически не изменилась. Основной объем поступлений приходится доходы Пенсионного фонда (78,7% общей суммы поступлений).
Доля Федерального фонда обязательного медицинского страхования составляет 18,8%, а Фонда социального страхования 3,4%.
Рисунок 4 - Доходы системы государственных внебюджетных фондов в 2016-2019 гг., млрд руб.
Источник: Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы / Ин-т Гайдара. – М., 2020.
В целом по системе государственных внебюджетных фондов по итогам года имеет место бюджетный профицит в размере 123,6 млрд руб., что составляет 1,1% всех доходов данной системы.
Другой важной частью финансовой системы, как отмечалось ранее, являются финансы организаций, так как в данной сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов, и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости.
Организации – это непосредственные участники общественного воспроизводства, для функционирования которых необходимы финансовые ресурсы, достаточные для обеспечения процесса производства, оказания услуг, а также для восполнения и увеличения фондов производственного и непроизводственного назначения.
В свою очередь организации в зависимости от характера деятельности подразделяются на коммерческие, основная цель деятельности которых заключается в извлечении прибыли, и некоммерческие, которые не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют ее между участниками.
Так, в текущей нестабильной экономической и политической ситуации значительно возрастает роль НКО, особенно социально-ориентированных. Именно некоммерческие организации наряду с субъектами малого предпринимательства могут наиболее четко выявить и впоследствии удовлетворить текущие потребности общества, а также реализовать на практике большое количество мер, направленных на противодействие развитию социальных проблем.
Другой частью финансовой системы, как отмечалось ранее, являются финансы домашних хозяйств, которые представляют наименее регламентированную сферу. Данная сфера связана с образованием и использованием финансовых ресурсов граждан или же семейного (личного) бюджета с целью обеспечения индивидуального потребления, накопления и инвестиций.
Специфика финансов домашних хозяйств состоит в том, что домашнее хозяйство самостоятельно принимает решения о способах формирования доходов, их дальнейшем расходовании, а также о времени их использования, однако не стоит забывать о высоком влияние психологических факторов на принимаемые решения.
Динамика основных показателей денежных доходов населения за период с 2015 по 2019 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели денежных доходов населения в 2015-2019 гг., руб.
Показатель 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
Среднедушевой денежный доход населения, руб. (на начало года) в % к: 30467 30675 31745 33010 35588
Предыдущему году 109, 7 100,7 103,5 104,0 106,6
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к предыдущему периоду 97,6 95,5 99,5 100,1 100,8
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru
Проанализировав таблицу 2, можно заметить, что в период с 2015 по 2019 гг. среднедушевой денежный доход имеет повышательную тенденцию, однако опираясь только на данный показатель трудно дать объективную оценку уровня жизни граждан, так как он не учитывает такой важнейший показатель, как инфляция, а значит, покупательскую способность денег.
Анализ динамики реальных располагаемых денежных доходов (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) населения в процентах к предыдущему году показывает, что в период с 2015 по 2017 гг. наблюдается падение данного показателя.
Из данного анализа можно сделать вывод, что, несмотря на рост среднедушевого денежного дохода, реальные располагаемые денежные доходы граждан падали, что вызвано такими факторами, как рост потребительск?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!