это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2639684
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. Новое политическое мышление………………………………………...….5-11
2. Итоги нового политического мышления…………………………………12-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день мы все чаще и чаще вспоминаем о том, какая была Россия во время перестройки. В 1985 году в СССР появляется такое явление, как новое политическое мышление. Само название данного течения объясняет собой его суть. Авторство нового политического мышления присуждено М. Горбачеву, который первым озвучил его и опубликовал в своих печатных трудах.
Курс нового политического мышления значительно отличался от привычного в то время политического курса СССР. Данное нововведение во многом объяснялось особенностями внешнеполитической обстановки и необходимостью немедленной корректировки сложившейся ситуации конфронтации между ведущими мировыми державами. Для большинства государств, призыв к мирному урегулированию международных конфликтов со стороны СССР был неожиданным поворотом событий, так как СССР в то время воспринимали как мирового агрессора. Интересным остается и тот факт, что в начале этого же года Михаил Горбачев говорил о консерватизме и приверженности традициям в отношении вопросов внешней политики. Радикальные перемены в политическом курсе государства произошли всего через несколько месяцев. Такие политические векторы как консерватизм и традиционализм были заменены на призыв к всеобщему миру и борьбе с ядерной угрозой. С приходом к власти М.С. Горбачева стало формироваться так называемое «новое политическое мышление».
Сам термин в 1985-1986 гг. произносился еще редко, но в содержательном плане некоторые его элементы тогда уже вполне обозначились. Речь в первую очередь идет об идее недопустимости ядерной войны как средства решения международных споров. В настоящее время, в обстановке повышенной внешнеполитической напряженности, следует рассмотреть возможные варианты решения создавшейся проблемы. Целью данной работы является теоретическое изучение основ «Нового политического мышления» 1985-1991 гг.
Новое политическое мышление
Новое политическое мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Примечательно, что в начале этого же года Михаил Горбачев говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего, во внешней политике. И всего через пару месяцев произошло изменение практически на 180 градусов. Для правильного понимания сути событий нужно понять, что новый подход касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР. Концепция нового политического мышления сводится к следующим пунктам:
Разделение мира на 2 лагеря (капиталистический и социалистический) признавался неэффективным. Новая концепция – мир един, целостен и неделим.
Отвергалась любая идея решения международных конфликтов силовым способом. Новая концепция – все проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами.
Приверженность к государственным интересам и ценностям фактически отметалась. Новый подход – общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми остальными. То есть, прямым текстом говорилось – интересы государства это ерунда, главное, чтобы мировые общечеловеческие ценности не пострадали. Причем соблюдение этих ценностей СССР возлагало исключительно на себя, а остальные – могут не соблюдать.
Это три составляющие, на которых базировалось новое политическое мышление.
Важнейшими проблемами осуществления внешнеполитического курса СССР в эпоху перестройки являлись обеспечение благоприятных условий для проведения масштабных реформ советской экономики и плавного демонтажа политической системы госсоциализма, стремление к максимальному снижению уровня военно-политической конфронтации на международной арене с ведущими державами Запада путем провозглашения тезиса об отказе от ведения политики «с позиции силы», а также всемерное расширение международных контактов и связей (политика «открытости» в международных делах). Советская концепция «нового политического мышления» на международной арене была сформулирована в решениях XXVII съезда КПСС (февраль — март 1986). Советское руководство главными целями на мировой арене провозглашало решение таких глобальных проблем, как сохранение мирного развития и разоружение, полный отказ от военно-силовых действий, а также решение экологических, энергетических, социально-гуманитарных и других задач. Особенно подчеркивалось, что концепция ненасильственного мира, решение глобальных проблем экологии, энергоресурсов, информации могут быть реализованы только путем объединения усилий всего мирового сообщества на основе взаимного доверия и достижения не «баланса сил», а «баланса интересов».
Проблема разоружения состояла из двух основных частей: ликвидации ракет средней и меньшей дальности США и СССР в Европе и стратегической оборонной инициативы (СОИ). В ходе интенсивных дипломатических контактов, а также целой серии встреч между М. С. Горбачевым и президентами США Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем в Рейкьявике, на Мальте, в Вашингтоне и Москве были подписаны соглашения по вопросам разоружения в Европе. К 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности, причем эти ракеты уничтожались, они не могли быть перебазированы в другие регионы. Кроме того, СССР ликвидировал часть ракет средней дальности в Сибири и на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая. Это было первое реальное сокращение целого класса вооружений, предпринятое со времени окончания Второй мировой войны. Сразу же после заключения советско-американского соглашения о ракетах средней дальности 8 декабря 1987 г. в ходе официального визита М. С. Горбачева в США активизировались переговоры о сокращении стратегических вооружений, но достичь реальных результатов в этой области не удалось из-за разности подходов к решению глобальных проблем. Не дали больших результатов и Венские переговоры о сокращении обычных вооружений в Центральной Европе. Страны НАТО по-прежнему указывали на громадное преимущество стран Варшавского Договора в танках и личном составе, а СССР и другие страны — на ядерное превосходство НАТО. По существу, единственным реальным шагом было принятое на Берлинском совещании стран — участниц ОВД в декабре 1987 г. незначительное сокращение численности Советской Армии в ГДР в 1987—1988 гг. Со стороны НАТО аналогичных действий не последовало.
Важнейшим вопросом в двух- и многосторонних отношениях был вопрос о присутствии советских войск в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения Союза в ведении агрессивной войны против афганского народа. Правительство М. С. Горбачева признало бесперспективность данной войны и было заинтересовано в выходе из нее. Однако предпринять конкретные шаги в данном направлении было непросто. Прежде всего, здесь впервые после Второй мировой войны советские войска продемонстрировали свою невысокую боеспособность и советский генералитет был заинтересован в том, чтобы скрыть эту очевидную истину. Во-вторых, вывод советских войск показал бы возможность отступления социализма с «завоеванных территорий», что имело бы негативное влияние на союзников СССР как среди социалистических стран, так и среди развивающихся государств «третьего мира». В-третьих, что было самым сложным, необходимо было преодолеть сопротивление партийно-административного аппарата, который не хотел изменений в подходе к сущностным проблемам внешней политики. В-четвертых, советское руководство стремилось «сохранить лицо» и обставить свой уход из Афганистана максимально большим количеством условий. Все это привело к тому, что война в Афганистане продолжалась еще почти четыре года.
С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано прежде всего в развитии технико-экономических связей, надеясь получить западные кредиты и технологии с тем, чтобы облегчить кризисное состояние экономики. Западные же государства, прежде всего США и Англия, шли на расширение торговых связей, обусловливая их политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из него.
Советская дипломатия, которую с 1985 г. стал возглавлять бывший партийный лидер Грузии Э. А. Шеварднадзе, сменивший на этом посту А. А. Громыко, активно пыталась нормализовать и поддерживать добрососедские отношения с максимально большим количеством стран. Прежде всего это касалось целого ряда государств, отношения с которыми у СССР были не до конца урегулированы. Так, с 1985 г. постепенно улучшились отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Все спорные вопросы (пограничный, территориальный, идеологический и др.) снимались, расширялась межгосударственная и приграничная торговля, межправительственные контакты происходили на все более высоких уровнях. В мае 1989 г. состоялся первый за 30 лет официальный визит главы СССР в КНР. Подобные процессы стали происходить и в отношении отдельных стран Юго-Восточной и Южной Азии (Таиланда и Пакистана, Южно- Африканской Республики). Однако и в 1985—1991 гг. СССР продолжал оказывать военно-экономическую помощь арабским и африканским странам, которые осуществляли ориентацию на «социалистические идеалы». К этим странам относились Алжир, Ангола, Эфиопия, Ирак, Сирия и др.
В 1985—1988 гг. отношения СССР с соцстранами строились на тех же основах, что и раньше. Правительства в них оставались прежними. В то же время этот период был весьма специфическим, так как европейские соц- страны оказались как бы в «арьергарде» перестройки. СССР сам стимулировал в них внутренние процессы в сторону демократизации и отхода от догм социализма. Среди наиболее крупных событий в международной жизни, в которой активное участие принимал СССР, можно выделить следующие: 1) вывод советских войск из Афганистана; 2) победа оппозиционных сил в европейских социалистических странах; 3) объединение Германии; 4) начало вывода советских войск из Восточной Европы.
Согласно договоренностям 1988 г. в Женеве все советские войска весной 1989 г. покинули Афганистан. Этот шаг советского правительства вызвал благожелательный отклик во всем мире и прежде всего в арабских странах и странах Запада. В то же время соглашения, подписанные в Женеве, были нарушены, так как СССР продолжал оказывать военно-экономическую помощь афганскому правительству, а США и ряд арабских стран — оппозиционным силам. Несмотря на вывод советских войск, афганское правительство сохранило контроль над стратегическими районами страны и продолжало вести успешные боевые действия против оппозиции.
В 1989—1991 гг. произошли резкие сдвиги во внутриполитической жизни практически всех стран социализма, что, в свою очередь, наложило отпечаток на международные отношения. В этот период во всех социалистических странах, за исключением Кубы и Северной Кореи (в Польше этот процесс начался раньше), к власти пришли оппозиционные силы. В ряде государств это были близкие к коммунистическим силы (как, например, в Болгарии, Румынии и Монголии), а в ряде — открыто антикоммунистические (как, в частности, в ГДР, Чехословакии и Венгрии). В связи с глобальными внутриполитическими изменениями, выражавшимися в форсированном введении рыночных капиталистических отношений, которое во многих странах, сопровождалось падением темпов экономического развития и жизненного уровня, нарушались политические, экономические и военные связи внутри социалистических стран. Некоторые страны (Польша, Чехословакия, Румыния) официально заявили об аннулировании ряда обязательств в рамках Организации Варшавского Договора, а Венгрия объявила о своем выходе из нее. Стал быстро падать объем торговли между социалистическими странами. Военное же сотрудничество совсем прекратилось. 1 июля 1991 г. в Праге было официально объявлено о ликвидации военной Организации стран Варшавского Договора, гем самым в Европе остался только один военный блок — НАТО. В конце 1990 — начале 1991 г. СССР заключил соглашение со всеми восточно-европейскими странами о выводе из них своих войск.
В октябре 1990 г. Германская демократическая республика стала частью ФРГ. Процесс объединения Германии начался в 1989 г., его сложность заключалась в том, что ГДР была членом ОВД, ФРГ — НАТО и в ГДР находились ударные части Советской Армии. В результате переговоров была достигнута договоренность, что объединенная Германия станет членом НАТО, советские войска в течение четырех лет будут выведены из страны, а СССР получит крупные льготные кредиты от ФРГ, поставки техники, технологии и товаров широкого потребления. Общая сумма кредитов и экономической помощи ФРГ Советскому Союзу должна была составить около 10 млрд марок.
Следует отметить, что в конце 1980-х гг. внешняя политика СССР была полностью переориентирована на тесное, но не вполне равноправное сотрудничество с ведущими державами Запада. По мере ослабления международного влияния Советского Союза Москва была вынуждена осуществлять свои действия с учетом интересов стран Западной Европы и особенно США. В результате за пятилетний период советской политики «нового мышления» геополитическая карта полностью изменилась: конфронтация между Западом и Востоком исчезла, а созданная СССР с большим трудом социалистическая система перестала существовать. Советский Союз вплотную подошел к собственному крушению, окончательно дискредитировав идею построения мирового коммунистического общества.
Итоги нового политического мышления
Внешнеполитическая деятельность СССР в период горбачевских реформ, основанная на принципах «нового политического мышления», кардинально изменила геополитическое пространство не только в Европе, но и во всем мире. Прекратилось противостояние США – СССР, были ликвидированы военные конфликты в нескольких десятках точек земного шара, изменились направления внешней политики десятков государств, обрели перспективы политического развития страны и народы Европы, Азии, Латинской Америки. Результаты последовательной политики СССР, направленной на сокращение гонки вооружений, освободили бюджет страны от непосильных военных расходов.
Смена внешнеполитического курса, произошедшая в течение нескольких лет, не была результатом деятельности только М. С. Горбачева. В конце мая 1989 г. на совещании в Министерстве иностранных дел был поставлен вопрос о новой роли советской дипломатии, куда были приглашены все послы и «дипломатическая элита». «Новое политическое мышление» как внешнеполитическая доктрина получило одобрение на партийных форумах и в советском обществе.
Сложный процесс поворота внешнеполитического курса практически на 180 градусов в отношении со странами Запада был обусловлен внешними и внутренними причинами. Истощение советской экономики в результате гонки вооружений, военное и экономическое давление со стороны Североатлантического блока во многом предопределяли необходимость реформ как внутри страны, так и во внешней деятельности. Снижение динамизма экономического развития, война в Афганистане, продолжение которой ставило под угрозу экономическую безопасность страны, превратились в узел проблем, решение которых в рамках старой идеологии было невозможно. Советский режим испытывал и острейший идеологический кризис. Традиционные марксистские догмы, теория «развитого социализма» перестали быть убедительными в международном коммунистическом движении и социалистической политической мысли. В странах социализма имел место глубочайший политический кризис, вызванный противоречиями теории и практики строительства социализма. Наиболее отчетливо он проявился в 80-х гг. в Польше. В этой самой большой после СССР социалистической стране Европы возникла рабочая оппозиция коммунистическому режиму. Решить проблему Польши в традициях так называемой «доктрины Брежнева», т.е. путем военного подавления оппозиции, было практически невозможно в условиях новой расстановки сил на международной арене.
Это обстоятельство было использовано администрацией США для сплочения западных и восточных стран в целях проведения активной антисоветской политики. К середине 80-х гг. 120 государств – членов ООН выступали на всех международных форумах с осуждением агрессивной политики СССР в Афганистане, в поддержку Польши, антисоветских сил в странах социалистического лагеря и в самом Советском Союзе.
Изменения внешнеполитического курса имели и негативные последствия. Так, СССР утратил экономическую и политическую самостоятельность, его влияние в целом мире ослабло.Страна следовала в русле политики НАТО, что стало особенно очевидным во время ирако-кувейтской войны и военной операции США под названием «Буря в пустые» в январе 1991 г., когда СССР отказался от самостоятельной политики в Ираке. Поддержка операции «Буря в пустыне», вывод советских военных специалистов из Ирака и участие СССР в экономических санкциях против этой страны имели негативные последствия для советской экономики. СССР утратил статус одной из ведущих мировых держав.
Вместе с тем новая политика открыла возможности контактов и взаимодействия с самыми разнообразными силами современного мира – на Западе, Юге, Востоке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного теоретического исследования можно сделать вывод о том, что новый подход, выраженный в новом политическом мышлении, касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР. По своей сути новое политическое мышление оказало положительное влияние в процессе решения проблемы мировой борьбы против возможной ядерной войны.
Опасность обострения международных противоречий на фоне проходившей в то время гонки вооружений, а так же усиливающаяся вероятность возникновения смертоносной ядерной войны понимало все больше людей. На основе этого всеобщего осознания мировое сообщество стало объединяться в антивоенные, экологические, молодежные движения. Однако, стоит отметить что не смотря на все положительные стороны, новое политическое мышление оказало некоторое негативное влияние на СССР. Это проявилось в необходимости СССР снижения степени влияния на мировую политику в условиях внутриполитического ослабления государства. Новое мышление способствовало снижению напряжения между СССР и США, Востоком и Западом. В основном это произошло не благодаря взаимным адекватным компромиссам, а в значительной мере из-за стратегических уступок нашей страны.
В декабре 1991 г. после подписания Беловежских соглашений Союз Советских Социалистических Республик распался на пятнадцать отдельных независимых стран и Россию. Для Запада это было радостным событием, так как не стало больше угрозы в виде СССР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горбачев М.С. Перестройка для нашей страны и для всего мира. - М.: Политиздат, 1987. - 270 с.
Зубок В.М. Неудавшаяся империя. Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. - М.: РОССПЭН, 2011. - 671 с.
Квицинский Ю.А. Внешняя политика СССР в годы перестройки // Наш современник. - 2001. - № 1. -С. 185-205.
Полынов М. Ф. Новое политическое мышление»: возникновение и основные идеи // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. №1. С.84-89
Яковлев А. Н. и др. Перестройка и современный мир/Отв. Ред. Т.Т.Тимофеев. М.:Международные отношения,1989. С.20
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!