это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2640996
Ознакомительный фрагмент работы:
Обучение спортивной технике – это процесс тренировки, во время которого происходит выработка требуемых для конкретного вида спорта движений и двигательных действий. От процесса тренировки, ее качества, во многом зависит будущий спортивный результат.
Также на обучение спортивной технике значительно влияют физиологические факторы. Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике, соответственно, должно повысить общую эффективность тренировки и всего результата спортивной деятельности. Как правило, такое физиологическое обоснование подразумевает выполнение требований вида спорта к спортсмену, с учетом объективных и индивидуальных физиологических показателей. Актуальность в рассмотрении темы обусловлена тем, что в настоящее время, согласно некоторым исследованиям, наблюдается все более очевидная прямая зависимость между спортивным самоконтролем и эффективностью тренировки, в связи с чем физиологические аспекты тренировки и их учет приобретают очень большое значение.
Цель работы – рассмотреть физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике.
Задачи работы:
Изучить основные понятия, касающиеся спортивной техники;
Рассмотреть основные принципы обучения спортивной технике и их общее физиологическое обоснование;
Выявить дополнительные аспекты физиологического обоснования принципов обучения спортивной технике.
Краткая характеристика структуры работы – исследование построено по принципу «от общего к частному». В начале рассматриваются наиболее общие тематические понятия, в основной части изучается тема и предмет исследования, в третьей главе выявляются дополнительные аспекты изучаемого вопроса.
Краткая характеристика использованных информационных источников – использованы преимущественно новые научные статьи, в которых приводится обзор основных принципов обучения спортивной технике и их общее физиологическое обоснование. Приняты во внимание также источники, обосновывающие важность самоконтроля при реализации принципов обучения спортивной технике.
1 Понятие спортивной техникиСпортивная техника – это способ, которым выполняется определенное спортивное действие. Как правило, такие действия различаются в зависимости от вида спорта, направления тренировки и общих требований к подготовке спортсмена. Тем не менее, во всех видах спорта существуют объективно-схожие характеристики, касающиеся эффективности, рациональности и других критериев оценки спортивной техники.
Всего существует четыре группы видов спорта, для которых определяется отдельная спортивная техника:
Скоростные-силовые виды спорта
К ним относится бег, тяжелая атлетика, метания, прыжки и др. виды спорта. Основное направление техники и принципов обучения ей – развитие скорости и силы. То есть, по сути, приоритет делается на развитие мощных и быстрых усилий в упражнениях соревновательного характера.
Виды спорта, требующие большой выносливости
Это такие виды спортивных состязаний, как бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велосипедный спорт и др. Суть техники, выражаемая в принципе обучения ей – развитие у спортсмена способности экономить расходы энергии и ресурсов организма.
Спорт как искусство движений
К таким видам спортивных состязаний относится гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др. Соответственно, принципы спортивной техники ориентируются преимущественно на эстетические требования, на обеспечение выразительности и точности движений.
Спортивные игры и спортивные единоборства
В данных видах спорта принципы обучения, вероятно, наиболее разнообразны и эклектичны, поскольку характер этих видов спорта требует выполнения одновременно нескольких требований к разным направлениям подготовки, которые в остальных видах спорта, как правило, преобладают в гораздо меньшем числе. Здесь требуется выработка способностей работы в команде, тактических способностей, выносливости, обеспечение высокой результативности (прямо влияет на результат), стабильность, вариативность действий спортсмена в меняющихся условиях и многое другое.
Таким образом, как видно из данной классификации, физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике практически всегда предопределяется характером физической нагрузки и требованиями вида спорта к спортсмену.
Целесообразно также привести еще некоторые понятия, относящиеся к рассматриваемому вопросу.
Техническая подготовленность – показатель, отражающий способность спортсмена выполнять требуемую технику движений.
Объем техники – число техник (технических приемов), которыми владеет спортсмен.
Разносторонность техники – уровень разнообразия техник, которыми владеет спортсмен. Наиболее актуален данный показатель для спортивных игр и спортивных единоборств.
Эффективность владения спортивной техникой – показатель, отражающий, насколько близка техника выполняемого спортсменом действия относительно объективного требования к технике (условному эталону, образцу) [6].
2 Основные принципы обучения спортивной технике и их общее физиологическое обоснованиеСуществуют следующие основные принципы, по которым проводится обучение спортивной технике:
Принцип постепенного усложнения техники
Для того, чтобы тренировка была эффективной, необходимо обеспечивать рост нагрузки, пропорциональный уровню «привыкания» организма к текущей нагрузке. В тренировке это выражается тем, что двигательные навыки формируются постепенно, на базе уже имеющихся умений, начиная с самых простых, базовых движений. По мере запоминания и освоения спортсменом простых движений, разучиваются все более сложные движения.
Физиологическое обоснование данного принципа отсылает к механизмам работы мышечного аппарата системы. Во время выполнения тренировочных упражнений (или движений в спорте) включаются сложные временные связи, которые взаимосвязаны с целыми группами других мышц. Для того, чтобы новые связи укрепились, необходимо некоторое время, которое несколько превышает минимальное время, необходимое для того, чтобы центральная нервная система запомнила изучаемое движение.
Принцип систематичности
Гласит, что обучение спортивной технике должно обеспечивать связь между изучаемым двигательным действием и всей техникой, относящейся к конкретному виду спорта. Каждое изучаемое движение должно иметь пользу для всей техники.
Также принцип указывает на то, что процесс тренировки целесообразно строить по принципу системы, в которой есть логические закономерности. Например, необходимо чередование нагрузки и отдыха от нее, режим питания, самоконтроль и т. п. При этом, процесс обучения в системе тренировки обладает некоторой цикличностью (повторяемостью), что направлено на ускорение запоминания движений и их отработку до требуемого уровня. В свою очередь, это реализуется через повторения и интервалы. Важно также обеспечение в системе нормированного уровня повторений и интервалов (перерывов). Так, превышение некоторого индивидуального уровня повторений упражнения снижает общую эффективность подготовки и перегружает спортсмена. При этом, например, снижение длительности интервалов между повторениями также может негативно сказаться, так как спортсмен (в каждом индивидуальном случае) может попросту не успевать восстановить силы организма, что привет к утомлению, и сделает тренировку в итоге бессмысленной [1, 2, 4].
Разносторонность
Означает, что изучаемые в технике двигательные действия должны быть доступными для разного применения. Это необходимо для того, чтобы спортсмен мог пользоваться этими движениями в случаях, когда существуют непредвиденные факторы, мешающие выполнять основную технику и движения «по назначению», в соответствии с прямым назначением техники.
Физиологическое обоснование принципа разносторонней подготовки связано с экстраполяцией высшей нервной деятельности, которая обеспечивает адекватную реакцию в нестандартных ситуациях. Использование спортсменом только ограниченного числа и вариаций физических упражнений уменьшает активность и экстраполяцию нервной системы, снижает внимание, вовлеченность, эмоциональность и способности спортсмена «чувствовать» игру и спорт.
Принцип индивидуализации
Гласит, что спортсмен должен пользоваться техникой в соответствии со своими индивидуальными характеристиками и способностями организма. Возможно, что сама техника не будет точно воспроизводиться спортсменом, а будет «подстраиваться» под спортсмена [3, 5].
В физиологическом смысле, обоснование принципа индивидуализации указывает на генетические факторы, которые на каждый организм влияют по-разному. Также значительное влияние оказывает набор уже приобретенных ранее индивидуальных способностей, которые определяют, как быстро спортсмен освоит нужную технику.
Вместе с принципами тренировки также принято учитывать такое свойство центральной нервной системы, как пластичность. От этого свойства напрямую зависит, насколько эффективно будет достигаться высокая степень тренированности спортсмена [7].
3 Другие аспекты физиологического обоснования принципов обучения спортивной технике
Как было рассмотрено в 1 и 2 главе данной работы, принципы обучения спортивной технике зависят от двух основных категорий факторов, от вида спорта и от физиологических (фактически – индивидуальных) факторов, т. е. состояния спортсмена в отношении требований вида спорта. Можно дополнить такие категории следующими физиологическими обоснованиями, влияющими на общую эффективность тренировки:
Условно-рефлекторные механизмы
Эта категория факторов считается физиологической основой формирования двигательных навыков.
Например, сенсорные компоненты прямо влияют на выработку двигательного навыка. Благодаря временным физиологическим связям, возникающим условно-рефлекторным путем, образуются новые спортивные навыки. Временным связям, образуемым в тренировке рефлекторно, на физиологическом уровне придается очень большое значение. Их назначение заключается в том, что они обеспечивают формирование на физиологическом уровне нового двигательного акта, на основании уже имеющихся связей, выражаемых внешне как «простое» движение.
Временные связи также важны при формировании двигательного навыка тем, что они способствуют более эффективному обеспечению движений функциями вегетативных органов, что имеет значение прежде всего для длительных упражнений двигательного характера [8].
Механизмы координации
Они имеют большое значение при формировании сложных движений, которые всегда образуются на базе уже существующих навыков, определяемых уровнем координации движений. При этом, учитывается, что наличие уже закрепившихся навыков может не содействовать или вовсе может мешать освоению новых движений, поскольку иногда необходима перестройка структуры существующего движения. Например, при уже существующем навыке вращения на коньке (фигурное катание) только в одну сторону, возможны трудности при обучении вращения на коньке в противоположную сторону. Для этого необходимо преодоление динамического стереотипа – устойчивого механизма выполнения техники, закрепленного на уровне физиологической памяти.
Значение фаз и стадий при формировании двигательного навыка
Важно учитывать, что формирование двигательного навыка всегда проходит через ряд последовательных фаз (стадий):
Иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу лишних мышц
Стадия проходит при объединении отдельных частных действий в целостный акт.
Концентрация нервных процессов
Включает в себя улучшение координации, устранение лишнего мышечного напряжения, рост проявления стереотипности движений и подобные механизмы.
Стабилизация навыков, сформированных на второй стадии
Окончательно формируется спортивная техника на физиологической основе.
ЗаключениеОсновные выводы, полученные в ходе данного исследования, следующие:
Принципы обучения спортивной технике в равной мере определяются требованиями конкретного вида спорта и индивидуальными физиологическими особенностями организма;
Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике указывает на взаимосвязь между требованиями вида спорта и индивидуальными физиологическими особенностями организма;
В основе физиологических принципов обучения спортивной технике находятся сложные механизмы работы организма человека, которые по разным направлениям сказываются на индивидуальных характеристиках организма и эффективности спортивной деятельности.
Данные аспекты тренировки важны и актуальны в настоящее время по той причине, что современные исследования указывают на большую важность самоконтроля в тренировке, а он, в свою очередь, значительно предопределяет характер взаимосвязи между физиологическими особенностями организма и качественной характеристикой освоения спортивных навыков. Дальнейшие пути изучения темы целесообразно проводить в направлении разработок путей практической применимости знаний о данных принципах и структурных связях, формирующих характер тренировки.
Список использованных источниковАстахов Н. Э. Самоконтроль для занимающихся физической культурой // Н. Э. Астахов. – Молодой ученый. – № 18 (256). – 2019. – С. 60-61. URL: https://moluch.ru/archive/256/58643/ (дата обращения: 30.10.2020).
Кулешова В. П. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2019/01/22/statya-samokontrol-pri-zanyatiyah-fizicheskoy-kulturoy (дата обращения: 28.10.2020).
Миногина Е. В., Кузина В. Ю. Роль физической культуры и здорового образа жизни для студента // Е. В. Миногина, В. Ю. Кузина. – Проблемы педагогики. – 2017. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-i-zdorovogo-obraza-zhizni-dlya-studenta
Наими М. К., Куралева О. О. Основы самоконтроля занимающихся физической культурой и спортом студентов за состоянием организма // М. К. Наими, О. О. Куралева. – Теоретические и практические аспекты развития современной науки: теория, методология, практика. – 2019. – С. 44-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40643742& (дата обращения: 30.10.2020).
Стебунова С. Е., Курганова Е. В. Роль физической культуры в обеспечении здоровья студентов // С. Е. Стебунова, Е. В. Курганова. – Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 28 мая 2017 г.) ; редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 193-195.
Шустин Б. Н. Современная система подготовки спортсменов : монография // Б. Н. Шустин. – Москва : Спорт. – 2020. – С. 440
Физиологическое обоснование реализации педагогических принципов обучения в спортивных играх // Е. Н. Семенов, Е. В. Суханова, Л. А. Буйлова, Е. Н. Ерхина, В. Б. Маркина. – Игровые виды спорта: актуальные вопросы теории и практики, 2018. – С. 421-424. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36660237& (дата обращения: 16.12.2020).
Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Региональной студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 11 апреля 2018 г. // ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2018. – С. 299.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!