это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2643665
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье акцентировано внимание на понятии «педагогическая система». Определены этапы формирования информационно-технологической компетентности (ИТ-компетентности). Разработана модель педагогической системы формирования ИТ-компетентности молодых специалистов в процессе высшего образования, состоящая из целевого, содержательного, деятельностного и результативного структурных компонентов. Выяснена роль дидактического обеспечения, представленного в пределах созданных учебно-методических комплексов, в процессе формирования ИТ-компетентности молодых специалистов во время обучения при реализации разработанной модели педагогической системы. Охарактеризован структуру деятельности преподавателей, а также молодых специалистов в процессе формирования ИТ-компетентности при обучении в пределах функциональных гностического, проектировочного, конструктивного, коммуникативного, организационного, оценочного и прогностического компонентов разработанной педагогической системы.
Ключевые слова: IТ-компетентность, модель, учебно-методический комплекс, педагогическая система, руководство, структура, этапы.
Введение. Отраслевые стандарты высшего образования определяют приоритетные направления образования молодых специалистов, обусловленные развитием наукоемких технологий и внедрением инноваций. Благодаря этому происходит переосмысление задач, которые стоят перед системой высшего образования, поскольку на сегодняшний день без систематического повышения уровня образовательной и профессиональной подготовки специалистов, что сопровождается непрерывным внедрением новейших достижений науки и техники.
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос повышения уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, от которого зависит качество предоставляемых ими помощи и услуг. Из-за стремительного увеличения объема знаний в наше время передачи и усвоения информации с помощью только традиционных способов и средств невозможно. Поэтому необходимо искать такие из них, которые позволяют за меньшие сроки обучения в профильных вузах формировать у будущих специалистов больше знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
Решение данной проблемы мы видим в подготовке молодых специалистов, умеющих квалифицированно выбирать и применять информационные технологии в учебной и будущей профессиональной деятельности. Одним из возможных путей решения сформулированной проблемы является широкое внедрение в практику работы профильных вузов эффективных инноваций, основанных на применении новых информационных технологий в процессе обучения, а также в профессиональной деятельности будущих специалистов.
Вопросы применения информационных технологий в учебном процессе исследовали Абдукадыров, А. А., Смолянинова О.Г., Альбекова З.М., Агибова И.М., Лемешкина И. Г., Баяхметова И.В., Болгарина Е. В., Хисяметдинова Э. Ш. [1-8] и другие. Практический опыт формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области информационных технологий изучали Даньшина Е. В., Вовк Е. В., Саттарова Н.И., Прудинский Г.A., Андреева И.А., Светлакова Е.К., Бедняк С.Г., Минаева Н. А. [9-15] и другие.
Целью статьи является теоретическое обоснование, практическое разработки и выяснения эффективности функционирования модели педагогической системы формирования ИТ-компетентности молодых специалистов в процессе их высшего образования в профильных вузов.
Методы. С целью формирования ИТ-компетентности будущих специалистов в рамках разработанной модели педагогической системы в процессе обучения с использованием созданных пособий в ходе исследования были использованы такие методы обучения как информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, проблемного изложения, исследовательский, проблемно-развивающего обучения, активного обучения, интегрированного обучения, интерактивного обучения, метод портфолио, метод целесообразно подобранных задач, метод демонстрационных примеров, метод проектов, индивидуального обучения, метод модерации, модульное обучение, методы контроля [12].
Результаты. В связи с внедрением высокотехнологичного оборудования и новых информационных технологий во всех системы практически ежедневно растет потребность в молодых специалистах, компетентных в решении любых задач во время профессиональной деятельности. Заметим, что в условиях информатизации общества, высшего образования в профессиональной деятельности молодых специалистов появляется новая информационно-технологическая функция, выполнение которой с привлечением потенциала новых информационных технологий обеспечивает для них:
- формирование специальных знаний, умений и навыков;
- развитие личностных качеств;
- повышение уровня творческих способностей;
- развитие альтернативного и логического мышления, способностей к самообразованию.
В рамках данного процесса молодые специалисты должны уметь работать с современными аппаратными и программными средствами, осознанно применять информационные технологии в профессиональной деятельности, то есть обладать ИТ-компетентностью. Учтем, что ИТ-компетентность молодых специалистов достаточно часто следует рассматривать как совокупность их профессиональных качеств, в основе которых лежат способности, знания, умения и навыки в области освоения новых информационных технологий, а также опыта их применения в профессиональной деятельности. Также следует иметь в виду, что на сегодня стержневым показателем уровня квалификации современных специалистов является их профессиональная компетентность.
Поэтому в условиях информатизации высшего образования новую составляющую профессиональной компетентности молодых специалистов, а именно их ИТ-компетентность, нужно формировать уже во время учебы в профильных вузах. Стоит отметить, что тенденция реализации компетентностного подхода в высшем образовании прослеживается сравнительно недавно. Но, несмотря на достаточный объем теоретических и практических исследований в этом направлении сегодня, ИТ-компетентность в них в основном рассматривается только в контексте использования информационных технологий в учебно-практической деятельности будущих специалистов.
Реализация в учебно-воспитательном процессе вуза педагогической системы формирования ИТ-компетентности, по нашему мнению, позволит осуществлять соответствующую современным требованиям информационно-технологического общества подготовку молодых специалистов, способных к выполнению профессиональных задач на высоком профессиональном уровне с помощью информационных технологий. В связи с этим к высшему образованию будущих специалистов предъявляются повышенные требования, главным условием для выполнения которых в профильных вузах является использование информационных технологий во время учебно-воспитательного процесса, обеспечивает всестороннее развитие его участников.
Авторы Абдукадыров, А. А. и Смолянинова О.Г. рассматривают педагогическую систему как систему, в которой осуществляется педагогический процесс - сложный процесс, во время которого происходит совокупность внутренне связанных многих процессов и действий, сущность которых заключается в том, что социальный опыт превращается в качестве личности, которая формируется [1, 2]. Подытоживая вышеизложенное, можно утверждать, что под педагогической системой формирования ИТ-компетентности будущих молодых специалистов целесообразно понимать динамично функциональный комплекс диалектически связанных между собой компонентов, которые создают оптимальные условия для решения задач обучения, образования и воспитания будущих специалистов в профильных вузах, а также подчиненных целью формирования у лиц, обучающихся готовности к самостоятельному, ответственного и продуктивного решения задач в будущей профессиональной деятельности.
С учетом вышеизложенного была разработана модель педагогической системы формирования ИТ-компетентности молодых специалистов в процессе их высшего образования в профильных вузах. Дидактическое обеспечение процесса формирования ИТ-компетентности будущих специалистов во время обучения представлено:
- учебно-методическими материалами - методическими рекомендациями и указания к практическим занятиям, а также для осуществления самостоятельной работы лицами, которые учатся;
- методическими разработками для лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, контрольных и курсовых работ (проектов) - авторскими учебными пособиями, с помощью которых осуществляется теоретическая и практическая подготовка к практическим занятиям, текущих и итоговых модульных контролей, решение контрольных работ, выполнение расчетно-графических и курсовых работ (проектов), а также самостоятельной работы.
Было установлено, что учебно-методический комплекс (УМК) в процессе формирования ИТ-компетентности будущих специалистов во время обучения:
- является инструментом системно-методического обеспечения такого процесса;
- является фактором, благодаря которому различные дидактические средства обучения объединяются в единое целое и подчиняются цели обучения;
- концентрируют и выдвигают требования к содержанию изучаемого предмета, а также к знаниям, умениям и навыкам, которые должен приобрести каждый будущий специалист согласно отраслевым стандартом высшего образования;
- является стимулом для появления новаторских идей и способствуют развитию творческого потенциала субъектов образовательного процесса различных уровней - лиц, обучающихся и преподавателей.
По результатам исследования мы пришли к выводу, что использование разработанных УМК создает условия для максимальной активности лиц, которые учатся, и обеспечивает ориентировку их учебно-познавательной деятельности на гарантированное достижение поставленных целей в виде образовательного результата, который диагностируется, то есть, сложившейся ИТ-компетентности будущего специалиста .
Заключение
Исследуя, мы пришли к выводу, что эффективным результатом функционирования разработанной модели педагогической системы является формирование во время обучения у молодых специалистов ИТ-компетентности такого уровня [13], который позволит им легко адаптироваться в информационном обществе, осознанно осваивать и использовать информационные технологии в профессиональной деятельности, а также квалифицированно решать задачи, возникающие в процессе ее осуществления. В итоге следует отметить, что внедрение разработанной модели педагогической системы формирования ИТ-компетентности в пределах обучения с использованием созданных пособий в условиях учебно-воспитательного процесса способствовало повышению эффективности профессиональной подготовки молодых специалистов.
Список литературы:
1.Абдукадыров, А. А. Роль информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в компетентности будущего инженера / А. А. Абдукадыров, Б. З. Тураев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 363-366. — URL: https://moluch.ru/archive/41/4888/ (дата обращения: 09.12.2020).
2.Смолянинова О.Г. Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущего бакалавра/магистра в информационно-образовательной среде вуза // Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий: Материалы научно-практической конференции «Инфо-2019». – Сочи, 2019. – С. 5-8.
3.Альбекова З.М. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов – техников на занятиях по дисциплине «Базы данных» [Текст]/ З.М. Альбекова // Технологии профессионального образования: традиции и инновации: Материалы Международной научно-методической конференции: В 2т. – Самара: СГАСУ, 2009. – Т. 2. – С. 226-232.
4.Агибова И.М., Альбекова З.М. Формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов – техников в модульно-информационной технологии обучения в сфере СПО (на примере дисциплины «Базы данных») [Текст]/ И.М. Агибова, З.М. Альбекова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: IV Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2019. – С. 219-225.
5.Лемешкина, И. Г. Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов / И. Г. Лемешкина, О. В. Гостевская, О. А. Авдеюк, А. В. Курапин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 799-801. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15443/ (дата обращения: 09.12.2020).
6.Баяхметова И.В. Формирование профессиональной компетентности молодых специалистов посредством информационных технологий // Педагогическая наука и практика. 2014. №4 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-molodyh-spetsialistov-posredstvom-informatsionnyh-tehnologiy-1 (дата обращения: 09.12.2020).
7.Болгарина Е. В. Профессиональные компетенции специалистов информационных технологий // Вестник ЮУрГГПУ. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-kompetentsii-spetsialistov-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 09.12.2020).
8.Баяхметова И.В. Формирование профессиональной компетентности молодых специалистов посредством информационных технологий // Педагогическая наука и практика. 2014. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-molodyh-spetsialistov-posredstvom-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 09.12.2020).
9.Хисяметдинова, Э. Ш. Подготовка технического специалиста к изменениям современного общества / Э. Ш. Хисяметдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 851-854. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26047/ (дата обращения: 09.12.2020).
10.Даньшина, Е. В. Информационная компетентность как педагогическая категория / Е. В. Даньшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 348-349. — URL: https://moluch.ru/archive/10/737/ (дата обращения: 09.12.2020).
11. Вовк Е. В. Формирование информационной компетентности будущих специалистов дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kompetentnosti-buduschih-spetsialistov-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.12.2020).
12.Саттарова Н.И., Прудинский Г.A. Роль и значение IT-компетентности преподавателей // Записки Горного института. 2011. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-it-kompetentnosti-prepodavateley (дата обращения: 09.12.2020).
13.Андреева И.А., Светлакова Е.К. Роль информационных технологий как средства формирования языковой компетенции школьников // Инновационная наука. 2015. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnyh-tehnologiy-kak-sredstva-formirovaniya-yazykovoy-kompetentsii-shkolnikov (дата обращения: 09.12.2020).
14.Бедняк С.Г. Роль IT-компетентности будущего специалиста в инновационном развитии общества // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-it-kompetentnosti-buduschego-spetsialista-v-innovatsionnom-razvitii-obschestva (дата обращения: 09.12.2020).
15.Минаева Н. А. Информационные технологии в формировании компетенций у будущих учителей // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-formirovanii-kompetentsiy-u-buduschih-uchiteley (дата обращения: 09.12.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!