это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2645127
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Представим себе формирующегося Человека, у которого в голове масса мыслей, идей, вопросов, планов. Что изучать? Чем заняться? С кем дружить, а с кем нет? Куда после школы пойти учиться? Какой путь выбрать дальше? Кому довериться? А еще, конечно множество проблем, серьезных и не очень, связанных с учебой и взаимоотношениями с родителями, педагогами, сверстниками. Как найти выход? Да мало ли что?! Да мало ли как?! Кто поможет и как разобраться, найти выход?
Вот тут то и необходима помощь, помощь человека, который не просто выслушает, а поможет, поддержит и пойдет вместе с тобой к намеченной цели, будет рядом в трудную минуту. Таким человеком сегодня является волонтер. Волонтер - это человек, который готов прийти на помощь, помочь разобраться в себе, «разложить все мысли по полочкам», определиться в предпочтениях, понять, куда и зачем двигаться, помочь в движении, сопровождении [10].
Целью исследования является изучение научно-методической литературы по изучению социального смысла волонтерской деятельности, ее общественной значимости.
Задачами исследования являются:
-определение понятия волонтер в образовательном процессе;
-исследование образовательного Стандарта волонтера, социального смысла волонтерской деятельности;
-изучение особенностей профессиональной подготовки волонтера, ее общественной значимости.
В ходе проведения исследования выяснили, что в настоящее непростое время волонтер необходим и востребован временем. Как показало наше исследование, волонтеры вводятся стихийно и по разным причинам. Кто-то из руководителей потому, что это модно и требуют «выше», а кто - то видит в этом новую позицию, определенный шаг для того, чтобы жизнь в образовательном учреждении стала ярче, насыщеннее, активнее [6].
Выводы: новый образовательный стандарт волонтера – это необходимый сегодня сложно устроенный живой организм, меняющийся в соответствии с вызовом общества.
Социальный смысл волонтерской деятельности
В Российской образовательной системе на современном этапе волонтерство, заимствованное из иностранного образования, представляет собой инновационную составляющую. Н.В.Рыбалкина при ответе на вопрос способно ли волонтерство сегодня стать ресурсом развития образовательных стандартов, отвечает: «Если мы будем иметь перед глазами пример более чем вековой истории волонтерства, нам будет с чем сравнивать современную ситуацию, ее трудности и неясности с социальными проблемами, которые стояли в прошлом и возникают в сегодняшнем» [4,11]
Современное волонтерское движение носит многоаспектный характер. А.М. Глушенков под волонтерами понимает «людей, которые добровольно и безвозмездно вносят свой вклад в развитие широкого спектра дел на благо общества» [9]. Вопросы формирования и развития волонтерского движения рассматривались и рассматриваются в современной действительности разными учеными, которые в своих социалогических исследованиях делая акценты именно на «позитивной, направленной» активности молодежи подчеркивают современный подход волонтерства. Исходя из выводов таких исследователей в этой области, как Азарова Е.С., Алещенок C.B., Вандышева JI.B., Решетников О. В., Тетерский С.В. и др., волонтерская деятельность скорее следует к рассмотрению как значимый многозначительный фактор социализации современной молодежной среды.
Обобщая данные можно сказать, что волонтерство представляет собой не столько определенную психолого-педагогическую технологию, сколько сформировавшуюся параллельно с культурой преподавания и обучения новую социокультуру.
Еще Я.А.Каменский считал вполне очевидным тот факт, что педагог одновременно должен обучать и воспитывать, при этом обучать тому, что понимается детьми. Его сформулированный принцип: «Все, то усвоено, в свою очередь должно быть преподаваемо другим и для других» актуально и в части волонтерского движения, как некий девиз педагогам к действию [5].
Русская интерпретация слова волонтер ассоциируется с функциями ментора, наставника, благотворителя. Следует отметить, что менторство в данном случае – традиция американской школы, основанная на массовой работе со студентами, обучающимися и т.д. Волонтерство в данном контексте выступает как хорошая традиция нашей школы, основанная на массовой разносторонней работе с воспитанниками, допускающей не только работу преподавательского состава, но также активное участие выпускников, в массовых социально значимых мероприятиях. Таким образом, следует отметить, что волонтерское движение выступает как исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, способная обеспечить разработку идивидуального образовательного маршрута учащихся и студентов в процессе образовательной среды [8].
Волонтерское движение с точки зрения педагогики и психологии выступает оригинальной философией образования, берущей начало как одна из институционализированных форм благотворительности, наставничества в социуме [10].
В основных нормативных документах, касающихся основ государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года, одной из приоритетных задач молодежной политики является формирование у подрастающего поколения устойчивой системы гражданских и нравственных позиций, проявляющихся в знаниях различных аспектов наследия: национального, исторического, культурного, совместимого с уважением во всем его многообразии проявления [1,2].
В новом Докладе ООН (2018 год) о состоянии волонтерства в мире приводятся такие интересные факты, что если подсчитать объем ресурсов труда добровольцев во всем мире, то эти ресурсы можно приравнять к трудозатратам 109 млн. человек наемного персонала, который работает полный трудовой день [4].
В современных университетах Оксфорда и Кембриджа и сегодня волонтерское движение играют важнейшую роль обучения и воспитания молодежи. Английский педагоги считают, что только в условиях так называемого академического волонтерского единого сообщества с системой взаимообратных связей, где волонтер является связующим звеном, происходит социальное формирование личности ребенка, студента [6]
В образовательной культуре России ситуация складывалась иначе. Россия, унаследовала германскую модель не предполагая институт волонтерства [10]. В 1775 г. – на целых 600 лет позже, чем в Европе – в России возникает первый университет со своей системой кафедр и программами изучения каждого отдельного курса. Ощущалась острая нехватка своих и иностранных преподавателей. Результат- отсутствие условий для возникновения открытого свободного образовательного пространства и пока никакой речи о сопровождении образовательного волонтерского движения.
Немецкая классическая система, завезенная в Россию и опробированная в университете им. Ломоносова представляла собой следующую схему:
-центром учебно-воспитательного процесса является кафедра с программами, вокруг которой происходит общение преподавателей и студентов;
-скорость образовательного пространства не зависит напрямую ни от особенностей личности педагога, ни от своеобразия интересов обучающегося. Траектория обучения выстраивалась с помощью единственного инструмента - учебной программы. Это обусловило зарождение образования на основе ремесленных цехов и в последующем формирование профессиональных навыков в предельно сжатые сроки.
Вопрос о возможности современного использования молодежной волонтерской деятельности можно рассматривать в двух аспектах:
-какое влияние волонтерство оказывает на саму личность, вовлеченного в такую деятельность;
-какое влияние оказывает молодежное волонтерство на историческую ситуацию, сложившуюся в обществе.
Е.Б.Колосов в своей работе: «Волонтерство как новая социальная позиция» утверждает, что ценности индивидуально ориентированной педагогики как одного из путей воспитания личности за реализацию собственного предназначения в истории российского образования не представлены и, несмотря на то, что внешняя кафедральная форма полностью заимствована у немцев, существует ряд явлений в русле отечественной культуры и менталитета [7]. Такой традицией, например, можно считать монастырских наставников – старцев, которых описывал Ф.М.Достоевский в романе «Братья Карамазовы» (духовные поиски Алеши Карамазова и наставничества старца Зосима).
В современных литературных источниках некоторые исследователи рассматривают волонтерство как некую социальную общность. Социальная общность в данном случае определяется как совокупность людей, которые осуществляют совместные, целенаправленные действия, и объединенные общим социальным признаком. К таки объединениям относятся массовые социальные группы, со своими социальными преимуществами: вероятностная природа, ситуативный характер общения, статистический характер, аморфность, разнородность (расовые, демографические, этнические и иные общности) и т.д. [7].Согласно Концепции развития понятие «волонтер» содержится в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В контексте этого нормативно-правового акта волонтерами являются граждане, осуществляющие благотворительную при безвозмездном труде и в интересах благополучателя. Другими словами, волонтерами являются люди, неформально осуществляющие свою деятельность, а работающие на общественных безвозмездных началах не только в государственных, но и в коммерческих организациях различной сферы [3].
С точки зрения сферы образования, волонтерство стало оформляться как самостоятельное педагогическое движение во времена реформирования всей системы образования лишь в конце 80-х. И первые публикации на эту тему появляются в 93-94 г.г.
«Волонтерство является сегодня в современных социальных услвоиях очень важным социальным лифтом. Около 15% россиян имеют опыт волонтерской деятельности, и еще к 7% относятся люди, которые себя так или иначе с движением волонтеров отождествляют», — Александр Бугаев, руководитель Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).
«Волонтеры показывают наилучшие результаты по таким компетенциям, как коммуникабельность, командная работа, социальность — 8,5 из 10, а эти компетенции очень важны для будущих руководителей. Таким образом, можно смело устверждать, что Волонтеры являются кадровым резервом нашей страны», — Татьяна Гомзякова, руководитель департамента по работе с волонтерами АНО «Организационный комитет «Россия-2018».
При проведении исследования, мы выяснили, что согласно статистическим опросам, 38% россиян старше 18 лет говорят сегодня о том, что им приходилось за последний месяц выполнять какую-либо неоплачиваемую работу для других лиц или организаций [12].
Таким образом, с социальной точки зрения волонтерство является направленным достижением определенных целей, одной из которых выступает формирование социальной сплоченности и стабильности в обществе, а другая на дополнение услуг социально-значимых программам.
Основные понятия, направления, специфика и виды волонтерской деятельности
Современное волонтерское движение активно набирает обороты, внедряясь в образовательные системы не только России, а также многих ведущих стран мира.
Мы выделили следующие факторы, способствующие такой востребованности и популярности (Таблица 1):
Таблица 1-Факторы востребованности волонтерства:
Фактор Основания
Оформление социального заказа Принципы индивидуализации и открытости образовательной среды
Создание социального маршрута Составление социальной индивидуальной траектории по организации социального заказа в образовательном пространстве
Совместная реализация профильного образования Соблюдение принципа индивидуальности обучающихся, студентов
Условия волонтерского сопровождения Осознание выбора проектной и исследовательской деятельности для решения образовательных, профессиональных и социальных проблем
Основные направления волонтерского движения являются (Схема 1):
Задачами волонтерства можно назвать следующие [5]:
Способствование формированию различных мотиваций.
Всяческая поддержка образовательных и социальных инициатив.
Обустройство увлекательной и интересной предметной среды в соответствии с сензитивным периодом развития.
Способствовать организации социальных событий по развитию личностной рефлексии и накоплению социально продуктивного опыта.
Помогать подбирать места творческих проб и самопрезентаций. у
Проводить консультирование с педагогами, родителями, самим учеником в процессе наблюдения за деятельностью ребенка и фиксацией точек успеха и напряжения.
Познакомить со способами самооценки и самодиагностики; планирования и анализа; рефлексии, приучить к самоорганизации.
В современном понимании основанием социального волонтерства выступают следующие позиции, побуждающие человека к действиям на благо общества [10]:
- социальная ответственность, представляющая собой нравственные основания, благодаря которым человек побуждает себя и товарищей к добровольному служению обществу;
- гражданские обязанности, как основание, являющееся фундаментальной основой жизнеспособности и жизнедеятельности социума.
Главными чертами волонтерского движения в социальном аспекте вопроса являются: бескорыстность, добровольчество, социально значимая деятельность.
Объекты социального волонтерства рассматриваются на уровне социальных учреждений, различных молодежных объединений, включая в том числе и некоммерческие, а также семьи и отдельные люди.
К субъектам волонтерского движения относятся:
-волонтеры, способные оказывать различные виды социальной поддержки;
-педагоги-наставники, обеспечивающие содание единой образовательной среды в рамках обучения добровольчеству;
-организаторы и участники проводимых волонтерских социальных проектов и программ, являющихся определнным добровольческим резервом;
-административно-управленческий кластер, осуществляющий организацию и реализацию проектов и программ социального волонтерства;
-исследователи и статисты, наблюдатели за динамикой развития социального волонтерства на разных уровнях реализации.
С точки зрения социально значимых мотивов волонтерское движение выступает скорее, как определенные возможности развития личности [11]:
-самореализация через общественное призвание, формирование чувства социальной значимости и единения с социумом;
-социальное самовыражение и самоопределение себя, как социально значимой личности;
-профессиональное ориентирование в дальнейшем самоопределении и служении обществу;
-приобретение таких полезных социальных и практических навыков, которые дают возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками, сотоварищами по коммуникациям;
-выражение своей индивидуальной гражданской позиции;
-приобретение социального широкого опыта ответственного лидерства при социальном взаимодействии и коммуницировании;
-выполнение внутреннего общественного и религиозного долга;
-эффективное, полезное «заполнение» свободного времени.
Чем же принципиально отличается профессиональная волонтерская деятельность от деятельности других социально - педагогических профессий? Попытаемся ответить на этот вопрос: традиционные и привычные сегодня социально-педагогические профессии в основу ставят усвоение норм и правил. Волонтерство же создает среду и условия для освоения нового, непознанного, инновационного. Волонтерская педагогическая позиция существенно отличается от позиции учителя – предметника, психолога, социального педагога, классного руководителя и как бы совмещает в себе все эти качества и позиции педагога.
На наш взгляд, волонтер с точки зрения педагогики и психологии сегодня – это преподаватель нового, особого типа, который играет роль консультанта и наставника, организатора и куратора по личностно-профессиональному развитию и самоопределению.
Целесообразность появления профессиональной и должностной позиции волонтера в образовательном учреждении возникает при сегодняшней необходимости всех звеньев образовательной цепочки: педагогов, обучающихся, родителей, администрации учреждения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы [7].
Волонтерская деятельность является видом не только общественно значимой, но и духовной деятельности, направленной на помощь тем, кому эта помощь наиболее необходима и важна, части социума, которая не имеет возможности сама себе помогать из-за старости, инвалидности, беспризорничества, социальных бедствий и потрясений. Волонтерство может начинаться от традиционных видов взаимопомощи и заканчиваться объединениями усилий огромного количества людей.
Общественная значимость волонтерского движения
По последним статистическим данным в настоящее время в России зарегистрировано большое количество волонтерских организаций, благодаря которым каждый четвертый житель нашей страны не только желает, но и может безвозмездно работать на социальное благо общества. По мнению М. Олчман, П. Джордан, волонтерское современное движение стремиться к достижению многорезультативности, которая с одной стороны, помогает в создавать стабильное и сплоченное общество, а с другой стороны спомобно дополнять услуги, которые может предоставить социуму государство [10].
Спектр социальной деятельности в рамках волонтерства достаточно широк и многообразен. Как одни из наиболее актуальных и востребованных временем форм деятельности можно считать следующие, наиболее активные среди молодежного волонтерского движения:
-работу с детьми-сиротами, инвалидами, пожилыми, бездомными, беженцами, бывшими заключенными и другими социальными субъектами общества;
- службу в госпиталях и стационарах;
- работу, которая ориентирована сохранять и восстанавливать природные и исторические памятники;
- оказание реальной добровольной помощи животным, заповедникам и зоопаркам, работу в приютах для животных;
- пропагандистская деятельность, направленная на профилактику не только здорового, но и безопасного образа жизни, профилактику и борьбу с наркоманией, СПИДом, алкоголизмом и другими «социальными» болезнями;
- историко-просветительскую работу;
- пропаганду «Зеленой экологии»;
- творческую и досуговую деятельность разной направленности и склонностей;
- помощь или самостоятельное оказание психолого-педагогического сопровождения подростков и социально неблагополучных детей;
- краеведческую волонтерскую деятельность;
- трудовую физическую помощь;
- совместную работу в местных органах управления;
- выполнение специальных работ или участие в социально-значимых акциях;
- организацию и проведение различных интеллектуальных конкурсов, проектов, праздников, общественно значимых мероприятий.
Постепенно, заимствованная система волонтерского движения приобретает в России дидактические атрибуты и методические новинки. К уже описанным выше специфичным требованиям к волонтерам можно добавить современные, актуальные сегодня на наш взгляд: широта взглядов, психологическая устойчивость, владение междисциплинарными знаниями, грамотное формирование духовности, использование современных техник и практик из практической психологии [6].
Таким образом, грамотно организованное волонтерское движение выполняет наиважнейшие социально-значимые задачи:
-повысить конкурентоспособность и профессиональную компетентность через получение первичного опыта участия в профессионально-значимой активной деятельности;
-увеличить возможности профессионального самоопределения и социального ориентирования в формировании базовых личностных и профессиональных компетентностей, так необходимых для их дальнейшей социализации и последующего трудоустройства.
Последний акспект задач волонтерского движения, как социально ориентированный, особо актуален для студенческой молодежи. Волонтерская деятельность на этом этапе молодежной социализации способна раскрыть личностный потенциал в один из самых «трудных» и наиболее восприимчивых периодов взросления, выступая базой для социального партнерства, ориентирования и дальнейшей социализации. Это прекрасная возможностью пробы себя в разных сферах социальной активности, определения жизненного ориентира и пути.
Социализация молодежного движения через волонтерство представляется процессом, напрямую зависящим от социального служения и добровольчества. Отсюда можно сделать акцент на образовательно-психологической роли целенаправленной работы по становлению волонтерского движения, как фундамента для создания конкурентно-способного специалиста [5].
Технология волонтерства, которую мы изначально позаимствовали, сегодня в России приобретает особую актуальность и этого от нас требуют проекты и программы модернизации российского образования, профессиональной педагогической поддержки индивидуального обучения учащихся. И, мы считаем, что практика социального волонетрства, на сегодняшний момент, становится именно таким неиссякаемым ресурсом в решении этих глобальных и ответственных психолого-педагогических задач.
Мы считаем, что только при комплексном решении проблемы профессиональной подготовки волонтерства в нашей стране возможен переход всей образовательной системы России в инновационный режим эффективного образовательного развития.
Заключение
Изначально в нашем исследовании мы полагались на духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся с точки зрения основных определнных задач образовательного пространства, утвержденных Законом «Об образовании» и Стандартами образования.
Социализация с точки зрения федеральных государственных стандартов рассматривается сложным и многогранным процессом становления и самоопределения человека как члена социума [4].
Тема социализации личности через различные организованные направления коллективной деятельности тем более актуальны в связи с негативными факторами оказания влияния на современную молодежь. И здесь «продвинутый» быстро меняющийся научно-технический прогресс должен быть скорее помощником, а не отвлекающим маневром.
Социальная среда формирования личности во взаимодействии со средой образовательной в конексте современных действий и направлений многочисленных Стратегий развития и Программ играет важную, направленную роль, определяя вектор социального развития подрастающего поколения.
Через освоение и усвоение социально-ориентированных норм и правил, культурных ценностей, саморазвития и самореализацию, направленную деятельность целых педагогических коллективов вместе с управлениями молодежной политики, органами местного самоуправления происходит воспроизводство «духовности» в «социальный ориентир». Функционирование волонтерского движения, создание организованной занятости современных подростков является социально значимым фактором становления будущего общества со своими традициями и социальными принципами построения , бережно передающихся из поколения в поколения, как важная традиция каждого народа [8].
Волонтерское движение сегодня любимо и востребовано современниками, являясь при этом формой социального служения, благотворительной деятельности в форме безвозмездности.
Исходя из проведенного анализа по теме исследования, можно сделать один из важных выводов, что для того, чтобы привлечь молодежь к социальному служению, волонтерству, необходимо опираться на группы мотивов и интересов детей, подростков, связанных с полезностью и креативностью, групповыми и коммуникативными формами и методами волонтерской работы.
Специфика волонтерского движения при этом заключается в особом формировании гражданского социального участия в общественно-значимых и полезных масштабных и небольших акциях, мероприятиях, в которых личность будет чувствовать себя значимым и реально нужным другим людям.
Мотивы молодежи могут быть различны, непохожи, от руководства собственными интересами и склонностями к стремительному движению исполнения своего христианского долга служения, до получения нового опыта общения, работы в команде единомышленников. Но все эти мотивы сводятся к единому -возможность через волонтерскую деятельность ощутить свою социальную нужность, полезность, значимость, заслуженную поддержку и уважение как среди сверстников, так и взрослых.
В заключении важно отметить, что современная волонтерская деятельность, иначе называемая добровольческой, является наиболее распространенной общественно активной молодежной деятельностью, пользующейся огромной популярностью не только среди молодого поколения.
Список используемой литературы:
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Правительство России Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/info/6217/Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года. Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью. Официальные документы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/policy/act/strategy.phpАлещенок C.B. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития. Ценностный мир современной молодежи / C.B. Алещенок. М.: Социум, 1994. 172 с.8: Альжев Д. Социальная педагогика: конспект лекций . Москвак Эксмо, 2008.
Глушенков, А. М.Волонтер - это звучит гордо! // ACADEMIA. - 2016. - № 1(7). - С. 23-27.
Козодаева Л. Ф. Социально-культурные условия формирования нравственных качеств студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Тамбов, 2010.
Курагина Г.С. Изученность феномена добровольческой деятельности как фактора становления гражданской социальной активности молодежи в трудах современных ученых // Всероссийская научно-практическая конференция "Теория и практика политического участия и гражданской активности молодежи в современной России"/ Сборник материалов по итогам Всероссийская научно-практическая конференция "Теория и практика политического участия и гражданской активности молодежи в современной России"- (17-18 апреля 2014.), Ленинградская область / ответственный составитель Смирнова Н.С. – СПб., 2014. – 282 с.
Носова Ю.И.Волонтерство как социально-культурный феномен: генезис и основные характеристики // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 3-1. - С. 62-65.
Холина, О.И.Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - С. 71-73.
Усынина, Н.И.Определение сущности понятия «молодежь» // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - № 3-1. - С. 26-28
Стратегии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strategy-2020.ru/Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3783/%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!