это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2648861
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье изучены особенности взаимосвязи человека и природы в условия «выживания» - то есть со стороны экологического кризиса. Объемно уделяется внимание проблеме экологизации сознания и формирования личности, а также подчеркивается большая значимость формирования у человека экологической культуре и ценностей, внедрение в общественные массы экологического образования.
Ключевые слова: природа, экологическая культура, человек, взаимодействие, нравственные ценности, экологическое образование.
Annotation: The article examines the features of the relationship between man and nature in the conditions of "survival" - that is, from the side of the ecological crisis. Extensive attention is paid to the problem of ecologization of consciousness and formation of personality, and also emphasizes the great importance of the formation of human ecological culture and values, the introduction of environmental education to the public.
Key words: nature, ecological culture, people, interaction, moral values, environmental education.
Актуальность исследования заключается в том, что в ХХI веке остро обострились противоречия, которые ставят под угрозу дальнейшее сбалансированное состояние «человек - природа» - поэтому так важно уделить внимание данной проблематике. Данный экологический кризис прежде всего обусловлен человеческим фактором вмешательства. В данном явлении ученый В. Хесле выделяет, что ключевым условием экологического кризиса нужно считать противоборство субъективности, то есть: «Чем выше субъективность, тем сильнее противополагает она себя окружающей природе» [1, с. 17-18]. Целью статьи безусловно является поиск решения и выходы из кризисного состояние, а также сбалансированная взаимосвязь между человеком и природой.Вернемся немного в прошлое, когда в 20 веке человек интенсивно и даже необдуманно нарушал природный баланс – вторгался в природу (технологический прогресс: пароходы, автомобили, станки, заводы и т.д.). Вследствие этого произошел неминуемый глобальный экологический дисбаланс, в основе которого лежало потребительское отношение к природным благам. Нынешнее столетие демонстрирует углубление экологического кризиса (частые экологические аварии по вине человека, вымирание видов животных – браконьерство и прочее). В данном случае видится только один действенный способ снизить волну кризиса – установление особых форм взаимосвязи и взаимодействия между человеком и природой.
Неоднократно в доктринальных источниках находилось подтверждение тому, что данный дисбаланс в природе вытекает из социально-экономического развития общества – ориентировка на технический прогресс, удовлетворения материальных благ путем игнорирования экологической культуры и ее протекания [2, с. 4-9]. После таких доводов возникает необходимость в создание новых цивилизационных подходов к потреблению природных ресурсов, основанных на пониманием человек о тесной взаимосвязи общества с природой. Идеальная формула – человек потребляет = человек преобразует (восстанавливает). Именно восстанавливает тот баланс в природной среде, который он затронул или в следствие его действий может пострадать. Таким образом я подвожу к созданию категорий: духовного начала (раскрытие духовной и нравственной стороны личности) и экологического (ориентир на единство человека с природой).
По мнению Н.Н. Моисеева, существует в обществе латентная необходимость о создание совершенно новой концепции взаимодействия природы, общества и человека (как отдельного индивида). Данный ученный утверждает, что только духовно чистый человек имеет право или же вообще способен найти так называемую «золотую середину»: свободы и независимости от общественных стереотипов и пороков; созерцательное отношение к природным богатствам. Только такой человек в состояние внести свой общественно полезный в клад в развитие всего человечества в целом. В своем труде «Быть или не быть человечеству» Н.Н. Моисеев, анализировать прошлую историческую хронологию с современной ситуацией и пришел к следующим умозаключениям: для того чтобы человек и дальше смог процветать на планете, развиваться, передавать свой опыт из поколения в поколения ему необходимо найти компромисс с экологией. В случае отрицания данной проблемы – человечество в скором времени перестанет существовать.
Также Н.Н. Моисеев ввел такой термин, как «ноосферогенез» [5, с. 27] - то есть выработка стратегии выживания человечества в данной экологической проблеме. Основу данного понятия составляет идея о «новой этике», которая предусматривает новое отношение и новые нормы поведения. Данный этикет должен быть в идеале универсален для всего общества, несмотря на какие-либо различия в национальных обычаях и традициях. В основу данных норма входит обдуманное, а не стихийное поведение. Однако, человек, как наивысшая форма жизни должен все же выступать в данных отношениях с природой в качестве доминанта. Становясь в доминирующее положение по сути человек обязуется контролировать те природные процессы, которые природа сама на протяжение много веков регулировала. Таким образом в условиях «ноосферогенеза» - человек достигает наивысшего пика в процессе соприкосновения с природным началом.
Ориентиры, которые сейчас я обсуждаю должны носит в своей системе гуманистический характер по отношение, как к человеку, так и к природе (благо природное и благо человеческое) [3, с. 66-84]. Разберем еще одно интересное понятие, предложенное Н.Н. Моиссеевым - «экологический императив». Данный термин указывает на необходимость ставить высоко природные законы, но и технологические воздержания (ограничения) от использования той или иной машины. Ограничения прежде всего связаны с техническими возможностями людьми: вторжение в биосферу, нарушения природных циклов и прочее. Развития таких отношений между человеком и природой позволит на первых этапах приостановить экологический кризис. Главной же целью является – достижение человеческими усилиями восстановление природных затрат. Настоящая глобальная экологическая проблема выводит на принципы единства и неделимости мира: исходит из того, что при нынешних рутинных делах время кажется быстротечным и достаточно изменчивым – отношения между странами все тесно сталкиваются с проблематикой зависимости человека от природных ценностей.
Большинство цивилизованных стран мира стали задумываться над мировой проблемой и предлагать пути ее решения. Создание структурированной правоохранительной системы, а также законодательной базы, которое должно повлиять и изменить сознание людей. Если брать глобально, то природа сама по себе является индивидуальной и единственной в природе, как бы это парадоксально не звучало.
Такой критерий, как экологического сознание и его процесс формирования является базисным и важным. В.И. Медведев и А.А. Алдашева говорят, что экологическое сознание – есть ценность отражения социальных и природных законов деятельности системы «человек - природа», которые выступают отдельным объектом данного сознания.
В начале ХХI века человечество стало часто задумываться о экологическом протекание природных проблем – философские, экологические, психологические и другие труды, в которых с разных позиций и точек зрения отражается сущность специфики данной проблематики. Важной концепции в основе всего является то, что обществу нужно сформировать новый образ отношения в противоположность к человеку-потребителю, а человек-ценитель, который грамотно распределяет ресурсы и затем восстанавливает их. Именно такая глобальная цель данной статьи и всех прочих исследований, которые посвященный данной теме.
Экологическая культура [4, с. 80-87] – выражение меры и способа приобщения человеческой деятельности, направленной на сохранение природного наследия. Формирования культуры происходит не путем какой-то общей идеологии, а путем прививания самобытности отдельной культуры, так как каждая этническая культура рождается в рамках своей среды. Проще говоря, культура зависит от окружения человека (кто ее привил ему) и от окружающей его обстановки (окружающий его мир).
Культура во многом зависит от образования. Так и экологическое образование является тем фактором, от которого зависит данная культура. Экологическое образование несет в себе формирование у человека экологоориентированного мировоззрения человека, так как только объективная оценка своей разрушающей и потребительской деятельность может заставить общество оценивать весь масштаб катастрофы и степени риска дальнейших бед. К большому сожалению экологическое образование достаточно плохо развито в нашей стране. На это нам указывают очевидные факты: не решение прошлых экологических проблем (например, взрыв и утечка радиации на Чернобыльской АЭС – последствия до сих по на себе испытывает, как природа, так и человечество). Востребованность к экологической грамоте с каждым годом пропадает, так как учебные заведения не видят будущее в оптимизации и внедрение данных знаний в процесс обучения, так как все это носит формальный и даже абстрактный характер. Достаточно внедрить современные технологии и саму идею такого процесса обучения – и скорее всего человечество через пару лет начнет понимать и делать для себя должные выводы по поводу сложившейся обстановки.
Стоит также поговорить о этнической экологии, так как она позволяет в наибольшей степени дать оценку экологической ситуации. Изучение природных-культурных ценностей отдельных регионов способствует развитию личности в плане всестороннего образования и познания своей страны с разных углов света. Формирования гражданской позиции, отстаивание экологических прав (например, на создание заповедника, на снос деревьев и т.д), патриотическое воспитания, всецелое развитие и укрепление этническоэкологических обычаев и традиций - все это и многое другое безусловно важно для отдельного этноса, так как формирует его богатство и богатство всей страны.
В качестве яркого примере я беру Северный Кавказ [6, с. 24] – он представляет собой обширное культурное пространство, которое отличает его природными культурными ценностями. В рамках данных просторов и природной чистоты сложилось этническо-экологическое образование и в последствие культура, что легло в основе данного этноса. В данную основу заложены традиции северокавказских народов: уважительное отношение к природе (флоре и фауне), демонстрация к сохранению «невинности» природных мест и просторов. Данный пример нам показывает, что в отдельных частях России все-таки существует та идеальная концепция, о которой говорилось выше. Отсутствует потребительское отношения человека к природе, преобладает духовное начало и гармония с природой.
В заключение хочу сказать, что в условиях мирового упадка сознания в области природопользования человечеству стоит задуматься и взять на себя ответственность за те непоправимые нарушения баланса с природой. Сформировать устойчивою базу мировоззренческих установок, вести экологическое массовое образование, прививать экологическую культуру (при этом основывая на этносе и каких-либо традициях и обычаях), создать оптимизирующие условия в системе взаимодействия «человек - природа». Данная проблематика должна подниматься в каждых странах нашей планеты, так как данная ситуация требует быстрого решения.
Список использованных источников:
1. Агаркова Е.Ю. Экологическая культура как способ гармонизации отношений человека с природой // Высшая школа: гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания. 4.2. Экология, экономика, право,-Чита, 2017,-С.17-18.
2. Анохина В.В. Экологическое сознание: к проблеме определения понятия// История, философия, политология, социология, экономика, право: Вестник Беларус. университета. Сер.З,- Минск, 2018,- № 3,- С.4.9.
3. Архипова С.О Экология монастырей // Христианство и экология,- СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2018,- С.66.84.
4. Бабенко В.Г Сколько нас будет? // Вокруг света, 2018,- № 4,- С.80.87.
5. Моисеев Н.Н. Область деятельности человека. Техносфера,- Минск, 2016, - С 27.
6. Беркут В.П. Экология как новая парадигма мышления: (Социально-философ. аспекты). Автореф. дис.канд. философ, наук/ МГУ им. М.В.Ломоносова.- М, 2019,- 24 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Написать отчет по преддипломной практике, на основе темы дипломной работы
Отчет по практике, туризм
Срок сдачи к 15 мая
Проектирование систем электроснабжения
Тест дистанционно, Проектирование систем электроснабжения
Срок сдачи к 19 мая
Описать экономическую часть вкр
Диплом, Автоматизация технологических процессов и производств
Срок сдачи к 31 мая
Придумать и сделать 2 задачик по терверу
Решение задач, теория вероятностей и математическая статистика
Срок сдачи к 15 мая
Исследование гидродинамического сопротивления жидкости при обтекании...
Реферат, Математические методы моделирования физических процессов
Срок сдачи к 27 мая
Написание отчёта по производственной преддипломной практике по...
Отчет по практике, туризм
Срок сдачи к 15 мая
Решить подробно краевую задачу методом Фурье
Решение задач, уравнения математической физики
Срок сдачи к 15 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!