это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2650959
Ознакомительный фрагмент работы:
Понятие демократии. Общие признаки, исторические типы
и основные теории демократии
Демократия представляет собой один из самых сложных типов политического режима. Эту особенность демократии подчеркивал известный русский юрист П. И. Новгородцев: «Демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий» [4]. До сих пор разные авторы обращают внимание на отдельные черты демократии. Например, на такие как: власть большинства, ее ограничение и контроль над ней, основные права граждан, правовая и социальная государственность, разделение властей, всеобщие выборы, гласность, возможность формирования конкурирующего с остальными мнения и позиции, плюрализм, равенство и т.д.
Демократия впервые упоминается на страницах «Политики» Аристотеля [2]. Сегодня существует множество определений, описывающих демократию. В одних случаях она может быть трактована в качестве общественной системы, которая основана на добровольности всех форм действий, которые может совершать индивид. Другие трактовки могут быть не настолько широкими, представляя демократию как форму гос.устройства, в которой все граждане имеют равные права на власть.
Концептуально демократия является прямой противоположностью и монархии (или тирании), где власть принадлежит одному человеку, и аристократии (или олигархии), в которой управлением государством занимается группа лиц. Данная интерпретация демократии основана на античной традиции, данной ещё Геродотом в V в. до н.э [2]. Наконец, демократия подчас представляется в качестве идеальной модели общественного устройства, как некое определенное мировоззрение, в основе которой лежат идеи свободы, равенства перед законом, соблюдения прав человека. Индивиды и группы, которые исповедуют эти ценности и идеи, стараются создать движение за их реализацию. В этом значении «демократия» становится уже социальным движением, политическим ориентиром, воплощением программ определенных партий.
Эволюция значения термина "демократия" обусловлена развитием человеческого общества. Можно выделить следующие исторические типы ее развития.
В античное время концепция демократии появилась в качестве прямого противопоставления правлению монарха или аристократов правлением демоса (народа). При этом, уже в позднюю античную эпоху, в Риме считалось что демократия является «худшей формой правления». Некоторые римские политические деятели полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволяет правителям манипулировать мнением народа. Вследствие этого, Полибий выдвинул теорию, что демократический режим мог существовать недолго и вырождался в охлократию (власть толпы), а она порождала тиранию [2]. Его оценка демократии повлияла на ее дальнейшую судьбу: демократия стала восприниматься негативно и была вытеснена из политического обихода.
Классическая демократия родилась в огнях Великой Французской революции 1789 г. С этого момента демократия все больше становится концепцией, направлением общественно-политической мысли, формирующим государственную политику и общественные движения. Возвращаясь к античным идеям, классическая демократия отвергала монархию и элитарность. Возрождение демократии было вызвано появлением институтов гражданского общества, требований автономии, рождения национальных движений, порождения социального равенства индивидов [1].
Однако негативное отношение к демократии, родившееся еще в античную эпоху, не было преодолено даже в XVIII в. Это можно объяснить тем, что идеальная модель демократии как непосредственного участия в управлении государством со стороны всех граждан невозможна. В результате первоначальный смысл демократии претерпел трансформации, стал приспосабливаться к трениям жизни. Такая трансформация испытала влияние культуры общества, его политических и исторических традиций.
Преобразование смысла термина, вызванного давлением эпохи, породило различие в интерпретации демократии, а также в механизмах ее реализации, что обуславливает отсутствие единства в методологических принципах ее анализа. Таким образом, на мой взгляд, можно объяснить и появление различных теорий демократии.
1. Либеральная теория демократии основана на англосаксонской традиции, рассматривающей демократический выбор в качестве ответственного и компетентного правления. Источник власти - народ, выражающий свою волю не напрямую, а через представителей. Представительная демократия позволяет делегировать определенным людям на определенный срок полномочия граждан. В этом случае управлением занимаются специально подготовленные люди, и их деятельность может быть эффективной, так как она имеет под собой опору на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа народом в целом основаны на полномочиях и на доверии, и всегда определены конституцией. В конституции должен быть закреплен перечень полномочий, которые народ передает избранникам, а так же там должна быть определена мера ответственности избранников перед народом [3].
2. Теория прямой демократии отрицает принцип представительности. Одним из авторов ее был Ж.-Ж. Руссо [3]. Демократия в его трактовке представлена в качестве прямого правления народа, который сам в состоянии выразить свою волю. В этой теории нет деления на управленцев и подчинённых. Воля народа, выражена в собраниях, и является основой в деятельности правительств и составления законов.
3. Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти [3]. Наличие единой воли народа, с их точки зрения, невозможно потому, что люди исходят из принципа не общественной, а своей личной пользы. В связи с этим общество представляется в качестве совокупности социальных групп, которые стремятся к реализации своих интересов. Процесс принятия политических решений и формулирования воли основан на борьбе этих сил, и служит своеобразным компромиссом. Монополизировать процесс принятия политических решений в рамках одной силы невозможно. Плюралистичная теория демократии основана на равновесии политических сил, которое исключает действие одной властвующей группы в собственных интересах.
4. В теории элитарной демократии используется обратная логика. Обычно элитизм и демократия находятся в жестком противопоставлении. Тем не менее, согласно трактовке сторонников этой теории, следует отталкиваться не от идеала демократии [3]. Наоборот, нормой может быть только то, что проверено на практике. Поскольку отдельный индивид не может принять рациональное решение, у него отсутствует понимание концепции всеобщего блага, постольку «политическое разделение труда» и является необходимым. Элита, избранная на определенный срок, может принять на себя функции политического представительства интересов большинства.
В заключение хотелось бы сказать, что теории всегда остаются теориями, а реальность вносит в них свои коррективы в виде человеческого фактора. Невозможно говорить о демократическом обществе, пока граждане не имеют прав на участие в управлении государством, пока выборы остаются иллюзией, пока они подменяются волей политической элиты, скрывающейся за ширмой народного выбора. Голосование не должно носить формальный характер, когда и так понятно, что выбор сделан до тебя, как это было в Советском Союзе, когда в бюллетенях была только одна фамилия, а реальные демократические выборы. Существование различных политических партий обеспечивает возможность выражать интересы различных социальных групп, создает политическую конкуренцию, ограничивает возможности какойлибо силы монополизировать власть, предоставляет обществу возможность воздействовать на власть.Список литературы
Додин Е.Я. Демократия: образ мысли, образ жизни, ход истории // Полит. наука. 2004. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demokratiya-obraz-mysli-obraz-zhizni-hod-istorii (дата обращения: 10.12.2020).
Медовичев А.Е. Меняющееся видение демократии: афинская демократия как историо-графический феномен. (Обзор). // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Реферативный журнал. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2019-02-003-a-e-medovichev-menyayuscheesya-videnie-demokratii-afinskaya-demokratiya-kak-istorio-graficheskii-fenomen-obzor (дата обращения: 10.12.2020).
Мухаев, Рашид Тазитдинович. Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.
Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 57.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!