это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2655352
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Гражданство в Российской Федерации является одним из важнейших
правовых институтов, имеет большое значение для развития государства.
Активное развитие института гражданства в России приходится на 90-е
годы XX века и во многом обусловлено распадом СССР и необходимостью
правового регулирования потока вынужденных мигрантов из бывших
республик Советского Союза.
Вопросы гражданства не теряют своей актуальности для России и в
наши дни. Обострение обстановки в Центральной Азии, в частности, война в
Сирии, конфликт на востоке Украины, а также в ряде других стран,
возвращение Крыма в состав Российской Федерации оказали существенное
влияние на миграционные процессы и способствовали значительному росту
числа соискателей российского гражданства.
Только в 2019 году, по данным МВД России, в гражданство России
были приняты 497 тыс. 817 человек, в том числе 299 тыс. 422 граждан
Украины, 50 тыс. 492 - Казахстана, 44 тыс. 707 - Таджикистана, 24 тыс. 24 -
Армении, 19 тыс. 388 - Узбекистана 1 .
Государственная политика Российской Федерации направлена на
создание благоприятного режима для добровольного переселения в Россию
лиц, которые способны органично включиться в систему позитивных
социальных связей и стать полноправными членами российского общества.
В последние годы внесен ряд изменений в российское законодательство,
которые направлены на упрощение приобретения гражданства Российской
Федерации. Так, упрощен порядок приёма в российское гражданство для
граждан Украины, проживающих в Луганской и Донецкой областях;
1 Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за
январь - декабрь 2019 года с распределением по странам и регионам. //Официальный сайт
МВД РФ– Режим доступа: https://xn-b1aew.xn-p1ai.
3
сокращен срок рассмотрения заявлений о приёме в российское гражданство в
упрощенном порядке.
Основной целью работы является теоретическое исследование порядка
приобретения гражданства Российской Федерации; формирование на основе
положений действующего законодательства представления о юридической
природе российского гражданства.
Указанная цель конкретизируется ᐧ рядом исследовательских ᐧ задач:
oпpeделeниe понятия и сущности гражданства;
изучение принципов российского гражданства;
рассмотрение оснований и порядка приобретения российского
гражданства;
исследование оснований отклонения заявлений о приобретении
гражданства;
изучение нормативной основы российского гражданства;
иccлeдoвaниe системы государственных органов, ведающих
вопросами гражданства.
Объектом исследования ᐧ данной работы являются общественные ᐧ отношения, обусловленные содержанием института российского гражданства. В качестве предмета исследования выступают нормы конституционного права, а также других нормативных актов, регулирующих вопросы приобретения гражданства.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные
методы: диалектический, исторический, логического анализа, синтеза и т.д.,
а также частно-научные: сравнительно-правовой, системно-структурного
анализа, конкретно-социологический, статистический и иные методы
научного познания.
Законодательную базу исследования составили Конституция РФ,
международные правовые акты и договоры Российской Федерации,
постановления и определения Конституционного Суда Российской
Федерации, Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, иные
федеральные законы Российской Федерации, нормативные правовые акты
подзаконного характера, труды ученых-правоведов по вопросам гражданства,
4
публикации учебной литературе, а также иные источники и материалы,
представляющие интерес для исследуемой темы.
Теоретическую основу работы составили работы Е.И. Козловой, О.Е.
Кутафина, А.В. Мелехина и др.
Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами и логикой
исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединивших девять
параграфов, заключения, библиографического списка использованных
источников.
1
5
ГЛАВА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА
1.1 Понятие и сущность гражданства
Согласно статье 15 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый
человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно
лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» 2 .
Понятие и сущность гражданства напрямую связаны с историей
формирования государства и находятся под воздействием происходящих в
нем процессов, поэтому на разных стадиях развития этого института, мнения
относительно определения гражданства менялись.
В царской России существовал институт подданства («подданный» - от
слова «дань»). Подданные приносили присягу, в которой клялись быть
верными, добрыми и послушными рабами и подданными.
Понятие гражданства впервые возникло в России в 1917 году.
Гражданство носило политический характер и означало принадлежность
лица к определенному государству, распространяющую на данное лицо
законы, регулирующие положение граждан этого государства. Население
России именовалось гражданами Российской Республики. При этом слово
«гражданин» чаще всего подменялось словом «товарищ».
Конституцией СССР 1924 г. было установлено для граждан СССР
единое союзное гражданство. Лицо, проживающее на территории СССР,
признавалось гражданином Союза ССР, если не была доказана его
принадлежность к гражданству иного государства.
В 1993 г. после прекращения существования СССР, была принята
Конституция нового государства - Российской Федерации, объявившего себя
демократическим федеративным правовым государством. Закрепленные в
Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (далее-
2 Всеобщая Декларация прав человека Генеральной Ассамблеи ООН 1948 г. //
Российская газета. 1995. Ст. 5-6.
6
Конституции) права и свободы человека являются высшей ценностью, их
признание и соблюдение – обязанностью государства. Человек может
обладать в полной мере всеми правами и свободами, предоставляемыми
государством, только являясь гражданином этого государства.
На сегодняшний день понятие российское гражданства закреплено в
статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации» (далее – Федерального закона), гражданство
Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской
Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и
обязанностей 3 .
Гражданство является важной правовой предпосылкой
распространения на данное лицо всего комплекса прав и свобод,
признаваемых Конституцией и российским законодательством. Вся полнота
прав и свобод в Российской Федерации распространяется только на ее
граждан. Только граждане подлежат государственной защите со стороны
Российской Федерации не только внутри страны, но и за ее пределами 4 .
Отношения государства и гражданина напрямую не зависят от места
проживания человека. Многие граждане проживают за пределами России, и
наоборот – в Российской Федерации проживают иностранные граждане и
лица без гражданства. Гражданином определенного государства человек
является в силу правовых связей с этим государством, а не вследствие
проживания на его территории. Граждане Российской Федерации имеют
права и обязанности, присущие только им, например воинская обязанность
или избирательное право. Лицам, проживающим на территории России, но не
являющимся российскими гражданами, такие права недоступны.
3 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года №
62-ФЗ (в ред. от 13.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». – URL:
http://www.consultant.ru/document/ cons _doc_LAW_36927/ П.2 ст.3.
4 Козлова Е. И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. Учебник. 2-е изд.,
перераб. и доп. // М.: Юристь, 2014.
7
Сущность гражданства заключается в наличии документально
оформленных правовых отношений между гражданином и государством,
определяющих совокупность взаимных прав и обязанностей. Правовые
отношения имеют устойчивые связи, независимы от местонахождения
гражданина, прекращаются только в результате прекращения гражданином
гражданства данного государства.
К основным функциям гражданства следует относить:
1. Социальную функцию. Человек, имеющий статус гражданина,
является полноправным членом общества.
2. Политическую функцию. Указывает на взаимообратную связь
политики и человека посредством гражданства и включает в себя как
распространение на индивида всей полноты политической власти
государства, так и участие его в осуществлении этой власти. Эта функция
также подразумевает принятие и признание политических идеалов
государства.
3. Моральную функцию. Неотделима от остальных функций
гражданства и подразумевает нравственно-этическую основу
взаимоотношений личности, государства и общества, основанную на
ответственном отношении к жизни. Понятие «гражданин» в этом смысле
тождественно понятию «патриот».
4. Психологическую функцию. Проявляется в виде отождествления
личности со страной рождения, с ее народом, ее языком и культурой.
Подводя итоги данного параграфа, следует отметить, что
необходимость урегулирования вопросов гражданства обусловлена тем, что
данный институт оказывает немалое воздействие на все сферы жизни
общества страны. Каждое государство заинтересовано в создании
эффективной правовой базы по вопросам гражданства. Поэтому,
необходимо, прежде всего, учитывать, что рассмотрение вопросов
приобретения гражданства невозможно без точного определения данного
понятия, которое бы раскрывало всю его суть.
8
1.2 Принципы российского гражданства
Как и любой правовой институт, институт гражданства обладает
определенными принципами, под которыми принято понимать
основополагающие идеи, руководящие начала, системообразующие
элементы, характеризующие единство и основные тенденции развития
правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений 5 .
Основные принципы российского гражданства определены
Конституцией, и также статьей 4 Федерального закона. И Конституция, и
Федеральный закон, основываясь на нормах международного права,
устанавливают такие общие основы, которые определяют черты института
гражданства и возникающих в нем отношений.
Выделяют следующие принципы российского гражданства:
1. Недопустимость ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона, принципы
российского гражданства не содержат положений, ограничивающих права
граждан по указанным признакам. Он означает равные права для всех
граждан, независимо от происхождения, национальности, места жительства,
религиозной, языковой и расовой принадлежности, тем самым сохраняя
целостность федерации. Принцип равенства прав, свобод и обязанностей
закреплен также в части 2 статьи 6 Конституции.
2. Единство и равенство российского гражданства независимо от
оснований его приобретения. Этот принцип закреплен в части 1 статьи 6
Конституции, а также в части 2 статьи 4 Федерального закона. Он
устанавливает равенство правовых статусов граждан, недопустимость
5 Мелехин, А.В. Теория государства и права. Учебник // М.: Маркет ДС, 2007.
9
ограничений их прав в зависимости от оснований приобретения гражданства,
а также означает, что граждане, приобретшие российское гражданство, несут
такие же обязанности, как и «коренные» жители России.
3. Сохранение российского гражданства лицами, проживающими за
пределами России. Данное правило связано с правом человека свободно
выезжать за пределы своего государства и свободно в него возвращаться.
Этот принцип закреплен в части 2 статьи 27 Конституции и части 3 статьи 4
Федерального закона. Данный принцип полностью соответствует ст. 13
Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого
человека покидать любое государство и возвращаться в свою страну.
4. Запрет на лишение гражданства и дозволение изменения
гражданства. Часть 3 статьи 6 Конституции гласит: «Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить
его». Подобная формулировка содержится в части 4 статьи 4 Федерального
закона. В связи с тем, что гражданство подразумевает двухсторонние связи
между человеком и государством, расторжение этих связей в одностороннем
порядке недопустимо.
5. Недопустимость выдачи российских граждан иностранному
государству и высылки их за пределы России. Данный принцип закреплен в
статье 61 Конституции, а также в части 5 статьи 4 Федерального закона, он
является гарантией защиты и покровительства российских граждан,
находящихся за пределами России. Нормы о защите и покровительстве
граждан России содержит и статья 4 Федерального закона от 15.08.1996
№114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию». Сущность этого принципа заключается в
установлении обязательства государства оказывать защиту своим гражданам,
находящимся за пределами России, покровительствовать им.
6. Поощрение приобретения российского гражданства лицами без
гражданства, проживающими на территории России. Этот принцип дает
каждому человеку право на гражданство, он закреплен в Европейской
10
конвенции о гражданстве 1997 года: «следует избегать «безгражданства» 6 , а
также в части 6 статьи 4 Федерального закона.
7. Принцип преемственности. Согласно части 7 статьи 4 Федерального
закона, наличие у лица российского гражданства или гражданства СССР в
прошлом решается на основе российского законодательства или
законодательства СССР, действовавшего на день наступления обстоятельств,
связанных с наличием у лица определенного гражданства.
Таким образом, принципы российского гражданства являются основой
института гражданства, регулируют основания его приобретения, а также
порядок решения вопросов гражданства. Исследование современных
принципов гражданства Российской Федерации имеет существенное
значение для рассмотрения вопросов гражданства и принятия по ним
решений.
В заключение данной главы, следует отметить, что понятие и сущность
гражданства тесно связаны с историческими событиями развития
государства, поэтому понятие российского гражданства менялось на
протяжении истории развития России. На сегодняшний день понятие
гражданства Российской Федерации определяется статьёй 3 Федерального
закона, как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Основные принципы российского гражданства основаны на нормах
международного права, определены Конституцией, а также статьей 4
Федерального закона. Они выступают как руководство в практике
реализации гражданства, являются показателем развитости и
демократичности государства, демонстрируя его отношения с личностью. Их
основополагающая роль заключается в том, что все другие нормы
6 Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. // Собрание законодательства РФ.
1998. №2. С. 2143.
11
гражданства и принимаемые решения должны находиться в соответствии с
ними.
2
12
ГЛАВА ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ
РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА
2.1 Приобретение гражданства по рождению
Статья 11 Федерального закона определяет четыре основания
приобретения российского гражданства: по рождению; в результате приема в
российское гражданство; в результате восстановления в гражданстве; по
иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или
международным договором Российской Федерации.
Приобретение гражданства по рождению - филиация (англ. filiation, от
лат. filius - сын). Существенная часть граждан большинства государств – это
граждане по рождению, поэтому филиация является важнейшим основанием
приобретения гражданства.
Приобретение российского гражданства в порядке филиации
регламентировано статьей 12 Федерального закона.
Различают два основных способа приобретения гражданства по
рождению: «право крови» (jus sanguinis) и «право почвы» (jus soli).
По праву крови ребёнок приобретает российское гражданство, если оба
его родителя или один из них являются гражданами России, при этом место
рождения ребенка в данном случае не учитывается (пункты «а», «б» статьи
12 Федерального закона).
По праву почвы ребёнок приобретает гражданство Российской
Федерации, если он родился на территории России, независимо от
гражданства своих родителей (пункты «в», «г» статьи 12 Федерального
закона).
Частью 2 статьи 12 Федерального закона установлено, что ребенок,
находящийся на территории России, родители которого неизвестны,
принимает российское гражданство, если его родители не объявятся в
течение шести месяцев со дня его обнаружения 7 . Норма данной статьи
7 ФЗ № 62. Ч.2 ст. 12
13
обеспечивает соблюдение прав ребенка, оставшегося без попечения
родителей, а именно: право на гражданство.
Рассмотрев основания приобретения гражданства по рождению,
приходим к выводу, что основная часть населения нашего государства
являются гражданами России по рождению.
2.2 Приём в гражданство
Другое основание приобретения российского гражданства –приём в
гражданство Российской Федерации (натурализация), то есть обретение
иностранным гражданином или лицом без гражданства статуса гражданина
России в порядке и по основаниям, предусмотренным российским
законодательством.
Приём в гражданство Российской Федерации осуществляется двумя
способами: в общем порядке и в упрощенном порядке.
Приём в российское гражданство в общем порядке осуществляется на
основании статьи 13 Федерального закона. Решение о приёме в гражданство
в общем порядке принимается Президентом Российской Федерации в срок до
одного года со дня подачи заявления и других документов.
Для приёма в гражданство Российской Федерации в общем порядке с
заявлением может обратиться дееспособный иностранный гражданин или
лицо без гражданства, достигший 18-ти летнего возраста, при соблюдении
определенных условий:
1.Заявитель должен проживать на территории России непрерывно не
менее пяти лет по виду на жительство. Указанный срок проживания
исчисляется со дня получения им вида на жительство до дня обращения с
заявлением о приёме в гражданство в общем порядке, при этом проживание
считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем
на три месяца в течение одного года.
14
Пятилетний срок непрерывного проживания сокращается до одного
года (ч.2 ст.13 Федерального закона), если заявитель имеет высокие
достижения в области науки, техники и культуры; обладает профессией или
квалификацией, представляющей интерес для России; ему предоставлено
политическое убежище на территории нашего государства или он признан
беженцем.
Без соблюдения условий о непрерывном проживании по виду на
жительство, в российское гражданство принимаются граждане государств,
входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу
по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках
или воинских формированиях (ч.4 ст.13 Федерального закона).
2. Лицо, претендующее на получение российского гражданства,
обязуется соблюдать Конституцию и законодательство Российской
Федерации. Обязательство свидетельствуется путем проставления личной
подписи в соответствующей графе заявления о приёме в гражданство.
3. Соискатель российского гражданства должен иметь законный
источник средств к существованию. Иностранный гражданин или лицо без
гражданства должен подтвердить наличие и величину своего дохода от
любой незапрещенной российским законодательством деятельности за
календарный год, предшествовавший дате обращения с заявлением (справка
о доходах физического лица, налоговая декларация, справка о размере
пенсии и т.д.).
В данном случае подразумевается, что доход заявителя должен быть не
ниже установленного в России прожиточного минимума. Однако, размер
необходимого дохода, законодателем четко не оговорен. Таким образом,
заявитель вправе предоставить документы, подтверждающие наличие и
величину дохода, который будет ниже прожиточного минимума,
установленного в России. Соответственно, он в дальнейшем не сможет
обеспечить себя и членов своей семьи, не прибегая к помощи государства.
15
Отсутствие в законодательстве четкой формулировки о величине
законного источника средств к существованию приводит к трудностям при
реализации норм законодательства о гражданстве Российской Федерации на
практике. Считаем, что пункт «в» части 1 статьи 13 Федерального закона от
31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» было бы
целесообразно изложить в следующей редакции: «имеют законный источник
средств к существованию, позволяющий содержать себя и членов своей
семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума. Размер
прожиточного минимума устанавливается Правительством Российской
Федерации».
4. Для получения российского гражданства в общем порядке уровень
владения заявителем русским языком должен быть достаточным для
общения, как в устной, так и письменной форме. Факт владения русским
языком подтверждается документом об образовании (не ниже основного
общего), выданным на территории СССР до 01.09.1991 или на территории
России после 01.09.1991; сертификатом о прохождении государственного
тестирования по русскому языку как иностранному языку; документом об
образовании, полученным на территории государства, где русский язык
признан государственным.
Факт владения русским языком не обязаны подтверждать мужчины,
достигшие 65-летнего возраста; женщины, достигшие 60-летнего возраста;
недееспособные; инвалиды 1 группы.
Без соблюдения всех вышеперечисленных условий, в российское
гражданство может быть принято лицо, имеющее особые заслуги перед
Российской Федерацией (ч.3 ст.13 Федерального закона). Прием в
гражданство такого лица осуществляется на основании обращения к
Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего
должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти) субъекта РФ. В обращении указываются особые
16
заслуги лица перед Россией, а также обосновывается целесообразность его
принятия в российское гражданство.
Приём в российское гражданство в упрощенном порядке
осуществляется на основании статьи 14 Федерального закона. Решения о
приёме в гражданство в упрощенном порядке принимаются руководителями
территориальных органов МВД России на региональном уровне (для лиц,
проживающих на территории России) и руководителями дипломатических
представительств или консульских учреждений Российской Федерации (для
лиц, проживающих в иностранных государствах), срок рассмотрения
заявлений - до трёх месяцев со дня подачи заявления и других документов (в
зависимости от оснований приобретения гражданства). При этом условие о
пятилетнем сроке непрерывного проживания для таких лиц снято. Для
некоторых категорий граждан снято и условие наличия у них вида на
жительство.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона, в
упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица
без гражданства, обладающие дееспособностью и достигшие 18-ти летнего
возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона, в
упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство
иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории
России, если они родились на территории РСФСР и имели гражданство
СССР; состоят в браке с гражданином России не менее трех лет; имеют сына
или дочь- граждан России; являются единственным родителем ребенка -
гражданина России; являются единственным родителем нетрудоспособного
гражданина России, достигшего возраста восемнадцати лет; получили после
1 июля 2002 г. профессиональное образование в образовательных или
научных организациях Российской Федерации и осуществляют трудовую
деятельность в России не менее трех лет; осуществляют в России
предпринимательскую деятельность не менее трех лет в установленных
17
Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности
и сумма уплаченных ими налогов и сборов составляет не менее 1 миллиона
рублей; являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный)
капитал российского юридического лица, составляет не менее 10 процентов
непрерывно не менее трех лет, размер уставного (складочного) капитала
такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов
рублей и сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом
календарном году налогов и сборов составляет не менее 6 миллионов рублей;
осуществляют в России не менее одного года трудовую деятельность по
профессии, включенной в перечень профессий - квалифицированных
специалистов; имеют родителя- гражданина России; граждане Беларуси,
Казахстана, Молдовы, Украины.
Для приёма в российское гражданство в упрощенном порядке в
соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Федерального закона, вместе с
заявлением о приёме в гражданство представляются: вид на жительство;
документ, подтверждающий владение русским языком. Кроме того,
представляются документы, подтверждающие основания для приёма в
гражданство РФ в упрощенном порядке. Например, лица, состоящие в браке
с гражданином России не менее трех лет - представляют свидетельство о
заключении брака и паспорт гражданина РФ супруга; родившиеся на
территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР - свидетельство
о рождении и т.п.
В соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона, в
гражданство России в упрощенном порядке принимаются иностранные
граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном
основании на территории России, признанные носителями русского языка.
Носитель русского языка — это гражданин иностранного государства
или лицо без гражданства, который свободно владеет русским языком и
имеет близких родственников по прямой восходящей линии, проживающих
на территории Российской Федерации или РСФСР. Иностранные граждане и
лица без гражданства могут быть признаны носителями русского языка по
решению специально созданных Комиссий.
Вместе с заявлением о приёме в российское гражданство носители
русского языка представляют: вид на жительство; решение о признании
заявителя носителем русского языка, принятое соответствующей Комиссией.
Иностранец, состоящий в браке с гражданином России и имеющий в
этом браке общих детей, принимается в российское гражданство в
упрощенном порядке в соответствии с частью 2.2 статьи 14 Федерального
18
закона. Для приёма в гражданство РФ они предоставляют вид на жительство
или разрешение на временное проживание (наличие вида на жительство для
таких граждан не обязательно), документ, подтверждающий владение
русским языком, свидетельство о заключении брака, свидетельство о
рождении ребенка.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона, в
упрощенном порядке принимаются нетрудоспособные иностранные
граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из
государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту
жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года. Для
этого они вместе с заявлением о приёме в гражданство РФ представляют
документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства по состоянию
на 01.07.2002; документ, подтверждающий нетрудоспособность заявителя;
документ, подтверждающий владение русским языком. Представления вида
на жительство в данном случае не требуется.
В российское гражданство в упрощенном порядке на основании части 5
статьи 14 Федерального закона, принимаются ветераны Великой
Отечественной войны, проживающие на территории Российской Федерации,
ранее имевшие гражданство бывшего СССР. Таким гражданам не требуется
представление вида на жительство; документов, подтверждающих владение
русским языком. Представляется удостоверение ветерана Великой
Отечественной войны и документы, подтверждающие регистрацию по месту
жительства в Российской Федерации и наличие гражданства бывшего СССР
в прошлом.
На основании части 6 статьи 14 Федерального закона, в упрощенном
порядке в российское гражданство принимаются дети и недееспособные
лица, являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства. В
таком случае не требуется представление вида на жительство; документов,
подтверждающих владение русским языком. Заявление о приёме в
гражданство РФ ребенка или недееспособного лица подается родителем
(опекуном, попечителем) - гражданином России. Необходимо также
представить согласие ребенка (в возрасте от 14 до 18 лет) на приём в
российское гражданство и согласие другого родителя, если он имеет иное
гражданство. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на
территории России.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона российское
гражданство принимают участники Государственной программы по
оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей. Такие
граждане вместе с заявлением о приёме в гражданство представляют
разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на
жительство; свидетельство участника Государственной программы .
Представление вида на жительство в данном случае необязательно.
Документы, подтверждающие владение русским языком.
19
В соответствии с частью 8 Федерального закона, в упрощенном
порядке принимают российское гражданство иностранные граждане и лица
без гражданства, если они относятся к категориям, определенным
Президентом России в соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона. Для
таких граждан не требуется представление вида на жительство; документов,
подтверждающих владение русским языком.
Указом Президента РФ от 29.04.2019 N 187 «Об отдельных категориях
иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с
заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном
порядке» такое право предоставлено гражданам Украины и лицам без
гражданства, родившимся и постоянно проживавшим до 18 марта 2014 г. на
территориях Республики Крым и Севастополя, а также их детям, супругам и
родителям.
К этой же категории отнесены граждане Украины и лица без
гражданства, постоянно проживавшие на 07.04.2014 и 27.04.2014 в Донецкой
и Луганской областях Украины, их дети, супруги и родители.
Кроме того, право обратиться с заявлениями о приёме в российское
гражданство в соответствии с ч. 8 ст.14 Федерального закона предоставлено
иностранным гражданам и лицам без гражданства, незаконно
депортированным с территории Крымской АССР, а также гражданам
Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской
Республики и Сирийской Арабской Республики, родившимся на территории
РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР, а также их детям,
супругам и родителям 8 .
Для приёма в российское гражданство, лица, определенные Указом
Президента РФ от 29.04.2019 N 187, вместе с заявлением о приёме в
гражданство РФ представляют документы, подтверждающие
соответствующие основания для приёма в гражданство РФ в упрощенном
порядке.
Рассмотрев основания приобретения российского гражданства,
приходим к выводу, что приобретение российского гражданства в наши дни
становится все более доступным для всех желающих.
2.2 Восстановление в гражданстве
8 Указ Президента РФ от 29.04.2019 N 187 (ред. от 27.03.2020) "Об отдельных
категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с
заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке"//
СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/ cons
_doc_LAW_323819/.
20
Восстановление в гражданстве России осуществляется в соответствии
со ст. 15 Федерального закона, согласно которой, иностранные граждане и
лица без гражданства, имевшие российское гражданство в прошлом, могут
восстановиться в гражданстве при соблюдении всех требований,
предусмотренных для приёма в российское гражданство в общем порядке, но
срок их проживания на территории России сокращается до трех лет. Лица,
имеющие основания для приёма в гражданство России в соответствии с
частями 2-4 статьи 13 или статьей 14 Федерального закона, вправе
обратиться с заявлением о восстановлении в гражданстве с представлением
документов, предусмотренных для приёма в российское гражданство по
соответствующим основаниям и справки полномочного органа,
подтверждающей выход из российского гражданства.
Подводя итоги данного параграфа, следует отметить, что
восстановление в гражданстве Российской Федерации основывается на тех
же принципах, что и приём в российское гражданство.
2.3 Приобретение гражданства по иным основаниям
По основаниям, предусмотренным международным договором
Российской Федерации, в настоящее время в упрощенном порядке
принимаются граждане Республики Казахстан, Беларусь, Кыргызской
Республики, если они родились или проживали на территории Российской
Федерации до 21.12.1991 или имеют близких родственников (супругов,
родителей, ребенка, братьев, сестер, деда, бабушку или внуков) - граждан
России 9 . Решение о приёме в российское гражданство в упрощенном порядке
на основании международного соглашения принимается руководителем
территориального органа МВД России на региональном уровне в срок до
трёх месяцев со дня подачи заявления и других документов. Для таких лиц
условие о пятилетнем сроке непрерывного проживания снято, представление
документов, подтверждающих владение русским языком, законного
источника средств к существованию, не требуется. Обязательным условием
является предоставление документов, подтверждающих соответствующие
основания для приёма в российское гражданство в упрощенном порядке
(например, свидетельство о рождении), а также вид на жительство.
Основания приобретения гражданства России детей установлены в
статьях 24 – 27 Федерального закона. Так, при приобретении или
прекращении российского гражданства одним из родителей – гражданство
ребенка может быть приобретено или прекращено при наличии согласия
второго родителя. При приёме в российское гражданство обоих родителей
или единственного родителя – ребенок также принимает российское
9 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской
Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения
гражданства от 26 февраля 1999 г.// СПС «Консультант плюс»
21
гражданство. Гражданство ребенка при усыновлении сохраняется, но по
желанию обоих усыновителей или единственного усыновителя оно может
быть прекращено, если ребенок при этом не становится лицом без
граж?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!