это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2657001
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Машиностроительный комплекс - это машиностроение и металлообработка.
Машиностроение занимается производством машин и оборудования, разного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Значит, продукция машиностроения потребляется всеми абсолютно отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.
Машиностроение кроме того производит предметы потребления, зачастую предметы длительного пользования. Данная отрасль имеет важное значение для народного хозяйства России, потому как является основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.
Актуальностью данной темы можно быть тот факт, что машиностроительный комплекс является одним из основных комплексов, без которого не может обойтись ни оборонный, ни агропромышленный комплексы и иные.
Целью данной темы реферата является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а кроме того характеристика современного состояния машиностроительного комплекса, перспектив.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи: - рассмотреть состав и межотраслевые связи машиностроительного комплекса; - изучить особенности организации машиностроительного комплекса в России; - рассмотреть процесс развития многоотраслевого машиностроения.
Объектом этой работы является машиностроительный комплекс, предметом - отраслевая и территориальная организации машиностроения в Российской Федерации.
1. СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТОРИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
1.1 Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса
Современное машиностроение развивается все более быстрыми темпами и затрагивает уже почти все сферы экономической и производственной деятельности человека, глубоко укореняясь в повседневную жизнь. Кроме того, машиностроение является базовой отраслью обрабатывающей промышленности и, как результат, способствует изучению и становлению иных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроение по праву считают двигателем прогресса, потому как достижения именно этой отрасли во многом способствуют вступлению человечества в эпоху информационного общества, на пороге которого мы сейчас находимся. Все это говорит об огромной значимости современного машиностроительного комплекса в структуре хозяйства, а кроме того подтверждает необходимость его дальнейшего изучения, развития и модернизации. Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и говорит об уровне научно-технического прогресса и обороноспособности государства, определяет развитие иных отраслей хозяйства. Это объясняется следующими причинами:
1. Машиностроительный комплекс является крупнейшим из промышленных комплексов, на его долю приходится около 25% стоимости произведенной продукции и около 35% всех работающих в хозяйстве Российской Федерации, а кроме того почти 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В России этот комплекс развит недостаточно.
2. Машиностроение выпускает машины и оборудование, которые применяются повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Значит, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется посредством продукции машиностроения, точнее таких ее важных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. То есть, машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого происходит техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.
Главное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность способом насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
Рис. 1 Машиностроительный комплекс РФ
Сырьем для машиностроительного комплекса является продукция металлургии. Сам комплекс делится на собственно машиностроение и металлообработку. Сегодня в структуре машиностроения насчитывается достаточно много отдельных отраслей, куда входят более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отдельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и иные. Рассмотрим некоторые из них.
1.Тяжелое машиностроение. Предприятия данной отрасли отличаются огромным потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия этой отрасли выпускают детали и узлы (к примеру, валки для прокатных станов), кроме того отдельные виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).
В состав тяжелого машиностроения входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение.
Производство металлургического оборудования, которое занимает первое место в отрасли по стоимости продукции, располагается обычно в районах крупного производства стали и проката. Подотрасль занимается производством оборудования для агломерационных фабрик, доменных и электроплавильных печей, а кроме того оборудования для прокатного и дробильно-размольного производства.
Профиль предприятий горного машиностроения – это машины для разведки, а кроме того открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Предприятия горного машиностроения осуществляют выпуск горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов.
Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет огромное экономическое значение, потому как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в иных отраслях народного хозяйства занято более 5 млн. человек, при этом более половины - ручным трудом. Подотрасль осуществляет выпуск мостовых электрических кранов, стационарных и ленточных конвейеров, оборудование для комплексной механизации складов
2.Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и иным. Данная подотрасль осуществляет выпуск также путевых машин и механизмов (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и иные).
3.Турбостроение, которое поставляет для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины. Предприятия подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов. Атомное машиностроение выпускает корпусные реакторы и иное оборудование для АЭС.
4. Электротехническая промышленность. Эта отрасль выпускает изделия более 100 тысяч наименований продукции, потребителем которой является почти все народное хозяйство. По объему производства она существенно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции необходим широкий набор технических средств и материалов, которые производятся различными промышленными комплексами. Основную номенклатуру производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование.
5. Станкоинструментальная промышленность состоит из производства металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Примерно 50% объема продукции приходится на металлорежущие станки.
6. Приборостроение. Продукция данной отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства необходимы высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Предприятия отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта сложная продукция является главным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а кроме того управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем.
7.Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В эту отрасль входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а кроме того для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Главным фактором размещения является близость к потребителю.
8.Авиационная промышленность. В авиационной промышленности объединяются предприятия почти всех отраслей промышленного производства, которые поставляют различные материалы и оборудование. Предприятия отличаются достаточно высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Отрасль выпускает современные пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты разных модификаций.
Ракетно-космическая промышленность производит орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования, которая сочетает высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.
9. Автомобильная промышленность. По объему производства, а кроме того по стоимости основных фондов она является достаточно крупной отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения повсеместно применяется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых популярных товаров в розничной торговле.
10. Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. В сельскохозяйственном машиностроении происходит предметная и подетальная специализация; существенно меньше предприятий специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования. Отрасль производит разные виды комбайнов: зерноуборочные, льноуборочные, картофелеуборочные, кукурузоуборочные, хлопкоуборочные и другие, а кроме того разные модификации тракторов: колесные пропашные, колесные пахотные, гусеничные пропашные и другие.
11. Судостроительная промышленность. Множество заводов отрасли, невзирая на потребляемое ими существенное металла больших параметров, что явно некомфортно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов объясняет установку на них различного оборудования, что предполагает наличие кооперационных связей с предприятиями иных отраслей экономики.
2. РАЗВИТИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ МАШИНОСТОРИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ
2.1 Особенности размещения машиностроительного комплекса России
Машиностроение имеет отличия от иных отраслей промышленности целым перечнем особенностей, влияющих на его географию. Важным является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. В общем машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», потому как оно в меньшей степени испытывает воздействие таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и других. В тоже время на размещение предприятий машиностроения достаточно большое воздействие оказывает ряд иных факторов. К ним можно отнести: наукоёмкость; металлоёмкость; трудоёмкость; близость потребителю.
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения выделяют военно-стратегический аспект. Учитывая интересы государственной безопасности, немало предприятий машиностроительного комплекса, которые выпускают продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Некоторые из них сконцентрированы в закрытых городах. В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно отметить некоторые группы отраслей, включая:
1. Тяжелое машиностроение (около 67% продукции).
2. Общее машиностроение (около18% продукции).
3. Среднее машиностроение (около 15% продукции)
Рассмотрим более детально каждую из групп отраслей.
1.Тяжелое машиностроение. Группа отраслей тяжелого машиностроения отличается от других большим потреблением металла, достаточно небольшой трудоемкостью и использованием энергии. Примерно 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, другие - в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:
- Центральный («Электросталь»);
- Уральский экономический район (завод «Уралмаш» в Екатеринбурге);
- Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в городе Новосибирск);
- Западный: г. Санкт-Петербург - (завод «Электросила», который выпускает турбогенераторы);
- новые центры, которые связаны с производством атомных реакторов - завод «Автоммаш» в г. Волгодонск.
Производство металлургического оборудования сформировалось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия данного направления специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов.
Производство крупного энергетического оборудования появилось и развивалось вне металлургических баз в крупных городах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой непростой, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций производят Северо-западный (Санкт-Петербург), Уральский (Екатеринбург) и Западно-Сибирский (Новосибирск) районы.
2. Общее машиностроение. Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения выпускают технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и несложные сельскохозяйственные машины.
Преобладают специализированные предприятия, которые связаны с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, которые поставляются в порядке кооперации. Ряд предприятий, которые выпускают оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения – это одни из самых многочисленных в отрасли и размещены они во многих районах России. Общее машиностроение выпускает 25% товарной продукции отрасли.
Сельскохозяйственное машиностроение: - производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог), в Сибири (г. Красноярск); - производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (г. Рязань).
Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) выпускается в Пензе, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске.
3. Среднее машиностроение. Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Главными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Данная отрасль потребляет огромное количество различных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения достаточно многочисленны, узкоспециализированы, у них широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает выпуск автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и разного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.
Основными районами размещения автомобильной промышленности являются: Центральный, Волго-Вятский, Поволжский.
Тракторная промышленность России - одна из самых крупных. Выпускаются разнообразные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Тракторные заводы расположены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в Чебоксарах.
Станкостроительная промышленность – это техническая база всего машиностроения. Расходы металла в ней, обычно, невелики, большая часть заготовок и деталей выпускается на самих предприятиях, объединение с другими предприятиями зачастую сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. Сегодня предприятия станкостроения расположены в городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири.
Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе (Москва), в Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область).
Машиностроительный комплекс – это важнейший комплекс, который играет важную роль в производственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства России, который имеет свою отраслевую структуру, специализацию внутри нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение влияет много факторов. Развитие и размещение его отраслей основывается на тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса. Принципы развития и размещения отражаются в общих и специфических факторах, которые оказывают влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса:
- природные условия, география природных и сырьевых ресурсов;
- объемы капитальных вложений, источники финансирования;
- специализация и уровень развития хозяйств экономических районов;
- базовый уровень развития науки и техники;
- пути сообщения и транспортная сеть;
- трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации;
- формы организации производства;
- масштабы, структура и география потребления продукции;
- транспортабельность сырья и готовой продукции;
- экологическая обстановка в регионе.
2.2 Проблемы и перспективы машиностроительного комплекса России
За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Многие предприятия были закрыты, на других предприятиях сократился объем производства. Достаточно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.
Основной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших союзных республик. Машиностроение, как и экономика Российской Федерации в общем находится в кризисе. Для выхода из него нужно выборочное обновление основных фондов с учетом максимального износа, конверсия и перепрофилирование предприятий. Для технологической сбалансированности комплекса, придания минимально необходимой гибкости его производственной базе необходимо приоритетное увеличение выпуска оборудования межотраслевого назначения: приборов и средств автоматизации, технологической оснастки и инструмента.
Сегодня положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены новые заводы, осуществляется реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.
Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в огромной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, насколько быстро специалисты смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.
Не менее важным является перевод машиностроения на следующую, более высокую ступень автоматизации производства на базе применения роботизированных производств. Расширение потребностей разных отраслей народного хозяйства и комплексов взаимосвязанных производств по номенклатуре, качеству, производительности и надежности техники и постоянная замена имеющихся технологических процессов более совершенными вынуждают машиностроителей отказываться от радиационных методов конструирования и организации производства машин и оборудования. Мировая практика показывает, что достаточно эффективными здесь являются переход к автоматизированному проектированию и изготовлению машин и устройств с использованием современных средств вычислительной техники и соединение процессов проектирования и изготовления современных машин в единую цепочку. Данный подход несколько ускоряет проектирование и производство машин и делает достижения научной и конструкторской мысли реальными уже сегодня.
Приоритетными на первом этапе реконструкции машиностроительного комплекса будут отрасли: станкостроения, приборостроения, электроники и электротехники, где достаточно важно добиться изменения положения дел, так как они являются базой для создания реальных предпосылок перевооружения производственного аппарата самого машиностроения новыми техникой и технологиями.
Данные проблемы не могут быть решены при нынешнем уровне технической оснащенности машиностроения, поэтому важной проблемой переориентации п на интенсивный путь развития является ускорение научно-технического прогресса в машиностроительном комплексе, который подразумевает широкомасштабное внедрение новых машин и оборудования, эффективных технологических процессов, использование прогрессивных конструкционных материалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отраслевые особенности машиностроительных производств отражают технико-экономические показатели, которые используются при обосновании размещения предприятий. Машиностроительный комплекс выполняет достаточно важную роль в экономике, обеспечивая своей продукцией необходимость материального производства, непроизводительной сферы, обороны и населения. От комплекса зависит технологический прогресс в обществе, уровень производственного аппарата и качество жизни людей.
Анализ состояния и перспектив развития машиностроительного комплекса говорит о том, что индустриальное будущее России, зависит от того, в какой мере и как быстро удастся преодолеть ограничения. Для этого нужна, в первую очередь, определенная система структурно-инвестиционного государственного регулирования, которая сделает машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.
Сложность перехода машиностроения на инновационный путь развития заключается в том, что при реализации стратегических целей вхождения страны в постиндустриальное общество нужно решать одновременно две задачи: модернизацию самого машиностроения и техническое перевооружение иных отраслей экономики. Но нужно отметить, что в нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут выпускать конкурентоспособную продукцию только для сравнительно узких сегментов рынка. Но несмотря на проблемы и трудности в России есть все необходимые условия для опережающего развития машиностроения. Это, в первую очередь, собственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и другие потенциалы.
Задачи, поставленные в начале работы, выполнены. Цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алексейчева, Е.Ю. Экономическая география и регионалистика / Е.Ю. Алексейчева, Д.А. Еделев. – М.: Дашков и К, 2016. -191 с.2.Морозова Т.Г. Региональная экономика. Учебник. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юнити. 2013. - 211с.
3.Трусова Л.И. Экономика машиностроительного производства. Задачи и ситуации: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. - 139 с.
4. Экономическая география/В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с.
5. Борисов В.П. Инновационное развитие машиностроения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-razvitie-mashinostroeniya.pdf (дата обращения: 07.12.2020)
6. Морозова Т.Г. Электронная библиотека. Региональная экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// bibliotekar.ru/regionalnaya-economika/69.htm (дата обращения: 08.12.2020).
7.Машиностроительный комплекс. География машиностроения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geography.ru/course/220034/202373/202373.htm(дата обращения: 07.12.2020).
8.Машиностроительный комплекс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yaklass.ru/materiali?chtid=302&mode=cht(дата обращения: 07.12.2020)
9.Состояние машиностроения в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mashinprom.ru/mashinostroenie-v-rossii/sostoyanie-mashinostroeniya-v-rossii/mashinostroitelnyij-kompleks-rossii.html(дата обращения: 07.12.2020)
10.Тракторная промышленность России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://geo.1september.ru/article.php?ID=20060110(дата обращения: 07.12.2020).
11.Экономическая география России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliotecar.ru/economicheskaya-geografiya/48.htm(дата обращения: 08.12.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!