это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2657791
Ознакомительный фрагмент работы:
1 Кратко о Г. Гельмгольц
Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц (1821 — 1894 гг.) — немецкий физик, физиолог и психолог, экспериментально исследовавший работу органов чувств (зрительных и слуховых восприятий) и содействовавший становлению психологии в качестве самостоятельной экспериментальной науки. Исследовал скорость прохождения возбуждения по нервному волокну. Впервые установил взаимосвязь психического и физиологического в конкретном экспериментальном исследовании, показал зависимость восприятия от бессознательно актуализируемых автоматизированных установок (бессознательных умозаключений). Выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения (Рисунок 1), резонансную теорию слуха, изобрел офтальмоскоп — прибор для исследования глазного дна [2]. Учениками Гельмгольца были В. Вундт и И.М. Сеченов.
Согласно теории Гельмгольца, в сетчатке глаза содержатся три вида цветовоспринимающих элементов, соответствующих трем основным цветам — красному, зеленому и синему. Каждый вид цветочувствительных элементов возбуждается преимущественно одним из основных цветов, но реагирует, правда, в меньшей степени, и на другие хроматические лучи. Кривые чувствительности отдельных видов цветовоспринимающих элементов частично перекрывают друг друга (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема трехкомпонентной теории цветового зрения Гельмгольца
Например, при действии красного цвета возбуждается не только красный компонент, но в значительно меньшей мере зеленый и в ничтожной степени — синий. Изолированное возбуждение одного вида цветочувствительных элементов вызывает ощущение насыщенного цвета, соответствующего одному из основных цветов. При равном раздражении трех цветочувствительных аппаратов ощущается белый цвет. Трехкомпонентная теория объясняет и явления цветовой слепоты — выпадением того или иного компонента цветового зрения: красного компонента при протанопии, зеленого при дейтеранопии, синего — при тританопии.
2 Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца
В зарубежной психологии популярно разделение всех теорий восприятия на теории восходящих и нисходящих процессов. Под нисходящими процессами подразумевается непроизвольное поступление сенсорной информации для ее дальнейшего анализа на более высоких уровнях, не зависящее ни от установок наблюдателя, ни от его потребностей и желаний; это универсальный процесс, свойственный всем людям независимо от их субъектных качеств. Восходящие процессы — это процессы, определяемые именно субъектом, его прошлым опытом, установками, эмоциями и схемами. Среди современных теорий, отстаивающих ведущую роль восходящих процессов в восприятии, — теории И. Рока, Р. Грегори, Дж. Брунера. Последователи теорий восходящих процессов в качестве своей отправной точки называют теорию известного немецкого ученого XIX в., современника Вундта Германа фон Гельмгольца. Гельмгольц, так же как и Вундт, развивал идею о роли памяти в процессе восприятия, однако, если у Вундта подчеркивается, что восприятие есть комбинация текущих чувственных данных с нашими знаниями о воспринимаемом объекте, Гельмгольц обратил внимание на роль других познавательных процессов в протекании перцептивного акта.
Теория Гельмгольца получила название теории бессознательных умозаключений, так как Гельмгольц в своей книге «Руководство по физиологической оптике» сформулировал теорию, согласно которой восприятие является процессом, сходным с завершением силлогизмов. Эти умозаключения достигаются «просто, посредством бессознательного процесса ассоциации идей, имеющего место на задворках нашей памяти»[1].
Гельмгольц отмечал, что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать объекты. И Гельмгольц выдвинул много аргументов в пользу такого положения. Во-первых, он утверждал, что стимуляция каждого нервного окончания сетчатки приводит к ощущению, характеризующемуся интенсивностью, оттенком и «локальным знаком». Локальный знак, термин, введенный в науку Лотце, представляет собой указатель на конкретный нерв, на конкретную точку сетчатки, которая стимулировалась объектом. Сами по себе локальные знаки не несут пространственной информации, но в процессе опыта мы научаемся использовать локальные знаки для определения формы и размера объекта, а также расстояния до него и удаленности от него. Это значит, что в процессе жизни мы научаемся использовать сенсорную информацию для того, чтобы воспринимать.
Также, по словам Гельмгольца, ощущения многозначны но природе. Согласно доминирующему в то время закону специфических энергий органов чувств Йоханнеса Мюллера, одно и то же субъективное ощущение может быть вызвано разными раздражителями. Например, световое ощущение вызывается как источником света, так и при помощи механического нажатия на глазное яблоко. Исходя из этого закона, мы никогда не можем быть уверены, что именно привело к тому или иному ощущению. Однако, несмотря на это, мы ориентируемся в мире и правильно определяем объекты среди нас, следовательно, по мнению Гельмгольца, мы пользуемся еще какими-то средствами, помогающими нам адекватно воспринимать окружающий мир.
Еще одним аргументом в пользу положения о недостаточности только сенсорных данных в восприятии служит положение об избыточности ощущений. По мнению Гельмгольца, не каждое ощущение становится компонентом образа восприятия. Для Гельмгольца восприятие по своей сути является одной из форм силлогистического рассуждения, в котором есть большая и малая посылка. «Большая посылка» — это наше знание о мире и его законах, о свойствах объектов этого мира и их взаимодействиях друг с другом; «большая посылка» опирается на наш опыт и память. «Малая посылка» - эго наши текущие впечатления от объекта. Восприятие объекта, таким образом, это — умозаключение, или завершение силлогизма, которое протекает автоматически, неосознаваемо. Сталкиваясь с объектом, мы начинаем выдвигать гипотезы и проверять их, делая выводы о природе наблюдаемого явления. Наше восприятие, таким образом, не осуществляется немедленно, оно опосредовано опытом и процессом бессознательных умозаключений.
Примером, иллюстрирующим теорию бессознательных умозаключений, может служить константность восприятия размера. Из оптики известно, что чем дальше объект, тем меньше его проекция на сетчатке. Однако мы, воспринимая одного и того же человека на разном расстоянии, не делаем вывода, что он уменьшился в росте. Согласно теории Гельмгольца, наше знание, что объекты на расстоянии кажутся маленькими, а также знание о действительном росте человека («большая посылка») и сама проекция этого человека («малая посылка») способствуют выводу о том, что данный человек находится на большом от нас расстоянии.
Вклад знаний в процесс восприятия может быть различным в зависимости от условий восприятия. Так, Гельмгольц выделял три основных вида образов:
• первичный образ — совокупность впечатлений, не содержащих ничего, кроме того, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений в настоящий момент;
• образ в представлении — отвлеченные от текущих чувственных впечатлений образы наблюдавшихся ранее объектов; также содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внешним миром (например, представление о форме вещей, о расстоянии и размере и т.п.);
• перцептивный образ — восприятие, сопровождающееся соответствующими чувственными ощущениями.
Перцептивный образ формируется путем синтеза первичного образа и образа в представлении через процесс бессознательных умозаключений. Если условия восприятия обедненные, то больший вклад в процесс перцепции вносит образ представления, например, находясь в затемненной комнате, в которой мы тем не менее знаем примерное расположение вещей, мы ориентируемся именно на это знание в первую очередь, когда выдвигаем предположение о том или ином объекте.
Заключение
Теория Гельмгольца оказала большое влияние на современную психологию восприятия и вдохновила таких современных ученых, как Ирвин Рок и Ричард Грегори на создание своих теорий, в основе которых лежит идея о недостаточности проксимальной стимуляции для восприятия и о роли других когнитивных процессов в восприятии.
Список использованной литературы
Восковская, Л. В. Психология ощущений и восприятия : учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Восковская. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 475 с.
Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!